Поделитесь опытом нерассеяности в молитве

Православный христианин
Т.е. прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Всегда сам себе удивляюсь, но мне ещё со времён воцерковления помогает волевое напряжение в молитве. Не помню уже у кого услышал/прочитал тогда, но если чувствую рассеяние то максимально замедляюсь и медленно проговариваю каждое слово, концентрируясь на каждом отдельно.

По большому счёту в сфере концентрации практикуюсь ещё с детства, мне это помогало засыпать. А именно лет так до 30 если рассеивался то представлял как падаю в бездну; долго, медленно, в бесконечную тьму. Это позволяло очистить ум. Сейчас же умею концентрироваться без использования воображения, просто прогоняю мысли. По большому счёту и этот навык мне помогает в описанном выше.
 
Киев
Православный христианин
Мне знание наизусть не помогает. Я много знаю наизусть: Утреннее и Вечернее правило, близко к тексту канон и последование ко Святому Причащению, три канона и акафист, восемь первых кафизм Псалтири... но даже когда я молюсь наизусть, рассеиваюсь умом...
Ха! В моем случае знание наизусть определенных молитв, как правило, наоборот мешает. Может быть это связано со способом восприятия информации (знаете, бывают визуалы, аудиалы и что-то там еще). В общем, молитвы, которые я знаю наизусть и произношу в уме или даже вслух, часто пролетают просто "на автомате" - осознаешь где-то под конец, что все слова произнес правильно, ничего не забыл, а в голове и сердце было пусто.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Ха! В моем случае знание наизусть определенных молитв, как правило, наоборот мешает. Может быть это связано со способом восприятия информации (знаете, бывают визуалы, аудиалы и что-то там еще). В общем, молитвы, которые я знаю наизусть и произношу в уме или даже вслух, часто пролетают просто "на автомате" - осознаешь где-то под конец, что все слова произнес правильно, ничего не забыл, а в голове и сердце было пусто.
Однако, бывает и так: утром, когда уже сон некрепок, лежишь в ожидании звонка будильника, дремлешь, а в уме сама собой идёт молитва: псалом, или что-то из правила... это не передать: других мыслей нет, только молитва. Вроде, и не умом молишься, но молишься, и внимательнее, чем наяву. Каждое слово отзывается. Ради этого стоит учить молитвы наизусть.
 
Православный христианин
Однако, бывает и так: утром,
Да, так бывает - утром или в течении ночи, когда выныриваешь из сна и не проваливаешься обратно - слова молитвы сами всплывают в памяти и ты как бы засыпаешь под неё. Хорошее состояние. Но встречал мнение, что и это тоже не совсем молитва. И вообще - не даром духовники прошедшие путь и реально видящие по плодам определяют куда направить чадо. Только гдеж таких на всех набрать? Да и наверное не нужны они обычным мирянам которые барахтаются в информационном шуме и молитвы по большому счёту у нас всё равно не будет. То ли дело монахам, им и уединиться и сосредоточиться - есть возможность. Им и духовники.

Ещё недавно у Павла Островского в одном из ответов было сказано - как ему помогло внимательную молитву обрести. Кто-то ему тоже посоветовал из его наставников.
Он говорит, что тем у кого совсем почти ничего не получается нужно не забывать, что телесная часть так же завязана и с духовной и имеет на неё по началу сильное влияние, что у начинающих мешает может, по началу сработать на пользу.
Он советует больше внимания уделять подготовке к молитве. Зажечь свечку, надеть любимый платок, запалить фимиам и в таком духе. Чтобы напомнить "физике" что сейчас будет нечто важное. В его случае это помогло.
Я пробую это так же применять, но из-за того что опять же - очень трудно найти время когда уединиться можно чтобы никто не беспокоил - пока что не регулярно всё. Но наверное есть в этом смысл, когда мы вначале очень сильно от физических ощущений зависим.
 
