Греховные страсти: развитие и классификация

Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)1

Дей­ствие по страсти Сопро­тив­ле­ние страсти Иско­ре­не­ние страсти
Сила воз­дей­ствия страсти Зло обра­ти­лось в навык, так­же заме­ще­ние одних стра­стей другими. Борь­ба со страстью. Путь не про­сто сопро­тив­ле­ния, а путь побе­ды – истреб­ле­ния стра­стей, очи­ще­ния души для ино­го – для бла­го­да­ти, и стя­жа­ние её.
Отно­ше­ние к страсти Раб­ство страсти.
Тот, кото­рый, будучи пора­жа­ем от вра­га сво­е­го стре­ла­ми, берет их и соб­ствен­ны­ми рука­ми вон­за­ет в свое сердце.
Кто не дей­ству­ет по ней и не отсе­ка­ет ее, но борясь, как бы мину­ет страсть, одна­ко име­ет ее в себе.
Ста­ра­ю­щи­е­ся оста­но­вить страсть, но по вну­ше­нию дру­гой страсти.
Он подо­бен осы­па­е­мо­му стре­ла­ми вра­га сво­е­го, но обле­чен­но­му в бро­ню и пото­му не полу­ча­ю­ще­му ран.
Что­бы иско­ре­нить страсть, недо­ста­точ­но толь­ко не делать зла, а долж­но делать и доб­ро.
Он, будучи осы­па­ем стре­ла­ми вра­га сво­е­го, сокру­ша­ет их, или воз­вра­ща­ет в серд­ца врагов.

1 По прп. авве Доро­феюДуше­по­лез­ные поуче­ния»)

 

Схема развития греха2

При­лог
(помысл)
Соче­та­ние
(вни­ма­ние)
Сосло­же­ние
(услаж­де­ние)
Пле­не­ние
(жела­ние)
Реше­ние Дело
Рож­де­ние обра­за в уме. Вни­ма­ние к обра­зу (ум). При­ло­же­ние серд­ца (чув­ства). При­ло­же­ние воли. Реше­ние реа­ли­зо­вать помысл. При­лог при­ве­дён в исполнение.
Гре­хом не является. Нача­ло греха
(ум дол­жен был про­гнать гре­хов­ный помысл).
В исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях (у подвиж­ни­ков) может носить харак­тер без­греш­но­го собе­се­до­ва­ния с помыс­лом с целью избав­ле­ния от него.
Раз­ви­тие греха. Раз­ви­тие греха. Раз­ви­тие греха. Испол­не­ние.
При­мер: При­хо­дит мысль, что вре­мя позд­нее, уже нет сил молиться. Согла­сие с тем, что ниче­го страш­но­го не про­изой­дёт, если все­го один раз не помолиться. Пред­вку­ше­ние слад­ко­го сна Жела­ние оста­вить молит­ву, что­бы отдох­нуть после тяжё­ло­го дня лиш­ние полчаса. Окон­ча­тель­ное реше­ние не молить­ся в этот вечер и пой­ти хоро­шень­ко выспаться. Оста­вил молит­ву. (Пошёл спать. По доро­ге при­сел у теле­ви­зо­ра. До 3‑х ночи смот­рел бое­вик. Утром не было сил на молит­ву)…

2 Схе­ма раз­ви­тия стра­сти была раз­ра­бо­та­на прак­ти­че­ски одно­вре­мен­но (IV) век на Восто­ке Ева­гри­ем Пон­тий­ским и на Запа­де Иоан­ном Кас­си­а­ном Римлянином

 

