Последование к Причастию, чем можно заменить?

Православный христианин
Повторюсь ни апостолы, ни Пресвята Богородица, ни Николай Чудотворец, ни Иоанн Предтеча, ни тысячи и тысячи других канонизированных во всём Христианстве святых угодников
Как-то сравнивать себя с таким уровнем лично я пока что погожу, с вашего позволения. Буду пока что на всенощную ходить и читать последование, чтобы попытаться прийти через него к нужному настрою. Чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к тому идеалу, который вы назвали, и с которым и нужно приходить к причастию.

Но я вас прекрасно понимаю. И понимаю о чём вы. К примеру сам я около 10 лет велосипедист, езжу на работу и с работы по 5 км. в сезон. Есть несколько пеш. переходов - почти никогда не спешиваюсь, но смотрю - видит ли и пропускает ли меня водитель (если он там есть вообще). А если переход "слепой", т.е. когда на бледно-розовый уже, из-за спины может стартануть сильно спешащий, тогда спешиваюсь и иду. Но не потому что так меня не могут сбить, а чтоб понимать - что сделал всё, что должен был сделать.
Прекрасно знаю, что спешиваться по правилам надо всегда. НО! Я с рассуждением (как вы поняли) делаю это только тогда, когда нужно.
Теперь почему в правилах сказано спешиваться. А потому, что если будет написано "спешиваться по необходимости и с рассуждением" - угадайте кто это будет делать? Правильно - почти никто. Т.е. правила пишутся из расчёта на самого тупого. Нельзя и всё, всем пешком, чтобы не ссылались - "да я же не видел необходимости и рассудил что всё норм".

Понимаете аналогию?!
 
Крещён в Православии
Только вот они на ЦСЯ, что убивает тут любой толк, они читаются также, как и все остальные, «лишь бы отбубнеть набор букв поскорее, чтоб это заклинание подействовало».
На маркетплейсах есть молитвословы и Псалтирь на русском языке. Я постил ссылки в теме "Зачем нужны реформы".
 
Крещён в Православии
А Вы лично в этом сообщении много "по Теме" сказали? То что Вы не поняли мою мысль изначально, это и вызвало иронию, но и это не дошло... Что ж придётся как обычно объяснять...
Ничего не сказал..хотя было даже намерение и действие..потом удалил.
Нет у меня такого опыта, что бы давать советы..я так считаю.
Мысль Ваша изначальная, понята мной никак не иначе как - не нужно готовиться вовсе!!! Опираясь на Апостолов, Пр.Богородицу и святых..
Вот так просто...Михаил отмахнул церковный устав и даже оправдал это..
И больше ничего..а, еще всех в палемисты записал..
Моё к Вам обращение было искренним, без иронии.
Ладно, то такое..
Позднее таки по сути высказались, и слава Богу.
И что-то мне близкое в Вашем суждении есть. Но не всё.

