Тщеславие - НЕ "синдром отличника"

Уральск
Православный христианин
Кто-нибудь мне может объяснить разницу между тщеславием и синдромом отличника ?
Некоторые мне говорят, что это - разные вещи.
Тщеславный ищет похвал, почестей и т.под.
А обладаемый "синдромом отличника" хочет, чтобы у него все было самое лучшее. И сделано - лучше других. Но не ради их оценки, а ради самооценки.
 
Белгород
Православный христианин
Синдром отличника, я так понимаю, боязнь быть плохим, даже не в сравнении с другими. Делать по эталону, по лучшему образцу, быть всегда на высоком уровне по своим представлениям. Для себя.
 
Уральск
Православный христианин
Синдром отличника, я так понимаю, боязнь быть плохим, даже не в сравнении с другими. Делать по эталону, по лучшему образцу, быть всегда на высоком уровне по своим представлениям. Для себя.

Если "боязнь быть плохим", то м.б. это - комплекс неполноценности ? (в какой-то мере).
 
Крещён в Православии
Прежде всего не смешивайте атеистические контексты с православно-христианским. Последнему присущ теоцентризм, первым - антропоцентризм. В этом основное отличие "синдрома отличника" (мне больше нравится слово "перфекционизм") от тщеславия и поэтому светские термины вроде "перфекционизм" и "комплекс неполноценности" неприемлемы для православно-христианского контекста. Например, высказывание "должно стараться совершенствоваться в смирении, то есть в том, чтобы считать себя в чувстве сердца хуже и ниже всех людей и всякой твари" [https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij...prepodobnogo-amvrosija-startsa-optinskogo/121] атеист скорее всего будет трактовать как установку на взращивание комплекса неполноценности.

Перфекционизм, насколько я понимаю, означает установку на неприемлемость результата (не важно достигающего или не достигающего выполнения поставленной перед ним задачи), если он не удовлетворяет используемой им совокупности связанных критериев, такой что при решении данной задачи близка с так называемыми общепринятыми критериями оценки результатов данного вида деятельности и порождающей повышенные требования к результату деятельности (неважно, возможно или невозможно удовлетворение этих требований в рамках поставленной перед ним задачи). Если система критериев перфекциониста светская и высказывание "Если мне встретится какое-либо дело, то мне приятнее поступить по совету ближнего, хотя бы случилось испортить оное, по его совету, нежели хорошо исполнить дело по своей воле" [http://aleksandrnevsky.ru/page/34.html] - безумие, то перфекционизм не приемлем для православия; если же перфекционист пользуется православно-христианской системой критериев и стремиться прославить Бога, осуществляя светское дело так, что это на каком-то этапе удовлетворяет светским критериям оценки этого дела, то перфекционизм приемлем для православия. Повторяю, что сам термин "перфекционизм" для православия непригоден.
 
Последнее редактирование модератором:
Православный христианин
то есть это можно назвать старательностью? которая если применена в рамках служения Богу, то похвальна
 
Крещён в Православии
то есть это можно назвать старательностью? которая если применена в рамках служения Богу, то похвальна

Точнее избыточной для решения поставленной (мирской) задачи старательностью, нацеленной на избыточный для решения данной задачи результат, представляющий ценность прежде всего для исполнителя.
 
Православный христианин
Точнее избыточной для решения поставленной (мирской) задачи старательностью, нацеленной на избыточный для решения данной задачи результат, представляющий ценность прежде всего для исполнителя.
то есть ЭТО происходит от подмены ценностей..?
 
Крещён в Православии
Да: исполнитель использует систему ценностей, отличную от системы ценностей заказчика.
 
Армавир
Крещён в Православии
Если отличник стремится для познания, а не для отличной оценки со стороны, то это нормально. И, возможно, похвально.
Термин же содержит слово синдром, поэтому и рассматривается только как вариант тщеславия. Тогда, понятно, это нехорошо.
 
