Св. Писание и св. отцы о непрестанной молитве

Православный христианин
Потянуть за ниточку и целый клубок там окажется) Вы созерцаете икону, закрываете глаза, воссоздаете образ, опишите типовую механику прелестного образа в вашем понимании, например спустился с неба Христос и сказал : бросся в фонтанку, и вы так и поступите? (былина из книги свт. Игнатия кажется)
Если у человека психическое заболевание, то с большой вероятностью так и поступит. Если человек в своем уме и это просто диавольская прелесть, то демоны не дураки и бросаться в фонтанку не пошлют, но их действия могут быть более тонкими, например внушить человеку гордую мысль что он уже святой раз сподобился таких видений, дать ему посыл на каую-нибудь "мироспасительную" миссию, внушить какую-нибудь ересь, и проч.
 
Православный христианин
Ну вы не сказать чтоб утонченную прелесть описали, по мне так то же самое помешательство. А для психически здорового, это как мнить себя миллиардером, проверяется то просто - сходи купи яхту) . В "утонченных" сам пребываю прелестях, хотя бы потому что этот спор веду. Но все же недостаточно обоснований для этой науки, одни только (все больше убеждаюсь что необоснованные) - рассказы, а результат - только и пораждает саму эту прелесть. Потому что цель забывается.
 
Православный христианин
Ну вы не сказать чтоб утонченную прелесть описали, по мне так то же самое помешательство. А для психически здорового, это как мнить себя миллиардером, проверяется то просто - сходи купи яхту) . В "утонченных" сам пребываю прелестях, хотя бы потому что этот спор веду. Но все же недостаточно обоснований для этой науки, одни только (все больше убеждаюсь что необоснованные) - рассказы, а результат - только и пораждает саму эту прелесть. Потому что цель забывается.
Ну и нечего тогда это обсуждать. Надо просто знать о существовании этой опасности и следовать инструкциям св. отцов как этого избежать. Предупрежден - значит вооружен.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
В этом его отличие от образного света.
А образный это какой, физический имеется ввиду, или тоже внутренний созерцательный но "тварный"?
"Тварный свет" потому что (энергии при созерцании особенно головном), как бы тоже не сказать что извне приходят.
 
Православный христианин
Безвидный свет -- это когда включается источник безвидного света, и в его свете становится виден безвидный свет ("Во Свете Твоем узрим Свет") и окружающее его сердечное пространство. Свет этот быстро достигает до конца Вселенной, так описывает этот процесс один сирийский подвижник. Свет этот приходит изнутри сердца, а не извне. В этом его отличие от образного света.
Да, это есть Свет Божественного Само-созерцания (как его описал Дионисий) к созерцанию которого мы приобщаемся по благодати.

"Он — Источник жизни, Который Сам в Себя изливается и Сам в Себе существует, Который есть некая единая, простая, самодвижная, самодействующая, никогда Себя не оставляющая Сила, Который есть знание всякого знания, созерцающее Себя через Себя"
Дионисий Ареопагит, "О Таинственном Богословии"
 
Православный христианин
Да, это есть Свет Божественного Само-созерцания (как его описал Дионисий) к созерцанию которого мы приобщаемся по благодати.

"Он — Источник жизни, Который Сам в Себя изливается и Сам в Себе существует, Который есть некая единая, простая, самодвижная, самодействующая, никогда Себя не оставляющая Сила, Который есть знание всякого знания, созерцающее Себя через Себя"
Для меня несомненно, что это сама суть образоподобия человека, уникальная среди существ способность к самоосознаванию.
 
Православный христианин
А образный это какой, физический имеется ввиду, или тоже внутренний созерцательный но "тварный"?
"Тварный свет" потому что (энергии при созерцании особенно головном), как бы тоже не сказать что извне приходят.
Да, наверно, лучше сказать "тварный". Образы, представления, мысли, все что является акциденциями ума, отпечатками. Сложная область. Проще написать что такое безвидный свет, чем что такое образы в онтологическом смысле:) Вот эти образы приходят к человеку извне, а безвидный свет из сердца. Имея такой опыт различения, можно легко отличить одно от другого. Другими словами говоря, у подвижника открывается духовное зрение, свет от источника, и он в этом свете видит пространство сердца и духовный мир, и, по мере развития этого дара, простирается даже до границ Вселенной. Источник -- особенный способ присутствия Духа в подвижнике, тропос (если пользоваться категориями прп. Максима несколько расширительно).
 