Во-вторых, с чего-то же нужно начинать. Если я не буду читать их совсем, то и не пойму никак.
Мария, я внимательно слежу за темой, и успел для себя отметить одну очень важную вещь..
Вы в подготовке к Причастию видите текст, обязанность, правило и всё такое..
Да, мы должны подготавливаться с помощью Последования к Св.Причастию.
В самом начале пути, мы совсем ничего не понимаем из того что читаем, и именно по этому нам говорят - надо!
Мы как минимум должны доверять наставникам..и находить в себе силы, и смиренно выполнять поставленные нам задачи. - это важно!
Позже, как здесь в теме уже писали, мы потихоньку начинаем понимать смысл того что читаем...и с каждым разом всё глубже погружаемся в суть этих текстов..
Эти тексты не являются заклинанием или мантрой...
Это молитвенный опыт великих святых, их переживание, сокрушение, покаяние..- мы у них учимся видеть себя! Для нас эти тексты постепенно становятся глатком свежего воздуха!
Главное, что нужно понять в самом начале, так это то, что Причастие это милость Божия нам недостойным...
А Подготовка, это ни что иное как НАШЕ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ, мольба(!)
Что бы Причастие было нам во Спасение(от чего очень важно понимать!), а не в осуждение...
Отсюда и благоговение будет...
В Ваших сообщениях я не нашёл такого отношения к Причастию...к великому сожалению..
Это, как мне кажется одна из главных причин отторжения о котором Вы пишите..и не только у Вас такое.
Не совет..но повод для размышлений Вам, ну и, возможно кому-то ещё.
Вам пока не надо причащаться. Рано ещё.Очень.
Для меня это звучит так, как если бы врач больному сказал - вы больны, но лекарство вам ещё рано, по тому что вы в нём ничего не понимаете!
P.S. я сказал то, что сам думаю по этой теме.
Мои мысли наверное являются отражением того что я сам пытаюсь изучать и понимать.
Я могу что-то понимать не верно в данном вопросе, если это так, прошу участников поправить меня.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
А Подготовка, это ни что иное как НАШЕ ОБРАЩЕНИЕ К БОГУ, мольба(!)
Что бы Причастие было нам во Спасение(от чего очень важно понимать!), а не в осуждение...
Не знаю как процитировать. В сообщении #33 я как раз пишу об этом.

"Моё личное мнение, в молитвах последования мы просим, чтобы Причастие не было в суд, не было в осуждение. И это важно, уделить время Богу, попросить Его о Причастии. Ну и настрой нужный, тоже да."
Отсюда и благоговение будет...
В Ваших сообщениях я не нашёл такого отношения к Причастию...к великому сожалению..
Для меня это звучит так, как если бы врач больному сказал - вы больны, но лекарство вам ещё рано, по тому что вы в нём ничего не понимаете!
Верно! Мне батюшка однажды так и сказал, вот мы пьем ту или иную таблетку, мы что, пониманием как она работает? Нет. Но пьем, и знаем, что лекарство должно сработать. Всё на доверии. Так же и с Причастием.
Господь установил таинство, а постичь человеческим умом это всё равно невозможно.
 
католик
Не знаю как процитировать. В сообщении #33 я как раз пишу об этом.

"Моё личное мнение, в молитвах последования мы просим, чтобы Причастие не было в суд, не было в осуждение. И это важно, уделить время Богу, попросить Его о Причастии. Ну и настрой нужный, тоже да."


Верно! Мне батюшка однажды так и сказал, вот мы пьем ту или иную таблетку, мы что, пониманием как она работает? Нет. Но пьем, и знаем, что лекарство должно сработать. Всё на доверии. Так же и с Причастием.
Господь установил таинство, а постичь человеческим умом это всё равно невозможно.
А тут главное, это осознавать, что а) достойным к Причастию быть все равно невозможно, б) что Причастие - это Сам Христос, притом живой. Поэтому главное, чтоб осознаваемых и неисповеданных смертных грехов не было (хотя любые смертные - всегда осознаваемые, если они не осознаваемые - они просто тяжелые). Попробуйте другого священника найти, если первый Вам отказывает. Или вообще не распространяться на счет уровня подготовки. Готовились? Да.
Это как у протоиерея Лемешонка (скандального, но умного) спрашивали "Батюшка, я вот чтоб причаститься приехала невесть откуда, соврала, что готовилась", он отвечает - "врите так всегда, Вы ж приехали издалека? Ну вот, готовились, вранья нет". Молитвы и посты - это средство, оно не должно становиться препятствием к тому, что важнее и молитв и постов. Трендовое православие тут попросту путает причину и следствие. Именно причастие дает благодать к добродетельной жизни, а не наоборот, аскеза как билет к благодати. Если на аскезу духовных сил нет, то они без таинств и не появятся, человек попросту духовно отомрет и отвалится от Церкви рано или поздно, если строить вот эти ненужные препятствия. Что в общем-то и происходит на каждом шагу.
 
