Помыслы и борьба с ними.

Православный христианин
Послушайте видео-беседу Константина Корепанова (Слово 49 книги Исаака Сирина "Слова подвижнические"), там толкование на цитату Преподобного:
Если удобнее воспринимать письменный текст беседы, могу отправить его вам на почту.

О вере и смиреномудрии

Желаешь ли ты, человек малый, обрести жизнь, сохранив в себе веру и смирение, потому что ими обретешь милость, и помощь, и словеса, изрекаемые в сердце Богом Хранителю, сокровенно явно с тобой пребывающем. Желаешь ли приобрести сие, т. е., Причастие жизни, ходи пред Богом в простоте, а не в знании. Простоте сопутствует вера, а за утонченностью изворотливости помыслов следует самомнение. За самомнением же -- удаление от Бога.
(Преп.И.Сирин)
Благодарю! Послушаю.
 
Православный христианин
Можно и по проще,но и вера тогда должна быть простая - детская и наивная,без сомнений. Как дети верят в деда мороза и что он непременно принесет на новый год подарок под елку.
Очень актуальное замечание, и все же имхо, вряд ли здесь будет понят реальный смысл этого простого уточнения)
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Смиренный человек должен проявлять упорство,настойчивость, но не упрямство,в исполнении воли Божьей. Как Ной строил ковчег не смотря ни на что. Упорство в отречении своей воли...своих желаний.
 
Православный христианин
Смиренный человек должен проявлять упорство,настойчивость, но не упрямство,в исполнении воли Божьей. Как Ной строил ковчег не смотря ни на что. Упорство в отречении своей воли...своих желаний.
Тема о смирении очень актуальна. Настойчивость на пути к спасению, на пути к обОжению - это дерзновение, наверное. Качество и количество дерзновения определяется качеством средней части духовного сердца - раздражительной силы души. Гневаться - на себя, быть мужественным на пути к цели - к Богу. Это такой огонек внутри - раздражительная сила, если она подчинена духу, то все в человеке красиво. Тогда гнев такого человека направлен на грех, а не на ближнего и становится возможным отделять грех брата от самого брата. Брата любить, а грех ненавидеть.
 
Православный христианин
Тема о смирении очень актуальна. Настойчивость на пути к спасению, на пути к обОжению - это дерзновение, наверное. Качество и количество дерзновения определяется качеством средней части духовного сердца - раздражительной силы души. Гневаться - на себя, быть мужественным на пути к цели - к Богу. Это такой огонек внутри - раздражительная сила, если она подчинена духу, то все в человеке красиво. Тогда гнев такого человека направлен на грех, а не на ближнего и становится возможным отделять грех брата от самого брата. Брата любить, а грех ненавидеть.
Могу только посоветовать, что смирение - это вмещение, а не ограничение.
 
Православный христианин
Могу только посоветовать, что смирение - это вмещение, а не ограничение.
Михаил, вмещение и втеснение ума в дух? Это имеет ввиду? Если ум в духе, то вскоре там появится Дух и "обитель в нем сотворит".
 
Православный христианин
Евагрий Понтийский

"Мудрый человек, Богу воздающий честь и поклонение, познан бывает от Него. Потому нимало не беспокоится, если остается в безвестности для всех людей. Дело благоразумия состоит в том, чтоб ту часть души, в которой находится гнев, возбуждать к ведению внутренней брани. Дело мудрости – в том, чтоб возбуждать ум к непрестанному внимательному бодрствованию. Дело правды – в том, чтоб ту часть, в которой положена похоть, направлять только к добродетели, да к Богу. Дело мужества наконец – в том, чтоб править пятью чувствами и не допускать, чтоб чрез них осквернялся внутренний наш человек, т.е. дух, или внешний, т.е. тело."

Вот так, абсолютно весь человек участвует в собирании себя самого из праха.
 
Москва
Православный христианин
"Смиренный человек должен проявлять упорство,настойчивость, но не упрямство,в исполнении воли Божьей... Упорство в отречении своей воли...своих желаний"(c).
_____________________
"Услышать и принять волю Божию (от себя - она в Заповедях и в складывающихся определённым образом событиях по отношению к человеку) человеку мешает грех. Его ошибки и заблуждения могут быть и исренними - апостол Павел классический тому пример. Но когда Павел поверил Господу, он стал Его слушаться" (c)
"(c)" - протоиерей Валериан Кречетов
 
Православный христианин
Дерзнавенно. Если это у вас так,то и своеволия у вас уже нет. Довериться во всем Христу огромное и доброе дело. Тогда и ропота в жизни не должно быть и во всем слава Богу у такого, и открывается такому и промыслительность дел Божьих и видит он во всем благость и любовь Его. Как же это прекрасно!
Шкурный вопрос ещё как присутствует ещё, куда деваться?... время от времени пытаюсь делегировать свои дела, в вышестоящие инстанции
 
Православный христианин
Братия и сестры, так как я читаю сейчас Евагрия Понтийского, то делюсь актуальной в этой теме информацией от святого.

Только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил, ум мысленно любодействует и бранится и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как светозарность сия (т.е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы.
7. Между помыслами Ангельскими, человеческими и теми, кои от бесов, различие, как мы узнали помощью долгих наблюдений, таково: ангельские ищут узнать естество вещей и исследуют духовное их значение, как то: для чего сотворено золото, и для чего оно рассеяно в виде песка где-то в дальних местах земли, и отыскивается с большим усилием и трудом? как найденное промывается водой и предается огню, и таким образом вдается в руки художников, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, «чашицы и фиалы» (2Пар. 4, 21), из которых, по благодати Спасителя, не пьет уже ныне царь Вавилонский (Дан. 5, 3). Клеопа же приносит горящее от сих таинств сердце. Демонский помысел этого не ведает и не разузнает, а только бесстыдно внушает одно стяжание чувственного золота и предсказывает имеющие быть от того наслаждение и славу. А человеческий помысел ни стяжания не ищет, ни о том не любопытствует, чего символом служит золото, но вносит в мысль один простой образ золота, без страсти и любостяжания. Подобное же рассуждение придется изречь и о других предметах, если станет кто сокровенно упражнять ум свой по сему образцу.

Евагрий утверждает, что допытываться бытийного смысла вещей - ангельский помысел. И в самом деле, не сродни ли это состоянию не согрешившего Адама, когда давал он имена животным?!

Демонский помысел мгновенно возбуждает чувства и желания.

Человеческий помысел прост, основан на образе предмета без дальнейшего исследования по рассуждению духа (как в случае ангельского) или по следованию за раздражительной и вожделевательной силой.
Как вам кажется, какие мнения?
 
Православный христианин
Братия и сестры, так как я читаю сейчас Евагрия Понтийского, то делюсь актуальной в этой теме информацией от святого.

Только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил, ум мысленно любодействует и бранится и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как светозарность сия (т.е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы.
7. Между помыслами Ангельскими, человеческими и теми, кои от бесов, различие, как мы узнали помощью долгих наблюдений, таково: ангельские ищут узнать естество вещей и исследуют духовное их значение, как то: для чего сотворено золото, и для чего оно рассеяно в виде песка где-то в дальних местах земли, и отыскивается с большим усилием и трудом? как найденное промывается водой и предается огню, и таким образом вдается в руки художников, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, «чашицы и фиалы» (2Пар. 4, 21), из которых, по благодати Спасителя, не пьет уже ныне царь Вавилонский (Дан. 5, 3). Клеопа же приносит горящее от сих таинств сердце. Демонский помысел этого не ведает и не разузнает, а только бесстыдно внушает одно стяжание чувственного золота и предсказывает имеющие быть от того наслаждение и славу. А человеческий помысел ни стяжания не ищет, ни о том не любопытствует, чего символом служит золото, но вносит в мысль один простой образ золота, без страсти и любостяжания. Подобное же рассуждение придется изречь и о других предметах, если станет кто сокровенно упражнять ум свой по сему образцу.