Православный христианин
Молитва появляется из глубины сердца и приносит безмолвие, напоминая при этом "источник воды текущей в жизнь вечную". Ее действие останавливает помыслы. В этом состоянии надо усиливаться пребывать как можно дольше, а потом переходить обратно к Иисусовой молитве. Молитва не имеет формы, не является ни чувством, ни образом, ни представлением. Молитва сильно отличается от нестройного разжжения помыслов, но увидеть это можно только с течением времени на собственном опыте. В русском исихазме похожее и наиболее полное описание молитвы дает свт. Игнатий Брянчанинов в рассказе "Странник".
Вот встретил то же самое в третьем томе прп. Исаака Сирина.

"И потому говорит блаженный Павел: «Если через ангелов возвещенное слово было твёрдо»[53], — чтобы показать, что тот, кто был зрим в видениях и образах, — это не Бог, а ангел. Сие не есть Божие. Божии же откровения не имеют формы[54], они незримы и неизреченны, и откровения Духа Святого имеют место внутри молчания. Они суть услаждение[55] и безмолвие естества, и не суть видения".

Вот встретил то же самое в третьем томе прп. Исаака Сирина.

"И потому говорит блаженный Павел: «Если через ангелов возвещенное слово было твёрдо»[53], — чтобы показать, что тот, кто был зрим в видениях и образах, — это не Бог, а ангел. Сие не есть Божие. Божии же откровения не имеют формы[54], они незримы и неизреченны, и откровения Духа Святого имеют место внутри молчания. Они суть услаждение[55] и безмолвие естества, и не суть видения".
В оригинале "услаждения", чтобы одновременно подчеркнуть безмолвие и движение внутри молчания, так как речь идет не о реке, а о реках безмолвия.

Другой сириец пишет о "воссияниях":

"Нет [большей] радости для сердца и бесподобного блаженства, чем действие Духа в душе: тот, для кого оно вожделенно, пусть непрестанно устремляет взор в себя и он сможет узреть сияния Духа, воссиявающие из его сердца и не оскудевающие, как сказал Бог-Слово: «Из чрева его потекут реки воды живой»".
 
Православный христианин
прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Опять же - знаю, что по милости Божьей благодатью это даётся. Но неужели нет чего-то что может как-то продвинуть меня в этом вопросе, что и я могу по своим скромным способностям приложить?
Перечитав тему, еще раз убедился в том, что для достижения хотя бы временной нерассеянности нет лучше средства чем периодическое безмолвие сердца и наблюдение за тем, как дышит оно само. Здесь молитва соединяется с дыханием. Здесь, избегая анализа этой ситуации умом, надо усиливаться пребывать. Здесь, ощутив невмешательство ума, молитва наполняется таинственными движениями Духа. Тогда, как пишет прп. Исаак Сирин в третьем томе, надо оставить всякое псалмопение (подразумевая под этим и словесную молитву) и усиливаться пребывать в этом делании около часа. Но само безмолвие затем может длиться и дни, и даже недели (как пишет свт. Игнатий Брянчанинов), по действию Промысла и в зависимости от обстоятельств.
 
Православный христианин
"И потому говорит блаженный Павел: «Если через ангелов возвещенное слово было твёрдо»[53], — чтобы показать, что тот, кто был зрим в видениях и образах, — это не Бог, а ангел. Сие не есть Божие. Божии же откровения не имеют формы[54], они незримы и неизреченны, и откровения Духа Святого имеют место внутри молчания. Они суть услаждение[55] и безмолвие естества, и не суть видения".
"Нет [большей] радости для сердца и бесподобного блаженства, чем действие Духа в душе: тот, для кого оно вожделенно, пусть непрестанно устремляет взор в себя и он сможет узреть сияния Духа, воссиявающие из его сердца и не оскудевающие, как сказал Бог-Слово: «Из чрева его потекут реки воды живой»".
 
