Обязательно ли иконопочитание?

  • Автор темы Вячеслав Л.
  • Дата начала
В

Вячеслав Л.

Guest
Благодарю всех за участие в обсуждении. Но насколько я понимаю, у всех в этой жизни различный путь к вере, к Богу. Кто-то пришёл к вере благодаря иконе, кто-то через скорби, кто-то по иным жизненным обстоятельствам. Наверное нет, да и не может быть какого-то "стандарта" для всех. Каждый человек индивидуален, и для каждого у Бога свой замысел, свой подход, свои методы спасения. Я не говорю об основополагающих христианских догматах, они едины для всех. Но чем более я размышляю, тем более понимаю, что я вряд ли смогу прийти к иконопочитанию в том виде, в каком это принято в православии. Чудотворность иконы зависит от веры человека, но никак не от самой иконы, это моё мнение. Видимо истинного православного христианина из меня не получится.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Чудотворность иконы зависит от веры человека, но никак не от самой иконы, это моё мнение. Видимо истинного православного христианина из меня не получится.

Чудотворность иконы, как и спасение человека, синергийно, т.е. зависит и от Бога, и от человека.

Что касается выводов о том, сможете ли Вы стать православным христианином, то я, Вячеслав, не советовал бы Вам торопится с выводами... Я тоже не спешил лобызать иконы в период своего воцерковления. Иконопочитание - важный догматический момент, но как и многое другое, требующий, для некоторых, опыта церковной жизни. Начните просто молиться перед иконами, попросите Господа помочь Вам в понимании этого догмата. Господь ответит, как ответил большинству из нас...

Могу также порекомендовать тест: ИКОНОПОЧИТАНИЕ
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Чудотворность иконы, как и спасение человека, синегийно, т.е. зависит и от Бога, и от человека.

Что касается выводов о том, сможете ли Вы стать православным христианином, то я, Вячеслав, не советовал бы Вам торопится с выводами...

Кирилл, а что же мне делать с тем духовным опытом который у меня уже есть? Забыть? Вычеркнуть? Не смогу. Для этого прийдётся совершить интеллектуальное самоубийство, и признать всё чему меня научил Господь, неверным и ошибочным. А это не так. Я уверен, что всё что я знаю на данный момент, всё что понял в этой жизни, весь духовный опыт, пусть даже совсем небольшой - это от Господа. А для того чтобы стать православным, мне нужно всё перечеркнуть. Совесть не даст.

Я тоже не спешил лобызать иконы в период своего воцерковления. Иконопочитание - важный догматический момент
Писанием сможете подтвердить свои слова? Вот чтобы просто и понятно было сказано в Библии, что творения рук человеческих, иконы, нужно почитать, лобызать и т.д.?

Начните просто молиться перед иконами, попросите Господа помочь Вам в понимании этого догмата. Господь ответит, как ответил большинству из нас...

Не могу я молиться перед иконами... Всегда молился без них, и Господь отвечал на молитвы, так или иначе. Это жизненный опыт, личный, непосредственный. Что с ним делать? Разве Господь не услышит меня, если я буду молиться без икон? Не верю. Господь взирает на сердце, а не на то каким образом и в какой обстановке я молюсь. Почему я должен сменить живую веру на поклонение иконам? Не понимаю... Неужели нельзя без этого?
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Я в тупике. Создавая эту тему, задавая вопрос, я всё-таки надеялся что православие заключается не в иконопочитании и обрядности :( Оказывается заблуждался. Никто не сказал, что иконопочитание необязательно. Наоборот, все доказывают, что без этого ну никак нельзя. Что делать? Совсем запутался.
 
Иваново
Православный христианин
для большей ясности можно почитать главу из кники Кураева "Икона в Библии" (важно дочитать до конца, хотя статья большая и требует вдумчивого чтения). Здесь Кураев приводит цитаты и из Ветхого завета, касательно прообразов икон

http://azbyka.ru/religii/konfessii/Kuraev_Protestantam_06g-all.shtml

Вы пишите, что здесь (на форуме) Вам "Никто не сказал, что иконопочитание необязательно."
Но никто не утверждал и обратного.
Вам приводились православные аргументы, почему икона имеет вообще право на существование (что это не плод язычества), и почему занимает такое почетное место в храме и дома при молитве.
Убедили ли Вас эти аргументы или хотя бы отчасти прояснили сущность вопроса об иконопочитании. Надеюсь, что ДА. Хотя бы немного.