Евагрий утверждает, что допытываться бытийного смысла вещей - ангельский помысел. И в самом деле, не сродни ли это состоянию не согрешившего Адама, когда давал он имена животным?!

Демонский помысел мгновенно возбуждает чувства и желания.

Человеческий помысел прост, основан на образе предмета без дальнейшего исследования по рассуждению духа (как в случае ангельского) или по следованию за раздражительной и вожделевательной силой.
Как вам кажется, какие мнения?
Александра Александровна, это примерно то же, что и описание действий трех сил души, которое выложила ранее, только другими словами. Если разберемся с ними, научимся отличать, что и в какой момент в нас проявилось, сможем определить больна ли душа, в каком мы состоянии, стараясь привести эти силы в гармонию. Это когда разумной подчинены неразумные силы (раздражительная и вожделевательная). Для этого нужен навык наблюдения за своими мыслями, помыслами и поступками. Имея привычку к подобному самоанализу, быстрее устраним нарушения, если не хотим топтаться на одном месте всю жизнь. Но это только начало. Главное - это нищета духа (осознанное смирение), ибо только тогда может действовать в нас Благодать Св. Духа.
 
Православный христианин
"Смиренный человек должен проявлять упорство,настойчивость, но не упрямство,в исполнении воли Божьей... Упорство в отречении своей воли...своих желаний"(c).
_____________________
"Услышать и принять волю Божию (от себя - она в Заповедях и в складывающихся определённым образом событиях по отношению к человеку) человеку мешает грех. Его ошибки и заблуждения могут быть и исренними - апостол Павел классический тому пример. Но когда Павел поверил Господу, он стал Его слушаться" (c)
"(c)" - протоиерей Валериан Кречетов
Спасибо.
Грехи и ошибки не должны нам мешать в исполнении заповедей, наоборот, раскаяние во грехах есть одна из заповедей блаженств, поэтому раскаивающийся и исповедующийся является исполнителем второй заповеди. И прочие исполняются без труда, а то что грешим, так без греха только Бог.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Братия и сестры, так как я читаю сейчас Евагрия Понтийского, то делюсь актуальной в этой теме информацией от святого.

Только те из воспоминаний бывают от бесов, которые вместе возбуждают раздражение или вожделение, что неестественно. По причине растревожения этих сил, ум мысленно любодействует и бранится и не в состоянии уже бывает держать в себе помышление о Боге, Законоположнике своем, так как светозарность сия (т.е. невозмутимое богомыслие) появляется во владычественном уме под условием пресечения помышлений, вращающихся в вещах во время молитвы.
7. Между помыслами Ангельскими, человеческими и теми, кои от бесов, различие, как мы узнали помощью долгих наблюдений, таково: ангельские ищут узнать естество вещей и исследуют духовное их значение, как то: для чего сотворено золото, и для чего оно рассеяно в виде песка где-то в дальних местах земли, и отыскивается с большим усилием и трудом? как найденное промывается водой и предается огню, и таким образом вдается в руки художников, делающих из него для скинии светильник, кадильницу, «чашицы и фиалы» (2Пар. 4, 21), из которых, по благодати Спасителя, не пьет уже ныне царь Вавилонский (Дан. 5, 3). Клеопа же приносит горящее от сих таинств сердце. Демонский помысел этого не ведает и не разузнает, а только бесстыдно внушает одно стяжание чувственного золота и предсказывает имеющие быть от того наслаждение и славу. А человеческий помысел ни стяжания не ищет, ни о том не любопытствует, чего символом служит золото, но вносит в мысль один простой образ золота, без страсти и любостяжания. Подобное же рассуждение придется изречь и о других предметах, если станет кто сокровенно упражнять ум свой по сему образцу.

