Не хочется затевать целую тему, попробую здесь.
Как понять, когда пришло время каяться в унынии? Как оно должно проявиться в жизни, чтобы пришло ощущение, всё..грех.. пора..?
За окном осень, солнце пропало, настроение меланхоличное, с утра было тяжело собраться на причастие.. Слава Богу это не помешало.
Но всё же..такое настроение уже есть уныние? Или это нормально и не является грехом?
Вы поступили правильно и очень хорошо, когда пошли к Исповеди и Святому Причастию, участие в Таинствах это важнейшее средство против уныния.
Уныние бывает очень разное, причин его может быть великое множество и степень его может быть разная, поэтому нельзя сказать, что оно всегда грех. К примеру, если оно от упадка сил, достаточно отдохнуть и воспрянешь, или если оно от чрезмерного нерадения, скуки и расслабления, нужно дать себе труд и забудешь, что унывал. Уныние это брань бесовская, и если мы не теряем благого устроения и можем ещё себя понудить к молитве, добрым делам и духовному чтению — если в терпении, с Верой и упованием, ждём Милости Божией, не устаём славословить и просить Бога о помощи, не оставляем обращений наших к Царице Небесной и святым, не пытаемся утешаться, греша и потакая низменным страстям, не соглашаемся с малодушием, — то мы ещё боремся. В этом случае нужно исповедовать не грех уныния, а помыслы уныния, чтобы Бог укрепил тебя против них.
Уныние становится грехом несомненным, смертным грехом, когда это уныние тяжкое, когда это результат малодушия, когда это состояние печали, близкое к отчаянию, поскольку может привести к состоянию необратимого отпадения от Бога и стеной встать на пути нашего спасения. Вот как страшно пишет об отчаянии святитель Игнатий Брянчанинов:
"Самый тяжкий грех - отчаяние. Этот грех уничижает Всесвятую Кровь Господа нашего Иисуса Христа, отвергает Его всемогущество, отвергает дарованное Им спасение - показывает, что в этой душе прежде господствовали самонадеянность и гордость, что вера и смирение были чужды ей".
Святой Исаак Сирин в "
Слове 79" называет такую подавленность души вкушением геенны и даёт единственный рецепт, ведущий к скорому утешению: смиренномудрие сердца. Кроме того, он объясняет:" ...терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения...".
У крайнего уныния есть обычно серьёзные духовные причины, например тяжкая гордыня и оправдание совершённого тобою людям зла, или масса мелких неисповеданных и сознательно утаиваемых грехов.
О том, как опасен якобы незначительный грех, объясняет святитель Николай Сербский в "
Письме женщине, которую гнетёт тяжёлое уныние":
"Печаль святых подобна облакам, сквозь которые сияет солнце утешения. А твоя печаль подобна солнечному затмению. Должно быть, есть за тобой много мелких грехов и проступков, которые ты считала незначительными и не исповедовалась и не каялась в них. Словно паутина, опутали они твое сердце и свили гнездо для той тяжкой печали, которую демонская сила злорадно удерживает в тебе. Поэтому пересмотри всю свою жизнь, подвергни себя беспощадному суду и исповедуйся во всем. Исповедью ты проветришь и очистишь дом своей души, и войдет в него свежий и здоровый воздух от Духа Божия. А затем смело принимайся за добрые дела. Скажем, начни творить милостыню ради Христа. Христос увидит и почувствует ее и скоро подаст тебе радость. Подаст ту несказанную радость, которую только Он дает и которую никакая печаль, никакая мука, никакая демонская сила не могут помрачить. Читай Псалтирь. Эта книга для скорбящих душ, книга утешения".