А на счет целования икон и пр. Хорошо мне кажется сказал проф. Осипов и его слова можно отнести и к иконам: "это все (целование, поклоны) - проявление благоговения перед святыней". Если человек считает икону святыней, то и относится к ней будет соответственно благоговенно. Это касается не только икон, но и других святынь в храме. Скоромная одежда, некие правила (женщина в платке и юбке, мужчина без головного убора), соответствующее поведения в храме, коленопреклонения и пр. - ВСЕ это относится также к проявлению благоговения перед Богом или святыней.
Внешнее действие есть выражение внутреннего благоговения, уважения, почитания если хотите. По-моему, в этом нет ничего предосудительного. Плохо, когда выполняют внешнее действие без внутреннего благоговения, без внутреннего понимания к Кому идешь или к Кому обращаешься (при молитве). Поэтому в форму, лишь в внешнее исполнение правил может превратится не только иконопочитание, но и даже молитва (когда ее вычитывают или произносят машинально, без сердечного участия). Это никто из православных не защищает. Наоборот, говорит, что "беда, если человек станет поступать именно так: так молится или так исполнять внешнее правило благочестия" и все это без внутреннего переживания, а только потому, что так положено. Это будет лицемерие перед Богом, фарисейство.
Все должно исходить из сердца, с пониманием и благоговением.

Поэтому, если Вы видите, что кто-то целует икону и Вы этого внутренне не понимаете, не принимаете и Вам кажется это действие странным, то не нужно винить другого человека в том, что ОН это делает лишь машинально, лишь для соблюдения внешних правил. Нужно думать, что ВЫ этого еще не понимаете внутренне и потому не можете судить о том, правильно ли это или нет.

Например, атеисты - для них не понятно, зачем люди молятся, к Кому они обращаются. Но это не значит, что Бога вообще нет (раз они - атеисты этого не чувствуют), и не значит, что верующие притворяются и делают вид, что молятся.
Поэтому атеист не имеет права судить тех, кто чувствует, что Бог есть, только потому, что ОН (атеист) этого не понимает
 
Иваново
Православный христианин
и еще...а Вы читали сам текст догмата?
Храним не нововводно все, писанием, или без писания установленныя для нас церковныя предания, от них же едино есть иконнаго живописания изображение, яко повествованию евангельския проповеди согласующее, и служащее нам ко уверению истиннаго, а не воображаемаго воплощения Бога Слова, и к подобной пользе. Яже бо едино другим указуются, несомненно едино другим уясняются. Сим тако сущим, аки царским путем шествующе, последующе Богоглаголивому учению святых отец наших и преданию кафолическия Церкви, (вемы бо, яко сия есть Духа Святаго в ней живущаго,) со всякою достоверностию и тщательным разсмотрением определяем: подобно изображению честнаго и животворящаго креста, полагати во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честныя и святыя иконы, написанныя красками и из дробных камений и из другаго способнаго к тому вещества устрояемыя, якоже иконы Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и непорочныя Владычицы нашея Святыя Богородицы, такожде и чтимых Ангелов, и всех святых и преподобных мужей. Елико бо часто чрез изображение на иконах видимы бывают, потолику взирающиии на оныя подвизаемы бывают воспоминати и любити первообразных им, и чествовати их лобзанием и почитательным поклонением, не истинным, по вере нашей, Бого поклонением, еже подобает единому Божескому естеству, но почитанием по тому образу, якоже изображению честнаго и животворящаго креста и святому евангелию и прочим святыням, фимиамом и поставлением свещей честь воздается, яковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь воздаваемая образу переходит к первообразному, и покланяющийся иконе, покланяется существу изображеннаго на ней. Тако бо утверждается учение святых отец наших, сиесть, предание кафолическия Церкве, от конец до конец земли приявшия Евангелие.


Тут как раз и говорится зачем нужна икона: чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением … почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей…

Но нигде не говорится о том, что к Богу можно обращаться только молясь перед иконой. Говорится, что почитание икон - это такое же почитание как Евангелия и животворящего Креста. Т.е. этим догматом икона признается святыней, наравне с уже существующими святынями (Евангелие, Крест). Ведь для протестантов Библия - святыня. Они могут поцеловать эту книгу? Наверное, не запрещено. Икона в православии такая же святыня и потому требует особого отношения.
Но еще раз - нигде не говорится о том, что обращаться к Богу можно только через икону. Такого нет!
 
