"Восстав от сна, прежде всякого другого дела, стань благоговейно, представляя себя пред Всевидящим Богом, и, совершая крестное знамение, произнеси:[1]
Во и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, Ами́нь.
Затем немного подожди, пока все чувства твои не придут в тишину и мысли твои не оставят все земное, и тогда произноси следующие молитвы, без поспешности и со вниманием сердечным:"
Знаком текст?... Это необходимое условие для начинающих молиться...
Молиться со вниманием сердечным - вот уже первое правило на молитве, которое поставит в тупик новоначального, человека не имеющего опытного наставника в этом, потому как он понятия не имеет, что такое сердечное внимание, где оно и как его формировать. А для отцов - это было вполне понятно, как для нас выражение - человек взял кружку. Понятно все от начала до конца. Мы в уме понимаем, что он это сделал руками. И не просто руками, а пальцами на кистях этих рук. Вот я о чем пытаюсь сказать... У отцов был опыт глубины понимания внутреннего устроения человека и они от того понимали, какими руками что производилось. Они видели и знали основу, говоря про ум, внимание его, дух и сердце. Они знали и понимали, а мы нет. От того и недоумение при разговоре о молитве, внимании и уме. У нас скорее представление о том, что говорили отцы. Они знали духовную анатомию человека, для них понятно - почему скачет ум, от чего воля бывает человека расслаблена, или дух подавлен. Почему человек хочет одного,а делает иначе. Они очевидно знали границы воли рассудочного ума, и воли духа или сердца, разницу восприятия ума духа, сердца и ума рассудка . Понимали их природу. Ведь это очевидно разные вещи. Просто рука человека или пальцы рук - это не есть еще сам человек - это его часть, это не дробление в понимании, а более детальное восприятие.
Да покаяние, тем более непрестанное, удел уже совершенных, и проистекает действительно от непрестанной памяти Божьей. А обычному человеку в повседневной жизни по силу осознанное чувство недостоинства, которое со временем и может привести к покаянному чувству. Но за частую, люди путают раскаяние с покаянием... Они похожи, но раскаяние временное чувство, тогда как если говорить о покаянии, как о состоянии - оно как дар Божий, лежит на душе драгоценным камнем, присутствием постоянным, от того и память Божья становится непрестанной. Мы жонглируем этим словом - покаяние или смирение, но в действительности, не понимаем сути и значения этих слов, раз так легко их употребляем в речи. У нас нет благоговения даже к этим словам, не замечая даже, что используем их в значении инструмента, а не как дара Божьего. Раскаяние может привести к покаянию... Но раскаяние - это осознание своей ошибки и все же, временное желание не повторять ее, потому как на опыте мы знаем, что спустя какое-то время, мы ее совершаем, потому как не произошла глубокая перемена в человеке, не было осознания всех последствий от сделанного. Природа этого состояния в том, что в нем участвовал лишь рассудочный ум и ум духа, а сердце осталось при своем мнении. Потому и повторяются часто одни и те же грехи.
Если человек говорит другому: " Покайся, смирись!", то за частую, этот человек не знает, что это такое, потому как эти "вещи", крайне тяжелы в приобретении, потому как понимает, что и сам их не имеет.
Простите.