Иваново
Православный христианин
Цитата, как мне кажется к месту, "Здесь позвольте мне напомнить слова Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как будто все зависит от Бога, а поступать так, как будто все зависит от нас»"

Поэтому христианин все должен делать на совесть: и учиться, и работать, и быть отличником, и лучшим педагогом, начальником, менеджером, поваром и пр. "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного."
 
Уральск
Православный христианин
Цитата, как мне кажется к месту, "Здесь позвольте мне напомнить слова Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как будто все зависит от Бога, а поступать так, как будто все зависит от нас»"

+++
:)
 
Ростов-на-Дону
Православный христианин
Думаю, все же, что тщеславие. Нам, женщинам, вообще присущее в форме трудоголического надрыва.
Хотела написать, что вот помолиться с особым усердием - это другое дело, но вспомнила, что на духовные подвиги нужно специальное благославление. Наверное же неспроста. При личном общении батюшке ясно можно ли вам брать на себя подвиг, готовы ли, из каких предпосылок исходите.
Вобщем, делай что должен и будь что будет. Тогда и в душе без попреков обойдется - ах, я такая, растакая могла бы и лучше свое дело сделать. ИМХО
 
Кто-нибудь мне может объяснить разницу между тщеславием и синдромом отличника ?
Некоторые мне говорят, что это - разные вещи.
Тщеславный ищет похвал, почестей и т.под.
А обладаемый "синдромом отличника" хочет, чтобы у него все было самое лучшее. И сделано - лучше других. Но не ради их оценки, а ради самооценки.
Синдром отличника - это префекционизм. Им страдают больше всего психастеники, с большим удельным весом меланхолического темперамента и в то же время мыслительные типы, они еще делать не начали, а уже бояться как их ругать будут за плохо сделанное. Будучи алкоголиком с млыдых лет, я так и не спился из-за этого синдрома отличника: "А что скажет Иван Петрович или Марья Ивановна"
 
Православный христианин
"синдромом отличника" и "тщеславие" различные категории.
Что касается первого "синдромом отличника" это понятия относится к ролевым категориям, сфера социальной психологии и педагогики (смотри первоисточники :
Я.Л. Морено "Психодрамма" и Берн Эрик "Игры, в которые играют люди")
Что касается второго, то "тщеславие" относится к разновидности самолюбия и гордости вид греха (смотри толкование святых отцов наприме "Добротолюбие" для мирян, "Поучения Оптинских Старцев"
 
Синдром отличника - это префекционизм. Им страдают больше всего психастеники, с большим удельным весом меланхолического темперамента и в то же время мыслительные типы, они еще делать не начали, а уже бояться как их ругать будут за плохо сделанное."

Простите, но перфекционистами являются, кроме меня самой :), очень многие мои знакомые, весьма деятельные люди. Просто из-за тщательного подхода к работе, даже в мелочах, - а именно эта тщательность и является перфекционизмом, т.е.в переводе - стремлением сделать дело наиболее совершенно, - затеянные проекты удаются на славу :) Ну вот а последнее вполне можно отнести к тщеславию, если не к здравой оценке качества своей работы :))) Но это шутка, а на самом деле разве не лучше ли делать дело, которое тебе досталось, максимально добросовестно?

С синдромом отличника на своём опыте не знакома, наверное это и есть такое зависимое от чужой оценки состояние, которое парализует волю человека, и он боится даже что-то начать. Но сие не есть перфекционизм, это точно :)
 
Последнее редактирование:
Санкт-петербург
Православный христианин
"Синдром отличника" - сама этимология словосочетания подразумевает - Отличие от остальных, т.е. человек одаренный умственно, и не только, от рождения, имеющей и развивший свои таланты, выше среднего бала. Отличник, это психотип которому со всех сторон аплодируют стоя, восторгаются, он пример для других, и пр. Это с юности и кормит его тщеславие(гордыню) и следовательно вкусив вкус (тще)Славы с детских лет, не важно, в учебе или в музыке, танцах, спорте, творчестве, преобразовавшийся уже в "синдром"(бес) , начинает требовать от человека все новой пищи, что бы удовлетворять ставший уже привычным уровень бытия. Посмотрите на детей , которые участвуют в конкурсах и не побеждают, что с ними происходит, какие истерики они закатывают. Мой родственник тому пример, отличник с детства, защитил докторскую диссертацию с отличием , все пели ему дифферамбы, какой Миша, какой талантливый мальчик! И что, на этой волне рванул в Швейцарию, т.к. считал что в РФ его таланты не могут оценить по достоинству, это не выражалось не в з/п , не в признании и соответствующей его уму должности. И вот поехал за Славой, а сейчас простой киномеханник, крутит в Канаде кино и доживает в болезнях свой век. Стыдно ему, порвал все связи с родней и даже с матерью своей не общается 10 лет.