Вячеслав, на самом деле никто вам не должен доказывать обязательно ли почитание икон или нет. Почитание икон в православии началось еще в 8 веке, а протестанты появились в 16 веке, то есть почитание икон началось раньше появления протестантизма. Очень рекомендую вам почитать книгу Иоанна Дамаскина "В защиту православных икон".
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Вячеслав, на самом деле никто вам не должен доказывать обязательно ли почитание икон или нет.

Да не нужно мне ничего "доказывать", Наталья. Я всего-навсего задал вопрос - "Обязательно иконопочитание, или нет?" Моожно ли молиться в православии без икон? Можно ли не целовать икону и не поклонятся ей? Кто нибудь может сказать "ДА", или "НЕТ"?

Почитание икон в православии началось еще в 8 веке, а протестанты появились в 16 веке, то есть почитание икон началось раньше появления протестантизма.

Можно ведь и иначе сказать... Например - "Почитание икон в православии началось АЖ в 8 веке..." А что же делали христиане целых 800 лет? Логика подсказывает, что 800 лет иконопочитания не было. И что? Ведь обходились без этого? Я не отстаиваю позиции протестантов, не о них сейчас речь. Просто пытаюсь понять - если я не буду целовать иконы, оказывать им почитание, значит на спасение мне можно не надеяться?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Вячеслав, вспомните Ваш пост #17 и мой ответ на него #18

Иконопочитание есть обязательно для православного христианина - это догмат - непреложная истина. Я, как православная христианка, прикладываюсь к иконам с благоговением и любовью к Тому, Кто на ней изображен, а не потому что так надо.

Просто пытаюсь понять - если я не буду целовать иконы, оказывать им почитание, значит на спасение мне можно не надеяться?

А спасение, мой дорогой друг, Вячеслав, Богопознание и Богообщение. И я надеюсь, когда Вы познаете Истину, то припадете к иконе Спаса нашего Иисуса Христа с благоговением и любовью, и забудете, что этот вопрос Вас так, когда-то волновал.
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
... "Почитание икон в православии началось АЖ в 8 веке..." А что же делали христиане целых 800 лет? Логика подсказывает, что 800 лет иконопочитания не было. И что? Ведь обходились без этого?

Вячеслав, вы же не будете отрицать, что священное Писание основывается на Священном Предании? Так Евангелие от Луки (1.1-4) http://azbyka.ru/bogosluzhenie/lekcionariy/evangelie_03s.shtml прямо говорит об этом: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами..."

Так вот, Священное Предание сохраняет нам сведения о том, что первой иконой Спасителя стал плат св. Вероники, а первая икона Богородицы была написана апостолом Лукой... http://azbyka.ru/tserkov/ikona/uspenskiy_ikony_pravoslavnoy_tserkvi_04-all.shtml

Т.е., происхождение икон, начало их почитания относятся к времени земной жизни Спасителя и Богородицы.
 

Кирилл

Чтец
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Кирилл, а что же мне делать с тем духовным опытом который у меня уже есть? Забыть? Вычеркнуть? Не смогу. Для этого прийдётся совершить интеллектуальное самоубийство, и признать всё чему меня научил Господь, неверным и ошибочным. А это не так. Я уверен, что всё что я знаю на данный момент, всё что понял в этой жизни, весь духовный опыт, пусть даже совсем небольшой - это от Господа. А для того чтобы стать православным, мне нужно всё перечеркнуть. Совесть не даст...

Вячеслав, я думаю, что Вам нужно разобрать, какой опыт правильный, а какой ложный. Не думаю, что абсолютно всё придётся перечеркнуть.

Что касается иконопочитания. Это догмат, принятый Седьмым Вселенским Собором и напрямую связанный с вероучением, а не просто благочестивая практика к которой все привыкли. Принятию этого догмата предшествовали серьёзные богословские дискуссии. См. подробнее.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Иконопочитание есть обязательно для православного христианина - это догмат - непреложная истина. Я, как православная христианка, прикладываюсь к иконам с благоговением и любовью к Тому, Кто на ней изображен, а не потому что так надо.

Ну вот.. Это уже конкретный ответ, а не переливание из пустого в порожнее. Наверное я максималист. Я предпочитаю либо "ДА", либо "НЕТ", и не люблю полутонов и размытости.


А спасение, мой дорогой друг, Вячеслав, Богопознание и Богообщение. И я надеюсь, когда Вы познаете Истину, то припадете к иконе Спаса нашего Иисуса Христа с благоговением и любовью, и забудете, что этот вопрос Вас так, когда-то волновал.

