Православная архитектура

Казанский собор.
В 1810-11, когда строительство собора подходило к концу, Воронихин решил дополнить проект второй колоннадой со стороны южного фасада. Концы двух полукруглых колоннад и должна была соединять полукруглая ограда.
Но вторая колоннада таки не была возведена: вскоре после освящения собора умирает Александр Сергеевич Строганов, Воронихин лишается сильного покровителя; в 1812г. начинается война с Наполеоном, а в 1814г. скончался Воронихин – замысел зодчего так и не был осуществлен. Была создана только ограда с замечательной по красоте чугунной решеткой, – ее называют «лебединой песней» зодчего, это последнее его творение.
.
 

Вложения

  • IMG_0032.JPG
    IMG_0032.JPG
    30,7 KB · Просмотры: 1.155
  • план.jpg
    план.jpg
    23,9 KB · Просмотры: 1.234
Скульптура Казанского собора
По замыслу Воронихина, каждый из трех портиков должен был быть оформлен скульптурами в нишах, барельефами, а у основания купола должны были размещаться 4 фигуры евангелистов.
Но трудности, связанные с финансированием собора, вынудили Александра Сергеевича Строганова отменить ряд предполагаемых работ, в частности, уменьшить количество бронзовых статуй на фасада.
Скульптургы в нишах были выполнены только на северном фасаде, обращенном к Невскому проспект:.
Св. Александр Невский (ск.Пименов ), Св. Владимир (ск.Пименов), св. Андрей Первозванный(ск. Демут-Малиновский), св. Иоанн Креститель (ск. Мартос) .
 

Вложения

  • а невск.JPG
    а невск.JPG
    38,7 KB · Просмотры: 994
  • IMG_0023.JPG
    IMG_0023.JPG
    50,1 KB · Просмотры: 1.272
  • IMG_0021.JPG
    IMG_0021.JPG
    77,1 KB · Просмотры: 1.175
  • IMG_0025.JPG
    IMG_0025.JPG
    48,4 KB · Просмотры: 1.112
Иконостас Казанского собора.

Первоначальный иконостас собора был выполнен по проеку Воронихина. В 1830-е годы был создан новый иконостас по проекту К. А. Тона. Для его украшения было использовано серебро, пожертвованное в Казанский собор донскими казаками, под предводительством графа М.И. Платова. (Казаки отбили у французов обоз с 40 пудами серебра в слитках,- это была переплавленная утварь из ограбленных церквей).
В 1932 году собор был закрыт, иконостас был вывезен, и дальнейшая судьба его неизвестна.
Сейчас Казанский собор является кафедральным собором епархии. Иконостас воссоздается в прежних формах, но по иной технологии: вместо литых серебрянных укрвшений, на деревянную резьбу наносятся тонкие листики серебра.
В подлинном виде сохранился только иконостас южного придела Рождества Богородицы. Дело в том, что на него серебра не хватило, и он был выполнен из мельхиора.
 

Вложения

  • kazan_1.jpg
    kazan_1.jpg
    80,9 KB · Просмотры: 1.185
Продлолжая разговор о творчестве К. А. Тона вспомним сегодня о соборе ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. ( Находился приблизительно на месте сквера , напротив ст. метро Пушкинская).
Это была полковая церковь лейб-гвардии Семеновского полка
Спроектированная в 1834 году (проект датирован 1836 годом), церковь Введения была открыта в 1842 году.
Это был белый с позолоченными куполами храм, квадратный в плане, со слегка выступающими ризалитами в центре каждого фасада, в которых помещались сени, подсобные помещения, лестницы на хоры, а с востока - алтарь. Широкие, во всю ширину ризалитов, наружные лестницы вели к площади. Просторное подкупольное пространство освещалось шестнадцатью окнами граненого барабана большой главы; на углах здания располагались малые главы-колокольни. Формы и детали храма - луковичные купола, килевидные (с заострением в вершине) закомары, полуколонны на консолях, украшающие барабаны, узорные обрамления порталов - типичны для древнерусской архитектуры. Строгость геометрической формы основного объема, крытого четырехскатной кровлей, и четкость горизонтальных и вертикальных членений сближают эту церковь с храмами конца XVI века, когда эта четкость пришла на смену более мягкой пластике архитектуры предшествующих веков, и, одновременно, вносят в его облик классицистические ноты. Формы храма были просты и крупны, что вместе со скупым крупномасштабным декором сообщало ему монументальность

Несмотря на то, что Введенский собор числился под охраной государства, как памятник архитектуры, в 1933 г. здание было снесено, и на его месте устроен сквер. Сейчас на месте часовни собора построено здание ресторана "Макдоналдс"..
 