Православный христианин
Несколько комментариев к тексту прп. Исаака.
---
Псалмопением и молитвой надо заниматься пока просвещается разум.
---
18. Поэтому, когда начинает просвещаться разум, после того как он умолкнет и немного успокоится от сражения, и смущения от страстей, и блуждания суетных мыслей, которые смущают ви́дение, начинает проявляться в нём сие изумление помыслов через умопостигаемый свет разума.
---
Безмолвие и изумление в нем возникают на этом этапе продолжительностью в час.
---
19. И много раз за день возникают в нём изумительные движения, и собирается разум внутрь себя и оцепеневает. И пребывает[25] человек в безмолвии и изумлении[26]: иногда во время молитвы, а иногда во время службы; и кто ведает, насколько сладостны оные молчание и оцепенение, кроме тех, на ком почили они? Однако, сия собранность разума в начале [действия] разумного света бывает продолжительностью в час — и разум возвращается обратно к чину своему, пока опять не возникнут в нём иные [движения][27].
---
Продолжительность пребывания зависит от собранности разума.
---
20. Продолжительность пребывания[28] в собранности соответствует степени разума. Итак, когда разум достигает сего, то не всякий раз, когда он хочет, и не столько, сколько желает, позволяется ему совершать службу псалмопения. Ведь бывает, что он начинает службу, а от восхитительных движений, которые появляются в разуме, язык приходит в покой и умолкает, и речение пресекается и не движется, ибо разум успокоился и остановился.
---
Отныне ему не позволяется самовольно прибегать к молитве.
Но и нельзя, не чувствуя сих изумительных помыслов, самовольно ее прекращать.
---
21. И отныне ему не позволяется [приступить] к службе псалмопения, потому что взор разума был отнят от псалмов к тем сокровенным вещам, которые возникают изнутри. Это не обычные помыслы, но изумительные и неизреченные. Если же кто по своей собственной воле прекратит службу и молитву, не чувствуя сих изумительных помыслов, то он наполняется злыми помыслами, и тщетное блуждание овладевает им.
 
Православный христианин
---
Псалмопением и молитвой надо заниматься пока просвещается разум.
---
18. Поэтому, когда начинает просвещаться разум, после того как он умолкнет и немного успокоится от сражения, и смущения от страстей, и блуждания суетных мыслей, которые смущают ви́дение, начинает проявляться в нём сие изумление помыслов через умопостигаемый свет разума.
---
Псалмопением и молитвой надо заниматься пока просвещается разум. Ум тогда становится, как пишут другие отцы, "блестящим подобно утренней звезде". Умопостигаемый свет разума -- предвестник безмолвия. Это открытие духовных чувств и прежде всего духовного зрения. Но сначала открывается духовный слух, воспринимающий в безмолвии глаголы будущего века. "Безмолвие -- язык будущего века".
 
Православный христианин
Безмолвие и изумление в нем возникают на этом этапе продолжительностью в час.
~Стесни ум - узришь Бога ~
Все к одному, как всегда. *есть цель, есть средство*. Вот я давеча размышлял, почему обычно не приемлят самодостаточности этой формулы? Т.е. безмолвие якобы хорошо - но к Богу им одним не придешь (хотя в цитате прп Каллиста именно так и говорится). По-видимому не совсем осмысленно понимается природа этого безмолвия, примешиваются разные качества, мол оно (безмолвие) должно быть направлено на Божественное, иначе прелести, падения и тд и тп... Однако там же в цитате и уточняется, что безмолвие бескачественно, никуда оно не направлено, "... стесни всякое малейшее движение...".. ***Еще безмолвие без молитвы, заметил, обычно отождествляется с состоянием пустотной тупости, прострации, но это соврешенно не так, на самом деле в состоянии тупости мозги работают вполне, сами по себе, просто отсутсвует внимание способное это заметить***
Интересно вот что, если не верить этой формуле, то вскрывается и неверие в Бога, потому что получается убеждение, что Бог существует только с наличием каких-то представлений. Но все представления выдуманы, это абстракции, если заявляется что без политики нельзя познать Сущего, очевидно это и отрицание самой Его природы, безусловного самосущного всепристуствия.
 
Православный христианин
"Названное свойство [ума] удивительно, и видно, что с ним происходит [нечто] противоположное тому, что [бывает] с материальным местом. Ибо [последнее], чем более пространно, тем бо́льший предмет может вместить. А ум — наоборот: чем больше он себя стесняет и сосредоточивается, тем больше становится способен воспринять. И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога" (там же).
 