Последнее редактирование:
сомневающийся
Или вообще не распространяться на счет уровня подготовки. Готовились? Да.
Некоторые священники, к слову, так и спрашивают, "готовилась?" И всё.
А этот батюшка (я никак не могу понять их график, расписание, но почему-то попадаю на него), иногда может ещё и уточнить, а точно ли не ели, не пили. И всё ли прочла.

Однажды, к слову, я ему можно сказать "соврала". Он спросил "молитвы читала?" (Имеется ввиду к Причастию). Говорю – да. Но умолчала, что прочла то не все. И потом совесть малость мучала.

А в этот раз, может я действительно морально была не готова, поэтому решила переложить "ответственность" на батюшку, и узнать допустит ли с не полностью прочитанным последованием. Не допустил. Хотя я читала в интернете, что многие священники допускают.
И плюс мне кажется, что может Господь Бог, да и моя совесть мне показали, что нужно готовиться лучше, если есть возможность. Конечно, если у человека реально не было сил, времени, уважительная причина. То может и можно сократить правило.

Трендовое православие тут попросту путает причину и следствие. Именно причастие дает благодать к добродетельной жизни, а не наоборот, аскеза как билет к благодати. Если на аскезу духовных сил нет, то они без таинств и не появятся, человек попросту духовно отомрет и отвалится от Церкви рано или поздно, если строить вот эти ненужные препятствия. Что в общем-то и происходит на каждом шагу.
Да. Да да да. Согласна. Я в самом начале читала кучу интернет статей. И была в ужасе, какие препятствия порой строят священники. Например, тот же популярный пост 3 дня. (который к слову не является обязательным). Слава Богу у нас этого делать не заставляют. Только евхаристический пост. Хотя и это порой сложно для меня.

Слышала, что где-то ещё заставляют каноны по многу раз читать.
И я тогда думала, а зачем всё это? Чтобы человек конкретно так подзадолбался? Чтобы он ощущал больше "благоговения"? Ведь Причастие ему досталось – его трудом.
Да нет, не будет этого. Наоборот, человек может сдаться и сказать, ну раз сложно, то не пойду. Раз в год соберусь с силами.
А остальное время будет жить без Причастия. Это ведь тоже не правильно.
 
Оренбург
Православный христианин
В соборе, куда ходил много лет я, несколько священников, и никто из них никогда не спрашивал меня готовился ли я. Один раз я спросил у священника после исповеди можно ли мне причащаться. Он сказал: "Да, натощак утром". Я уточнил, что надо читать Последование, он сказал буквально: "Да, почитайте молитвы". Вообще общение по минимуму с прихожанами, возможно, из-за большого числа людей в очереди на исповедь, прямо конвейер. На Причастии священник иногда говорит с Чашей, что причащаются только те, кто были на исповеди и кого священник допустил до Причастия. Надо ли говорить, что они всегда допускают. Разумеется, ни о каком "духовном наставничестве" тут речи не идёт. Просто Таинства Церкви, общение по минимуму.
 
Киев
Православный христианин
Мария, ну, извините, это детский сад какой-то. Церковь установила правило - 3 канона, последование, 3 дня поста, посещение вечерней службы. Вы или мы здесь умнее тех, кто это правило установил, или духовно опытнее? Конечно, нет! Вы - инвалид с проблемами чтения, понимания текста, устойчивости психики и т.п.? Я так понял, что тоже нет. Поэтому не валяйте дурака - слушайте Церковь и делайте.
Каноны и последование можно разбить на 4 дня: каноны по 10 минут, последование - минут 35-40 - всякий может осилить. Я здесь не соглашусь с Игорем - я сторонник точки зрения "через не могу". Хочешь причаститься - давай, старайся, тогда причастие будет заслуженной наградой. А то стали все какие-то нежные, хотят, чтобы без труда им Христос явился и соединился с ними!
Категорически не хотите трудиться, для вас напряг от последования перекрывает то таинство, которое вам предстоит - не причащайтесь, может так оно и лучше будет, чем причащаться в осуждение. Но это пути вниз, даже не питайте иллюзий.
 
