Последование к Причастию, чем можно заменить?

Православный христианин
Наверное никто из более-менее опытных (имею в виду - продолжительное время воцерковлённых) не будет отрицать нужность и правильность молитвенных правил.
Но тут речь про тех кто начинает только сей труд. Вспомним себя - нам тоже не просто давалось это дело. Мало кто из "начинающих" попадает на более-менее адекватного, пусть будет - наставника (давайте не будет говорить духовника, ну где его взять по нынешним временам? особенно новоначальным).
Не секрет, что далеко не все и всегда батюшки у аналоя хотят и могут (по разным причинам) разбираться в тонкостях конкретного прихожанина. Потому тем у кого какие-то вопросы, особенно по началу, очень непросто.
Благо большое - современные технологии, которые можно и нужно использовать во благо. Масса видео (даже читать не нужно, тем кто совсем отвык от этого) которые объясняют любые моменты. Только внимай.

От себя могу сказать как сам дорастал до более-менее полных правил. Начинал только с коротких начальных молитв до Отче наш включительно. Приучал себя к тому, чтобы это было регулярно утром и вечером. Каноны прослушивал на слух, по пути на работу, последование - тоже. Только примерно через год начал понимать молитвы остальные, чувствовать что нужно их тоже включать в свои правила. Каноны не вычитываю - хожу на всенощные, последование не такое уж большое - читаю в субботу перед вечерним правилом, которое тогда немного сокращаю.
В течении дня стараюсь думать о Боге и молиться Иисусовой молитвой.
Думаю (это не моё, это из того что я прослушал у наставников) что новоначальному не нужно напрягаться всей полнотой всех правил, а делать тот минимум что ему сейчас по силам. Но всё время себя проверять и стремиться - не появилось ли желание сегодня поговорить с Богом чуть больше. Если всё хорошо на этом пути - такое желание должно появится.
 
Православный христианин
Добрый день. Сложно и тяжело мне читать последование. Оно и объемное, и просто как-то "не идёт" его чтение. Уже не могу через силу себя заставлять. Не могу прочесть и всё тут.

Хотелось бы узнать у священников, или у мирян, которым говорили священники, можно ли чем-то заменить прочтение последования? Другими молитвами? Возможно есть официальные документы/официальное мнение церкви насчёт замены этого чтения.

Или нет никаких поблажек?
Чтение потому и не идёт, что не от сердца читается. Тогда это уже не молитва, а бессмысленное мучение. Читая, нужно делать эти молитвы своими, чтобы они сердцем принимались и возносились Богу искренне. Попробуйте целый месяц, или даже год, каждый день читать любой канон из трёхканонника, но не потому что надо, а искренне, и вы увидите, как ваше отношение ко многим вещам начнёт меняться на осмысленное.

Тем мирянам, кто причащается еженедельно или чаще, священник может благословить молиться только Последованием, без трёх канонов. Совсем отказываться от него нельзя, потому что оно помогает скорее войти в правильное духовное состояние, помогает сердцу воспрять к духовному от нечувствия мирских сует, вспомнить о правильном покаянном чувстве, припасть к Святому Богу в покаянии, быстро сокрушить все свои несмиренные мысли и попросить Милости Божией, чтобы с благодарным сердцем неосужденно принять Хлеб Жизни, пречистые и животворящие Святые Христовы Тайны, соединясь Телу Христову и Крови Его.
 
сомневающийся
Но тут речь про тех кто начинает только сей труд. Вспомн Мало кто из "начинающих" попадает на более-менее адекватного, пусть будет - наставника
Игорь, спасибо за слова поддержки и понимания!) Многое действительно так.
Не секрет, что далеко не все и всегда батюшки у аналоя хотят и могут (по разным причинам) разбираться в тонкостях конкретного прихожанина. Потому тем у кого какие-то вопросы, особенно по началу, очень непросто.
Спасибо, что поделились своим опытом. Но проблема даже не в длительности, и не в тяжести правила. Я не могу объяснить это слова. Но вот внутреннее, будто что-то против!

