Помыслы

Православный христианин
«Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную»
При повторении Иисусовой молитвы в такой форме часто стали одолевать помыслы по типу: «это эгоизм и грех так молиться, просить только себе» «эгоизм читать молитвы в такой форме, уделять этому время, нужно молиться сразу и за близких, в форме «помилуй нас грешных».
Часто поддаюсь этим помыслам, соглашаюсь с ними и начинаю молиться так. Но чувствую, что то не так с этими помыслами, ведь во всех молитвах просьбы о себе в основном. В целом бывают помыслы, что грех много времени уделять духовной жизни, что это эгоизм. Ведь все молитвы о себе. В итоге оставляю молитвенное делание или все происходит в какой-то суете. Стало так трудно, что во всякий раз когда произношу Иисусову молитву чувствую, что делаю один лишь грех
 
Православный христианин
По поводу тонкостей различий молитвы за себя и за другого поспрашивайте Михаила3 или его посты поищите, он часто об этом пишет..
А мое мнение - это вообще не помыслы, а какие-то палки себе в колеса, непонятно зачем. Молитве мешают три вида помысла: 1- тупость, инертность, экстраверсия, ментальный неразборчивый шум и тп, 2 - вторжение - когда эмоциональная фиксация на чем-то есть, и одна и та же мысль вторгается (тут кому-то возможно уже лекарства нужны), 3 - окрадывание, - когда постепенно по цепочке мыслей уводит незаметно и только потом понимаешь что давно отвлекся
 
Православный христианин
«Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную»
При повторении Иисусовой молитвы в такой форме часто стали одолевать помыслы по типу: «это эгоизм и грех так молиться, просить только себе» «эгоизм читать молитвы в такой форме, уделять этому время, нужно молиться сразу и за близких, в форме «помилуй нас грешных».
Часто поддаюсь этим помыслам, соглашаюсь с ними и начинаю молиться так. Но чувствую, что то не так с этими помыслами, ведь во всех молитвах просьбы о себе в основном. В целом бывают помыслы, что грех много времени уделять духовной жизни, что это эгоизм. Ведь все молитвы о себе. В итоге оставляю молитвенное делание или все происходит в какой-то суете. Стало так трудно, что во всякий раз когда произношу Иисусову молитву чувствую, что делаю один лишь грех
Если мы молимся молитвой Иисусовой, видя себя частью коллективного Адама, всего человечества, то наша молитва становится молитвой обо всём мире, и весь мир, каждый человек, получает от этой молитвы пользу. Когда молятся в форме "помилуй нас", слово "грешных" обычно не добавляют, потому что, если имеем смиренномудрие, мы не должны осуждать других, не зная ни их грехов, ни их покаяния. Богу и так всё известно. А помыслы смущения, помыслы об эгоизме в духовной жизни, конечно же, это не ваши помыслы, это прилоги врага, направленные на то, чтобы остановить вашу молитву. Эти помыслы не только нельзя принимать, но нужно напротив, умножать молитву, продолжая духовную борьбу, потому что молитва это меч против бесовской брани.
 
Православный христианин
Если мы молимся молитвой Иисусовой, видя себя частью коллективного Адама, всего человечества, то наша молитва становится молитвой обо всём мире, и весь мир, каждый человек, получает от этой молитвы пользу.
Интересная мысль, откуда это?
 
Православный христианин
чувствую, что то не так с этими помыслами
Дорогая Анна, простите что опять буду советовать лекцию о. Константина Корепанова. Но что делать, если буквально на днях смотрел её именно на эту тему - о молитве.
Посмотрите. Немного затянуто, если сможете ускорьте чуть. Может пригодится.

По вашему вопросу - сам очень часто смущаюсь "помилуй мя / нас". Обычно говорю нас. Но не в смысле за весь мир и что-то глобальное, а за жену, детей, своих близких за которых чувствую ответственность перед Богом. Что должен был свою семью как малую церковь создать. Но когда понимаю что у самого выше крыше грехов - думаю что нужно только за себя молиться. Т.е. есть такое смущение как у вас. Но когда такое происходит - чередую, сначала себя, потом за близких, но пытаюсь в сердце их образы держать. Есть маленькие чётки, на 10+1. Вот и делаю по кругу.

