Усталость от духовных занятий

Православный христианин
Бывает ли у вас усталость от духовных занятий? У меня случается такое, что я очень вдохновляюсь походами в храм, молитвами, канал спас, лекции книги молитвы иконы, прямо так все интересно и хорошо.., и вот думаешь... постоянно будет так..
Но, через какое то время, скука, все надоедает, устаешь от интенсивности всего, уходишь в другие дела..проходишь мимо храма или икон дома, тошно становится..
Еще приведу пример, чтобы понятнее. В конце зимы, начале весны, очень возникает сильное желание лета, хочется прогулок в лесу, погоды теплой. Но вот в конце лета возникает усталость, лес уже видеть не могу)) Бывает оказываюсь на прогулке и всё, тошно..хочется осени, дождей. Вот примерно также с духовными занятиями. Не бросаю духовные занятия, но уже не так интенсивно и через силу воли.

Что это за состояния? Почему духовная радость не длиться постоянно? Может стоит менять вид духовных занятий? Вносить разнообразие? Например, читать другие молитвы, выбрать другие иконы, сходить в другой храм(православный конечно))..
 
Крещён в Православии
Бывает ли у вас усталость от духовных занятий? У меня случается такое, что я очень вдохновляюсь походами в храм, молитвами, канал спас, лекции книги молитвы иконы, прямо так все интересно и хорошо.., и вот думаешь... постоянно будет так..
Но, через какое то время, скука, все надоедает, устаешь от интенсивности всего, уходишь в другие дела..проходишь мимо храма или икон дома, тошно становится..
Еще приведу пример, чтобы понятнее. В конце зимы, начале весны, очень возникает сильное желание лета, хочется прогулок в лесу, погоды теплой. Но вот в конце лета возникает усталость, лес уже видеть не могу)) Бывает оказываюсь на прогулке и всё, тошно..хочется осени, дождей. Вот примерно также с духовными занятиями. Не бросаю духовные занятия, но уже не так интенсивно и через силу воли.

Что это за состояния? Почему духовная радость не длиться постоянно? Может стоит менять вид духовных занятий? Вносить разнообразие? Например, читать другие молитвы, выбрать другие иконы, сходить в другой храм(православный конечно))..
Анна, у меня сейчас такое состояние, не знаю, можно ли назвать это усталостью от духовных занятий, в общем, после интенсивных походов в храм, в частности, на исповедь, чувствую, что "перегорел" и нужен тайм-аут. Почти год ходил очень много, потому что чувствовал, что надо, да, и повод был исповедоваться так часто... А сейчас после исповеди 19 августа что-то перемкнуло в голове. Но мне наоборот самому хочется отдохнуть. Понимаю, что устал и тяжело переношу последнее время. Плохо чувствую себя потом. Решил, что буду ходить на исповедь по соборовании, раз в год. Или, если что-то серьезное натворю, не дай Бог. Надеюсь, такого не случится.
 
Православный христианин
Анна, у меня сейчас такое состояние, не знаю, можно ли назвать это усталостью от духовных занятий, в общем, после интенсивных походов в храм, в частности, на исповедь, чувствую, что "перегорел" и нужен тайм-аут. Почти год ходил очень много, потому что чувствовал, что надо, да, и повод был исповедоваться так часто... А сейчас после исповеди 19 августа что-то перемкнуло в голове. Но мне наоборот самому хочется отдохнуть. Понимаю, что устал и тяжело переношу последнее время. Плохо чувствую себя потом. Решил, что буду ходить на исповедь по соборовании, раз в год. Или, если что-то серьезное натворю, не дай Бог. Надеюсь, такого не случится.
вот я тоже обычно беру тайм-аут. Потом нормально становится, "вкус" к духовным занятиям возвращается. У меня уже закономерность появилась такая. Поддерживаю Вас в Вашем решении, отдохните, все будет нормально)

