ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Огромные информационные потоки, привлекательные и соблазнительные по множеству разных параметров и ориентированные на множество вкусов и интересов, ставят перед нами задачи усиленной работы над дисциплиной проявления чувств и желаний, дисциплиной распределения времени и выработкой волевых качеств личности.

Священникам приходится уже практически постоянно встречаться с такой проблемой, как нежелание человека оторваться от экрана того или иного гаджета, чтобы уделить время самым близким родственникам и детям. Игровые зависимости, любопытство и псевдо-отдых в следовании новостным потокам или скандалам вокруг медийных звезд, псевдоучастие в проблемах мировой политики и экономики, новостях и трудностях жизнедеятельности страны или города - вот далеко не полный список интернет-зависимостей, которые переносят внимание и симпатии людей в мир виртуальный.

Мир реальный, мир людей и обстоятельств, нас непосредственно окружающих, мир задач, поставленных перед нами Божьим Промыслом, становится для многих сегодня серым, не интересным и удручающим. В противовес этому фантазии виртуального мира «прорываются» в реальные жизни людей. Например, ретушированная красота супермоделей создает нередко реальные проблемы в семейной жизни.

Потеря христианского трезвения проявляется также в привыкании к оценке себя со стороны друзей и знакомых, через собирание положительных отзывов о себе и своей деятельности в соцсетях. Вместо мысленного «поставления себя» пред Богом на молитве для оценки себя по евангельским заповедям человек призывается создать свой интернет-образ, который будет оценен другими пользователями. Непрерывное выставление себя на суд пользователей социальных сетей становится для некоторых смыслом всей жизни.

Добродетель трезвения, как, впрочем, и все другие, невозможно сохранить, а тем более, возрастить в душе без внутреннего и внешнего постоянства. Умеренное, но постоянное духовное делание признавалось св. отцами за важнейшее условие христианского преуспеяния. Важным считалась нечастая смена как образа молитвы, так и места жизни подвижника. Для времени информационного переизбытка особенно актуальными становятся практика кратких, немногословных молитв и небольшого количества так называемых «тайных поучений», которые могут и должны сопровождать христианина посреди множества забот и жизненных событий.

Постоянство, как внутренняя неспешность и кропотливость в духовном труде, крайне необходимо для духовного плодоносия души. Даже множество правильных мыслей не приносит заметной пользы человеческой душе при только умственном ознакомлении с ними. Неслучайно в житии прп. Антония Великого отмечается постоянство и «равное усердие к аскезе» на протяжении всей жизни святого. Ведь «конец Антониевой жизни в теле» был таким же, как и «начало его подвига».

С точки зрения поддержания добродетели благоговения в современной жизни хотелось бы обратить внимание на необходимость борьбы с духом иронии и сарказма, а также легкости в суждениях и осуждения. Все это, к сожалению, нередко встречается сегодня не только в мирской среде, но даже среди священнослужителей.

Активное высказывание своих мнений и суждений/осуждений рекламируется даже как своего рода добродетель «небезразличного» и «честного» отношения к жизни, но на самом деле ведет к системному подрыву любых авторитетов, потери уважения к людям, наделенным от Бога церковной или государственной властью. Богатая информационная среда предоставляет множество частично подлинных, но чаще «скривленных» историй для деградации душевного устроения человека именно в таком направлении.

И, наконец, касательно добродетели послушания – она остается перед нами как призыв следовать Христу в Его послушании Богу Отцу, сохранять верность святоотеческому преданию, воспитание доверия Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни. Последнее понимается как послушание Богу через смиренное принятие всего случающегося с нами.

По мысли свт. Игнатия, общая стезя христианского подвига в нашу эпоху есть путь отхода от явных порочных сообществ (и интернет-сообществ в том числе) с одновременным приобретением навыка терпения обычных человеческих немощей, чтобы посреди оскудевающего благочестием христианского мира «уврачевать немощь чувств» (т. е. научиться трезвенно владеть ими), научиться благоговейно «зреть Промысл Божий», и «войти в умную молитву».

В эпоху агрессивных информационных потоков становится просто необходимо для каждого христианина все чаще призывать имя Божие, с благоговейной преданностью и доверием Богу, с понуждением себя на посильные внешние телесные труды благочестия (из послушания уставам церковным). Но особенно от нас требуется творческое преодоление многоразличных подмен искреннего общения с ближними (и с Богом) на шелуху внешне корректной вежливости или калейдоскоп интернетного поверхностного обмена информацией.

Послушание как доверие Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни включает в себя не только пассивный момент. Навык к молитве Иисусовой и вообще к любой краткой молитве, сокровенно творимой посреди ежедневных занятий общественной жизни, поможет нам понести труд построения правильных отношений с окружающими нас людьми. Этот труд подчас так психологически сложен, что можно говорить о необходимости выработать каждому свой образ «подвига человекообщения».