Раньше я не знала как молиться, и читала акафист Николаю Чудотворцу, бывало половину (это минут 15) изредка целиком. (минут 30-40 наверное).
Потом я уже узнала про часослов, и было время, когда каждый день, по несколько раз в день читала молитвы. Не скажу, что было прям легко, но и не мега сложно. Терпимо и приемлемо скажем так. Порой была сухая молитва, а порой очень даже искренняя. Бывало, что читала много, а потом были дни "простоя". Ну вот не было настроя.

Что касается Причастия. Я изначально не особо хотела причащаться (да что там, я даже не знала, что это).
На данный момент я причащалась уже несколько раз и последование читала несколько раз. На последние разы наверное я стала больше понимать смысл слов, нежели просто читать, как в начале.

Но идёт внутреннее противоречие, сопротивление будто и всё тут. И я никак не могу понять что это. Моё нежелание Причащаться? А может Бог против?
 
сомневающийся
Чтение потому и не идёт, что не от сердца читается. Тогда это уже не молитва, а бессмысленное мучение.
Вот именно!! Что для меня вся подготовка к Причастию – это не радость идти к Богу. А мучение.
Я не понимаю зачем нужен евхаристический пост, куча молитв. Да, про настрой знаю, понимаю. Но мне кажется для настроя достаточно и не полностью прочесть последование.

Вот эта обязаловка (хотя я понимаю, правила есть правила) и принуждение к ограничением, для меня будто пытка.
Добавим к этому бессонницу и искушения накануне Причастия. И уже нет никакого желания.

Выходит так, что чтобы причаститься мне нужно преодолеть кучу трудностей. И конечно мне проще отказаться от этого "балласта". Нежели пострадать, дабы попасть на Причастие.

После пары последних Причастий мне было хуже. Уж не знаю связано ли это с Причастием или нет. Поэтому сейчас, у меня возможно и появился некий страх Причастия. И нежелание туда идти.
Тем мирянам, кто причащается еженедельно или чаще, священник может благословить молиться только Последованием, без трёх канонов.
Так речь и не идёт о канонах!! Я знаю, что они не являются обязательными. И не читаю их. Речь только о последовании.
 
Православный христианин
Вот именно!! Что для меня вся подготовка к Причастию – это не радость идти к Богу. А мучение.
Я не понимаю зачем нужен евхаристический пост, куча молитв. Да, про настрой знаю, понимаю. Но мне кажется для настроя достаточно и не полностью прочесть последование.

Вот эта обязаловка (хотя я понимаю, правила есть правила) и принуждение к ограничением, для меня будто пытка.
Добавим к этому бессонницу и искушения накануне Причастия. И уже нет никакого желания.

Выходит так, что чтобы причаститься мне нужно преодолеть кучу трудностей. И конечно мне проще отказаться от этого "балласта". Нежели пострадать, дабы попасть на Причастие.

После пары последних Причастий мне было хуже. Уж не знаю связано ли это с Причастием или нет. Поэтому сейчас, у меня возможно и появился некий страх Причастия. И нежелание туда идти.

Так речь и не идёт о канонах!! Я знаю, что они не являются обязательными. И не читаю их. Речь только о последовании.
Попробуйте молиться Последованием про себя, не вслух, и просите помощи Божией на молитве. А все трудности перед Святым Причащением просто меркнут в сравнении с его значением. Отцы говорили, что даже в Раю души с радостью вспоминают каждое Причастие. Христиане должны являть Богу правильное устроение, и в уповании на Бога не терять направления к Нему. Бессонница, утренняя слабость и бессилие — надо сказать себе, что в немощи Сила Божия совершается, значит тем более надо идти ко Причастию и получить сугубую пользу! ) Искушения могут быть, а могут и не быть — не надо верить, что они обязательно будут, или опасаться их. Нам главное к Богу прилепляться и иметь упование на Него, и Бог всё управит наилучшим образом.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Но идёт внутреннее противоречие, сопротивление будто и всё тут. И я никак не могу понять что это. Моё нежелание Причащаться? А может Бог против?
Попробуйте прослушать Последование по ранее данной Вам ссылке, при чём не отрываясь от домашних дел, ввиду Вашей немощи. В какой – то момент прослушивания сердца обязательно коснётся покаянная благодать, настроит на молитвенное состояние души призовёт к исповеди.
 
