Не понимаю, зачем придумывать то, на чём можно жестоко преткнуться и пострадать до прелести и падения, когда Святым Духом всё полезное нам открыто и разъяснено в Церкви? Читаем святых отцов, всё прекрасно нам объяснивших:
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Св. Иоанн Дамаскин.Кн.4
Глава XIX. О том, что Бог не есть виновник зла.
Надобно знать, что в божественном Писании есть обыкновение называть Божие попущение Его действием ... Конечно, Сам Бог делает это, и то, ибо Он один есть Создатель всего; но честными или бесчестными делает сосуды не Он, а собственное произволение каждого. ...
Итак, божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как об Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда оно говорит, что Бог зиждет злая (Исх. XLV, 7) и что нет зла во граде, еже Господь не сотвори (Амос III, 7), и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово зло берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное (только лишь) для нашего чувства, т.е. скорби и напасти; они, будучи тягостными, только кажутся злыми; на самом же деле – добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них-то Писание говорит, что они бывают от Бога.
Впрочем, должно заметать, что и такого зла причина – мы сами, ибо зло невольное рождается от зол добровольных..
Глава XX. О том, что не два начала.
По природе все подчинено и послушно Создателю. Поэтому, когда какая-либо из тварей добровольно воспротивится и сделается непослушной Сотворившему ее, то она становится сама в себе злом. Отсюда зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т.е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех.
Итак, откуда же грех? Он есть изобретение свободной воли дьявола. Следовательно, дьявол – зол. В том виде, в каком он произошел, он не зол, а добр, ибо Творцом он был создан ангелом светлым и блистательным и как разумный – свободным; но он добровольно отступил от естественной добродетели и очутился во мраке зла, удалившись от Бога, Который – один только есть благ, животворящ и источник света; ибо все доброе через Него делается добрым, и поскольку удаляется от Него волею, а не местом, постольку оказывается во зле.
Глава XXI. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым.
А подробнее - здесь.
Читаем дальше - о том, хочет ли Бог зла:
"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы".
(1 Ин. 1, 5)
" Никто не благ, как только один Бог."
(Мтф. 19, 17)
Итак, Слово Божие свидетельствует, что Господь благ, Он - Истина и Свет. И всё, что Он сотворил, - хорошо (см. Быт. 1).
В чем же состоит "смысл Зла"? Ведь у Бога ничего нет бессмысленного.
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо напомнить, что такое зло.
Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло или грех есть противоречие Божией воле.
Начало зла, как известно, положил высший ангел, сотворенный Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воле Бога и ставший Диаволом.
Диавол причина зла, он и внушает или влияет на происхождение греха в человеке. .....
(Протоиерей Серафим Слободской
Беседа о смысле зла) Далее - здесь.
Прот. Иоанн Мейендорф:
"По поводу вопроса о происхождении зла все отцы Церкви единодушно соглашались в том, что Бог зла не творил. Говоря метафизически, зла как такового не существует. Зло - это отрицание добра."
ТОЧНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ РАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Св. Иоанн Дамаскин.Кн.4
Глава XIX. О том, что Бог не есть виновник зла.
Надобно знать, что в божественном Писании есть обыкновение называть Божие попущение Его действием ... Конечно, Сам Бог делает это, и то, ибо Он один есть Создатель всего; но честными или бесчестными делает сосуды не Он, а собственное произволение каждого. ...
Итак, божественному Писанию свойственно говорить о попущении Божием, как об Его действии и произведении. Но даже и тогда, когда оно говорит, что Бог зиждет злая (Исх. XLV, 7) и что нет зла во граде, еже Господь не сотвори (Амос III, 7), и тогда оно не показывает этим, что Бог есть виновник зла. Ибо слово зло берется двояко и имеет два значения: иногда оно обозначает злое по природе, что противно добродетели и воле Божией; а иногда злое и тягостное (только лишь) для нашего чувства, т.е. скорби и напасти; они, будучи тягостными, только кажутся злыми; на самом же деле – добры, ибо для понимающих они служат виновниками обращения и спасения. О них-то Писание говорит, что они бывают от Бога.
Впрочем, должно заметать, что и такого зла причина – мы сами, ибо зло невольное рождается от зол добровольных..
Глава XX. О том, что не два начала.
По природе все подчинено и послушно Создателю. Поэтому, когда какая-либо из тварей добровольно воспротивится и сделается непослушной Сотворившему ее, то она становится сама в себе злом. Отсюда зло не есть какая-либо сущность и не свойство сущности, но нечто случайное, т.е. своевольное уклонение от естественного к противоестественному, что (именно) и есть грех.
Итак, откуда же грех? Он есть изобретение свободной воли дьявола. Следовательно, дьявол – зол. В том виде, в каком он произошел, он не зол, а добр, ибо Творцом он был создан ангелом светлым и блистательным и как разумный – свободным; но он добровольно отступил от естественной добродетели и очутился во мраке зла, удалившись от Бога, Который – один только есть благ, животворящ и источник света; ибо все доброе через Него делается добрым, и поскольку удаляется от Него волею, а не местом, постольку оказывается во зле.
Глава XXI. Почему наперед знающий все Бог создал тех, которые согрешат и не раскаются?
Бог все, что Он творит, творит добрым; каждый же по собственному произволению бывает или добрым, или злым.
А подробнее - здесь.
Читаем дальше - о том, хочет ли Бог зла:
"И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы".
(1 Ин. 1, 5)
" Никто не благ, как только один Бог."
(Мтф. 19, 17)
Итак, Слово Божие свидетельствует, что Господь благ, Он - Истина и Свет. И всё, что Он сотворил, - хорошо (см. Быт. 1).
В чем же состоит "смысл Зла"? Ведь у Бога ничего нет бессмысленного.
Чтобы ответить на эти вопросы необходимо напомнить, что такое зло.
Под злом мы должны понимать не страдания, нужду и лишения, но грехи и нравственную вину. Бог не хочет зла. Всемогущий Бог не может одобрять зло. Больше того, Бог запрещает зло. Бог наказывает зло. Зло или грех есть противоречие Божией воле.
Начало зла, как известно, положил высший ангел, сотворенный Богом, дерзко вышедший из послушания всеблагой воле Бога и ставший Диаволом.
Диавол причина зла, он и внушает или влияет на происхождение греха в человеке. .....
(Протоиерей Серафим Слободской
Беседа о смысле зла) Далее - здесь.
Прот. Иоанн Мейендорф:
"По поводу вопроса о происхождении зла все отцы Церкви единодушно соглашались в том, что Бог зла не творил. Говоря метафизически, зла как такового не существует. Зло - это отрицание добра."
Последнее редактирование модератором: