Азбука веры » Схемы и таблицы


Распечатать
Система Orphus

Греховные страсти: развитие и классификация

Устроение человеческой души по отношению к страсти (греховному навыку)*


Действие по страсти

Сопротивление страсти

Искоренение страсти

Сила воздействия страсти

Зло обратилось в навык, также замещение одних страстей другими

Борьба со страстью.

Путь не просто сопротивления, а путь победы – истребления страстей, очищения души для иного – для благодати, и стяжание её.

Отношение к страсти

Рабство страсти.

Тот, который, будучи поражаем от врага своего стрелами, берет их и собственными руками вонзает в свое сердце.

Кто не действует по ней и не отсекает ее, но борясь, как бы минует страсть, однако имеет ее в себе.
Старающиеся остановить страсть, но по внушению другой страсти.

Он подобен осыпаемому стрелами врага своего, но облеченному в броню и потому не получающему ран.

Чтобы искоренить страсть, недостаточно только не делать зла, а должно делать и добро.

 

Он, будучи осыпаем стрелами врага своего, сокрушает их, или возвращает в сердца врагов.

*По прп. авве ДорофеюДушеполезные поучения»)

Схема развития греха *

Прилог
(помысл)

Сочетание
(внимание)

Сосложение
(услаждение)

Пленение
(желание)

Решение

Дело

Рождение образа в уме

Внимание к образу (ум)

Приложение сердца (чувства)

Приложение воли

Решение реализовать помысл

Прилог приведён в исполнение

Грехом не является

Начало греха
(ум должен был прогнать греховный помысл).

В исключительных случаях (у подвижников) может носить характер безгрешного собеседования с помыслом с целью избавления от него.

Развитие греха

Развитие греха


Развитие греха


Исполнение


Пример:Приходит мысль, что время позднее, уже нет сил молиться.

Согласие с тем, что ничего страшного не произойдёт, если всего один раз не помолиться.

Предвкушение сладкого сна.

Желание оставить молитву, чтобы отдохнуть после тяжёлого дня лишние полчаса.

Окончательное решение не молиться в этот вечер и пойти хорошенько выспаться.

Оставил молитву. (Пошёл спать. По дороге присел у телевизора. До 3-х ночи смотрел боевик. Утром не было сил на молитву)...

*Схема развития страсти была разработана практически одновременно (IV) век на Востоке Евагрием Понтийским и на Западе Иоанном Кассианом Римлянином.

Коренные страсти (стволы от корня страстейсамолюбия)*


Сластолюбие

Сребролюбие

Славолюбие

Классификация по Апостолу Иоанну: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» 1Ин.2:16.

Похоть плоти
(любовь к наслаждениям, чувственность)

Сколько благ на земле, сколько потребностей в его теле, столько полных удовольствиями областей для преданного чувственности.

Похоть очей
(своекорыстие)

Он или корыстолюбив, или любостяжателен, или скуп, и только под сильным влиянием тщеславия может любить великолепие и пышность.

Гордость житейская
(самовозношение)

Он жаждет чести и славы, когда обладает сильным характером; лицемерен и тщеславен, когда слаб душою; дерзок, своенравен, спесив, склонен к пересудам, когда низок.

- по генезису (8 страстей)

Чревоугодие, блуд

Сребролюбие

Гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость

- по 3-м частям души

Порождение раздражительной части

Порождение вожделевательной части

Порождение разумной части

- по возрасту (св. Григорий Палама)**

Юность

Младенчество

Детство

Врачество

Воздержание

Нестяжание

Смиренномудрие

* Следует учитывать, что между страстями не существует непроницаемых перегородок, одна страсть теснейшим образом связана с другими.
** Добр Т.5. С.267-269

Подразделение страстей по генезису (происхождению и развитию)


1. Чревоугодие

2. Блуд

3. Сребролюбие

4. Гнев

5. Печаль

6. Уныние

7. Тщеславие

 

8. Гордость

Цепочка зависимости

Корень последующих страстей

Отец сребролюбия

Мать гнева и печали

Отец печали

Мать уныния

Порождение печали и тщеславия.

От чрезмерного тщеславия рождается гордость

Предел и источник страстей, корень зла.

Определение

Пристрастие к вкусной и обильной пище.

Пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом.

Стремление наживать богатство.

Потеря душевного равновесия.

Греховная скорбь
(от внешнего источника).

Чувство внутренней неудовлетворённости и опустошения
(от внутреннего состояния).

Пристрастие к тщетной (напрасной) славе человеческой, любовь к почестям.

Чрезмерно высокое мнение о себе и пренебрежение к другим; заносчивость, высокомерие, зазнайство.

Виды

1) Еда до времени.

2) Обжорство.

3) Сластолюбие.

1) Блуд.

2) Прелюбодеяние.

3) Половые извращения.

4) Блуд в помыслах.

1) Жадность – страсть к обладанию.

2) Скупость – страсть к сохранению.
Жадность хочет захватить чужое, скупость боится отдать свое.

1) Внутренний (смущение, раздражение).

2) Внешний.

3) Злопамятство (мстительность, обида).

1) Печаль от убытка, потерь и неисполнения.

2) От опасения, страха и забот.

3) От предшествующего гнева.

1) Уныние, вгоняющее в сон: лень.