Большое спасибо, Екатерина, за ссылочку. Прочёл с удовольствием и интересом. Всё очень лаконично, просто и понятно. Лишний раз убеждаюсь, что духовный опыт православия просто безграничен. Я считал, что я многое знаю, и имею духовный опыт :) Сегодня убедился, что я в общем-то не знаю НИЧЕГО. Мысленно пришлось сказать себе, как в мультфильме про "Простоквашино" - "Поздравляю ,Шарик. Ты балбес..." Учиться, учиться, и ещё раз УЧИТЬСЯ. Искренне благодарю Вас, за помощь, поддержку, и терпение.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Вячеслав, вы же не будете отрицать, что священное Писание основывается на Священном Предании? Так Евангелие от Луки (1.1-4) http://azbyka.ru/bogosluzhenie/lekcionariy/evangelie_03s.shtml прямо говорит об этом: "Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами..."

Так вот, Священное Предание сохраняет нам сведения о том, что первой иконой Спасителя стал плат св. Вероники, а первая икона Богородицы была написана апостолом Лукой... http://azbyka.ru/tserkov/ikona/uspenskiy_ikony_pravoslavnoy_tserkvi_04-all.shtml

Т.е., происхождение икон, начало их почитания относятся к времени земной жизни Спасителя и Богородицы.

Скажу честно, Елена Анатольевна, эти сведения вызывают у меня немалые сомнения... Если ещё откровеннее, то думаю, что не обошлось без фальсификации и подгонки Священного Предания под интересы православия. Не хочу никого обидеть, но если у меня есть сомнения, я их высказываю. Пока не могу безоговорочно с Вами согласиться, но обещаю добросовестно изучить всё, что касается вопроса происхождения икон.
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Большое спасибо, Екатерина, за ссылочку. Прочёл с удовольствием и интересом. Всё очень лаконично, просто и понятно. Лишний раз убеждаюсь, что духовный опыт православия просто безграничен.

Спаси Вас Господи, Вячеслав! Божьей помощи Вам в познании Истины.

В православном понимании спасение человека состоит как бы из трех ступеней. Это: искупление, освящение, обожение. Этим этапам духовного роста соответствуют три различных добродетели – вера, надежда, любовь. А также три различных состояния человека по отношению к Богу: раб, наемник, сын.

«Господи, все спасутся, я один погибну».

Перед смертью аввы Сисоя, когда около него сидели отцы, вдруг лицо его просияло, как солнце. И он сказал: «Вот пришел авва Антоний». Немного погодя: «Вот пришел лик пророков». И лицо его заблистало еще светлее. Потом он сказал: «Вот вижу лик Апостолов». Свет лица его усилился, и он с кем-то разговаривал. Тогда старцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он отвечал: «Пришли Ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на некоторое время оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии». Авва Сисой отвечал им: «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». Вдруг опять лицо его заблистало, подобно солнцу. Все пришли в ужас, а старец говорит им: «Смотрите, вот Господь. Он говорит: «Несите ко Мне избранный сосуд пустыни», – и тотчас предал дух и был светел, как молния. Вся храмина наполнилась благоуханием.
 
Скажу честно, Елена Анатольевна, эти сведения вызывают у меня немалые сомнения... Если ещё откровеннее, то думаю, что не обошлось без фальсификации и подгонки Священного Предания под интересы православия. Не хочу никого обидеть, но если у меня есть сомнения, я их высказываю. Пока не могу безоговорочно с Вами согласиться, но обещаю добросовестно изучить всё, что касается вопроса происхождения икон.

Вы правы насчет ваших сомнений, здесь и правда имеет быть место подделка. Про Веронику, это от католиков пришло, они изобрели, а потом в синодальный период, когда было такое помрачение сознания и часто слепое подражание западу, оно пришло и к нам. Православные же часто его защищают, потому что не знают о его католическом происхождении, это не они его подгоняли под себя, просто выразили своим языком. Впрочем, это нисколько не умаляет того факта, что до крестоносцев образ этот реально существовал в Византийской Империи и с него было сделано еще тогда немало списков. Нам нет никакой нужды настаивать на подлинности не подлинных историй, православное иконопочитание и так от этого нисколько не пострадает, оно просто неотделимо от Церкви, это две стороны одной реальности, словесная в Евангелии, Писании, святоотеческом наследии, и вторая в образе. То, о чем пишется в Евангелии, икона показывает в красках, реальность духовного опыта, жизни, благодати, ее преображающего действия.