Этот подвиг, по слову прпмц. Марии (Скобцовой), должен быть предпринят «во имя» искаженного в человеке грехом «образа Божьего», с упованием «на Бога, а не на себя», с молитвенной просьбой «стать орудием Божиим» в страшном (по ответственности) деле спасения душ человеческих. По слову архиеп. Сергия (Королева), подвиг подлинного общения, столь пренебрегаемый современным человеком, при совершении оного пред Лицом Божьим, с призыванием имени Господнего, позволяет ослабить «напор темных сил и чувств», пробудить наше сознание, чтобы увидеть Свет, сокрытый «в каждом человеке».

Епископ Кирилл (Зинковский)
Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн
 
Православный христианин
В эпоху агрессивных информационных потоков становится просто необходимо для каждого христианина все чаще призывать имя Божие, с благоговейной преданностью и доверием Богу, с понуждением себя на посильные внешние телесные труды благочестия (из послушания уставам церковным). Но особенно от нас требуется творческое преодоление многоразличных подмен искреннего общения с ближними (и с Богом) на шелуху внешне корректной вежливости или калейдоскоп интернетного поверхностного обмена информацией.
С точки зрения поддержания добродетели благоговения в современной жизни хотелось бы обратить внимание на необходимость борьбы с духом иронии и сарказма, а также легкости в суждениях и осуждения. Все это, к сожалению, нередко встречается сегодня не только в мирской среде, но даже среди священнослужителей.
псевдоучастие в проблемах мировой политики и экономики, новостях и трудностях жизнедеятельности страны или города - вот далеко не полный список интернет-зависимостей, которые переносят внимание и симпатии людей в мир виртуальный.
Проблема есть, то есть НОВОЕ и ВАЖНОЕ пришло в нашу жизнь и что теперь делать?
Евгений, надеюсь, Вы процитировали владыку не для благоговейного молчания аудитории?
Повторюсь, это проблема вхождения в жизнь людей радикально нового инструмента общения и информирования, даже работы ...
Владыка скорее ставит проблему, чем даёт готовые решения.
Полагаю, есть аналогии, например, потребление сахара, ставшего в 19 веке общедоступным. Рядышком выросла угроза диабета, гипертонии, ожирения, зависимости (да-да! Диетологи сравнивают сахар с лёгким наркотиком).
Означает ли, что сахар надо исключить из рациона? Отнюдь!
Но правила ввести - следует.
По поводу "агрессивной информации" - её много и надо научиться отделять важное из вороха чепухи, доверяя выбранным авторам (журналист Воробьевский, например, Осипов, о. Андрей Ткачёв и т. д.).
Это время такое, что информации - много, раньше бабушкино платье внучка могла надеть без риска быть осмеянной, сейчас - всё иначе, вскачь перемены: пандемии, карантины, QR - коды, цифровые паспорта, валюты, ID - номера (вот и Вас посчитают), наличность попробуют убрать ... я об этом на форуме говорил много раз, защищайте наличность! А теперь уже "в реале" нигерийцы громят обменники - терминалы, если они без банкнот, беспорядки показывали, вот Вам и "дикие" африканцы, понимают, что идёт новое рабство, очень хорошо понимают ...
Информация нужна! В Одессе СБУ закрыла несколько ТГ-каналов, дававших в Online - режиме патрули военкоматов, ловивших мужчин призывных возрастов ... Очень нужна ВСЕМ оперативная обстановка по землетрясениям, штормам, шквалам, иной непогоде ... Трасса на маршруте, пробки, аварии и т. д.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Евгений, надеюсь, Вы процитировали владыку не для благоговейного молчания аудитории?
Предлагаю прочесть первое сообщение в теме)
В принципе основной посыл таков: суета сует снедает время, что можно тратить во благо, а не на борьбу с ветряными мельницами.
 
Православный христианин
Даже если эти цитаты знакомы другим форумчанам, все равно будем рады совместному духовному просвещению!

– Следующие известные слова святого – об апостасии: «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею… Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его».

Какие еще характерные нашему дню тенденции Вы бы выделили, и как им можно противостоять?


– Во-первых, видя сегодняшнюю апостасию, необходимо всеми силами хранить церковное единство. При этом «ухо держать востро». Где надо – не соглашаться, обличать, но в разумных пределах, чтобы не стать причиной раскола, смуты, не соблазнить никого к таким отступлениям. А как же не обличать все это либеральное лобби в Православной Церкви; модернизм, например, в богослужении, в духовном образовании, в радиопередачах и публикациях СМИ?! Иначе столько можно набраться ереси, соблазна, уйти от чистоты веры Христовой!

2018-09-04_234001.jpg

Святитель Игнатий самих архиереев обличал. Уже в его время апостасия проникала во все слои церковной жизни – он не молчал, но при этом сохранял дух мирен. Правильное духовное состояние – благое переживание, благая обезпокоенность происходящим вокруг отступлением. Соглашаться с ложью нельзя. Но нужно и не предаваться духу осуждения, смятения. Опять же, необходим средний, царский путь.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Добрый день братья и сестры.
В начале Великого Поста, читается "Великий Покаянный Канон Андрея Критского". Это крайне важное событие для каждого христианина. Важность этого события, передать сложно.
Рекомендую замечательный курс лекций, для понимания смысла, читаемого канона.
 