Оренбург
Православный христианин
Церковь установила правило - 3 канона, последование, 3 дня поста, посещение вечерней службы.
Покажите документ РПЦ, где это всё чётко написано. Я знаю многих, не читающих каноны, не постящихся 3 дня и не посещающих вечернюю службу, но причащающихся, исповедуются на литургии.
 
сомневающийся
В соборе, куда ходил много лет я, несколько священников, и никто из них никогда не спрашивал меня готовился ли я.
Спасибо вам за слова поддержки!
Вот у нас примерно так же. Не совсем конечно так.
Но когда исповедь, в конце службы. То там не до вопросов и духовности конечно. Поэтому я удивляюсь, когда говорят, что нужно "спрашивать у своего духовника". Будто у всех есть "карманный батюшка"))

Но если я хотела причащаться, то в конце сама уточняла можно ли? Если священник не задавал вопрос.
 
сомневающийся
Мария, ну, извините, это детский сад какой-то. Церковь установила правило - 3 канона, последование, 3 дня поста, посещение вечерней службы.
Официальные требования – это евхаристический пост. Ни есть, ни пить после полуночи. И последование. Всё. Лично священник мне говорил это. Плюс есть документ об участии верных в евхаристии.

Всё остальное – благочестивая традиция. Да, есть батюшки, которые требуют весь "набор". Но мне кажется в современных храмах это уже реже.
Хочешь причаститься - давай, старайся, тогда причастие будет заслуженной наградой. А то стали все какие-то нежные, хотят, чтобы без труда им Христос явился и соединился с ними!
Попаши, потом награда получи. Да вот нет. Не так это работает.
Нужно работать над душой, над сердцем. А то, что в постный день мяса поел, не поел. Ни на что это не влияет.

Христос, во-первых, уже умер за нас и воскрес. А во-вторых, он и пришел к нам грешным изначально только потому что люди постились что ли.
Аскетика это уже отдельно.
 
сомневающийся
В соборе, куда ходил много лет я, несколько священников, и никто из них никогда не спрашивал меня готовился ли я.
Я сегодня была вот в храме. Снова исповедь в конце службы. Только другой батюшка. В конце спрашиваю, можно причащаться? Отвечает "Причащайся". Вот и весь разговор))

Так что мне кажется подготовка к Причастию, ровно как и к Исповеди, это личное дело каждого. И личная ответственность.
Например, человек может утаить грех, но Бог то всё видит. Или человек может попить воды, а батюшке не сказать, но совесть то будет мучить (хотя у кого как).

Сегодня только у Чаши священник сказал, мол причащаются те, кто постился в той или иной степени.
Обычно говорят дежурное, что "причащаются те кто был на исповеди и получил благословение".
Разумеется, ни о каком "духовном наставничестве" тут речи не идёт. Просто Таинства Церкви, общение по минимуму.
Вы знаете, мне кажется так и должно быть. Человек должен приходить к Богу, а не к батюшке.
Сегодня на исповеди, краем уха услышала, что старушечка похоже делилась с батюшкой какой-то личной историей и он дал ей совет/наставление/комментарий, не знаю как бы корректно назвать.

Если батюшка хороший, то исповедь рискует перерасти в духовную беседу. (а мы помним, что очередь и времени мало).
Вот со мной, например, один священник, долгое время молча отпускал грехи и всё. Только спустя время, сказал мне несколько слов. Но и то, при условии подходящих обстоятельств. А не когда за человеком очередь из жаждущих.