Возможно это все из-за рутины. Рутина всегда вызывает скуку. Любая рутина. Даже прп Серафим Саровский страдал от уныния, несмотря на его интенсивную духовную жизнь. Однообразие вызывает скуку. Скука сигнал, что пора менять деятельность. Вот я подумала, возможно, можно менять духовную деятельность. Не знаю. Вот Вы ходили в храм часто, возможно стоит попробовать читать Псалтырь. Читали Псалтырь, Иисусову молитву. Совсем молитва надоела? Просто сидеть и созерцать иконы..т.е как то подойти к Богу, но с другой стороны, с другими практиками, разнообразить. Если хочется совсем других дел, начинать дела с именем Бога, призывая Святой Дух - чем не духовная практика?) Пишу и Вам и себе, думаю как можно было бы это изменить)

Также думаю, важно, за духовными делами не ограничивать себя в материальных делах и интересах(не греховных). Нужен баланс. У человека есть разные сферы жизни, и всем сферам нужно уделить внимание, чтобы было здоровье. Даже ведь монахи не отказываются от мирских дел, хотя и кажется что они не связаны с миром. У монахов всегда есть работа, которая сменяется каждый раз, то огород, то с животными, то на кухне и тд.
 
Православный христианин
Наверное скука - это сети бесов, по своей природе человек исследователь. он изучает этот мир, себя, других. Мы родились такими - любопытными, любознательными. Вспомните как дети себя ведут, все им интересно, все изучают! А обязательные рутинные молитвы, могут увести нас от нашей природы, и это ловушка бесов может быть, чтобы мы не росли духовно, а впадали в грех уныния. Они же хитрые, везде свои методы находят.
 
Наверное скука - это сети бесов, по своей природе человек исследователь. он изучает этот мир, себя, других. Мы родились такими - любопытными, любознательными. Вспомните как дети себя ведут, все им интересно, все изучают! А обязательные рутинные молитвы, могут увести нас от нашей природы, и это ловушка бесов может быть, чтобы мы не росли духовно, а впадали в грех уныния. Они же хитрые, везде свои методы находят.
Человек не может все духовно и духовно. Не ангелы. Есть и физические , и душевные утешения.
 
Крещён в Православии
вот я тоже обычно беру тайм-аут. Потом нормально становится, "вкус" к духовным занятиям возвращается. У меня уже закономерность появилась такая. Поддерживаю Вас в Вашем решении, отдохните, все будет нормально)

Возможно это все из-за рутины. Рутина всегда вызывает скуку. Любая рутина. Даже прп Серафим Саровский страдал от уныния, несмотря на его интенсивную духовную жизнь. Однообразие вызывает скуку. Скука сигнал, что пора менять деятельность. Вот я подумала, возможно, можно менять духовную деятельность. Не знаю. Вот Вы ходили в храм часто, возможно стоит попробовать читать Псалтырь. Читали Псалтырь, Иисусову молитву. Совсем молитва надоела? Просто сидеть и созерцать иконы..т.е как то подойти к Богу, но с другой стороны, с другими практиками, разнообразить. Если хочется совсем других дел, начинать дела с именем Бога, призывая Святой Дух - чем не духовная практика?) Пишу и Вам и себе, думаю как можно было бы это изменить)

Также думаю, важно, за духовными делами не ограничивать себя в материальных делах и интересах(не греховных). Нужен баланс. У человека есть разные сферы жизни, и всем сферам нужно уделить внимание, чтобы было здоровье. Даже ведь монахи не отказываются от мирских дел, хотя и кажется что они не связаны с миром. У монахов всегда есть работа, которая сменяется каждый раз, то огород, то с животными, то на кухне и тд.
Да, я совсем не собираюсь прекращать общение с Богом, покаяние, молитва, чтение духовной литературы остаётся, как и было, от этого не устал, слава Богу)
 
Да, я совсем не собираюсь прекращать общение с Богом, покаяние, молитва, чтение духовной литературы остаётся, как и было, от этого не устал, слава Богу)
Слава во веки. А я вот устаю , и праздники праздную , и с детьми в зоопарк ходил раньше , и книжки не только духовные читал. Мороженное люблю , простой пломбир. И путешествую иногда , историю люблю . И за это все тоже слава Богу.
 
