Таинства

См. раздел СЕМЬ ЦЕР­КОВ­НЫХ ТАИНСТВ

***

Та́инства — свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые в лоне Все­лен­ской Пра­во­слав­ной Церкви (в данном отно­ше­нии исклю­че­ние состав­ляет Таин­ство Кре­ще­ния), в резуль­тате кото­рых веру­ю­щим, по мере их веры, пре­по­да­ются опре­де­лен­ные Дары Свя­того Духа, осу­ществ­ля­ется еди­не­ние с Богом, причём, настолько полно, насколько это воз­можно в усло­виях земной жизни, с учётом харак­тера Таинств и личной веры участ­ни­ков.

Под таин­ствами в пра­во­слав­ном бого­сло­вии пони­ма­ются свя­щен­но­дей­ствия, в кото­рых про­ис­хо­дит встреча Бога с чело­ве­ком и наи­бо­лее полно, насколько воз­можно в земной жизни, осу­ществ­ля­ется еди­не­ние с Ним. В таин­ствах бла­го­дать Бога нис­хо­дит на нас и освя­щает все наше есте­ство – и душу, и плоть – при­об­щая его к Боже­ствен­ному есте­ству, ожи­во­тво­ряя, обо­го­тво­ряя и вос­со­зи­дая в жизнь вечную. В таин­ствах мы полу­чаем опыт неба и пред­вку­шаем Цар­ство Божье, к кото­рому все­цело при­об­щиться, то есть войти в него и жить в нем, можно лишь после смерти.

В насто­я­щее время в Пра­во­слав­ной Церкви к таин­ствам отно­сят:

  1. Кре­ще­ние,
  2. Евха­ри­стию,
  3. Миро­по­ма­за­ние,
  4. Пока­я­ние,
  5. Свя­щен­ство,
  6. Брак и
  7. Еле­освя­ще­ние.

Все осталь­ные свя­щен­но­дей­ствия отно­сят к числу обря­дов. Восточ­ная свя­то­оте­че­ская мысль не инте­ре­со­ва­лась числом таинств и не ста­вила перед собой задачи под­счи­ты­вать их. В XV веке святой Симеон Солун­ский гово­рит о семи таин­ствах, наста­и­вая, однако, на сакра­мен­таль­ном харак­тере мона­ше­ского постри­же­ния. Его совре­мен­ник мит­ро­по­лит Иоасаф Эфес­ский пишет: «Я считаю, что цер­ков­ных таинств не семь, но больше» – и дает список из десяти таинств, вклю­чив в их число мона­ше­ское постри­же­ние, чин погре­бе­ния и чин освя­ще­ния храма.

В каждом таин­стве есть види­мая сто­рона, вклю­ча­ю­щая в себя само чино­по­сле­до­ва­ние, то есть слова и дей­ствия участ­ни­ков, «веще­ство» таин­ства (вода в Кре­ще­нии, хлеб и вино в Евха­ри­стии), а есть и неви­ди­мая сто­рона – духов­ное пре­об­ра­же­ние и воз­рож­де­ние чело­века, ради чего и совер­ша­ется все чино­по­сле­до­ва­ние. Соб­ственно «тайной» и явля­ется эта неви­ди­мая часть, оста­ю­ща­яся за пре­де­лами зрения и слуха, выше разума, вне чув­ствен­ного вос­при­я­тия.

***

Таин­ство – это внеш­ний и види­мый знак внут­рен­ней и духов­ной мило­сти.
блаж. Авгу­стин

Всякое дей­ствие Церкви всегда в неко­то­ром смысле явля­ется таин­ством. Но Цер­ковь выде­ляет семь глав­ных таинств, кото­рые отли­ча­ются от осталь­ных тем, что в них дается некое осо­бен­ное, новое каче­ство чело­веку, некий осо­бен­ный духов­ный дар, кото­рый изме­няет жизнь чело­века – каче­ственно изме­няет. Поэтому не всякая молитва и не всякий моле­бен назы­ва­ются таин­ствами.
про­то­и­е­рей Вла­ди­мир Воро­бьев

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки