Юрий Шокин;
о.Константин Пархоменко. О происхождении диавола.
"
Открывая Библию, читаем: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою…» (Быт. 1:1-2). Перед мысленным взором встают торжественные картины миротворения: Большой взрыв, создание галактик, звездных систем… Обращает на себя внимание слово «бездна». О какой бездне идет речь? Это не случайное слово. Слово бездна, по-древнееврейски – техом, напоминает о вавилонской богине Теомат, богине хаоса и океанской пучины. Библейский автор, намекая на Теомат (намек был понятен современникам), хотел подчеркнуть, что с первых мгновений творения прекрасного мира доброму, сотворенному Богом космосу противостоит злая, разрушительная сила…
Так, уже на первой странице Библии мы знакомимся с сатаной. В дальнейшем он всегда будет присутствовать в человеческой жизни – незримо, но реально.
Однако то, что сатана уже существует при творении мира, доказывает, что он появился раньше мира. Это действительно так. Согласно древнему общецерковному Преданию, сатана – это один из сотворенных Богом ангелов".
На первой странице Библии мы не знакомимся с сатаной.Я читал ранее эти рамышления о.Константина и не могу с ними согласится по следующей причине.
Василием Великим поясняется следующее.(Притом что я считал до него,библейское
тьма над бездной другим выражением фразы- безграничное неосвещеное пространство)
В.Великий
"Но сказано:
и тма верху бездны. (тьма над бездною)Опять новый предлог к баснословию, новые основания к нечестивым построениям для тех, которые извращают слова по собственным догадкам! Ибо не объясняют по обыкновенному, что тьма есть какой-нибудь не освященный воздух, или место затененное от преграждения света телом, или, вообще, место, лишенное света по какой ни есть причине, но толкуют, что тьма есть злая сила, лучше же сказать, самое зло, само от себя имеющее начало, противоположное и противодействующее Божией благости. Если Бог свет есть (1 Ин. 1, 5), то сила Ему противоборствующая, говорят они, в сообразность сей мысли, очевидно будет тьма — тьма, не от другого кого имеющая бытие, но самобытное зло, тьма, нечто враждебное душам, нечто производящее смерть, противление добродетели. И в самых словах пророка, по ложному их разумению, показывается, что тьма сия существовала, а не Богом сотворена. И на этом предположении каких не построено лукавых и безбожных учений! Kaкиe волцы тяжцы
(Деян. 20, 29), расточающие Божие стадо, устремлялись на души, ведя начало от сего краткого слова! Не отсюда ли Маркионы? Не отсюда ли Валентины? Не отсюда ли мерзкая ересь Манихеев, которую, если назовет кто гнилостью в церквах, не погрешит в приличии наименования?"
http://bible.optina.ru/old:gen:01:02
Мне знакома идеология и маркионитов,и последователей Валентина,и манихейство.Принимаю
Василия Великого.Есть ещё толкование этих слов
Ефрема Сирина,но он по своему вторит мысли В.Великого.
Что касается концептуального ответа,то человек мог что-то творить доброе только находясь (скажу по мирскому) в контакте с Богом.И это правило было заложено в древо познания добра и зла.Безбожное творчество в мире основаном на Гармонии и Любви-невозможно.Оно пресекается смертью.
Мы то живем в мире падшем,где вся тварь стенает.Посему и в мире горнем,человек может творить только в синергии с Богом.Это основа его нахождения в Царстве Небесном.
По ангелам.Сатаниил был осеняющим херувимом.Т.е первым среди херувимов,но выше него ближе к Богу,первыми встерчающие Божию благодать,являются серафимы.Архангел Михаил низвергнувший взбунтовавшего херувима с Неба,был серафимом. Библейский текст имеет лаконичный иногда скупой слог,но достаточно информационно емкий для того,чтобы мы по своей вере могли двигаться к Богу.
В одном из апокрифов когда уже все серафимы поклонилось человеку,(а из Писания мы знаем что Бог все покорил ему),Михаил на возражение Сатаниила что он раньше сотворен чем человек,отвечает -Поклонись Образу Божиему в нем.Что произошло дальше мы знаем.Низвержение падение и безславие.По церковному говорится следующее-Не устоял в Истине.
Любовь свойственая Богу,побудила Его даровать бытие разумным существам,способным опознавать и любить Его и участвовать в Его блаженстве.Первым плодом сей любви были ангелы.Но как твари, при всех их даным Богом дарованиям,они не могут быть совершеными.Един Бог,Творец всего сущего Всесовершен.Посему не устояв в Истине,а имено выдумав свою локальную истину что можно оставить Бога,и также существовать-они пали.Т.к оставить Бога- значит лишится жизни и предатся смерти.Господь Правосудный предоставив их самим себе,оставил их.
Дионисий Ареопагит дает ангельскую иерархию.
Поэтому смысл бунта до сотворения человека алогичен,ибо Сатаниил и так главнствовал в осенении.По сотворении же Адама ,все изменилось.