Православный христианин
прошу поделиться не теорией, а именно результативной практикой у кого может было что-то, что на самом деле помогло сохранять сосредоточенность на молитве.
Так как сосредоточенность на молитве рождает просвещение ума с последующим переходом к безмолвию, то совсем уже без теории, соединенной с практикой, не обойтись. Попробую в этой связи прокомментировать несколько глав на эту тему из третьего тома прп. Исаака Сирина. С целью понять терминологию, которой он пользуется и попытаться соотнести ее с практикой.
---------
Послание об обителях, в которые входят святые люди в умных движениях при шествии путём дома Божия
------------
1. Наряду с тем, что прежде я написал тебе, также и сие хочу я поведать тебе, о дорогой брат наш: откуда рождается радость святых и докуда она простирается[1], и, войдя в какую обитель, она прекращается у них, и во что изменяется. Сие надлежит тебе знать, о возлюбленный наш, что, где бы ни имела место радость в Боге, она бывает от пламенения, и всюду для радости [именно] пламенение есть причина. И там, где нет пламенения, нет и радости. Однако место радости ниже[2] места совершенства. Место совершенства есть ведение. Радость же бывает не от ведения, а от пламенения, как я сказал.
------------

Я перевожу "пламенение" пока как "горение сердца".
 
Православный христианин
+++И когда [ум], стеснив, удержит всякое свое движение — рассудочное, умное и любое другое, — тогда узрит то великое, что превыше всего, — [то есть] Бога"

Мне слово "стеснив" здесь непонятно. На мой взгляд здесь более подошло бы слово "остановившись". Но может это слово носит еще какие-нибудь другие смыслы?
 
Православный христианин
Читала у святого Луки Войно-Ясенецкого что перед молитвой надо вспомнить свой самый большой грех, и когда почувствуешь покаянное состояние, тогда и молиться начинать.
Покаянное состояние и есть настоящая молитва, ни слова, а именно состояние.
Если читая (слушая) молитву из молитвослова, я не вхожу в состояние покаяния автора молитвы, то молитва рассеянная. Не говорю что бесплодная, но Господь смотрит в сердца, а не на уста.

Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие (Мф.7:21-23).
 
Православный христианин
1. Наряду с тем, что прежде я написал тебе, также и сие хочу я поведать тебе, о дорогой брат наш: откуда рождается радость святых и докуда она простирается[1], и, войдя в какую обитель, она прекращается у них, и во что изменяется. Сие надлежит тебе знать, о возлюбленный наш, что, где бы ни имела место радость в Боге, она бывает от пламенения, и всюду для радости [именно] пламенение есть причина. И там, где нет пламенения, нет и радости. Однако место радости ниже[2] места совершенства. Место совершенства есть ведение. Радость же бывает не от ведения, а от пламенения, как я сказал.
Еще один характерный (неудобный) момент )Фактически здесь говорится знание выше любви. Я бы сказал, потому что первичнее, исходнее
 
Православный христианин
Мне слово "стеснив" здесь непонятно. На мой взгляд здесь более подошло бы слово "остановившись". Но может это слово носит еще какие-нибудь другие смыслы?
я думаю здесь затруднение представляет не столько смысл и перевод (изложение высоким слогом как принято в святоотеческой литературе), сколько практическое понимание глубины этого процесса
 
Православный христианин
2. Пламенение же стоит между добродетелью жительства и добродетелью разума (d-reʕyānā). Ниже добродетели жительства нет ни пламенения, ни радости. Выше добродетели разума нет уже ни пламенения, ни радости. Ибо ниже добродетели жительства властвует холодность. А выше добродетели разума — безмолвное место тайн. Поистине, радость в Боге велика, однако она ниже духовных движений и трепетаний.
 
Православный христианин
3. Итак, когда человек начинает [совершать] добродетельные[3] поступки для Бога[4], начинает источаться в нём пламенение вместе с радостью, и он идёт этим жительством радости, пока не достигнет добродетели разума, что есть свет разума и откровение сокрытого. И когда он приблизится сюда, начинает оскудевать и застывать в нём движение радости, ибо он приближается отсюда к некому оцепенению[5].
--------------------
Я перевожу "оцепенение" как "безмолвие", хотя для него в сирийском есть специальный термин. Сирийский богаче терминами, чем русский. Например, для обозначения "ума" в нем есть три слова, а не один.

Горение сердца остывает в безмолвии, остается только изумление.
 
Сверху