2) Уныние (скука), гонящее из дому в поисках общения и развлечения.

1) Превозношение плотскими преимуществами, талантами и видимыми вещами.

2) Превозношение духовными подвигами.

1) Самовозношение над людьми.

2) Приписывание всех добрых дел себе.

Особенности проявления

К проявлениям страсти чревоугодия относятся пьянство, наркомания, курение.

Страсти блуда подвержены люди любого возраста.

Жадность может принимать форму предпринимательства, коллекционирования, хищения.

Внешне м.б.похожа на бережливость.

Гнев обычно имеет причиной неудовлетворённость каких-либо страстей.

1) Чувство грусти, душевной горечи.
2) Беспокойство

Пленяет человека, имеющего глубокую привязанность к земному.

Выгорание, суетливость, рассеянность в молитве.

Крайняя степень уныния – отчаяние и самоубийство.

Жажда признания, похвал.

Тщеславие сопутствует всем добродетелям.

Обида, самолюбие, неуступчивость, правдоискательство, самооправдание, ропот, потребительское отношение к Богу, Церкви и людям, своеволие, эгоизм, отсутствие великодушия.

Благодатное призвание (замысел)

Питание от Древа Жизни
Ин.6:48

Любовь и единомыслие в Боге
Быт.2:18

Забота
Быт.1:28

Ревность по Богу, вытекающая из заботы о мире.
Ин.2:17

Творческая деятельность человека
1Кор.3:9

Плоды человеческого труда.
Ин.15:5

Освящение плодов труда, прославление Бога в своих делах.
Мф.6:9

Стяжание Богозаповеданного достоинства, обожения.
Ин.17:21

Естественная потребность человека после грехопадения.

Питание

Размножение

Выживание в падшем мире

Праведный гнев

Необходимость труда

Построение цивилизации



Какую заповедь нарушает страсть

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объяде­нием и пьян­ством…
Лк.21:34

Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит про­тив соб­с­т­вен­ного тела.
1Кор.6:18

Имейте нрав несребро­любивый, доволь­ствуясь тем, что есть.
Евр.13:5

…всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду…
Мф.5:22

Иисус, видя, что он опечалил­ся, сказал: как трудно имеющим богат­с­т­во войти в Царствие Божие!
Лк.18:24

…должно всегда молиться и не уны­вать…
Лк.18:1

…не будь, как лицемеры…
Мф.6:5

Погибели предшествует гордость, и падению – надменность.
Притчи 16:18

Св. Писание о страсти

Прем.Сир.37:30-34

Мф.5:28, 31-32; 1Кор.6:9-10

Лк.12:15-22; Мк.10:23-24; 1Тим.6:6-10, 17-19

Мф.5:21-22; Еккл.7:9; Иак.1:20; Еф.4:26

2Кор.7:9-10

Пс.41:6

Мф.6:1,5,16

Иак.4:6; 1Кор.13:4; Дан.4:34; Иер.50:31-33

Средства борьбы

1) Соблюдение постов.

2) Еда только в установленное время.

3) Окончание трапезы до сытости.

4) Простая пища.

5) Воздержание от алкоголя.

6) Питаться, а не лакомиться.

1) Воздержание от излишних пищи, вина, сна. Воздержание языка.

2) Исповедь.

3) Физическая работа.

4) Молитва против блудных помыслов.

5) Чтение Св. Писания.

1) Милостыня.

2) Укрепление веры в Промысл Божий.

3) Память смертная

1) Воздержание в пище.

2) Молчание уст при смущении сердца.

3) Просьба о прощении обид перед теми, кого обидел.

4) Молитва об оскорбившем.

1) Молитва со слезами.

2) Милосердие.

3) Ненавидение мира.

4) Размышление о будущих благах и блаженстве в раю

5) Принятие всего происходящего как дара Божьего.

6) Славословие Бога.

1) Труд.

2) Усердие в молитве и ко всякому доброму делу. Воспитание самопринуждения.

3) Терпение.

4) Распорядок.

5) Память смерти.

6) Избегать лишней информации.

7) Удаляться тунеядцев.

1) Незамечание похвал.

2) Недоверие своим добродетелям.

3) Стремление не выделяться при других.

4) Скромность в речи, одежде.

5) Самопосрамление, сокрушение о грехах.

6) Молчание

1) Память о своих грехах, память смертная, размышление о благодеяниях Божиих, вплоть до страданий и смерти крестной.

2) Самоукорение.

3) Просьбы о прощении или помощи у других людей.

4) Молитва о всех, даже самых простых нуждах.

5) Приписывание всех добрых дел Богу.

6) Послушание духовнику.

Некоторые особенности борьбы

Необходима постепенность. Пост должен быть в тайне.

Следует уклоняться от сладострастных впечатлений.

Милостыня требует постепенного навыка и тайны.

Необходимо вырабатывать терпение.

Молитвы благодарения

Полезно чтение житий подвижников.

Следует сравнивать себя с образом человека, который преподал Христос.

Для излечения крайних степеней гордости может помочь тяжёлый физический труд.

Добродетель (обратный путь)

Воздержание

Целомудрие

Нестяжание

Кротость

Надежда

Трезвение

Смирение

Любовь

Скачать эту схему в виде DOC-файла



Рейтинг@Mail.ru 
Как помочь

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.