Но Корепанова рекомендую. Он, если понять о чем говорит - может сильно перевернуть своё вроде бы правильное видение той или иной стороны духовной жизни. Полезно, но очень может быть болезненно.
 
Православный христианин
Стало так трудно, что во всякий раз когда произношу Иисусову молитву чувствую, что делаю один лишь грех
Любая молитва грехом не будет, если идет легко от сердца или тяжело от послушания. Потому что это разговор с Господом. Своя ли или из молитвослова, все равны. Поэтому молюсь той молитвой, которой в данный момент времени хочется обратиться к Господу. Иисусовой молитвой любой, молитвой мытаря, благодарственной, славословием... Любой, которой душа хочет молиться. ИМХО.
Господь в помощь!
 
Православный христианин
Интересная мысль, откуда это?
Эта идея в том или ином виде присутствует у многих благодатных авторов. Лучше всего её выразил архимандрит Софроний (Сахаров) в книге "Видеть Бога как Он есть":

"Подвиг христианина в начале сосредотачивается внутри самого себя; но в своем завершении он становится молитвою за весь мир, за всего Адама. Первое движение любви идет к Богу; второе – к ближнему. Как к Богу Отцу любовь воплощенного Сына достигла своей абсолютности, так и к человеку Его любовь идет «до конца» (Ин.15:10–15, 13:1). И именно сие заповедано нам".

О подобной высокой молитве о. Софроний пишет так:

"Живой опыт Персоны редко дается людям в этом мире: он приходит чрез христоподобную молитву за весь мир, как за «самого себя», согласно с заповедью: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.12:31). Вводимый действием Духа Святого в такую молитву – человек бытийно живет образ Триединства. В такой молитве переживается единосущие человеческого рода. В этой молитве раскрывается нам онтологический смысл «второй заповеди»: весь Адам становится единым Человеком – Человечеством".

"...нам бывает дано любить единосущных нам людей в молитве за весь мир: жить все человечество как Единого Человека".

В пределе речь конечно о чистой молитве, как Даре благодати, бывшем у старца Силуана, которому дана была молитва за весь мир как за самого себя. Но правильное устроение христианина, его правильное устремление воли и упование на Бога способны любую молитву сделать таковой в меру дара Христова.

Есть ещё хорошая книга на эту тему Митрополита Каллиста (Уэра) "Нужно молиться за всех. Спасение по учению преподобного Силуана Афонского".
 
Последнее редактирование:

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
При повторении Иисусовой молитвы в такой форме часто стали одолевать помыслы по типу: «это эгоизм и грех так молиться, просить только себе» «эгоизм читать молитвы в такой форме, уделять этому время, нужно молиться сразу и за близких, в форме «помилуй нас грешных».

Думается, подобные помыслы не заслуживают пристального внимания. Хоть Иисусова молитва имеет несколько форм, мне не попадалось у святых отцов упоминание, чтобы кто-то в частной яичной молитве использовал форму "помилуй нас". Видимо они не считали такую молитву эгоизмом, и Вам не стоит. Если я ошибаюсь, надеюсь меня поправят участники. Начнете молиться "помилуй нас", помысел будет вам говорить, что вы молитвенница за весь свой род, что вы подвижница, потом еще что-нибудь... Думается, у ваших помыслов есть корень, который надо поискать...


Словесные формы Иисусовой молитвы
Иисусова молитва имеет различные формы. Наиболее пространная из них: «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя гре́шнаго (гре́шную)». Слово «грешнаго» было добавлено преподобным Григорием Синаитом.