Иконы настолько важны в Церкви, что противление им есть очень нездоровый признак, а само иконоборчество отцы называют сосредоточием многих ересей, отчего и победа над ним празднуется преимущественно как Торжество Православия. Впрочем, это не к вам упрек, вы еще в поиске находитесь, не позвольте только обмануть себя. Иконопочитание действительно очень высокая для восприятия вещь, впрочем, если нам это представляется трудным, тому есть конкретные причины, протестантские мудрования могли дать свои плоды и глубоко засесть в нас, да и искажения в этой области имели место в истории, особенно у католиков и у нас в период засилья западного, что дает себя знать, дискредитирует. Смутить же православного подобные факты не могут, поскольку он может в самом опыте своей жизни церковной наблюдать соответствие между образом и раскрывающейся ему духовной реальностью. Потому и говорю, протестантская духовность может быть враждебна иконам и несовместима с православной, сие нисколько неудивительно, это надо изживать.

Важно. Поклонение иконам отличается от поклонения Богу, также и в святых почитают не их вместо Бога, а Бога в них действующего и сделавшегося в них причиной их освящения ("Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев"), иконы потому почитаются также, потому что в них та же благодать божия присутствует, что и в святых, и потому и пишутся одинаково образы Христа и святых - та же благодать преображения, сияющая в Христе, сияет и во святых, не другая какая, во Христе она сияет в силу ипостасного единства Его человечества с Логосом, одним из Троицы, во святых она сияет как свидетельство их обожения, причастности к ней через жизнь во Христе. Телесно прикасаясь к иконе, мы приемлем освящение от благодати, обитающей в ней в силу ее сообразности с первообразом.
 
В

Вячеслав Л.

Guest
Почему в Новом Завете, нет ни одного прямого упоминания о поклонении иконам? Если иконопочитание, столь важный догмат в христианстве, то как могли апостолы умолчать об этом в своих посланиях?
 

Екатерина Трусова

Пользователь, заслуживающий доверия
Кировск, Мурманская область
Православный христианин
Почему в Новом Завете, нет ни одного прямого упоминания о поклонении иконам? Если иконопочитание, столь важный догмат в христианстве, то как могли апостолы умолчать об этом в своих посланиях?

Дорогой Вячеслав! 03 июня совершалось богослужение в честь В ЧЕСТЬ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВЛАДИМИРСКОЙ с чтением акафиста. Молилась вместе со всеми и думала о Вас, о том, как раскрыть Вам весь смысл, который вкладывают православные христиане в почитание икон.

Православие не разделяет Божественное Откровение и принимает и Священное Писание, и Священное Предание, бережно сохраняемое и передаваемое из поколения в поколение (и так будет до скончания века).

Владимирская икона Богоматери, как говорит предание, написана евангелистом Лукою на доске из того стола, за которым трапезовал Иисус Христос с Своею Пречистою Матерью и праведным Иосифом. Икона была написана еще во время земной жизни Богоматери и принесена святым художником к Ней.

Видя изображение Свое на иконе, Пресвятая Дева Мария повторила свое пророческое изречение: Отныне ублажат Мя вси роди. И присовокупила: Благодать Рождашагося от Меня и Моя с сею иконою да будет.

icona4_32.gif

Приведу только Икос 1 из всего акафиста (вообще по акафисту можно изучать или заинтересоваться изучением истории православия, так, например, первый из известных акафистов – акафист Пресвятой Богородице – написан в царствование императора Ираклия или, точнее, к 626 г., т.е. освобождению Константинополя от нашествия персов.)
(весь акафист размещен здесь http://www.hramsofii.ru/libr/akafist/akafvlad.html)

Икос 1
Ангельския Силы на Небеси немолчно воспевают Тя, Пречистая, зряще Славу Пребожественную, еюже Сын Твой прослави Тя; но и нас, земных, не оставила еси, яко некую лучу, ниспославши нам икону Твою, святым Лукою первописанную. О ней бо некогда изрекла еси: “С сим образом благодать Моя и сила да пребудут”. Темже вернии раби Твои, по вся дни и на всяцем месте сбытие словес Твоих зряще, ко образу Твоему цельбоносному притекаем и, яко же Самей Ти, с нами сущей, вопием:
Радуйся, Ангелов Царице: Радуйся, всего мира Владычице.
Радуйся, на Небеси присно славимая; Радуйся, и на земли величаемая.
Радуйся, благодать Твою иконе Твоей сей даровавшая; Радуйся, на спасение человеков тую поставившая.
Радуйся, Божия благости скорая Подательнице; Радуйся, молений наших усердная Послушнице.
Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Нам скажут: но Христос нигде не велел писать иконы. Но во-первых, замечу, что в Евангелии нет и запрета писать изображения Спасителя. Апостольский собор в Иерусалиме, обсуждая вопрос о том, что из израильского религиозного закона должен исполнять не-еврей, принявший Новый Завет, оставил в силе лишь три установления: "Угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени <...> кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите" (Деян. 15, 28-29). Предупреждение о неизобразимости Бога не было подтверждено апостолами; после того, как Неизобразимый стал видимым и Бестелесный воплотился, настаивание на этой заповеди было бы странным.

