Из соседней темы:
-----------------------
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"
Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.
Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое...
Из соседней темы это отсюда:
https://azbyka.ru/forum/threads/iz-...nij-i-pisem-svjatyx.26674/page-11#post-549273 - #209
Полностью письмо схиигумена Иоанна (Алексеева) выглядит так :
01.07.1954 г.
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"
Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.
Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.
Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
___________________
Проигнорирован, при перенесении в эту тему, последний абзац письма схиигумена Иоанна. А это самые важные вещи. Без смирения, исполнения заповедей Божиих, без терпения скорбей, без неосуждения, без прощения, о какой непрестанной Иисусовой молитве можно вообще рассуждать? О каком делании? О каком созерцании можно говорить?
____________________________
- О Иисусовой молитве я писал вам, чтобы смиренно проходить, не увлекаться во мнение и подвизаться на
заповеди Божии; да сохранит вас Господь от прелести вражией и дарует познать истинный путь (преп. Макарий (Оптинский)).
- О памяти Иисусовой ты пишешь, что не имеешь оную всегда и не имеешь чувств, какие имела прежде, о сем я выше тебе написал, а молитва Иисусова, когда будет со смирением проходима, то водрузится, а чуть увлечется ум во мнение, то или от нее отпадает, или обольщается. При молитве подвизайся на заповеди, а не ищи теплоты: сия возвышает, а заповеди смиряют. «Прежде времени бедственно искать высоких» (преп. Макарий (Оптинский)).
- Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присутствия Божия. Что молитва твоя не беспрерывна, не скорби - это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тебя Господь (преп. Анатолий (Оптинский)).
- ...Спрашиваешь о молитве, как ее творить? Когда какое есть желание, но во время рассеянности устами вполголоса, т. е. слышали бы твои уши, а когда помыслы и все вообще мирное, то тогда лучше умом, со вниманием, держи больше молитву устную со вниманием. О высшей степени молитвы: нельзя ее проходить самочинно, без наставника опытного. Устную молитву всегда за всяким делом можно творить, и в церкви (преп. Иосиф (Оптинский)).
Кроме того, есть некоторый процент людей с отклонениями психики среди воцерковленных и пытающихся творить Иисусову молитву, и у таких людей риск прелести или обострения заболеваний особенно высок. Для этого всегда и рекомендовалось проходить непрестанную молитву под присмотром духовника. Тут даже обычный приходской батюшка неискусный в исихазме может распознать что с человеком что-то не так и выправить ситуацию (посоветовать прекратить молитву, направить к врачу и проч)
Иисусова молитва это монашеское делание. Когда постригают в монахи (монахини) то передают постриженного в монашество в руки духовника. Дают ему в руки чётки. И постриженный в монашество ничего не делает без благословения духовника. И без его присмотра. Постриженные в монахи что - c отклонениями в психике?
Если уж браться за монашеское делание тогда нужно как монахи быть в послушании у духовника. Потому что послушание помогает в делании Иисусовой молитвы.
А так, рассуждения о высоком делании...непрестанной Иисусовой молитве, - останутся рассуждениями, высокими.