Православный христианин
В духовной жизни нет рутины, если ты живёшь с Богом. Давайте душе ту духовную пищу, которая ей потребна. Те же утренние молитвы можно заменить чтением Псалтири, например, или молитвой Иисусовой. Впечатления богослужебные тоже можно разнообразить, например можно посетить все Храмы города и ближайших поселений, везде служат немного иначе. Но самое главное, это молитвенная реакция на всё, на новости, на увиденное, на встреченное, на всё должна быть молитвенная реакция, постоянное собеседование с Богом. Тогда всё начнёт восприниматься по-другому. А периоды оставленности, сухости, монотонности и однообразия, даются промыслительно, именно в это время нужно всё делать через силу, показывая своё произволение. И именно в это время происходит духовный рост. Эти состояния как раз показывают, что всё идёт хорошо.

Если же приходит тяжёлое омрачение, нападают помыслы хулы, сомнений, неверия и всё такое прочее, нужно просто терпеть. Можно противостать им молитвой и рассуждением, или просто пренебрегать ими, не принимая их как свои, но отвергая. Преподобный Исаак Сирин, хорошо знакомый с таким тяжёлым состоянием, предлагал не бороться с этим, если нет сил для молитвы, а просто спать. Бог каждому искушению ставит временной предел, искушения не длятся бесконечно.

"Впрочем, не в один час и не скоро оканчивается борьба сия, и благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно, и от нее рождается первое: временем искушение и временем утешение; и в таком состоянии человек пребывает до исхода своего. А чтоб совершенно стать чуждым сего и совершенно утешиться, не будем на это и надеяться здесь. Ибо Бог благоизволил, чтобы так устроялась жизнь наша здесь и чтобы шествующие путем сим пребывали в этом. Тому слава во веки веков! Аминь." ✅ Преподобный Исаак Сирин.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Слава во веки. А я вот устаю , и праздники праздную , и с детьми в зоопарк ходил раньше , и книжки не только духовные читал. Мороженное люблю , простой пломбир. И путешествую иногда , историю люблю . И за это все тоже слава Богу.
Да, я тоже от мирского не далеко ушел) простой смертный, как и все, скорее всего, даже хуже, по своим делам.. И правда слава Богу за все.
 
В духовной жизни нет рутины, если ты живёшь с Богом. Давайте душе ту духовную пищу, которая ей потребна. Те же утренние молитвы можно заменить чтением Псалтири, например, или молитвой Иисусовой. Впечатления богослужебные тоже можно разнообразить, например можно посетить все Храмы города и ближайших поселений, везде служат немного иначе. Но самое главное, это молитвенная реакция на всё, на новости, на увиденное, на встреченное, на всё должна быть молитвенная реакция, постоянное собеседование с Богом. Тогда всё начнёт восприниматься по-другому. А периоды оставленности, сухости, монотонности и однообразия, даются промыслительно, именно в это время нужно всё делать через силу, показывая своё произволение. И именно в это время происходит духовный рост. Эти состояния как раз показывают, что всё идёт хорошо, нужно только потерпеть.

Если же приходит тяжёлое омрачение, нападают помыслы хулы, сомнений, неверия и всё такое прочее, нужно просто терпеть. Можно противостать им молитвой и рассуждением, или просто пренебрегать ими, не принимая их как свои, но отвергая. Преподобный Исаак Сирин, хорошо знакомый с этим тяжёлым состоянием, предлагал не бороться с этим, а просто спать. Бог каждому искушению ставит временной предел, искушения не длятся бесконечно.

"Впрочем, не в один час и не скоро оканчивается борьба сия, и благодать не вдруг приходит в полноте и вселяется в душе, но постепенно, и от нее рождается первое: временем искушение и временем утешение; и в таком состоянии человек пребывает до исхода своего. А чтоб совершенно стать чуждым сего и совершенно утешиться, не будем на это и надеяться здесь. Ибо Бог благоизволил, чтобы так устроялась жизнь наша здесь и чтобы шествующие путем сим пребывали в этом. Тому слава во веки веков! Аминь." ✅ Преподобный Исаак Сирин.
Аскет - аскетам. А у меня семья вот.
 
