Таинства

Интересующийся
Традиционно принято 7 таинств: крещение ;миропомазание ; евхаристия; покаяние; елеосвящение; священство; венчание. Возникает вопрос о количестве таинств. Почему их только семь? Например, почему то веру не отнесли к таинству? Проповедь, молитву, пост, чтение духовной литературы и т.д. тоже не отнесли к таинству. Почему?
 
Украина
Православный христианин
Традиционно принято 7 таинств: крещение ;миропомазание ; евхаристия; покаяние; елеосвящение; священство; венчание. Возникает вопрос о количестве таинств. Почему их только семь? Например, почему то веру не отнесли к таинству? Проповедь, молитву, пост, чтение духовной литературы и т.д. тоже не отнесли к таинству. Почему?
Данные священнодействия, которые ВЫ упоминули являются основными в жизни Церкви. Так как они совершаются Церковью в своей полноте, тоесть во время собрания всех верующих. Господь, по Своей милости посылает благодать Святого Духа, для освящения человека, как то через Причастие Своего Тела и Крови, освящение через помазания освященным маслом, через благословение священнослужителей. Таинством называется определённый акт сделанный через молитву всеми членами Церкви, или посвящёнными это делать служителями.

Чтение духовной литературы, пост, молитва это способы насыщения человеческой души, но они как могут сообщать человеку благодать, так могут остаться без плода, а в Таинствах Господь дарует, а человек должен быть так настроен чтобы принять. Например человек может молиться дома, читать духовную литературу, соблюдать пост, но не ходить на общие Богослужения, не каяться , не принимать участие в Евхаристии/ и таким образом не соучаствуя в Таинствах. Его поведение указывает на то, что к сожалению он отдалил себя от Церкви, так как у него по той или иной причине отсутствует послушание, смирение и он духовно болен, но не замечает к сожалению своей болезни.
Бытуют мнения что Великое освящение воды (на праздник Крещения Господня), принятие монашества и т.п. также является таинствами, но всё же основных их семь.
 
Оренбург
Православный христианин
Традиционно принято 7 таинств: крещение ;миропомазание ; евхаристия; покаяние; елеосвящение; священство; венчание. Возникает вопрос о количестве таинств. Почему их только семь? Например, почему то веру не отнесли к таинству? Проповедь, молитву, пост, чтение духовной литературы и т.д. тоже не отнесли к таинству. Почему?
В настоящее время в Православной Церкви принято считать таинствами Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение; все остальные священнодействия относят к числу обрядов. Следует, однако, иметь в виду, что учение о семи таинствах, содержащееся в учебниках по догматическому богословию,166 заимствовано из латинской схоластики; оттуда же – различие между «таинствами» и «обрядами». Восточная святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их.167 В XV веке святой Симеон Солунский говорит о семи таинствах, настаивая, однако, на сакраментальном характере монашеского пострижения.168 Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.169

Подробнее:

 
Интересующийся
Данные священнодействия, которые ВЫ упоминули являются основными в жизни Церкви. Так как они совершаются Церковью в своей полноте, тоесть во время собрания всех верующих.
На литургии читаются отрывки из Священного Писания: из Апостола и Евангелия. Разве это не во время собрания всех верующих? Или вот Апостол прямо называет веру таинством.
. Например человек может молиться дома, читать духовную литературу, соблюдать пост, но не ходить на общие Богослужения, не каяться , не принимать участие в Евхаристии/ и таким образом не соучаствуя в Таинствах. Его поведение указывает на то, что к сожалению он отдалил себя от Церкви, так как у него по той или иной причине отсутствует послушание, смирение и он духовно болен, но не замечает к сожалению своей болезни.
Но про это речь не идет. Это уже отдельная тема.
 
Интересующийся
Его современник митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.169
Значит считать 7 таинств это только традиция. Можно и больше.
 
Украина
Православный христианин
На литургии читаются отрывки из Священного Писания: из Апостола и Евангелия. Разве это не во время собрания всех верующих? Или вот Апостол прямо называет веру таинством.
Литургия , Евхаристия, Таинство благодарения это и есть Таинство. Если угодно и вера наша есть Таинство, но по обычаю, по традиции, мы выделяем некоторые действия как общепринятые Церковью. Например священнику можно совершать шесть таинств, но в таинстве священства он только сомолитвенник, и священнодействие там совершает только епископ исключительно. Священнодиякон соучаствует в таинствах, но не является их совершителем. Рукоположить епископа разрешается только двум или трём архиереям (их может быть больше). Таинства Церкви связанны со священнодействиями, совершителями которых могут быть только особо посвящённые, и в строгом порядке, который не терпит самочиния или самоволия.
 
Православный христианин
На литургии читаются отрывки из Священного Писания: из Апостола и Евангелия. Разве это не во время собрания всех верующих? Или вот Апостол прямо называет веру таинством.

Но про это речь не идет. Это уже отдельная тема.
Отче верно подметил что в древности список Таинств был иной. Если не изменяет память то Монашество на Брак поменяли только в VI в. и связано это по-видимому было с тем чтобы защитить людей в браке от нападок ригоричных христиан брак принижающих.

Давиденко в главе своей книги посвящённой Таинствам, разделяет Священнодействия и Таинства.
1. Священнодействия - это действие которое можно было бы назвать "бытовым" и не касается высшей стороны духовной жизни человека. Часто священнодействия предполагают участие клирика. Так в одном случае это будет освящение колесницы, а во втором таинство зачатия, при котором клирик уже не предполагается.
2. Таинства - это особые священнодействия напрямую касающееся спасения души. У Давиденко в упомянутой выше главе описаны критерии этих особых Таинств.
*
Придавать особого значения этому разделению не стоит, потому что очевидно иерархическое превосходство одних Таинств над другими.
 

священник Алексий

Администратор
Козельск
Православный христианин
Количество таинств
В настоящее время в Православной Церкви к таинствам относят: Крещение, Евхаристию, Миропомазание, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.
Все остальные священнодействия относят к числу обрядов.

Учение о седмеричном числе таинств выражено в Катихизисе, православных символических книгах (например, «Исповедание православной веры Восточной Церкви» 1672 г., «Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере» 1723 г. и др.). Особенно ясно эта идея выражена в «Послании патриархов…», в котором седмеричное число таинств обосновано установлением каждого из них в Новом Завете:

«Веруем, что в Церкви есть Евангельские Таинства, числом семь. Ни менее, ни более сего числа Таинств в Церкви не имеем. Число Таинств сверх седми выдумано неразумными еретиками. Седмеричное же число Таинств утверждается на Священном Писании, равно как и прочие догматы православной Веры.
...
Однако следует сказать, что учение о семи таинствах является следствие католического влияния на православное богословие. В реальности древняя святоотеческая мысль не интересовалась числом таинств и не ставила перед собой задачи подсчитывать их. Святители Кирилл Иерусалимский, Амвросий Медиоланский, Кирилл Александрийский говорили о трех главных таинствах: Крещении, Миропомазании и Евхаристии.

Автор корпуса «Ареопагитик» (Псевдодионисий) и преп. Феодор Студит называли 6 таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, монашеский постриг и погребение. В XV веке митрополит Иоасаф Эфесский пишет: «Я считаю, что церковных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, включив в их число монашеское пострижение, чин погребения и чин освящения храма.

С XVII века католическое учение о семи таинствах становится общепринятым на Востоке; только в XX веке отдельные православные богословы (протоиерей Сергий Булгаков, протопресвитер Николай Афанасьев, митрополит Каллист (Уэр), святой архимандрит Иустин (Попович) и др.) стали настаивать на том, что не следует количество таинств ограничивать общепринятым списком и необходимо допускать большее число таинств.
 
Сверху