Коренные страсти (стволы от корня страстей – самолюбия)3

Сла­сто­лю­бие Среб­ро­лю­бие Сла­во­лю­бие
Клас­си­фи­ка­ция по Апо­сто­лу Иоан­ну: «Ибо всё, что в мире: похоть пло­ти, похоть очей и гор­дость житей­ская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин.2:16. Похоть пло­ти
(любовь к насла­жде­ни­ям, чувственность).
Сколь­ко благ на зем­ле, сколь­ко потреб­но­стей в его теле, столь­ко пол­ных удо­воль­стви­я­ми обла­стей для пре­дан­но­го чувственности.
Похоть очей
(свое­ко­ры­стие).
Он или коры­сто­лю­бив, или любо­с­тя­жа­те­лен, или скуп, и толь­ко под силь­ным вли­я­ни­ем тще­сла­вия может любить вели­ко­ле­пие и пышность.
Гор­дость житейская
(само­воз­но­ше­ние).
Он жаж­дет чести и сла­вы, когда обла­да­ет силь­ным харак­те­ром; лице­ме­рен и тще­сла­вен, когда слаб душою; дер­зок, свое­нра­вен, спе­сив, скло­нен к пере­су­дам, когда низок.
- по гене­зи­су (8 страстей) Чре­во­уго­дие, блуд. Среб­ро­лю­бие. Гнев, печаль, уны­ние, тще­сла­вие, гор­дость.
- по 3‑м частям души Порож­де­ние раз­дра­жи­тель­ной части. Порож­де­ние вожде­ле­ва­тель­ной части. Порож­де­ние разум­ной части.
- по воз­рас­ту (св. Гри­го­рий Пала­ма)4 Юность Мла­ден­че­ство Дет­ство
Вра­че­ство Воз­дер­жа­ние Нес­тя­жа­ние Сми­рен­но­муд­рие

3 Сле­ду­ет учи­ты­вать, что меж­ду стра­стя­ми не суще­ству­ет непро­ни­ца­е­мых пере­го­ро­док, одна страсть тес­ней­шим обра­зом свя­за­на с другими.
4 Добр Т.5. С.267–269

 

Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

1. Чре­во­уго­дие

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

2. Блуд

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

3. Среб­ро­лю­бие

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

4. Гнев

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

5. Печаль

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

6. Уны­ние

image002 - Греховные страсти: развитие и классификация

7. Тще­сла­вие

8. Гор­дость

Цепоч­ка зависимости Корень после­ду­ю­щих страстей. Отец среб­ро­лю­бия. Мать гне­ва и печали. Отец печа­ли. Мать уны­ния. Порож­де­ние печа­ли и тщеславия. От чрез­мер­но­го тще­сла­вия рож­да­ет­ся гордость. Пре­дел и источ­ник стра­стей, корень зла.
Опре­де­ле­ние При­стра­стие к вкус­ной и обиль­ной пище. При­стра­стие к плот­ско­му, гре­хов­но­му жела­нию помыс­лом или самим делом. Стрем­ле­ние нажи­вать богатство. Поте­ря душев­но­го равновесия. Гре­хов­ная скорбь
(от внеш­не­го источника).
Чув­ство внут­рен­ней неудо­вле­тво­рён­но­сти и опустошения
(от внут­рен­не­го состояния).
При­стра­стие к тщет­ной (напрас­ной) сла­ве чело­ве­че­ской, любовь к почестям. Чрез­мер­но высо­кое мне­ние о себе и пре­не­бре­же­ние к дру­гим; занос­чи­вость, высо­ко­ме­рие, зазнайство.
Виды

1) Еда до времени.

2) Обжор­ство.

3) Сла­сто­лю­бие.

1) Блуд.

2) Пре­лю­бо­де­я­ние.

3) Поло­вые извращения.

4) Блуд в помыслах.

1) Жад­ность – страсть к обладанию.

2) Ску­пость – страсть к сохранению
Жад­ность хочет захва­тить чужое, ску­пость боит­ся отдать свое.

1) Внут­рен­ний (сму­ще­ние, раздражение).

2) Внеш­ний.

3) Зло­па­мят­ство (мсти­тель­ность, обида).

1) Печаль от убыт­ка, потерь и неисполнения.

2) От опа­се­ния, стра­ха и забот.

3) От пред­ше­ству­ю­ще­го гнева.

1) Уны­ние, вго­ня­ю­щее в сон: лень.

2) Уны­ние (ску­ка), гоня­щее из дому в поис­ках обще­ния и развлечения.

1) Пре­воз­но­ше­ние плот­ски­ми пре­иму­ще­ства­ми, талан­та­ми и види­мы­ми вещами.

2) Пре­воз­но­ше­ние духов­ны­ми подвигами.

1) Само­воз­но­ше­ние над людьми.

2) При­пи­сы­ва­ние всех доб­рых дел себе.

Осо­бен­но­сти проявления К про­яв­ле­ни­ям стра­сти чре­во­уго­дия отно­сят­ся пьян­ство, нар­ко­ма­ния, курение. Стра­сти блу­да под­вер­же­ны люди любо­го возраста. Жад­ность может при­ни­мать фор­му пред­при­ни­ма­тель­ства, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ния, хищения.

Внешне м.б.похожа на бережливость.

Гнев обыч­но име­ет при­чи­ной неудо­вле­тво­рён­ность каких-либо страстей. 1) Чув­ство гру­сти, душев­ной горечи.

2) Бес­по­кой­ство.

Пле­ня­ет чело­ве­ка, име­ю­ще­го глу­бо­кую при­вя­зан­ность к земному.

Выго­ра­ние, сует­ли­вость, рас­се­ян­ность в молитве.

Край­няя сте­пень уны­ния – отча­я­ние и само­убий­ство.

Жаж­да при­зна­ния, похвал.

Тще­сла­вие сопут­ству­ет всем доб­ро­де­те­лям.

Оби­да, само­лю­бие, неуступ­чи­вость, прав­до­ис­ка­тель­ство, само­оправ­да­ние, ропот, потре­би­тель­ское отно­ше­ние к Богу, Церк­ви и людям, свое­во­лие, эго­изм, отсут­ствие великодушия.
Бла­го­дат­ное при­зва­ние (замы­сел) Пита­ние от Дре­ва Жиз­ни (Ин.6:48). Любовь и еди­но­мыс­лие в Боге (Быт.2:18). Забо­та (Быт.1:28). Рев­ность по Богу, выте­ка­ю­щая из забо­ты о мире (Ин.2:17). Твор­че­ская дея­тель­ность чело­ве­ка (1Кор.3:9). Пло­ды чело­ве­че­ско­го тру­да (Ин.15:5). Освя­ще­ние пло­дов тру­да, про­слав­ле­ние Бога в сво­их делах (Мф.6:9). Стя­жа­ние Бого­за­по­ве­дан­но­го досто­ин­ства, обо­же­ния (Ин.17:21).
Есте­ствен­ная потреб­ность чело­ве­ка после грехопадения Пита­ние. Раз­мно­же­ние. Выжи­ва­ние в пад­шем мире. Пра­вед­ный гнев. Необ­хо­ди­мость труда. Постро­е­ние цивилизации.
Какую запо­ведь нару­ша­ет страсть Смот­ри­те же за собою, что­бы серд­ца ваши не отяг­ча­лись объ­яде­ни­ем и пьян­ством… (Лк.21:34) Бегай­те блу­да; вся­кий грех, какой дела­ет чело­век, есть вне тела, а блуд­ник гре­шит про­тив соб­ствен­но­го тела (1Кор.6:18). Имей­те нрав несреб­ро­лю­би­вый, доволь­ству­ясь тем, что есть (Евр.13:5). …вся­кий, гне­ва­ю­щий­ся на бра­та сво­е­го напрас­но, под­ле­жит суду… (Мф.5:22). Иисус, видя, что он опе­ча­лил­ся, ска­зал: как труд­но име­ю­щим богат­ство вой­ти в Цар­ствие Божие! (Лк.18:24) …долж­но все­гда молить­ся и не уны­вать… (Лк.18:1) …не будь, как лице­ме­ры… (Мф.6:5) Поги­бе­ли пред­ше­ству­ет гор­дость, и паде­нию – над­мен­ность (Прит­чи 16:18).
Св.Писание о страсти Сир.37:30–34 Мф.5:28,31–32; 1Кор.6:9–10 Лк.12:15–22; Мк.10:23–24; 1Тим.6:6–10, 17–19 Мф.5:21–22; Еккл.7:9; Иак.1:20; Еф.4:26 2Кор.7:9–10 Пс.41:6 Мф.6:1,5,16 Иак.4:6; 1Кор.13:4; Дан.4:34; Иер.50:31–33
Сред­ства борьбы

1) Соблю­де­ние постов.