Православный христианин
Я не могу объяснить это слова. Но вот внутреннее, будто что-то против!
Мария, а у вас нет никакой возможности например в отпуске поехать в какой монастырь пожить трудником? Читал много историй, что это направляет на нужный настрой нас городских людей. Или в крестном ходе каком местном и не далёком поучаствовать.
 
Православный христианин
Но вот внутреннее, будто что-то против!
Ветхий человечек плотяной внутри нас противится духовному. Вопросики задаёт, ёжится, боится, шипит и не соглашается ветхая тварь внутри нас, лишённая привычной подпитки самолюбия. Духи злобы вокруг нас тоже противятся всему истинно духовному, божественному, и касаются нас своими нечистыми прилогами, убеждая сдаться и ничего не делать, чтобы пленить нас гордыней и страстями, убеждают что будут страшные искушения. Вот тут то наше самоуклонение, наше произволение истинное, внутреннее, и проверяется. Волю свою сумеем ли мы собрать в могучий кулак в уповании на Бога, ударим ли мы по своему сластолюбию и неге, или продолжим жить в этом мороке страстей, лжи и самоуспокоения. Вот он, этот маленький и очень сложный поворотный моментик, от которого зависит наше Спасение. Вот где наше решение состоится! А дальше всем существом мы устремляемся либо к Богу, к благочестивому поведению и праведному упованию с Божьей помощью, либо к омерзительным страстям и греху, отпадая от Бога, от Истинного Владыки и Источника Бытия, всё дальше. Именно так каждый день и час происходит наше Спасение!
 
Последнее редактирование:
Иркутская обл.
Православный христианин
После пары последних Причастий мне было хуже.
---

Читаю, и не лежит вот душа, будто внутреннее противоречие какое-то что ли.
Да на самом деле, я и хочу, и не хочу причащаться одновременно. Мне кажется я не верю в Причастие, хотя вроде бы и верю.Возможно прочтению мне мешают именно внутренние противоречия. ((
Да и честно говоря, я сама не определилась хочу я причащаться или нет
Что касается Причастия. Я изначально не особо хотела причащаться (да что там, я даже не знала, что это).
Но идёт внутреннее противоречие, сопротивление будто и всё тут. И я никак не могу понять что это. Моё нежелание Причащаться?
После пары последних Причастий мне было хуже. Уж не знаю связано ли это с Причастием или нет. Поэтому сейчас, у меня возможно и появился некий страх Причастия. И нежелание туда идти.

Потому что причастились в осуждение.Может быть и хуже.
Вам пока не надо причащаться. Рано ещё.Очень. У Вас даже нет понимания к какому Таинству Вы приступаете.Веру сначала изучите,пройдите самостоятельное оглашение(или попросите священника)
Дело то совсем не в чтении Вами канонов и Последования(Вы пока в них ничего и не понимаете....Что толку от такого вычитывания...как в магических заклинаниях-произнести положенные слова-звуки...)

---
Я больше поражаюсь не Марии,а советам ей - читай через немогу и нехочу и обязательно иди и причащайся...
---
И ещё больше священнику. Знает ли чадо Мария веру,хотя бы очень просто пока,но верно и твердо,зачем нужно причащаться,что это за Таинство и т.д..."Верная" ли она или до этого ещё оч.далеко? Это всё не важно. Главное "вычитать" три канона и Последование( = Допуск-разрешение к принятию Св.Тайн+ форм.исповедь ещё)
От сих до сих что-бы прочитали.(И читают ничего не понимая,думая о чем попало,мучаясь и засыпая уже...эни,бени, раба...)
 