Перфекционизм это не синдром отличника и не тщеславие, это другое. Мне кажется это синдром чистых рук, педантичность в квадрате - фобия.
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
"Синдром отличника" - сама этимология словосочетания подразумевает - Отличие от остальных, т.е. человек одаренный умственно, и не только, от рождения, имеющей и развивший свои таланты, выше среднего бала. Отличник, это психотип которому со всех сторон аплодируют стоя, восторгаются, он пример для других, и пр. Это с юности и кормит его тщеславие(гордыню) и следовательно вкусив вкус (тще)Славы с детских лет, не важно, в учебе или в музыке, танцах, спорте, творчестве, преобразовавшийся уже в "синдром"(бес) , начинает требовать от человека все новой пищи, что бы удовлетворять ставший уже привычным уровень бытия. Посмотрите на детей , которые участвуют в конкурсах и не побеждают, что с ними происходит, какие истерики они закатывают. Мой родственник тому пример, отличник с детства, защитил докторскую диссертацию с отличием , все пели ему дифферамбы, какой Миша, какой талантливый мальчик! И что, на этой волне рванул в Швейцарию, т.к. считал что в РФ его таланты не могут оценить по достоинству, это не выражалось не в з/п , не в признании и соответствующей его уму должности. И вот поехал за Славой, а сейчас простой киномеханник, крутит в Канаде кино и доживает в болезнях свой век. Стыдно ему, порвал все связи с родней и даже с матерью своей не общается 10 лет.

Перфекционизм это не синдром отличника и не тщеславие, это другое. Мне кажется это синдром чистых рук, педантичность в квадрате - фобия.

Слава может быть и заслуженной тяжким трудом и развитием способностей. Тогда не будет приставки "тще". Да мы созданы не равными у нас различные способности и свойства. Одному одно другому второе. Но Господу мы нужны все вмести и дорог каждый в отдельности. Дары и способности различны, но Любовь пребудет во век. Тут вопрос правильного мировозрения Православного церковного мировозрения. Должен ли ученик стремится быть лучшим да должен. Он должен стремится стать лучшим столяром, ученым, инженером, но зачем для удовлетворения самолюбия?! Нет, но для лучшей помощи ближнему во исполнение заповеди Христовой! А слава человеческая суетна...в ней нет смысла. Вот банальный пример Царскосельский лицей. кто- то смог сделать для своей страны много и сделал - политик князь Горчаков, Пушкин, а кто-то захотел самославы и венца правителя стал масоном и участвовал в Путче-майдане 1825 г...
 
Санкт-петербург
Православный христианин
Слава может быть и заслуженной тяжким трудом и развитием способностей. Тогда не будет приставки "тще". Да мы созданы не равными у нас различные способности и свойства. Одному одно другому второе. Но Господу мы нужны все вмести и дорог каждый в отдельности. Дары и способности различны, но Любовь пребудет во век. Тут вопрос правильного мировозрения Православного церковного мировозрения. Должен ли ученик стремится быть лучшим да должен. Он должен стремится стать лучшим столяром, ученым, инженером, но зачем для удовлетворения самолюбия?! Нет, но для лучшей помощи ближнему во исполнение заповеди Христовой! А слава человеческая суетна...в ней нет смысла. Вот банальный пример Царскосельский лицей. кто- то смог сделать для своей страны много и сделал - политик князь Горчаков, Пушкин, а кто-то захотел самославы и венца правителя стал масоном и участвовал в Путче-майдане 1825 г...

