Здравствуйте Сергей!
Тема поднятая вами - является очень острой и больной не только конкретного прихода, но и всей полноты нашей Церкви. Внимательно ознакомился со всей веткой комментариев и мнениями уважаемых форумчан. И решил высказаться по этой острой теме.
Первое. Общи́на — многозначное слово, которое может соответствовать таким словам как коммуна и сообщество; совокупность представителей определённого вероисповедания, религиозного толка или национальности и т.п. В современном мире христианской общины как таковой нет, как и в истории Русской Церкви общины на всей протяжении ее истории не было. Не было не потому, а вопреки. Оговорюсь сразу, что менталитет православного христианина России не искать и не строить общину, а искать старца или священника который близок по духу и нраву. Который дает советы, утешает наставляет и т.п. К глубокому сожалению большая часть наших православных людей ходят от храма в храм, от монастыря в монастырь в поисках духовника, чуда, благодати... А ведь и в самом простом сельском храме есть и Благодать и Дух Святой там обитает!!!
Второе. Община формируется на основе вероучения и его разъяснения. Есть священнослужители, которые пытаются построить общину, но она не формируется. А почему? Тут несколько причин: а) нет достаточного опыта б) прихожане храма в поисках духовника, чуда, благодати и пр. в) не желания самого священника заниматься г) некогда заниматься (особенно если один священник на приходе) д) нет инициативных прихожан храма, готовых с энтузиазмом взяться за эту нелегкую работу
Третье. К глубокому сожалению, стоит констатировать факт того, что в священники идут не ради служения Христу и Церкви, и люду Божию, а ради некоторых своих меркантильных целей. К примеру, у меня был опыт общения со студентом семинарии о том, зачем ему становиться священником. На что ответ был примерно таков: "Отец священник, дед священник. Преемственность". За последние год-два при общении со студентами Семинарий очень редко, но встречаются те, кто хочет служить и Христу и Церкви. А сколько их, кто хотел бы, но не может в силу каких-либо обстоятельств?!
Четвертое. Главной ошибкой всех приходов, на мой взгляд, является ставка на молодежь. Читатели могут мне возразить, но я постараюсь обосновать свой вывод следующим. Молодежь - это социальная группа от 14 до 30(35) лет. С 14 до 18 переходный период, первая любовь, отношения, учеба, экзамены, сессия и т.п. С 20(25) молодой человек включается в трудовую деятельность, где первые несколько лет сосредоточен на карьерном росте, становлении как специалиста своего дела. В это же период идет поиск спутника жизни, дети, воспитание... Если посмотреть то день молодого человека расписан посекундно. Когда идти в храм? А вот когда - накануне экзамена, в случае каких-то сложных обстоятельств и пр. Так к сожалению устроено наше общество и так воспитана наша молодежь. А сейчас, когда Интернет стал неотъемлемой частью жизни и вовсе можно не ходить. Молитву, акафист, канон - все можно найти в Сети! И появится такой молодой человек в храме хоть раз в месяц на Причастии - и то слава Богу!!! Не стоит забывать, что молодежь более мобильна. Сегодня она в одном регионе учится и работает, а завтра в другом.
Пятое. Отсутствие воспитательной функции на Приходах. К сожалению большая часть приходов ограничивается только теми мероприятиями, которые от них требует епархия, а от епархий - Патриархия. Что называется отчетная работа. Надо - сделаем. Хотя бы напишем, что сделали. То, что приходы открыли воскресные школ - хорошо! Но... А кто учит? Чему учат? Я к примеру, живу возле православной гимназии и вижу реальное образование и работу. Извините, хорошего слова нет! Промолчу.
Шестое. Родители не приучают детей Закону Божию! Очень было бы здорово, если бы в каждой семье с ребёнком еще с раннего детства занимались его духовным воспитанием. Но, как родители будут их учить если сами не ведают? А почему? Потому что в погоне за количеством храмов, мы к глубокому сожалению упустили воспитание!
Приношу свои извинения, если может быть я высказался слишком эмоционально.