Православный христианин
После пары последних Причастий мне было хуже. Уж не знаю связано ли это с Причастием или нет. Поэтому сейчас, у меня возможно и появился некий страх Причастия. И нежелание туда идти.
Что вы имеете в виду под словами "было хуже"? В каком плане?
 
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
Можно разбивать на части и читать в разные дни вместе с вечернем правилом. Например по канону в день, а не все три за раз. Для новоначальных вроде допускается сокращать. Лучше это обсудить со священником у которого планируете причащаться.
Вопрос был о молитвах ко Святому Причащению, а не о канонах.
 
Православный христианин
Вот именно!! Что для меня вся подготовка к Причастию – это не радость идти к Богу. А мучение.
Я не понимаю зачем нужен евхаристический пост, куча молитв. Да, про настрой знаю, понимаю. Но мне кажется для настроя достаточно и не полностью прочесть последование.
Здравствуйте, Мария. У нас вчера наш отец настоятель по этому вопросу после службы дал подробный ответ. Беседу можно посмотреть здесь: https://rutube.ru/video/bfb0194d41fe664a930bb437303f8c97/
Краткая выжимка:

1. Правило ко причащению изначально составлено для того, чтобы читать его непосредственно перед Причастием, пока причащаются священники (сколько успеешь).
2. Готовиться к Причастию надо, в том числе молитвенно, но это не должно вызывать уныния и отторжения; в меру своих духовных сил.
3. Три канона перед Причастием взяты из келейного монашеского правила. Применять это к себе нужно тоже с рассуждением (см. выше п.2).

Мой личный совет: начните с того минимума, который можете понести. Но внимайте себе и своей совести. Со временем "минимум" должен подрастать ))
Камень летит либо вверх, либо вниз; в воздухе не висит.
 
сомневающийся
Потому что причастились в осуждение.Может быть и хуже.
Вам пока не надо причащаться.
Игорь, эво но как вы диагнозы ставите и буквально за Бога решаете))

Если уж на то пошло, на Причастии настаивал священник. Основы веры я не знала раньше!! Сейчас знаю.
Рано ещё.Очень. У Вас даже нет понимания к какому Таинству Вы приступаете.
А когда будет пора, м?) Господь дал заповедь – исполняем.
Мне однажды священник сказал, что мы (люди) хоть 20 лет будем готовиться, всё равно будем не готовы.
Есть вера Богу и доверие. Он сказал делать – делаем. А смысл, как я уже сказала выше, вряд ли кто-то постигнет. На то оно и величайшее таинство.

Вы пока в них ничего и не понимаете....Что толку от такого вычитывания...как в магических заклинаниях-произнести положенные слова-звуки...)
Во-первых, сейчас понимаю. Во-вторых, с чего-то же нужно начинать. Если я не буду читать их совсем, то и не пойму никак.
Это как ребенок, делает первые неуверенные шаги, возможно падает, а вы хотите, чтобы он сразу побежал. Да не бывает такого! Всё приходит с опытом и практикой.
Я больше поражаюсь не Марии,а советам ей - читай через немогу и нехочу и обязательно иди и причащайся...
---
И ещё больше священнику.
Ну вот кстати священник, который первый раз меня "заставил" причаститься. Может и не правильно поступил. Но благодаря ему я хотя бы начала это делать. А так, кто знает, сколько бы ещё без Причастия была.
.."Верная" ли она или до этого ещё оч.далеко?
Я крещенная и этого уже достаточно. Или вы какие-то "особые" условия допуска хотите?)
Чтобы все перед Чашей экзамен веры сдавали?)
Хотя наверное этого вы и хотите.
Чего уж мелочиться, давайте тогда ещё и подвиги, и испытания. А то вдруг у человека веры "недостаточно".
Маловерие, хоть и грех, но он есть у всех. Даже святые сомневались в вере. Даже апостолы сомневались в Иисусе. А вы тут хотите...