Православный христианин
"Он — Источник жизни, Который Сам в Себя изливается и Сам в Себе существует, Который есть некая единая, простая, самодвижная, самодействующая, никогда Себя не оставляющая Сила, Который есть знание всякого знания, созерцающее Себя через Себя"
Дионисий Ареопагит, "О Таинственном Богословии"
Да, Источник жизни Он потому, что Он живой и жизнь подающий, беззвучно и безОбразно говорящий, Сам Себя в безвидном свете созерцающий. Сила, потому что так в Писании называется Дух.
 
Православный христианин
"Цель христианской жизни - сохранить свой ум в постоянной молитве, все древние отцы говорили так. Это не означает что ты всё время повторяешь какую-то формулу, длинную или короткую, нет, но твой ум обретает состояние молитвы и ты постоянно пребываешь перед Лицом Бога, как ангелы и архангелы. Это происходит понемногу и ты этого вроде не замечаешь, но внезапно вдруг осознаешь, что ты никогда, ни на минуту не можешь забыть Бога, твой ум постоянно перед Ним, чтобы ты ни делал".
о. Гавриил (Бунге)

«Иисусову ли молитву творить...поклоны ли класть, в церковь ли ходить... что хочешь делай, только добейся того, чтобы быть всегда в памяти Божией... Существо жизни христианской состоит в том, чтобы стать умом в сердце пред Богом в Господе Иисусе Христе, благодатию Святаго Духа, и, оттуда управляя всеми движениями внутренними и всеми действиями внешними, всё в себе, и малое, и великое, обращать в служение Богу Триипостасному, пожершись Ему всецело сознанием и свободою» - свт. Феофан Затворник.
 
Православный христианин
Образы, представления, мысли, все что является акциденциями ума, отпечатками. Сложная область.
Я бы не сказал так прямо что отпечатки какие-то, здесь еще один момент есть. Из этих акциденций постепенно прорисовывается некий преманентный светоч. Скорее всего это как в опыте какой-то монахини, кажется у Новикова был эпизод, она сказала что это и есть сам ум, сознание светит. В моем понимании это проообраз или отражение того безвидного света. Встречал у отцов в науке о прелести, вроде бы они об этом свете говорили как о "ложном" и прелестном, хотя с моей т.з. никакой прелести тут нет, просто некоторый этап, можно вглядываться в этот свет когда он появляется, в нем стеснение ума еще большее происходит.
 
Москва
Православный христианин
Из соседней темы:
-----------------------
Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое...
Из соседней темы это отсюда: https://azbyka.ru/forum/threads/iz-...nij-i-pisem-svjatyx.26674/page-11#post-549273 - #209

Полностью письмо схиигумена Иоанна (Алексеева) выглядит так :

01.07.1954 г.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)
"Письма Валаамского старца"

Очень печально слышать, что священники учат своих духовных чад, во время молитвы в уме представлять образ Cпасителя, или Божией Матери, или какого святого.
Такой способ молитвы неправильный, даже вредный. Знаю, что, которые так молились, повреждали свои головы и ходили лечиться к докторам.

Скажу кратко, как должно молиться на основании богомудрых святых отцов. Ум надо заключать в слова молитвы и внимание держать в верхней части груди, ибо внимание - душа молитвы. На сердце нажимать не надо вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. Когда появится умиление и теплота сердечная, думать не надо, что получил что-то великое. Это бывает естественно от сосредоточения, но не прелесть. Все же от благодати Господь дает некоторое утешение молитвеннику.

Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
___________________

Проигнорирован, при перенесении в эту тему, последний абзац письма схиигумена Иоанна. А это самые важные вещи. Без смирения, исполнения заповедей Божиих, без терпения скорбей, без неосуждения, без прощения, о какой непрестанной Иисусовой молитве можно вообще рассуждать? О каком делании? О каком созерцании можно говорить?
____________________________

- О Иисусовой молитве я писал вам, чтобы смиренно проходить, не увлекаться во мнение и подвизаться на заповеди Божии; да сохранит вас Господь от прелести вражией и дарует познать истинный путь (преп. Макарий (Оптинский)).