Вложения

  • 0_7f3a_203be697_XL.jpg
    0_7f3a_203be697_XL.jpg
    34,9 KB · Просмотры: 665
  • Vvedenskaya-tserkov.jpg
    Vvedenskaya-tserkov.jpg
    20 KB · Просмотры: 679
Никольская церковь Согинского погоста - первоклассный памятник вскроссийского значения. Неоценимость его не только в высокохудожественной архитектуре, в замечательной красоте, но и в уникальности. Ныне это единственный, довольно хорошо сохранившийся экземпляр округлого, шатрового храма "прионежской школы", свидетельствующий о том, до какого совершенства к концу XVII века был доведен этот один из древнейших типов храмовых построек народными зодчими Прионежья.

"Прионежская школа" господствовала на обширной территории южного Приладожья и Прионежья, а также на восточной половине Межозерья - пространства между Ладожским и Онежским озерами. Постройки этого района в сравнении с подобными им в западной Карелии, Заонежье отличаются большей декоративной насыщенностью, легкостью форм и определенным изяществом силуэтов и фрагментов.

Следует особо обратить внимание на то, как удачно поставлена Никольская церковь. Она является композиционным центром не только села, но и всей окружающей местности.

Место здесь удивительно живописное: долина реки, обрамленная высокими лесными холмами. Особую живость и выразительность пейзажу придает река Важинка - мелкая, но быстрая, с многочисленными заводями и порожками. По уходящей на север в голубую дымку долине вблизи друг от друга на обоих берегах реки разместилось несколько деревень.

Многие деревни этого куста древние. Им не менее 400 лет. В Писцовых книгах XV, XVI веков упоминаются деревни Сюрьга, Каляева Гора, Прошинская, Трошинская. Где-то совсем рядом с последней из них была еще одна деревушка, на реке Мужеле. В Писцовой книге 1563 года читаем: "Дер. на Мужеле речке: во дворе Степанко Иванов, во дворе Евсейко портной мастер да Истомка медвед-ник..." Издревле центром этой небольшой округи был Согинский погост.
. Памятник представляет собой необычную для подобного типа культовых построек единую композицию из восьмигранной церкви с двумя прирубами - алтарем и притвором - и шатровой колокольни, соединенных между собой папертью.
Некоторые исследователи и историки русской архитектуры отмечают, что согинская церковь стоит особняком в ряду себе подобных и является ценнейшим памятником народного деревянного зодчества. Никольскую церковь отличает и ярусное решение ее основного объема, состоящего из двух поставленных один на другой восьмериков и шатра с главкой. Нижний восьмерик, начинаясь "от пошвы", заканчивается повалом. Повал увенчан поясом из фронтончиков, расположенных попарно над каждой гранью. Из этого живописного пояса вырастает невысокий верхний восьмерик. Его плавный повал, нависая над фронтонным поясом, частично прикрывает его и основание верхнего восьмерика от попадания влаги и является очень эффектным переходом к шатровому завершению.

Усиливает этот эффект устроенная на повале полица шатра - пологая кровля, обрамляющая основание шатровой пирамиды. Эта украшающая деталь шатрового покрытия выполняет и важную функциональную роль. Под кровлей шатра скрыта рубленая пирамида его, которая начинается чуть ниже повала верхнего, меньшего восьмерика. В результате между рубленой частью шатра и повалом образуется пазуха, которую и перекрывает полица. Кроме того, полица служит для отвода подальше от сруба дождевой воды, скатывающейся со всей площади покрытия шатра. Поэтому плотники стремились по возможности сделать вынос полицы побольше, используя для этой цели не только сам повал сруба восьмерика, но и выпуски верхних венцов его, на которые укладывали для опоры кровли жерди или тесины, прикрывая их резным подзором.

Многогранный разворот фронтонного пояса, свешивающиеся сливы потоков, резные причелины, обрамляющие фронтоны в сочетании с сильным повалом верхнего восьмерика создают впечатление нарядности, праздничности и невесомости шатра, скрадывают многотонную тяжесть его конструкций.

Эта стройная композиция при одном из ремонтов в XIX веке была искажена: на шатер водрузили чуждую памятнику главу, покрытую железом.

Примечательна и колокольня церкви в Согинцах. Обычно колокольни были типа "восьмерик на четверике". В Согинцах же колокольня-"шестерик на четверике". Это единственный в Ленинградской области сохранившийся экземпляр колоколен такого типа.

Некоторые историки архитектуры предполагают, что колокольня была пристроена к церкви позднее. Реставраторы Ленинградской областной научно-реставрационной мастерской, исследуя памятник, пришли к противоположному выводу. Они считают, что колокольня старше самой церкви. Она уже стояла на этом месте, и к ней пристроили церковь. К сожалению, до наших дней не сохранились подлинные конструкции звона, то есть верхней площадки колокольни. По рассказам местных жителей, завершение колокольни в Согинцах заменили в 1926 году. При этом были полностью утрачены резные столбы звона, зафиксированные обмерными чертежами архитектора Д. В. Милеева в начале XX века. По характеру исполнения резьба этих столбов близка к резьбе сохранившегося столба крыльца.