форм.исповедь ещё)
Ну и концовка. С чего вы взяли, что у меня формальная исповедь?? С чего вы вообще-то какие-то выводы делаете о моих грехах и исповедях. Вы там были? Нет!
 
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
Игорь, эво но как вы диагнозы ставите и буквально за Бога решаете))

Если уж на то пошло, на Причастии настаивал священник. Основы веры я не знала раньше!! Сейчас знаю.

А когда будет пора, м?) Господь дал заповедь – исполняем.
Мне однажды священник сказал, что мы (люди) хоть 20 лет будем готовиться, всё равно будем не готовы.
Есть вера Богу и доверие. Он сказал делать – делаем. А смысл, как я уже сказала выше, вряд ли кто-то постигнет. На то оно и величайшее таинство.


Во-первых, сейчас понимаю. Во-вторых, с чего-то же нужно начинать. Если я не буду читать их совсем, то и не пойму никак.
Это как ребенок, делает первые неуверенные шаги, возможно падает, а вы хотите, чтобы он сразу побежал. Да не бывает такого! Всё приходит с опытом и практикой.

Ну вот кстати священник, который первый раз меня "заставил" причаститься. Может и не правильно поступил. Но благодаря ему я хотя бы начала это делать. А так, кто знает, сколько бы ещё без Причастия была.

Я крещенная и этого уже достаточно. Или вы какие-то "особые" условия допуска хотите?)
Чтобы все перед Чашей экзамен веры сдавали?)
Хотя наверное этого вы и хотите.
Чего уж мелочиться, давайте тогда ещё и подвиги, и испытания. А то вдруг у человека веры "недостаточно".
Маловерие, хоть и грех, но он есть у всех. Даже святые сомневались в вере. Даже апостолы сомневались в Иисусе. А вы тут хотите...


Ну и концовка. С чего вы взяли, что у меня формальная исповедь?? С чего вы вообще-то какие-то выводы делаете о моих грехах и исповедях. Вы там были? Нет!
Судя по ответам Вы все знаете. Зачем тогда просите совета?
 
Православный христианин
При чем здесь я вообще?!
Вы зашли в тему в которой открыт вопрос..
Картофель приплели..
Поговорить вам не с кем видимо.
Ни одного слова по теме..
Зачем вообще писать тогда?!
А Вы лично в этом сообщении много "по Теме" сказали? То что Вы не поняли мою мысль изначально, это и вызвало иронию, но и это не дошло... Что ж придётся как обычно объяснять...
 
католик
Скажите, а в чём состоят принципиальные препятствия к причастию?
Ну мало ли, всякое может быть. Некрещенный, объективно греховная ситуация, которую нельзя одним рывком решить, ну банально на исповедь не успел в смертном грехе, в конце концов.
 