Евагрий утверждает, что допытываться бытийного смысла вещей - ангельский помысел. И в самом деле, не сродни ли это состоянию не согрешившего Адама, когда давал он имена животным?!

Демонский помысел мгновенно возбуждает чувства и желания.

Человеческий помысел прост, основан на образе предмета без дальнейшего исследования по рассуждению духа (как в случае ангельского) или по следованию за раздражительной и вожделевательной силой.
Как вам кажется, какие мнения?
Самое удивительное, что мы пользуемся процессами помышления, то есть рождения мысли, по естеству, где все начинается с энергии прилога,образа,настроения, переходящего в помысел, а за тем и мысль. В этом процессе, ничего нет худого. По сути - это устойчивый генератор, двигатель, которому необходимо топливо. Просто мы заправляем бак, топливом, не того качества и применяем не в том направлении. Процесс помышления о Боге, ничем не отличается, от процесса помышления, что приготовить на завтрак. Так сирийский мистик, Иосиф Хазайя, говорит о том, что в человеке должен быть только единственный помысел, о Боге, а остальные - не должны иметь в себе способности к зачатию,не находить места в сердце. Мы просто не осознаем и не понимаем внутренних процессов мыслерождения. Не чувствуем, период необходимой тишины и ожидания, когда просто необходимо приложить смирение к уму сердца. А когда призывающая благодать входит в него, мы не можем ухватить мысль о присутствии Духа в нас, увлекаясь эмоцией или вообще сторонним "важным" делом. Так и теряется духовный помысел, не найдя почвы для плода.
 
Переславль Залесский
Православный христианин
Понимание разницы внимания ума от его пребывания в своем месте, открывает и понимание, как он сочетается с духом, он спокойно сопровождает энергию духа в ту область, куда внимание направлено. Так можно понять, что за дух себя проявляет в нас, на что он направлен или пытается нас направить и каков его источник, самое главное. На стадии прилога, уже можно по сути понять, с чем дух приходит. Но у человека, нет осязаемых ориентиров духа, отцы не оставили об этом информации, полагаю,для них различение этих вещей было естественным, как чувствовать неприятный запах и отличать его от аромата цветов. Мы познаем чаще дух по его финишному проявлению, когда он уже сочетался с душой и ум исполнил его повеление. Более внимательные отслеживают мысль и помысел. Но это приводит к брани с ними,то есть отвлечение ума от главной цели человека, мыслить о Боге. Лукавый тут опять побеждает, а мы в минусе. А все дело в том, что мы пользуемся одним вниманием, не понимая, что их у нас ТРИ. Просто мы не умеем их осознавать. У нас так называемым основным проблемы, мы его то не может обуздать. Потому что подходим к этому вопросу не с той стороны.Плоть познается через осязание плоти, дух через наличие энергии духа, энергия духа - через внимание ума сердца, сердце познается через фиксацию изменений в нем состояний, созерцательным вниманием ума(сердца) . Созерцательный ум сердца берет борозды правления после того, как ум рассудка отдаст их ему, поделиться частью контроля над состоянием человека, довериться одним словом, так как рассудочный ум обеспечивает безопасность телу человека.
 
Православный христианин
. По сути - это устойчивый генератор, двигатель, которому необходимо топливо. Просто мы заправляем бак, топливом, не того качества и применяем не в том направлении. Процесс помышления о Боге, ничем не отличается, от процесса помышления, что приготовить на завтрак. Так сирийский мистик, Иосиф Хазайя, говорит о том, что в человеке должен быть только единственный помысел, о Боге, а остальные - не должны иметь в себе способности к зачатию,не находить места в сердце.
Имеет место привычка принимать прилоги не того качества, что необходимо для поддержания работоспособности двигателя. Так уж устроен человек, что привычка - вторая натура, как любит говорить доктор Боровских. Если бы с детства нас обучали навыку помышления о Боге, то не было б проблем ни у кого.
 
Сверху