Во-вторых, если некое действие не предписано прямо в Писании, из этого еще не следует, что оно греховно. В конце концов Христос "нигде не повелел апостолам начертать даже краткое слово, однако его образ начертан апостолами и сохраняется до настоящего времени" (преп. Феодор Студит 112 ). Христос не велел писать Евангелия — но это не повод для их отмены как "неевангельского установления". Кроме того, нигде в Новом Завете не сказано, что надо читать Евангелия. Когда Христос повелевает "исследовать Писания" (см. Ин. 5, 39) — Он говорит о ветхозаветных книгах (новозаветных еще просто не существовало).


Икона в Библии. Проф. Андрей Кураев

О наличии икон в первые века христианства говорит свт. Василий Великий: «Приемлю и святых Апостолов, Пророков и мучеников, и призываю их к ходатайству пред Богом, да чрез них, т.е. по их предстательству, милостив будет мне Человеколюбец Бог и да подаст мне оставление прегрешений. Почему чту и начертание их икон и покланяюсь пред ними, особенно же потому, что они преданы от святых Апостолов и не запрещены, но изображаются во всех наших церквах».

Икона в Церкви, икона в доме. священник Дионисий Свечников
 
Почему в Новом Завете, нет ни одного прямого упоминания о поклонении иконам? Если иконопочитание, столь важный догмат в христианстве, то как могли апостолы умолчать об этом в своих посланиях?

При апостолах само такое явление как иконоборчество представляется невозможным, настолько еще жива была память об живом, непосредственном общении с воплотившимся Единым от Троицы, а догматы, как правило, в смысле их словесное раскрытие и обоснование, проявляются тогда, когда возникают связанные с ними лжеучения.
Послушайте Евангелие - "О том, что мы видели, что осязали руками нашими, о Слове Жизни..." Не только видели, но и осязали. Такая нелепица, как утверждение о невозможности изображения Христа не могла просто при апостолах даже помыслиться, тем более, что уже тогда существовали нерукотворные образы Господа.
Как это не парадоксально, но основанием иконы является прямой запрет изображения Бога в Ветхом Завете, по толкованию отцов он означал "не изображайте Бога невидимого, не имеющего никакого образа, т.е. пока Он не воплотился, когда же воплотился и стал видим и даже осязаем, то можно изображать человеческую сторону Бога", делающей явленной Личность воплотившегося Единого от Троицы.

Евангелие есть словесная икона Христа, тоже самое в церкви показуется наглядно образом, они взаимно друг друга дополняют. Если благодать действует в тех, кто произносит чувственными устами имя Божие, через материальное, т.е. слово, то нет ничего удивительного, что через поклонение и лобызание образа Христа Бога воплотившегося благодать так же действует, как словом чувственным Бог почитается, так и воздаянием чести Его образу.

Сложность рационального осмысления догмата иконопочитания заключается еще в необходимости отчетливо знать другие догматы. Они все неразрывно связаны друг с другом, и понять отдельно один из них, вне связи с другими, невозможно, и особенно это относится к догмату об иконопочитании.
Для верного осмысления иконопочитания необходимо понимать
1) догмат Воплощения;
2) связанный с догматом воплощения Троичный догмат и православное учение о личности, ключевое учение для понимания многих догматов;
3) учение об существе Божием и божественных нетварных энергиях;
это главное, но не все.
 
Заранее прошу прощения за свой вопрос, если он кого-то обидит. Я бывший баптист, но всё более склоняюсь к православию, поскольку адекватно оцениваю огромный духовный и исторический опыт Православной Церкви. Меня смущает иконопочитание. Я не считаю иконы "идолами", но целование икон и воздавание образам различных почестей для меня лично, неприемлемо. Поэтому назрел вопрос - Обязательно ли иконопочитание в православии?

В иконе есть Образ Божий и нам дано для подражания, чтобы быть ближе к Богу.
 
Сверху