- Православный христианин
Огромные информационные потоки, привлекательные и соблазнительные по множеству разных параметров и ориентированные на множество вкусов и интересов, ставят перед нами задачи усиленной работы над дисциплиной проявления чувств и желаний, дисциплиной распределения времени и выработкой волевых качеств личности.
Священникам приходится уже практически постоянно встречаться с такой проблемой, как нежелание человека оторваться от экрана того или иного гаджета, чтобы уделить время самым близким родственникам и детям. Игровые зависимости, любопытство и псевдо-отдых в следовании новостным потокам или скандалам вокруг медийных звезд, псевдоучастие в проблемах мировой политики и экономики, новостях и трудностях жизнедеятельности страны или города - вот далеко не полный список интернет-зависимостей, которые переносят внимание и симпатии людей в мир виртуальный.
Мир реальный, мир людей и обстоятельств, нас непосредственно окружающих, мир задач, поставленных перед нами Божьим Промыслом, становится для многих сегодня серым, не интересным и удручающим. В противовес этому фантазии виртуального мира «прорываются» в реальные жизни людей. Например, ретушированная красота супермоделей создает нередко реальные проблемы в семейной жизни.
Потеря христианского трезвения проявляется также в привыкании к оценке себя со стороны друзей и знакомых, через собирание положительных отзывов о себе и своей деятельности в соцсетях. Вместо мысленного «поставления себя» пред Богом на молитве для оценки себя по евангельским заповедям человек призывается создать свой интернет-образ, который будет оценен другими пользователями. Непрерывное выставление себя на суд пользователей социальных сетей становится для некоторых смыслом всей жизни.
Добродетель трезвения, как, впрочем, и все другие, невозможно сохранить, а тем более, возрастить в душе без внутреннего и внешнего постоянства. Умеренное, но постоянное духовное делание признавалось св. отцами за важнейшее условие христианского преуспеяния. Важным считалась нечастая смена как образа молитвы, так и места жизни подвижника. Для времени информационного переизбытка особенно актуальными становятся практика кратких, немногословных молитв и небольшого количества так называемых «тайных поучений», которые могут и должны сопровождать христианина посреди множества забот и жизненных событий.
Постоянство, как внутренняя неспешность и кропотливость в духовном труде, крайне необходимо для духовного плодоносия души. Даже множество правильных мыслей не приносит заметной пользы человеческой душе при только умственном ознакомлении с ними. Неслучайно в житии прп. Антония Великого отмечается постоянство и «равное усердие к аскезе» на протяжении всей жизни святого. Ведь «конец Антониевой жизни в теле» был таким же, как и «начало его подвига».
С точки зрения поддержания добродетели благоговения в современной жизни хотелось бы обратить внимание на необходимость борьбы с духом иронии и сарказма, а также легкости в суждениях и осуждения. Все это, к сожалению, нередко встречается сегодня не только в мирской среде, но даже среди священнослужителей.
Активное высказывание своих мнений и суждений/осуждений рекламируется даже как своего рода добродетель «небезразличного» и «честного» отношения к жизни, но на самом деле ведет к системному подрыву любых авторитетов, потери уважения к людям, наделенным от Бога церковной или государственной властью. Богатая информационная среда предоставляет множество частично подлинных, но чаще «скривленных» историй для деградации душевного устроения человека именно в таком направлении.
И, наконец, касательно добродетели послушания – она остается перед нами как призыв следовать Христу в Его послушании Богу Отцу, сохранять верность святоотеческому преданию, воспитание доверия Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни. Последнее понимается как послушание Богу через смиренное принятие всего случающегося с нами.
По мысли свт. Игнатия, общая стезя христианского подвига в нашу эпоху есть путь отхода от явных порочных сообществ (и интернет-сообществ в том числе) с одновременным приобретением навыка терпения обычных человеческих немощей, чтобы посреди оскудевающего благочестием христианского мира «уврачевать немощь чувств» (т. е. научиться трезвенно владеть ими), научиться благоговейно «зреть Промысл Божий», и «войти в умную молитву».
В эпоху агрессивных информационных потоков становится просто необходимо для каждого христианина все чаще призывать имя Божие, с благоговейной преданностью и доверием Богу, с понуждением себя на посильные внешние телесные труды благочестия (из послушания уставам церковным). Но особенно от нас требуется творческое преодоление многоразличных подмен искреннего общения с ближними (и с Богом) на шелуху внешне корректной вежливости или калейдоскоп интернетного поверхностного обмена информацией.
Послушание как доверие Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни включает в себя не только пассивный момент. Навык к молитве Иисусовой и вообще к любой краткой молитве, сокровенно творимой посреди ежедневных занятий общественной жизни, поможет нам понести труд построения правильных отношений с окружающими нас людьми. Этот труд подчас так психологически сложен, что можно говорить о необходимости выработать каждому свой образ «подвига человекообщения».
Этот подвиг, по слову прпмц. Марии (Скобцовой), должен быть предпринят «во имя» искаженного в человеке грехом «образа Божьего», с упованием «на Бога, а не на себя», с молитвенной просьбой «стать орудием Божиим» в страшном (по ответственности) деле спасения душ человеческих. По слову архиеп. Сергия (Королева), подвиг подлинного общения, столь пренебрегаемый современным человеком, при совершении оного пред Лицом Божьим, с призыванием имени Господнего, позволяет ослабить «напор темных сил и чувств», пробудить наше сознание, чтобы увидеть Свет, сокрытый «в каждом человеке».
