- Православный христианин
Из старых записей
-------------------------------------------
Учение св. Максима Исповедника (далее МИ) о психологии волевого акта с одной стороны достаточно сложное, с другой -- традиционное, так как восходит к "Никомаховой этике" Аристотеля, в которую МИ внес ряд существенных для его богословия дополнений (собственно, одно дополнение: включил в число стадий волевого процесса "гноми" -- склонность индивидуума выбирать то или иное из ряда имеющихся природных возможностей). Волевой процесс в этом учении насчитывает более десятка стадий.
Ряд стадий (в начале этого процесса) являются природными, так как не зависят от индивидуума, это природная воля. Другие (в конце процесса) -- ипостасными, так как зависят от индивидуума, это "ипостасная" (термин условный) воля. Нам нет нужды (для того, чтобы понять основы учения) разбирать все тонкости этого процесса. Достаточно (или почти достаточно) пояснить, чем же эти воли (природная и ипостасная) различаются на деле.
Природная воля (разумного) живого существа -- это (опосредованное разумом) врожденное стремление существа к чему-либо свойственному ему по природе. Например, желание жить (и сопутствующий ему страх смерти) - это природная воля. Желание есть -- тоже природная воля.
Но желание жить каким-нибудь определенным образом (то есть устойчивое стремление выбирать определенный образ жизни) или предпочитать определенные продукты (из имеющегося набора возможностей) -- это уже ипостасная воля, а точнее та ее стадия, "гноми", которая находится на границе между ипостасным и природным. "Гноми" -- это способ существования (тропос) природного в данном индивидууме. Это арена столкновения и взаимодействия (если говорить просто) свойственных всем природных желаний со сложившимися у индивидуума привычками и предпочтениями. Кроме того (и это очень важно для богословия и аскетики), это как раз то самое место, в котором в волевой процесс человека "вмешивается"(не нарушая его свободную волю) божественная благодать (и/или "гнездятся", по выражению МИ, прилоги демонических сил).
После того, как мы вкратце определили, что такое природная воля, а также обрисовали границу между природным и ипостасным, осталось только определить что такое "ипостасная" воля. Это, собственно, (ипостасная) реализация свойственной человеку (природной) свободы воли. А именно акт выбора из имеющегося набора природных возможностей согласно сложившимся ипостасным предпочтениям (или вопреки им) чего-либо определенного.
-------------------------------------------
Еще раз подчеркну. Никакой "ипостасной воли" в природе не существует. Это понятие введено здесь условно, для удобства обозначения тех стадий волевого процесса, которые принадлежат ипостаси.
-------------------------------------------
Учение св. Максима Исповедника (далее МИ) о психологии волевого акта с одной стороны достаточно сложное, с другой -- традиционное, так как восходит к "Никомаховой этике" Аристотеля, в которую МИ внес ряд существенных для его богословия дополнений (собственно, одно дополнение: включил в число стадий волевого процесса "гноми" -- склонность индивидуума выбирать то или иное из ряда имеющихся природных возможностей). Волевой процесс в этом учении насчитывает более десятка стадий.
Ряд стадий (в начале этого процесса) являются природными, так как не зависят от индивидуума, это природная воля. Другие (в конце процесса) -- ипостасными, так как зависят от индивидуума, это "ипостасная" (термин условный) воля. Нам нет нужды (для того, чтобы понять основы учения) разбирать все тонкости этого процесса. Достаточно (или почти достаточно) пояснить, чем же эти воли (природная и ипостасная) различаются на деле.
Природная воля (разумного) живого существа -- это (опосредованное разумом) врожденное стремление существа к чему-либо свойственному ему по природе. Например, желание жить (и сопутствующий ему страх смерти) - это природная воля. Желание есть -- тоже природная воля.
Но желание жить каким-нибудь определенным образом (то есть устойчивое стремление выбирать определенный образ жизни) или предпочитать определенные продукты (из имеющегося набора возможностей) -- это уже ипостасная воля, а точнее та ее стадия, "гноми", которая находится на границе между ипостасным и природным. "Гноми" -- это способ существования (тропос) природного в данном индивидууме. Это арена столкновения и взаимодействия (если говорить просто) свойственных всем природных желаний со сложившимися у индивидуума привычками и предпочтениями. Кроме того (и это очень важно для богословия и аскетики), это как раз то самое место, в котором в волевой процесс человека "вмешивается"(не нарушая его свободную волю) божественная благодать (и/или "гнездятся", по выражению МИ, прилоги демонических сил).
После того, как мы вкратце определили, что такое природная воля, а также обрисовали границу между природным и ипостасным, осталось только определить что такое "ипостасная" воля. Это, собственно, (ипостасная) реализация свойственной человеку (природной) свободы воли. А именно акт выбора из имеющегося набора природных возможностей согласно сложившимся ипостасным предпочтениям (или вопреки им) чего-либо определенного.
-------------------------------------------
Еще раз подчеркну. Никакой "ипостасной воли" в природе не существует. Это понятие введено здесь условно, для удобства обозначения тех стадий волевого процесса, которые принадлежат ипостаси.