Христианское воспитание по умолчанию дает человеку понятие о талантах и их применении на благо ближнему и во спасение души. Это и понятно как 2х2. Только кто получил в постреволюционной России изначально христианское воспитание и образование в ушедшем богоборческом веке, и привнес правильное мировозрение в 21 век? Таких нет. Сама система, вырубила на корню все эти задатки в народе, а тщеславие было возведено в некую добродетель даже... Всем совдеповцам, развалившегося государства построенного на песке, пришлось резко искать новые идеалы, переосмысливать происходящее. Ищущим и нашедшим по милости Божией новую опору в Вере, составило огромных душевных сил перестраивать и заново лепить и образовывать себя, порой преодолевая насмешки общества, родных, выстраивать новый образ жизни, приобретать навыки молитвы и поста и т.д. Это подвиг. Перестройка мышления привносит много бардака в уме, старые принципы, установки и стереотипы прошлого уходят очень сложно. Даст Бог, то скоро подрастет новое поколение, воспитанное в Вере и добродетелях, принесет свои плоды и размножится .
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Христианское воспитание по умолчанию дает человеку понятие о талантах и их применении на благо ближнему и во спасение души. Это и понятно как 2х2. Только кто получил в постреволюционной России изначально христианское воспитание и образование в ушедшем богоборческом веке, и привнес правильное мировозрение в 21 век? Таких нет. Сама система, вырубила на корню все эти задатки в народе, а тщеславие было возведено в некую добродетель даже... Всем совдеповцам, развалившегося государства построенного на песке, пришлось резко искать новые идеалы, переосмысливать происходящее. Ищущим и нашедшим по милости Божией новую опору в Вере, составило огромных душевных сил перестраивать и заново лепить и образовывать себя, порой преодолевая насмешки общества, родных, выстраивать новый образ жизни, приобретать навыки молитвы и поста и т.д. Это подвиг. Перестройка мышления привносит много бардака в уме, старые принципы, установки и стереотипы прошлого уходят очень сложно. Даст Бог, то скоро подрастет новое поколение, воспитанное в Вере и добродетелях, даст свои плоды и размножится .

Навязывание чуждой идеологии с развалом традиционных норм в сферах общественного сознания (морали, право, воспитание, этика), через ликвидацию ядра цивилизации, в нашем случае Православного Христианства – это ключевая проблема, и именно с ней связана проблема языка, мировоззрения и идентификации человека проживающего на Украине Белоруссии или России.

Как видно данный процесс захватывает все сферы общественной жизни, но в рамках хочется подробней остановиться на процессах формировании будущих членов общества и его элиты – воспитании и образовании.

Что характеризует успешно формирующийся психотип «Человека Демократического». Например, напрочь забыто, что вначале происходит воспитание, а затем собственно образование. Сегодняшними педагогами напрочь забыто, что именно в процессе воспитания закладываются базовые черты характера личности: нравственные ориентиры, честь, трудолюбие, милосердие, прилежание. Именно отсутствие этих черт характера у студента скажем ВУЗа делают любую форму образовательного процесса неэффективной, сводя ее к схоластике, в лучшем случае, что однажды уже приводило Европу к темным векам… Следует отметить взаимосвязанность процессов: так причина неэффективного формирование специалистов, трудовых ресурсов в обществе лежит в глубоком кризисе семьи и средней школы и отсутствия у государства гендерной политики. Именно духовный и психологический кризис видимым проявлением которого является депопуляция – устойчивое вымирание , является следствием того, что на уровне семьи, не происходит закладка черт личности необходимых для дальнейшего усвоения знаний школе и ВУЗе.