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Добрый день братья и сестры.
Если мы хотим чтобы духовная составляющая Великого Поста не прошла мимо нас, а нам осталась, только гастрономическая часть. Обращаю Ваше внимание на Постную Триодь.
Это книга, в которой содержаться тексты служб Великого Поста. Можно еще так сказать, это описание веры отцов! Вот именно так они верили, так видели себя, это их духовная практика. Пример того, о чем должен думать и к чему стремиться современный православный христианин.
Всю Триодь прочитать не удастся, но хоть, что-то прочитать, и попытаться понять и применить относительно себя, будет очень полезно.
 
Последнее редактирование:

Димитрий. К

Супер Модератор
Команда форума
Православный христианин
Добрый день братья и сестры.
Хочу поделится с Вами своим открытием.
Недавно меня поразил один случай из жития преподобного Венедикта Нурсийского.
Его кормилица, пожилой человек, взяла у соседей небольшое корытце, которое разбилось по какой-то причине. Это событие очень расстроило женщину.
Тогда, еще юноша, Венедикт, взял корытце и час молился, в результате чего корытце оказалось целым.
Но поразило меня не чудо с корытцем.
Какая поразительная любовь и вера, если человек без молитвенника, их тогда еще не было, молился своими словами целый час. Он хотел чтобы его любимый человек не расстраивался.
 
Молчанием и не осуждением хранится мир душевный ,говорил один великий Постник. Спаситель посылал апостолов по два со словами:,, Мир дому( души) сему". Наверное ,это и есть пара посланных Богом мыслей на пост. И вот ещё .,,Лучше не пить вина и не есть мяса...". Понятно ,что это для мирян может быть пригодно. Для монахов это и так закон Такие мысли. Т.е. в пост я ,мирянин ,становлюсь на время как монах без поста . Мне лично подходит.
 
Православный христианин
Добрый день братья и сестры.
Хочу поделится с Вами своим открытием.
Недавно меня поразил один случай из жития преподобного Венедикта Нурсийского.
Его кормилица, пожилой человек, взяла у соседей небольшое корытце, которое разбилось по какой-то причине. Это событие очень расстроило женщину.
Тогда, еще юноша, Венедикт, взял корытце и час молился, в результате чего корытце оказалось целым.
Но поразило меня не чудо с корытцем.
Какая поразительная любовь и вера, если человек без молитвенника, их тогда еще не было, молился своими словами целый час. Он хотел чтобы его любимый человек не расстраивался.
О, неизреченное благоутробие Божие! Когда грешница помолилась таким образом, ребенок ожил. Явно грешную женщину, помолившуюся с сердечным сокрушением и смиренно исповедавшую грехи свои, Бог услышал и, по ее молитвам, воскресил умершего, предвидя ее будущее обращение и святую жизнь в будущем. Мать, увидя ребенка живым, чрезвычайно обрадовалась и воздала хвалу Богу, а грешница, при виде такого чуда, пришла в ужас и, не будучи в силах сказать ни одного слова, упала ниц на землю, испуская струи слез. Так дивен в делах Своих Бог! Он воскресил ребенка, утешил огорченную мать, блудницу расположил к искреннему раскаянию и приготовил Себе достойного Раба для святительского служения. – Этот воскрешенный ребенок стал потом патриархом Иерусалимским.
 
Москва
Православный христианин
«Мы не в пище только должны соблюдать меру, но и удерживаться от всякого другого греха, чтобы, как постимся чревом, поститься нам и языком, удерживаясь от клеветы, от лжи, от празднословия, от унижения, от гнева и, одним словом, от всякого греха, совершаемого языком. Также должно поститься и глазами, то есть не смотреть на суетные вещи, не давать глазам свободы, ни на кого не смотреть бесстыдно и без страха. Так же и руки, и ноги должно удерживать от всякого злого дела»
Преподобный Дорофей Палестинский

«Соблюдай пост: прежде всего воздерживайся от всякого дурного слова и злой похоти и очисти сердце твое от всех сует века сего. Если соблюдешь это, пост будет праведный»
Пастырь Ерма

Народная поговорка:

- Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста.


Из скитского Патерика:

Собрались однажды скитские братия рассуждать о Мелхиседеке и позабыли позвать авву Коприя. Спустя несколько времени позвали его и спрашивали о Мелхиседеке. Коприй трижды ударил себя по устам и каждый раз приговаривал: «Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Горе тебе, Коприй! Ты оставил то, что Бог заповедал тебе делать, и испытуешь то, чего Он не требует от тебя». Братия, услышав сие, разбежались по своим келиям.
 

Евгений Ананьев

Супер Модератор
Команда форума
Санкт-Петербург
Православный христианин
Последнее редактирование:
Православный христианин
Иконография Иоанна Богослова преимущественно содержит образ старца, юноши - редки и ... разнообразны:
1714822501064.png
1714822517371.png
1714822551536.png
1714822577484.png
1714822598923.png
1714822626017.png
1714822756961.png
1714822649628.png
1714822696117.png
1714822710890.png
 
Православный христианин
Апостола Петра я представлял более молодым
 
Сверху