Возможно кому-то и тяжело без "духовного руководства". Но в целом... У каждого ведь своя голова на плечах.
А так, выходит, что хотят порой священника превратить в бесплатного коуча/наставника/друга. Я в целом то и не против. Но с позиции того, что человек приходит к человеку, а не к Богу в церковь, это уже как-то неправильно.
Но то, что люди хотят совета, поддержки, понимания, я их очень в этом плане понимаю. Мне порой на душе бывало очень одиноко. Благо есть форум, где можно поговорить))
 
Иркутская обл.
Православный христианин
Для меня это звучит так, как если бы врач больному сказал - вы больны, но лекарство вам ещё рано, по тому что вы в нём ничего не понимаете!
Св отцы прямо так и говорят кому-то из больных. Вам,таким-то,таким-то и таким-то(перечисляют конкретно кому ) ни в коем случае нельзя сейчас приступать к Св.Тайнам,пока не устраните препятствия,иначе причаститесь в осуждение.
Верно! Мне батюшка однажды так и сказал, вот мы пьем ту или иную таблетку, мы что, пониманием как она работает? Нет. Но пьем, и знаем, что лекарство должно сработать.
Вот. В нашей РПЦМП,увы, практически уже сложилось новое предание старцев,что причастие это такая волшебная таблетка,действующая одинаково благотворно и исцеляюще на всех приступающих,без разбора.
По этому новому преданию в каком бы духовном состоянии не находился человек,если его допустили и он причастился Св.Тайн,то это будет только во исцеление,благодать в обязательнейшем порядке коснется его сердца,таблетка-лекарство обязательно сработают автоматически на исцеление,и никак иначе,и чем чаще человек будет причащаться(независимо от состояния его) тем быстрее он вылечится.
“Да не в суд и осуждение” это сейчас уже просто, без смысла, проговаривается.
По новому преданию только во исцеление души и тела.
Потому мы и видим,как священниеки говорят человеку,впервые только переступившему порог храма,буквально гонят – иди,иди причащайся,и как можно чаще.
Вот кого только и не допускают к Чаше…и со смертными грехами,с жуткими понятиями о вере и ересями,с поизвольно греховной жизнью,просто с неверием вообще. Это ж таблетка – она всех обязательно исцелит о освятит!
А вот про то,что из сердца надо устранить препятствия для принятия благодати,очистить его сначала, вообще не говорят - знаем,что лекарство должно сработать и так.
"Как невозможно огню и воде вместе находиться в одном и то-же сосуде,так невозможно вместе находиться в одном и том же христианине и Пречистому Телу Христову,и мерзости греха".Прп.Симеон Новый Богослов.

Интересно,почему Церковь не догадалась так поступать в отношении преступников? Такое действенное средство же.Причастили бы его раз 50 и всё,тот излечился,стал другим человеком - это же таблетка,действующая на всех одинаково.
Почему Иуда сразу после пошел и предал?
Почему многие начинают задумываться и честно признают - я не изменился никак,не посто не изменился,а ещё гораздо хуже стал,смертные грехи у меня ещё больше поперли,даже те,которых не было раньше,я домой прихожу после и сразу на домашних кидаюсь и т.п.
(Это хорошо если человек или добрый пастырь вообще ещё заметили это) Это благодать так подейтвовала(автоматом!?) или человек причащался в осуждение? Да,да,мнгоие скажут - это бес тебя искушает,а ты и дальше причащайся и не сомневайся,да ещё и почаще. Многие так годами причащаются,в осуждение...
 
Интересующийся
Поэтому главное, чтоб осознаваемых и неисповеданных смертных грехов не было
Из гугла :
Семь смертных грехов в христианстве — это гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и уныние.

Так разве эти грехи не в каждом человеке на протяжении всей жизни? Особенно гордыня, ну скажите, что вы не гордый человек. получается их надо каждый раз исповедовать, нет?)
И чтобы будет если причаститься в смертном грехе?
 
Православный христианин
Так что мне кажется подготовка к Причастию, ровно как и к Исповеди, это личное дело каждого. И личная ответственность.
Наш настоятель говорит так, раз в храм пришёл, значит грехи свои видит и в них раскаивается. А исповедуемся мы иногда на Литургии перед иконой, все, сколько ни есть в храме, все и перед иконой, целуем на аналое Библию и Распятие и излагаем Богу свои грехи, священника при это не присутствует, поэтому исповедуешься во всём, а не только в том, что в пост скоромное откушал.
 