2) Еда толь­ко в уста­нов­лен­ное время.

3) Окон­ча­ние тра­пезы до сытости.

4) Про­стая пища.

5) Воз­дер­жа­ние от алкоголя.

6) Питать­ся, а не лакомиться.

1) Воз­дер­жа­ние от излиш­них пищи, вина, сна. Воз­дер­жа­ние языка.

2) Испо­ведь.

3) Физи­че­ская работа.

4) Молит­ва про­тив блуд­ных помыслов.

5) Чте­ние Св. Писания.

1) Мило­сты­ня.

2) Укреп­ле­ние веры в Про­мысл Божий.

3) Память смерт­ная.

1) Воз­дер­жа­ние в пище.

2) Мол­ча­ние уст при сму­ще­нии сердца.

3) Прось­ба о про­ще­нии обид перед теми, кого обидел.

4) Молит­ва об оскорбившем.

1) Молит­ва со сле­за­ми.

2) Мило­сер­дие.

3) Нена­ви­де­ние мира.

4) Раз­мыш­ле­ние о буду­щих бла­гах и бла­жен­стве в раю.

5) При­ня­тие все­го про­ис­хо­дя­ще­го как дара Божьего.

6) Сла­во­сло­вие Бога.

1) Труд.

2) Усер­дие в молит­ве и ко вся­ко­му доб­ро­му делу. Вос­пи­та­ние самопринуждения.

3) Тер­пе­ние.

4) Рас­по­ря­док.

5) Память смерти.

6) Избе­гать лиш­ней информации.

7) Уда­лять­ся тунеядцев.

1) Неза­ме­ча­ние похвал.

2) Недо­ве­рие сво­им добродетелям.

3) Стрем­ле­ние не выде­лять­ся при других.

4) Скром­ность в речи, одежде.

5) Само­по­срам­ле­ние, сокру­ше­ние о грехах.

6) Мол­ча­ние.

1) Память о сво­их гре­хах, память смерт­ная, раз­мыш­ле­ние о бла­го­де­я­ни­ях Божи­их, вплоть до стра­да­ний и смер­ти крестной.
2) Самоукорение.
3) Прось­бы о про­ще­нии или помо­щи у дру­гих людей.
4) Молит­ва о всех, даже самых про­стых нуждах.
5) При­пи­сы­ва­ние всех доб­рых дел Богу.
6) Послу­ша­ние духовнику.
Неко­то­рые осо­бен­но­сти борьбы Необ­хо­ди­ма посте­пен­ность. Пост дол­жен быть в тайне. Сле­ду­ет укло­нять­ся от сла­до­страст­ных впечатлений. Мило­сты­ня тре­бу­ет посте­пен­но­го навы­ка и тайны. Необ­хо­ди­мо выра­ба­ты­вать тер­пе­ние. Молит­вы благодарения. Полез­но чте­ние житий подвиж­ни­ков. Сле­ду­ет срав­ни­вать себя с обра­зом чело­ве­ка, кото­рый пре­по­дал Хри­стос. Для изле­че­ния край­них сте­пе­ней гор­до­сти может помочь тяжё­лый физи­че­ский труд.
Доб­ро­де­тель Воз­дер­жа­ние Цело­муд­рие Нес­тя­жа­ние Кро­тость Надеж­да Трез­ве­ние Сми­ре­ние Любовь

Ска­чать эту схе­му в виде DOC-файла

Subdivision of passions according to genesis

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки