Дело не в логике, а в знании и умении толковать события Писания.
Отец Максим Козлов не смог ответить на лукавый вопрос о жестокости Бога на примере ожесточения фараона в отношении разрешения ухода еврейского народа из Египта. Отец Максим начал излагать нечто отвлеченное, которое В.Познер не преминул подвергнуть иронии.
И не говорите, вся дискуссия провалена с самого начала. "Да, это действительно серьезный вопрос...", и дескать вы, Познер, правы, что у вас море неотвеченных вопросов, серьезных... За 60 лет же вы Познер, выдающийся интеллектуал, не догадались толкования посмотреть, и мы вам тоже не скажем ответ, будто и сами не знаем, а будем философствовать, беседовать, искать область согласия. Вот Познер наверное обрадовался, что начинается его любимая передача.
(Бог вне времени, и для Него наше прошлое, настоящее и будущее - все как настоящее, и это мы называем Божиим всеведением.)
Бог знал наперед, что фараон не отпустит евреев, и столкнувшись лицом к лицу со знамениями Божиими только ожесточится, по гордости, властолюбию. И слова
"Бог ожесточил сердце фараона" значат, что Бог допустил такие события, в которых злое расположение фараона проявилось бы явно, на деле.
Это точно так же, как мы говорим: "друг познается в беде", что значит: пока не случится беда, не узнаем, что на самом деле это недруг, предатель. Но никто же не винит обстоятельства, саму случившуюся беду в том, что друг оказался недругом. Никто не винит и Бога, что Он так может показать нам, с кем мы имеем дело и тем самым сохранить от вредного общения, или, например, от непрочного брака, когда ищем себе супругов, или чтобы показать нам наши собственные заблуждения. Так и здесь, Бог как бы говорит: допущу такие события, создам такие условия, где злое сердце фараона покажет себя явно, во всем его злом упорстве, что он недруг Богу и не захочет вас отпустить, даже видя знамения свыше.
В.Высоцкий в Песне о друге даже прямо предлагает проверять друзей, допустив такие условия, чтобы их качества проявились на деле:
Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а – так.
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош -
Парня в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой в одной -
Там поймешь, кто такой.
Но никто же не винит Высоцкого, что он будто предлагает делать из друзей недругов (или в параллель Писанию - ожесточать сердце фараона), а мы легко это понимаем как проверку событиями, в которых тайное становится явным. Вот и в Св.Писании, Бог как бы говорит: устрою проверку фараону, но он (знаю это наперед) ожесточит сердце свое. Но не объясняет причинно-следственные связи, почему и как фараон ожесточится, а говорит кратко "ожесточу", просто по факту, что произойдет в результате.
И в другом месте Св. Писания ясно видно, что все дело именно в расположении самого фараона, о котором Бог просто знал наперед.
Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь. И сказал Господь Моисею: упорно сердце фараоново: он не хочет отпустить народ. (Исх 7:13-14)
И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце свое, и не послушал их, как и говорил Господь. (Исх 8:15)
Но фараон ожесточил сердце свое и на этот раз и не отпустил народа. (Исх 8:32)
Та же самая логика и в покаянной молитве: Господи, даруй ми зрети моя прегрешения.
О чем просим? Чтобы Бог или просветил ум и сердце благодатью, или попустил такие события, чтобы мы видели свои грехи, дурные склонности, и могли в этом покаяться, исправиться.
А фараон не хотел этого, он упорствовал. Даже видя знамения, ожесточался, противился воле Всевышнего.
Еще есть слова апостола: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1 Кор 4:5)
Вот так, через Моисея и Аарона, Бог пришел к фараону, и обнаружил и показал скрытое в его сердце богоборчество, и, конечно, похвалы ему никакой не было, а заработал наказания.