сомневающийся
Наш настоятель говорит так, раз в храм пришёл, значит грехи свои видит и в них раскаивается. А исповедуемся мы иногда на Литургии перед иконой, все, сколько ни есть в храме, все и перед иконой, целуем на аналое Библию и Распятие и излагаем Богу свои грехи, священника при это не присутствует, поэтому исповедуешься во всём, а не только в том, что в пост скоромное откушал.
Ого! Вот это позиция. Я в шоке конечно.
Нет, я понимаю, что каждый вечер вообще нужно перед Богом каяться в грехах. Но как же Таинство Исповеди? Где Господь через священника отпускает грехи. У вас его нет?

Странно, что у вас нет главного – священника свидетеля покаяния. Да и кто читает разрешительную молитву?
 
сомневающийся
Из гугла :
Семь смертных грехов в христианстве — это гордыня, жадность, гнев, зависть, похоть, чревоугодие и уныние.
Это общие называния страстей. А частности, это ссора с ближним, блуд.
Перед Причастием поэтому человек идёт и кается, просит Бога простить ему конкретный грех. Например, переспал с чужой женой.

Мне кажется невозможно "случайно" причаститься в смертном грехе. Грех – это ошибка. Совесть обличает и человек знает, что вот, допустим женщина не сдержалась, накричала на ребенка. Вот он гнев, в этом она и кается.
Покаяние идёт в конкретных делах и поступках. А не абстрактно "гневался".

У кого-то "гневался". Может быть в том, что он жену избил. Тут, считаю, вообще недопустимо утаивать за общей формулировкой.
 
Интересующийся
Это общие называния страстей. А частности, это ссора с ближним, блуд.
Перед Причастием поэтому человек идёт и кается, просит Бога простить ему конкретный грех. Например, переспал с чужой женой.

Мне кажется невозможно "случайно" причаститься в смертном грехе. Грех – это ошибка. Совесть обличает и человек знает, что вот, допустим женщина не сдержалась, накричала на ребенка. Вот он гнев, в этом она и кается.
Покаяние идёт в конкретных делах и поступках. А не абстрактно "гневался".

У кого-то "гневался". Может быть в том, что он жену избил. Тут, считаю, вообще недопустимо утаивать за общей формулировкой.
Понятно, спасибо. А несмертные грехи тогда какие?
 
Православный христианин
Ого! Вот это позиция. Я в шоке конечно.
Нет, я понимаю, что каждый вечер вообще нужно перед Богом каяться в грехах. Но как же Таинство Исповеди? Где Господь через священника отпускает грехи. У вас его нет?

Странно, что у вас нет главного – священника свидетеля покаяния. Да и кто читает разрешительную молитву?
По - видимому настоятель и читает общую разрешительную молитву и благословение на причастие.

протоиерей Алексей Уминский:
Например, в общине, которая сложилась в нашем приходе, где я являюсь настоятелем, я хорошо знаю своих прихожан, которые регулярно исповедуются, которые хотят причащаться на каждой литургии, и при этом не ставлю специальным условием исповедь перед каждой Евхаристией, перед каждым Причастием. Это лежит в области личной духовной жизни каждого человека
https://semyaivera.ru/2019/08/24/prichastie-bez-ispovedi/
 
Харьковская Берег Оскола
Православный христианин
По - видимому настоятель и читает общую разрешительную молитву и благословение на причастие.

протоиерей Алексей Уминский:
Например, в общине, которая сложилась в нашем приходе, где я являюсь настоятелем, я хорошо знаю своих прихожан, которые регулярно исповедуются, которые хотят причащаться на каждой литургии, и при этом не ставлю специальным условием исповедь перед каждой Евхаристией, перед каждым Причастием. Это лежит в области личной духовной жизни каждого человека
https://semyaivera.ru/2019/08/24/prichastie-bez-ispovedi/
Это только его личное мнение, он много чего нарассказывал. И где теперь этот Уминский?
 
Сверху