- О памяти Иисусовой ты пишешь, что не имеешь оную всегда и не имеешь чувств, какие имела прежде, о сем я выше тебе написал, а молитва Иисусова, когда будет со смирением проходима, то водрузится, а чуть увлечется ум во мнение, то или от нее отпадает, или обольщается. При молитве подвизайся на заповеди, а не ищи теплоты: сия возвышает, а заповеди смиряют. «Прежде времени бедственно искать высоких» (преп. Макарий (Оптинский)).

- Молитву Иисусову держи по силе. А когда ослабеешь, имей одну память присутствия Божия. Что молитва твоя не беспрерывна, не скорби - это тебе рано. А благодари Бога за то, что есть. Спасайся, и да спасет тебя Господь (преп. Анатолий (Оптинский)).

- ...Спрашиваешь о молитве, как ее творить? Когда какое есть желание, но во время рассеянности устами вполголоса, т. е. слышали бы твои уши, а когда помыслы и все вообще мирное, то тогда лучше умом, со вниманием, держи больше молитву устную со вниманием. О высшей степени молитвы: нельзя ее проходить самочинно, без наставника опытного. Устную молитву всегда за всяким делом можно творить, и в церкви (преп. Иосиф (Оптинский)).



Кроме того, есть некоторый процент людей с отклонениями психики среди воцерковленных и пытающихся творить Иисусову молитву, и у таких людей риск прелести или обострения заболеваний особенно высок. Для этого всегда и рекомендовалось проходить непрестанную молитву под присмотром духовника. Тут даже обычный приходской батюшка неискусный в исихазме может распознать что с человеком что-то не так и выправить ситуацию (посоветовать прекратить молитву, направить к врачу и проч)
Иисусова молитва это монашеское делание. Когда постригают в монахи (монахини) то передают постриженного в монашество в руки духовника. Дают ему в руки чётки. И постриженный в монашество ничего не делает без благословения духовника. И без его присмотра. Постриженные в монахи что - c отклонениями в психике?
Если уж браться за монашеское делание тогда нужно как монахи быть в послушании у духовника. Потому что послушание помогает в делании Иисусовой молитвы.
А так, рассуждения о высоком делании...непрестанной Иисусовой молитве, - останутся рассуждениями, высокими.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Всеми силами старайся, чтобы никого не осуждать ни в чем. Чего себе не хочешь, того и другим не делай и вражды не имей, иначе молитва не будет прививаться к сердцу.
___________________ Проигнорирован, при перенесении в эту тему, последний абзац письма схиигумена Иоанна. А это самые важные вещи. Без смирения, исполнения заповедей Божиих, без терпения скорбей, без неосуждения, без прощения, о какой непрестанной Иисусовой молитве можно вообще рассуждать? О каком делании? О каком созерцании можно говорить?

Совершенно верно. Иисусова молитва есть часть православной жизни и православной аскетики и не может совершаться без всех этих перечисленных деланий. Это в общем само собой разумеется, но благодарю за напоминание.

Иисусова молитва это монашеское делание.
Большинство приведенных в теме цитат св. отцов говорят о том, что Иисусова молитва может быть не только монашеским деланием, но и деланием мирян. То есть для монахов она обязательна, для мирян же не обязательна, но возможна и всячески рекомендована св. отцами. Если Вы считаете, что Иисусова молитва запрещена или не может быть деланием для мирян, приведите пожалуйта цитаты из св. отцов подтвержающие такое мнение.
 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Иеромонах Лука (Ауле)

– Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств, как об этом говорят святые отцы. Здесь и ваше должно быть творчество с рассуждением, и обязательно должен быть совет с вашим духовным отцом. Я думаю, каждый приобщался молитвы Иисусовой в той или иной степени и, наверное, каждый проходил определенные этапы. Например, этап страхования в молитве, когда человек начинает бояться, то есть начинает молиться Иисусовой молитвой и ему делается страшно – это страхование. Святые отцы успокаивают и говорят, что такие этапы нужно преодолевать, благословляясь у своего духовного отца, терпя подобные искушения, исповедуя их, и главное – не оставляя это делание. Определенные этапы роста в молитве неминуемо будут сопровождаться какими-то скорбями и искушениями. Как говорил батюшка Серафим Саровский, книги деланию не научат, в нем нужна практика. Поэтому, сколько бы мы ни читали, но, если мы с вами не будем практиковаться, движения как такового у нас не будет.


