Вот вы сами сказали про 100 рублей. Вы из можете не тратить, так ведь, но потратили. Почему? Потому что "так принято".
Люди новые действительно часто себя так ведут, потому что ориентируются на окружающих, а для окружающих, к сожалению, часто церковь - это "бюро ритуальных услуг". Знаний о том, зачем всё это делается, мало. Ответы бывают такого типа: "Чтоб всё было хорошо, чтоб все были здоровы". На самом деле свечка действительно - это и символ молитвы (но не больше) или вариант жертвы на поддержание жизни храма. Если хочешь пожертвовать - можно и просто в спец. ящики опустить. Итого: в церковь вход бесплатный (в отличие от театров, вход куда стоит иногда запредельных денег) и музеев. Исповедь и причастие - бесплатны, выход - тоже бесплатный ) Если хочешь, чтобы тебя и кого-то ещё помянули в алтаре за молитвой, существуют записки, которые платны, да, но если дороговато - можно попросить принять за меньшую сумму или бесплатно, или попросить священника принять бесплатно, объяснив ситуацию. Если в лавке отказываются принять за меньшую сумму, чем обозначена в "рекомендуемых пожертвованиях", можно написать об этом случае в епархию, т.к. это каноническое нарушение - симония. То же самое - с требами. Размеры пожертвования за них совершенно разные в разных храмах. Но опять же, я уверена, если пышная свадьба или сотрудники морга не оставили Вам денег, то можно это объяснить и договориться
С ценами в морге и на кладбище, наверное, все сталкивались.
Т.е. всё просто!
А надоедливые или грубые сотрудники встречаются везде - это проблема самого человека, которому не хватает воспитанности. Тратить на запросы по интернету - тоже никто Вас не заставляет - это скорее педоставление вам возможности помочь больному человеку или храму, строящемуся для многих людей, которым он нужен. "Построим всем миром знаете"? А если Вам он не нужен, так и не жертвуйте, в чём проблема?
А вы сами - уходили просто так? Или все же хотя бы свечку ставили?
Я обычно заказываю записки - и всё. Фин. возможностей маловато. И никто не просит, тем более не пристаёт. В тех монастырях, в которых я была - тоже не было такого нарочитого. Что было не так?