Средняя школа усугубляет этот процесс, поскольку сделано все для того чтобы не осуществить трансфер родительских образов на учителя. Формируется личность невротика который знает только свое я, обладает заниженными интеллектуально-эстетическими потребностями, с доминантной животных рефлексов (еда, деньги, удовольствие, секс), и атрибутами своего в группе является наличие модной одежды, и сенсорного мобильника который не извлекается из ушей…Для желающих учится создается механизм формирования устойчивой дисгармонии по типу порочного круга между гуманитарными, абстрактно-математическими и естественнонаучными дисциплинами. Школа создает нигилиста с животной ориентацией, заложенными ложными ценностями, вложенной фрустрацией и неизбежной агрессией по возможности с полной ликвидацией духовных начал.
В ближайшем будущем, сам принцип университета, который выжил в советской школе и который подразумевал получение учащимся сжатых универсальные знаний и навыков на выходе обо всем, будет ликвидирован и заменен узкими профилированными учреждениями с умением писать считать и получением не квалифицированной специальности.
 
Санкт-петербург
Православный христианин
Навязывание чуждой идеологии с развалом традиционных норм в сферах общественного сознания (морали, право, воспитание, этика), через ликвидацию ядра цивилизации, в нашем случае Православного Христианства – это ключевая проблема, и именно с ней связана проблема языка, мировоззрения и идентификации человека проживающего на Украине Белоруссии или России.

Как видно данный процесс захватывает все сферы общественной жизни, но в рамках хочется подробней остановиться на процессах формировании будущих членов общества и его элиты – воспитании и образовании.

Что характеризует успешно формирующийся психотип «Человека Демократического». Например, напрочь забыто, что вначале происходит воспитание, а затем собственно образование. Сегодняшними педагогами напрочь забыто, что именно в процессе воспитания закладываются базовые черты характера личности: нравственные ориентиры, честь, трудолюбие, милосердие, прилежание. Именно отсутствие этих черт характера у студента скажем ВУЗа делают любую форму образовательного процесса неэффективной, сводя ее к схоластике, в лучшем случае, что однажды уже приводило Европу к темным векам… Следует отметить взаимосвязанность процессов: так причина неэффективного формирование специалистов, трудовых ресурсов в обществе лежит в глубоком кризисе семьи и средней школы и отсутствия у государства гендерной политики. Именно духовный и психологический кризис видимым проявлением которого является депопуляция – устойчивое вымирание , является следствием того, что на уровне семьи, не происходит закладка черт личности необходимых для дальнейшего усвоения знаний школе и ВУЗе.

Средняя школа усугубляет этот процесс, поскольку сделано все для того чтобы не осуществить трансфер родительских образов на учителя. Формируется личность невротика который знает только свое я, обладает заниженными интеллектуально-эстетическими потребностями, с доминантной животных рефлексов (еда, деньги, удовольствие, секс), и атрибутами своего в группе является наличие модной одежды, и сенсорного мобильника который не извлекается из ушей…Для желающих учится создается механизм формирования устойчивой дисгармонии по типу порочного круга между гуманитарными, абстрактно-математическими и естественнонаучными дисциплинами. Школа создает нигилиста с животной ориентацией, заложенными ложными ценностями, вложенной фрустрацией и неизбежной агрессией по возможности с полной ликвидацией духовных начал.
В ближайшем будущем, сам принцип университета, который выжил в советской школе и который подразумевал получение учащимся сжатых универсальные знаний и навыков на выходе обо всем, будет ликвидирован и заменен узкими профилированными учреждениями с умением писать считать и получением не квалифицированной специальности.

Печальную картину Вы нарисовали. Но я все же верю и надеюсь на инстинкт самосохранения народа. Дошедши до дна, он вновь должен оттолкнуться и всплыть. По Гумилеву( "От Руси до России"), исходя из его теории пассионарности, которая предполагает цикл - 1500 лет существования любого этноса, у 1000-летней России есть в запасе еще 500-700 лет, при условии самоидентефикации - сохранение культуры, языка, религии. На графике видно, что РФ живет сейчас в 5 фазе, в точке своего падения, а далее идет резкий подъем. Европа же стремится к своему закату, т.к. европ. государства образовались на несколько сотен лет раньше Киевской Руси.
xa-3.jpg
 
Последнее редактирование:
Сверху