Паисий (Величковский) (1722–1794), «отец русского старчества», с которым связана традиция старчества Оптиной и Саровской пустыней, традиция мистического опыта приобщения к Богу посредством Иисусовой молитвы.

С именем преподобного Паисия связано возрождение опыта умной молитвы в нашем отечестве. В поучениях и на личном примере старец показывал, что христианин может испытать на себе благодатное действие Божие, достигнуть непосредственного богообщения с помощью нескольких слов молитвы, постоянно повторяемых из глубины души. Исихазм для него был универсальным, кафолическим опытом, одинаково присущим как египетским отцам IV века, так современникам, ищущим познания истины.

В послании «Об умной или внутренней молитве» преподобный Паисий (Величковский) подробно описывает значение послушания и смирения для достижения совершенства в делании умной молитвы...
Иисусовой молитвой можно молиться на всякое время и на всякий час, по счету и без счета. Для нее не нужна академическая богословская подготовка. Главной подготовкой для совершения Иисусовой молитвы является смирение и чистота сердца...

 
Иеромонах Лука (Ауле)

– Иисусова молитва – это есть творчество из творчеств и искусство из искусств, как об этом говорят святые отцы. Здесь и ваше должно быть творчество с рассуждением, и обязательно должен быть совет с вашим духовным отцом. Я думаю, каждый приобщался молитвы Иисусовой в той или иной степени и, наверное, каждый проходил определенные этапы. Например, этап страхования в молитве, когда человек начинает бояться, то есть начинает молиться Иисусовой молитвой и ему делается страшно – это страхование. Святые отцы успокаивают и говорят, что такие этапы нужно преодолевать, благословляясь у своего духовного отца, терпя подобные искушения, исповедуя их, и главное – не оставляя это делание. Определенные этапы роста в молитве неминуемо будут сопровождаться какими-то скорбями и искушениями. Как говорил батюшка Серафим Саровский, книги деланию не научат, в нем нужна практика. Поэтому, сколько бы мы ни читали, но, если мы с вами не будем практиковаться, движения как такового у нас не будет.


Паисий (Величковский) (1722–1794), «отец русского старчества», с которым связана традиция старчества Оптиной и Саровской пустыней, традиция мистического опыта приобщения к Богу посредством Иисусовой молитвы.

С именем преподобного Паисия связано возрождение опыта умной молитвы в нашем отечестве. В поучениях и на личном примере старец показывал, что христианин может испытать на себе благодатное действие Божие, достигнуть непосредственного богообщения с помощью нескольких слов молитвы, постоянно повторяемых из глубины души. Исихазм для него был универсальным, кафолическим опытом, одинаково присущим как египетским отцам IV века, так современникам, ищущим познания истины.

В послании «Об умной или внутренней молитве» преподобный Паисий (Величковский) подробно описывает значение послушания и смирения для достижения совершенства в делании умной молитвы...
Иисусовой молитвой можно молиться на всякой время и на всякий час, по счету и без счета. Для нее не нужна академическая богословская подготовка. Главной подготовкой для совершения Иисусовой молитвы является смирение и чистота сердца...

Если к меня чистое сердце , то мне никакой молитвы не надо . Я созерцаю Бога . Я где - читал , что наоборот , Иисусова молитва для приобретения чистоты сердца и созерцания. Как средство. Может быть ошибаюсь.
 
Православный христианин
В послании «Об умной или внутренней молитве» преподобный Паисий (Величковский) подробно описывает значение послушания и смирения для достижения совершенства в делании умной молитвы...
Иисусовой молитвой можно молиться на всякой время и на всякий час, по счету и без счета. Для нее не нужна академическая богословская подготовка. Главной подготовкой для совершения Иисусовой молитвы является смирение и чистота сердца...

Совершенно верно, спасибо за цитату. Я поэтому и создал тему Св. Писание и св. отцы о смирении , но сделал ее как отдельную тему чтобы не мешать все в одну кучу.

Как говорил батюшка Серафим Саровский, книги деланию не научат, в нем нужна практика.
Что касается книжных знаний, то конечно одни знания молитве не научат, но для правильного практического делания Иисусовой молитвы нужны определенные знания, которые можно получить либо от духовника, либо из книг по практике Иисусовой молитвы если нет опытного духовника. Читать 5 томов Добротолюбия не всем под силу, но по моему мнению, как минимум надо ознакомитсья с трудами свт. Игнатия (Брянчанинова) об Иисусовой молитве.