В акафисте Иисусу Сладчайшему, чтение которого святитель Игнатий (Брянчанинов) считал «превосходным приготовлением к упражнению молитвой Иисусовой, предназначенному только для уже преуспевших подвижников, содержится иная краткая форма: «Иису́се, Сы́не Бо́жий, поми́луй мя». В Греции принята форма: »Господи, Иисусе Христе, помилуй мя«. Самая же краткая форма Иисусовой молитвы: «Го́споди, поми́луй».

Словесная форма Иисусовой молитвы
У св. Григория Синаита Иисусова молитва имеет, как правило, следующую стандартную форму: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя» (Κύριε Ἰησοῦ Χρίστὲ υἱὲ τοῦ Θεοῦ ἐλέησόν με). В «Житии» свт. Каллиста она дана с добавлением в конце слова «грешнаго» (τὸν ἁμαρτωλόν); у Григория этот расширенный вариант не встречается.

Впрочем, Григорий не возражает против того, чтобы молящийся время от времени использовал, по собственному желанию, следующие сокращённые варианты Иисусовой молитвы:

«Господи Иисусе Христе, помилуй мя»,

«Сыне Божий, помилуй мя»,

«Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»,

полагая, что пользоваться ими легче, чем полной формой молитвы37. Интересно отметить, что вторая из этих кратких молитв не содержит имени Иисуса. Однако, допуская использование разных вариантов Иисусовой молитвы, св. Григорий Синаит предостерегает от слишком частого перехода от одного к другому.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Думается, подобные помыслы не заслуживают пристального внимания. Хоть Иисусова молитва имеет несколько форм, мне не попадалось у святых отцов упоминание, чтобы кто-то в частной яичной молитве использовал форму "помилуй нас".
"Ты можешь привести себе на ум конкретного человека, испытывающего нужду, немного помолиться о нем, а потом произнести молитву: "Господи Иисусе Христе, помилуй нас" - с болью за всех, чтобы... поезд не ушел с одним пассажиром. Не нужно застревать на ком-то одном, иначе потом мы не сможем помочь молитвой ни себе самим, ни другим".

Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II.

Это афонская традиция, такая форма молитвы Иисусовой. Архимандрит Софроний (Сахаров) в книге "О молитве" много раз её упоминает в разных вариациях.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Не уверен полностью, правильно это или нет, но мой бывший духовник, иеромонах, советовал не произносить "...помилуй нас, грешных", а произносить "...помилуй мя, грешного", но при этом собирать в уме всех живых и мертвых, за кого хочешь помолиться -и это будет молитва за всех них.
 
Православный христианин
«Господи Иисусе Христе Сыне Божий помилуй мя грешную»
При повторении Иисусовой молитвы в такой форме часто стали одолевать помыслы по типу: «это эгоизм и грех так молиться, просить только себе» «эгоизм читать молитвы в такой форме, уделять этому время, нужно молиться сразу и за близких, в форме «помилуй нас грешных».
Часто поддаюсь этим помыслам, соглашаюсь с ними и начинаю молиться так. Но чувствую, что то не так с этими помыслами, ведь во всех молитвах просьбы о себе в основном. В целом бывают помыслы, что грех много времени уделять духовной жизни, что это эгоизм. Ведь все молитвы о себе. В итоге оставляю молитвенное делание или все происходит в какой-то суете. Стало так трудно, что во всякий раз когда произношу Иисусову молитву чувствую, что делаю один лишь грех
В основном, думаю, нам стрит молится как учат отцы в данном случае - помилуй мя грешного. Дело в том что утопающий не может спасти другого утопающего. Иисусовой молитвой или иной другой короткой молитвой мы исправляем своё блуждание ума, в первую очередь, навыкая через возможно более частое молитвословие вращать ум в Бога в течении всего дня, исцеляя тем самым ум от забвения и уныния. Но мы вращаемся среди людей, близких в том числе. И вместо молитв отдельных за болящего, путешествующего и т.д., думаю ничем не хуже молится Иисусовой молитвой о помиловании их/его/нас. Смотря на что обращается мысль - на ребёнка ли, на болящего близкого ли, на соседа ли… Но в сутках 16 часов бодрствования - хватит и на молитву о себе и о других.)
 
Сверху