Обычно шатровое покрытие колокольни поддерживают столбы, закрепленные в углах многогранника. В данном случае столбы поставлены чаще: кроме угловых шатер поддерживают столбы, установленные в середине каждой грани. Их всего двенадцать, не считая центрального, являющегося основной осью, вокруг которой крепятся все скрытые конструкции шатра и главки. Крест является продолжением центрального столба.

Характер резьбы причелин и подзоров, украшающих фронтоны церкви, свесы кровель колокольни характерны для северной народной архитектуры жилых и хозяйственных построек.
 

Вложения

  • t1_soginzy1.jpg
    t1_soginzy1.jpg
    26,8 KB · Просмотры: 628
  • zaozerie_pp_map.jpg
    zaozerie_pp_map.jpg
    40,9 KB · Просмотры: 1.068
  • 0_8730_abb47422_XL.jpg
    0_8730_abb47422_XL.jpg
    39,1 KB · Просмотры: 1.089
Санкт Петербург
Православный христианин
Я была внутри этого храма лишь однажды. Интерьер мне показался мрачноватым, (что вероятно связано с темой блокады. Причем,если внешний облик восходит к типу Горгиевского храма в Старой Ладоге, то интерьер довольно-таки модернистский. Паникадило необычной, нетрадиционной формы. К сожалению не разрешили фотографировать..
Согласна, что церковь очень хорошо смотрится, особенно с набережной.

Татьяна Анатольевна, в моем авторском разделе, в подразделе "соборы" представлено внутреннее убранство Храма Успения Пресвятой Богородицы, к сожалению не удалось сделать хорошие фото двора, где не только памятник жертвам Беслана, но и погибшим православным воинам в Закавказье, а так же священно мученику Вениамину митрополиту Петроградскому.
http://azbyka.ru/foto/browseimages.php?c=93&userid=
 
Татьяна Анатольевна, в моем авторском разделе, в подразделе "соборы" представлено внутреннее убранство Храма Успения Пресвятой Богородицы, к сожалению не удалось сделать хорошие фото двора, где не только памятник жертвам Беслана, но и погибшим православным воинам в Закавказье, а так же священно мученику Вениамину митрополиту Петроградскому.
http://azbyka.ru/foto/browseimages.php?c=93&userid=
Да, я видела. У Вас есть хорошие снимки храмов, прошу, по возможности, некоторые из них помещать в этой теме.
 
Знание образов

Здравствуйте, люди добрые. Прошу Вас о помощи в определении названий и изображений увядших образов из одной разрушенной церкви (церковь Св. Петра и Павла, с. Ярославское,Алапаевский р-н, Свердловская область) по фотографиям...

GBZFJP


1OM5HU


7NADJ1


PRKUK6


HVMXQL


22IP3I


SPSAAP


CHDLXG
 

Елена Анатольевна

Участник, заслуживающий доверия
Санкт-Петербург
Православный христианин
Добрый вечер. Мне нужна ваша помощь в определении названий икон со стен одной разрушенной церкви... Я ранее писал, фото не загрузились, посему они в разделе фотогалареи - иконы... Спасибо всем заранее, кто неравнодушен к моей просьбе!
 
В минувшее воскресенье, 10 февраля, на фасаде церкви Иконы Божией Матери "Неопалимая купина" была освящена мозаичная икона св. равноапостольной Нины. (В день св. Нины , 27 янв. 1944г. закончилась блокада Ленинграда).
Церковь находится . на территории пожарной части. (Лесной пр. д. 17).
 

Вложения

  • chasovnya-ikoni-bozhiey-materi-quotneopalimaya-kupinaquot_316239.jpg
    chasovnya-ikoni-bozhiey-materi-quotneopalimaya-kupinaquot_316239.jpg
    35 KB · Просмотры: 552
Добрый вечер. Мне нужна ваша помощь в определении названий икон со стен одной разрушенной церкви... Я ранее писал, фото не загрузились, посему они в разделе фотогалареи - иконы... Спасибо всем заранее, кто неравнодушен к моей просьбе!
Александр! Вы предложили очень интересное и поучительное занятие, но, к сожалению, очень его усложнили. Качество снимков не выдерживает никакой критики, а ведь зачастую нормальная резкость и минимальная обработка позволяют прочитать то, что глаз почти не воспринимает. В иконографии часто большое значения имеют детали. Иногда по ним можно определить имя святого, даже если икона сильно повреждена. Также следует обратить внимание на надписи, даже если они полустёрты. Порой хватает нескольких букв, для "идентификации".
 
Сверху