 
Последнее редактирование:
Москва
Православный христианин
Надо приводить ссылки на то что читали и где + не вырывая слова из всего контекста написанного.

что наоборот , Иисусова молитва для приобретения чистоты сердца и созерцания. Как средство. Может быть ошибаюсь.
- Может ли сердце быть очищено одной только Иисусовой молитвой?

- Нет, очищение невозможно одной молитвой, если одновременно не будет смирения и соответствующего подвига.
(Подвиг для мирянина – это соблюдение евангельских истин в ситуациях реальной жизни. Тот, кто старается их соблюдать - хранит верность Христу и на деле показывает ее).
Преподобный Паисий Святогорец
(По материалам: Преп. Паисий Святогорец Слова. Том 6. «О молитве»)

 
Православный христианин
Если к меня чистое сердце , то мне никакой молитвы не надо . Я созерцаю Бога . Я где - читал , что наоборот , Иисусова молитва для приобретения чистоты сердца и созерцания. Как средство. Может быть ошибаюсь.
Верно, чистота серда есть результат молитвы, см. цитаты внизу. Но конечно же не только одной молитвы, а всей полноты православной жизни: смирения, покаяния, исполнения заповедей, участия в Таинствах Церкви, здесь я совершенно согласен с Татьяной.

«Начнём дело молитвы, и, преуспевая постепенно, найдём, что не только надежда на Бога, но и твёрдая вера, и нелицемерная любовь, и незлопамятность, и любовь к братии, и воздержание, и терпение, и ведение внутреннейшее, и избавление от искушений, благодатные дарования, сердечное исповедание и усердные слёзы – через молитву подаются верным. И не только сие, но и терпение приключающихся скорбей, и чистая любовь к ближнему, и познание духовного закона, и обретение правды Божией, и наитие Духа Святого, и подаяние духовных сокровищ, и всё, что Бог обетовал даровать верным здесь и в будущем веке. Одним словом, невозможно иначе восстановить в себе образ Божий, как только благодатию Божией, и верою, если человек с великим смиренномудрием пребывает умом в неразвлечённой молитве» св. Марк Подвижник, слово 55

На вопрос одного священника "Мне, как мирскому священнику, нужно знать, все ли православные христиане, по учению старцев, могут заниматься Иисусовой молитвой, или только те, которые очистили своё сердце от страстей" игумен Харитон (Дунаев) ответил: "у старцев имеется совершенно ясный и и определённый ответ. По учению отцов именно молитва Иисусова и помогает очищению сердца от страстей, а потому необходима не только бесстрастным, но и тем, кто ещё не освободился от страстей." (из кн. Молитва Иисусова. Опыт двух тысячелетий, т.1)
 
Последнее редактирование:
Надо приводить ссылки на то что читали и где + не вырывая слова из всего контекста написанного.


- Может ли сердце быть очищено одной только Иисусовой молитвой?

- Нет, очищение невозможно одной молитвой, если одновременно не будет смирения и соответствующего подвига.
(Подвиг для мирянина – это соблюдение евангельских истин в ситуациях реальной жизни. Тот, кто старается их соблюдать - хранит верность Христу и на деле показывает ее).
Преподобный Паисий Святогорец
(По материалам: Преп. Паисий Святогорец Слова. Том 6. «О молитве»)

Спорить бесполезно. Вы правы.Это слова прп.Паисия .
 
Верно, чистота серда есть результат молитвы, см. цитаты внизу. Но конечно же не только одной молитвы, а всей полноты православной жизни: смирения, покаяния, исполнения заповедей, участия в Таинствах Церкви, здесь я совершенно согласен с Татьяной.
Так все эти качества раскрываются сами по мере творения Иисусовой молитвы как ступени к созерцанию .
 
Православный христианин
Так все эти качества раскрываются сами по мере творения Иисусовой молитвы как ступени к созерцанию .
Ну необязательно, я видел эзотериков которые практиковали Иисусову молитву как мантра-медитацию без воцерковления и без понятия о православной традиции. Это так не работает.
 
Сверху