Епископ Кирилл (Зинковский)
Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн
Священникам приходится уже практически постоянно встречаться с такой проблемой, как нежелание человека оторваться от экрана того или иного гаджета, чтобы уделить время самым близким родственникам и детям. Игровые зависимости, любопытство и псевдо-отдых в следовании новостным потокам или скандалам вокруг медийных звезд, псевдоучастие в проблемах мировой политики и экономики, новостях и трудностях жизнедеятельности страны или города - вот далеко не полный список интернет-зависимостей, которые переносят внимание и симпатии людей в мир виртуальный.
Мир реальный, мир людей и обстоятельств, нас непосредственно окружающих, мир задач, поставленных перед нами Божьим Промыслом, становится для многих сегодня серым, не интересным и удручающим. В противовес этому фантазии виртуального мира «прорываются» в реальные жизни людей. Например, ретушированная красота супермоделей создает нередко реальные проблемы в семейной жизни.
Потеря христианского трезвения проявляется также в привыкании к оценке себя со стороны друзей и знакомых, через собирание положительных отзывов о себе и своей деятельности в соцсетях. Вместо мысленного «поставления себя» пред Богом на молитве для оценки себя по евангельским заповедям человек призывается создать свой интернет-образ, который будет оценен другими пользователями. Непрерывное выставление себя на суд пользователей социальных сетей становится для некоторых смыслом всей жизни.
Добродетель трезвения, как, впрочем, и все другие, невозможно сохранить, а тем более, возрастить в душе без внутреннего и внешнего постоянства. Умеренное, но постоянное духовное делание признавалось св. отцами за важнейшее условие христианского преуспеяния. Важным считалась нечастая смена как образа молитвы, так и места жизни подвижника. Для времени информационного переизбытка особенно актуальными становятся практика кратких, немногословных молитв и небольшого количества так называемых «тайных поучений», которые могут и должны сопровождать христианина посреди множества забот и жизненных событий.
Постоянство, как внутренняя неспешность и кропотливость в духовном труде, крайне необходимо для духовного плодоносия души. Даже множество правильных мыслей не приносит заметной пользы человеческой душе при только умственном ознакомлении с ними. Неслучайно в житии прп. Антония Великого отмечается постоянство и «равное усердие к аскезе» на протяжении всей жизни святого. Ведь «конец Антониевой жизни в теле» был таким же, как и «начало его подвига».
С точки зрения поддержания добродетели благоговения в современной жизни хотелось бы обратить внимание на необходимость борьбы с духом иронии и сарказма, а также легкости в суждениях и осуждения. Все это, к сожалению, нередко встречается сегодня не только в мирской среде, но даже среди священнослужителей.
Активное высказывание своих мнений и суждений/осуждений рекламируется даже как своего рода добродетель «небезразличного» и «честного» отношения к жизни, но на самом деле ведет к системному подрыву любых авторитетов, потери уважения к людям, наделенным от Бога церковной или государственной властью. Богатая информационная среда предоставляет множество частично подлинных, но чаще «скривленных» историй для деградации душевного устроения человека именно в таком направлении.
И, наконец, касательно добродетели послушания – она остается перед нами как призыв следовать Христу в Его послушании Богу Отцу, сохранять верность святоотеческому преданию, воспитание доверия Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни. Последнее понимается как послушание Богу через смиренное принятие всего случающегося с нами.
По мысли свт. Игнатия, общая стезя христианского подвига в нашу эпоху есть путь отхода от явных порочных сообществ (и интернет-сообществ в том числе) с одновременным приобретением навыка терпения обычных человеческих немощей, чтобы посреди оскудевающего благочестием христианского мира «уврачевать немощь чувств» (т. е. научиться трезвенно владеть ими), научиться благоговейно «зреть Промысл Божий», и «войти в умную молитву».
В эпоху агрессивных информационных потоков становится просто необходимо для каждого христианина все чаще призывать имя Божие, с благоговейной преданностью и доверием Богу, с понуждением себя на посильные внешние телесные труды благочестия (из послушания уставам церковным). Но особенно от нас требуется творческое преодоление многоразличных подмен искреннего общения с ближними (и с Богом) на шелуху внешне корректной вежливости или калейдоскоп интернетного поверхностного обмена информацией.
Послушание как доверие Промыслу Божию о нас в нашей повседневной жизни включает в себя не только пассивный момент. Навык к молитве Иисусовой и вообще к любой краткой молитве, сокровенно творимой посреди ежедневных занятий общественной жизни, поможет нам понести труд построения правильных отношений с окружающими нас людьми. Этот труд подчас так психологически сложен, что можно говорить о необходимости выработать каждому свой образ «подвига человекообщения».
Этот подвиг, по слову прпмц. Марии (Скобцовой), должен быть предпринят «во имя» искаженного в человеке грехом «образа Божьего», с упованием «на Бога, а не на себя», с молитвенной просьбой «стать орудием Божиим» в страшном (по ответственности) деле спасения душ человеческих. По слову архиеп. Сергия (Королева), подвиг подлинного общения, столь пренебрегаемый современным человеком, при совершении оного пред Лицом Божьим, с призыванием имени Господнего, позволяет ослабить «напор темных сил и чувств», пробудить наше сознание, чтобы увидеть Свет, сокрытый «в каждом человеке».
Епископ Кирилл (Зинковский)
Некоторые аспекты христианской аскезы в век информационных войн