Крещён в Православии
Печалька...Ну , Вы ж сами сказали , Слава Богу. Наверное , что - то с блудом , в широком смысле? Бывает. Ничего , Бог милостив и ждёт. И Вы потерпите.
Да, я не очень переживаю.. значит, так надо. Время придет, буду снова причащаться.
 
Православный христианин
Бывает ли у вас усталость от духовных занятий? У меня случается такое, что я очень вдохновляюсь походами в храм, молитвами, канал спас, лекции книги молитвы иконы, прямо так все интересно и хорошо.., и вот думаешь... постоянно будет так..
Но, через какое то время, скука, все надоедает, устаешь от интенсивности всего, уходишь в другие дела..проходишь мимо храма или икон дома, тошно становится..
Еще приведу пример, чтобы понятнее. В конце зимы, начале весны, очень возникает сильное желание лета, хочется прогулок в лесу, погоды теплой. Но вот в конце лета возникает усталость, лес уже видеть не могу)) Бывает оказываюсь на прогулке и всё, тошно..хочется осени, дождей. Вот примерно также с духовными занятиями. Не бросаю духовные занятия, но уже не так интенсивно и через силу воли.

Что это за состояния? Почему духовная радость не длиться постоянно? Может стоит менять вид духовных занятий? Вносить разнообразие? Например, читать другие молитвы, выбрать другие иконы, сходить в другой храм(православный конечно))..
Хорошее наблюдение, я считаю проблема распространенная, задумывался над ней, из того что выявил у себя... Происходит так потому что есть интеллектуальное участие во всем этом, но нет подлинной духовной ориентации, что по сути является игрой в религиозность, обманом. Причиной может быть неверная в корне мотивация, проецирование привычного житейно-потребительского образа мысли на неизвестные области Духа. Причем самое плохое что все это неприметно для себя самого, трудно даже выявить данную порочную тенденцию.
Избавляться от таких иллюзий помогают разве что какие-то сильные встряски, когда просто становится не до игр... или непрерывное переосмысление и бдение, рассмотрение всех своих мотивов, но тогда необходима честность с самим собой, а её обычно и нехватает, да и воли маловато для осуществления, потому сложно зацепиться за что-то.

По моим наблюдениям таких игрунов не мало, но не видел чтобы даже пытались это осмыслить, не говоря уж как то исправлять, более того если намекнуть на проблему, только за оскорбление своих "религиозных чувств" сочтут (на самом деле за угрозу Я-ковости, накопленному хламу :)) Посему если тему подняли значит у вас уже какой-то прогресс, ИМХО.
 
Последнее редактирование:
Крещён в Православии
Хорошее наблюдение, я считаю проблема распространенная, задумывался над ней, из того что выявил у себя... Происходит так потому что есть интеллектуальное участие во всем этом, но нет подлинной духовной ориентации, что по сути является игрой в религиозность, обманом. Причиной может быть неверная в корне мотивация, проецирование привычного житейно-потребительского образа мысли на неизвестные области Духа. Причем самое плохое что все это неприметно для себя самого, трудно даже выявить данную порочную тенденцию.
Избавляться от таких иллюзий помогают разве что какие-то сильные встряски, когда просто становится не до игр... или непрерывное переосмысление и бдение, рассмотрение всех своих мотивов, но тогда необходима честность с самим собой, а её обычно и нехватает, да и воли маловато для осуществления, потому сложно зацепиться за что-то.

По моим наблюдениям таких игрунов не мало, но не видел чтобы даже пытались это осмыслить, не говоря уж как то исправлять, более того если намекнуть на проблему, только за оскорбление своих "религиозных чувств" сочтут (на самом деле за угрозу Я-ковости, накопленному хламу :)) Посему если тему подняли значит у вас уже какой-то прогресс, ИМХО.
Да, церковь и Бог это не игрушки, согласен с вами, Михаил ;) надеюсь, мы с вами всё-таки подружимся )
 
Последнее редактирование:
Православный христианин
Что это за состояния? Почему духовная радость не длиться постоянно?
Люди с опытом, наверное, скажут, что к этому нужно быть готовым. Во время духовного кризиса включить усердие и пережить эту слабость, зная, что она скоро пройдёт. Мудрый же христианин постарается и здесь получить выгодные для себя дивиденды.
 
Сверху