- Православный христианин
Отец Константин, отвечая на вопрос - «Можно ли верующему человеку быть спортивным болельщиком"?, говорит: - «В нашей епархии есть священники, которые любят свою питерскую команду Зенит… Радоваться за успехи своей команды хорошо… это проявление патриотизма, консолидация, любовь к своему городу, в котором вырос».На трибунах, как и при участии в соревновании сознание человека меняется. Невозможно было, побывав на собрании язычников, на совете нечестивых сохранить в себе образ Божий, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, злоба, осуждаемые апостолом Павлом (Еф. 4, 31). Ментальная зависимость от орущей толпы, жаждущей зрелищ – с подобной психологической атакой мог справиться разве что человек великих духовных дарований. Об этом писал Иоанн Златоуст, когда некоторые из его слушателей после беседы с ним отправились на скачки, где впали в такое неистовство, что наполнили весь город непристойным шумом и криком, возбуждающим смех, или лучше, плач. Он сравнил подобное поведения с прелюбодеянием и недоумевал, почему слушатели приходили к нему за наставлениями, если затем предались подобным нечестивым делам: Если кто после этого увещания и наставления пойдет на нечестивые и гибельные зрелища, того я не впущу внутрь этой ограды, не сделаю причастником таинств, не позволю ему прикоснуться к священной трапезе; но как пастыри отделяют шелудивых овец от здоровых, чтобы болезнь не распространилась и на прочих, так точно поступлю и я, – строго предупреждал святитель.
Но отец Константин, наверное, не знает, что сейчас по составу уже не те спортивные клубы, которые были раньше. Фактически к городу они, кроме прописки клуба, не имеют никакого отношения. Я не понимаю, за кого болеют болельщики ФК «Зенит» – за турка или за португальца, корейца, югослава, бельгийца? За Норвегию или Словакию, Чехию, Нидерланды, Аргентину? Раньше болели за определенную дворовую или городскую команду, за своих по составу. А теперь? Как можно болеть за футбольную команду Санкт-Петербурга, если представителей города там мало, а весь ее состав определяется пришельцами с других городов, стран и континентов? Игроки продаются и кочуют из одной команды в другую. Сегодня они играют за эту команду, а завтра, если заплатят больше, против нее. И победа команды определяется возможностями спонсоров закупить пришлых футболистов, а не развитием футбола в городе. А может быть болеют за Газпром? Но причем тогда патриотизм и любовь к своему городу, в котором вырос? Мне неинтересно болеть за Газпром или за тех спонсоров, у кого больше денег. В нынешних условиях это не патриотизм, а просто повод собраться вместе, одним проявить лидерство, а другим поддаться стадным инстинктам.
О патриотизме можно говорить, когда болеешь за спортивную команду своей страны, выступающую на международных соревнованиях, потому что здесь (в отличие от клубов) выступают граждане именно своей страны.