Православный христианин
Маловерие, хоть и грех, но он есть у всех. Даже святые сомневались в вере.
Одно дело маловерие, и другое помыслы неверия. Ведение, подаваемое Богом, и весь опыт святых, таковы, что помыслы неверия, без устали всеваемые увядающими духами злобы, они вменяли в ничто, не собеседуя с ними и просто отсекая их молитвой в уповании на Бога. Действием Благодати Духа Святого, живущей в них, возведены были они на новые степени ведения, а Вера их превосходила и ведение. Потому Благодатью были охраняемы они от вражеской лжи неверия и избавлены от смущений. Маловерие же новоначальных происходит от недостатка и упования, и ведения, и Веры. Лишь обретя эту связку, получают они стойкость несокрушимую, и тогда истинное, духовное, ведение охраняет их добродетельное житие, а Вера, словами святого Исаака Сирина, "вменяет все дела свои Благодати" и простирает человека к молитве и всецелому упованию на Бога.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Мария, которая задала вопрос про правила, как и большинство прихожан (не важно сколько они годиков в церкви), просто не понимает ЗАЧЕМ?!. Это и есть основополагающий вопрос для думающих людей. Человеку сколько не говори, что тебе мол, "Надо!", или "Ты должен!", но никто ничего делать не будет пока не разберётся внутри себя "Зачем мне это надо?". Вот большинство людей отвечающих на вопрос Марии, пишут о каком-то настрое перед Причастием, возникающим от молитвенного правила... Извините, человек, который идёт на Тайную Вечерю со своим Спасителем и Богом итак знает куда он идёт. Повторюсь ни апостолы, ни Пресвята Богородица, ни Николай Чудотворец, ни Иоанн Предтеча, ни тысячи и тысячи других канонизированных во всём Христианстве святых угодников никогда этих самых правил ко Причастию ни то что не читали, а вообще не видели! Или для всех советчиков об обязательном прочтении молитв (причём именно этих молитв, и никаких других!) все вышеперечисленные святые уже "деканонизированы"?
Более того, те молитвы, которые предлагает православный молитвослов они были написаны пускай и святыми людьми, но это были мысли и ощущения ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТЕХ ЛЮДЕЙ. Соответственно, перечитывая (тем паче бездумно и без понимания смысла) этих молитв, те кто заставляет этим перечитыванием заниматься, делают из людей простых "попугайчиков"! Любой попугай может перечитать правила, и что, Вы его ко Причастию приведёте?
Конечно, куда легче вычитать правила, проверяя себя на скорость чтения, чем самому пообщаться со своим Творцом! В первом варианте ведь думать не надо, просто протараторил и всё: "Фух!!! Успел вычитать. Пойду пивасиком побалуюсь, или кости подружкам перемою". Разве этого хочет Иисус Христос?! Если Ваш ответ "Да, этого" . Ну, тогда продолжайте играть в попугайчиков.
Это всё равно, что Вы приходите к своему любимому человеку и начинаете цитировать известные произведения других людей, Пушкина, Шекспира, Петрарку, Ронсара, Платона, и т.д и т.п. Да красивые стихи, умные слова, глубокий смысл! НО! Это слова других людей. Вы думаете Вашему любимому человеку понравиться изо дня в день повторение одних и тех же стихов и фраз, пускай довольно-таки красивых и звучных. Ну, да можно день послушать, можно два, ну неделю, а дальше? Не спросит ли этот человек такого "попугайчика": "А свои-то мысли и чувства у тебя имеются вообще?!".
В общем, куда легче быть "попугайчиком", чем самому строить ЛИЧНЫЕ отношения с Богом, и куда легче не съесть яичницу в постный день, чем помириться с близким человеком!
 
Православный христианин
Не больше, чем традиция. В римском обряде, к примеру, никаких последований нет вообще. Пришел на литургию - причащайся. Не хочешь - чего пришел тогда? Смертный грех - вон священник, вон исповедальня. Разве что есть принципиальные препятствия к причастию.
Проблема православия в том, что ко Причастию Тела и Крови Спасителя приходят не потому, что "ХОЧУ!!!" , а потому, что "Так надо!", или бабушка сказала, только вот зачем не упомянула...
 
католик
Проблема православия в том, что ко Причастию Тела и Крови Спасителя приходят не потому, что "ХОЧУ!!!" , а потому, что "Так надо!", или бабушка сказала, только вот зачем не упомянула...
Ну в идеале молитвенные правила и должны объяснять важность и сущность Причастия, не длительность, а смысл. Только вот они на ЦСЯ, что убивает тут любой толк, они читаются также, как и все остальные, «лишь бы отбубнеть набор букв поскорее, чтоб это заклинание подействовало». Если с остальными это еще терпимо, со временем смысл откроется, то тут это вообще противоречит здравому смыслу, тебе смысл нужен здесь и сейчас. А потом уже как раз нет, потом итак все ясно.
 
Сверху