Зачем молитвы читаются монотонно?

Купянск
Православный христианин
Согласна с Вами, Вячеслав. Вам тяжело читать при разговорах, а самим прихожанам тяжело от этих разговоров и хождения по храму во время литургии. Простите нас за это.

Господь простит, Маргарита. А я ни на кого обиды не держу. :) В основном то на литургии присутствуют "захожане", которые не знают как вести себя в храме. Они как дети мАлые. Ругать ли их за это? Ни в коем случае. Слава Богу, что хотя-бы находят в себе внутреннее расположение прийти в храм. Батюшка конечно старается всех наставлять, проповедями, в личной беседе, на время это помогает. Но вы же знаете как коротка память человеческая. Забывают, увлекаются, да и лукавый не дремлет...
"Вот вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, случилось, что иное упало при дороге и было потоптано, и налетели птицы небесные и поклевали его, иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило семя и оно не дало плода.."
 
А

артема0988

Guest
Псалмы и молитвы читаются монотонно, без выражения, чуть нараспев - бесстрастно, т.к. Богу неприятны наши греховные чувства. Чтение псалмов и молитв с театральным выражением приводит человека к демонскому состоянию прелести.
 
З

Захожанин

Guest
Господь простит, Маргарита. А я ни на кого обиды не держу. :) В основном то на литургии присутствуют "захожане", которые не знают как вести себя в храме. Они как дети мАлые. Ругать ли их за это? Ни в коем случае. Слава Богу, что хотя-бы находят в себе внутреннее расположение прийти в храм. Батюшка конечно старается всех наставлять, проповедями, в личной беседе, на время это помогает. Но вы же знаете как коротка память человеческая. Забывают, увлекаются, да и лукавый не дремлет...
"Вот вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, случилось, что иное упало при дороге и было потоптано, и налетели птицы небесные и поклевали его, иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока, и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило семя и оно не дало плода.."
А для кого наставления и проповеди - бремя непосильное? Многие православные пастыри возлагают именно это. А тут не далеко и до осуждений, клеветы и т.п. характеристик сами знаете кого. Мои (называющие себя православными) близкие - самые строгие судьи в мире. Лучше уж быть в такой "семье" захожанином, чем становиться таким православным. А вообще по теме - согласен с автором - это не молитва бу-бу-бу или как в некоторых храмах вместо вместо покаянных песнопений тебе напевают "Веселую вдову".
 
Молитвы НЕ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬСЯ. Молитвы должны идти из сердца, из сознания человека. Почитайте о Ксении Петербуржской - как она молилась! Это, конечно, касается личных молитв человека. Что касается молитв в церкви, то там, по моему мнению, происходит просто "ЧИТКА" молитв. Такие молитвы до Господа, похоже, и не доходят.
 
Последнее редактирование:
Брянск
Православный христианин
Молитвы НЕ ДОЛЖНЫ ЧИТАТЬСЯ. Молитвы должны идти из сердца, из сознания человека. Почитайте о Ксении Петербуржской - как она молилась! Это, конечно, касается личных молитв человека. Что касается молитв в церкви, то там, по моему мнению, происходит просто "ЧИТКА" молитв. Такие молитвы до Господа, похоже, и не доходят.
До Господа доходит всё. И внемлет Господь не интонациям наших молитвенных страстей, а разговаривает с нашей душой напрямую - без нашего краснословия. Языки, наречия и звуки необходимы для самих людей - для общения между собой, выражения своих мыслей и чувств словами. Для Господа же при общении с нашими душами слова и звуки не нужны.
Помните как сказал Апостол Павел в определении любви? - "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая..." Видите как - Что проку красиво, с интонацией и даже порою пафосно скандировать перед Богом свои чувства, которые Господь видит и без наших слов?
Известна истина, что наша молитва Богу не нужна, а Ему нужно наше сердце. А молитва наша нужна нам самим для правильного настроя души и предрасположения себя к Творцу. Красочная интонация и эмоциональная воздыхательность в молитве это есть не, что иное как лесть и лицедейство перед Богом. Чувства свои нужно хранить и обуздывать потому, что это "двери, через которые в человека входит смерть". Что за значимость может иметь побуждение в себе молитвенных страстей перед Богом в то время когда по Своему совершенству Господь бесстрастен?
По этому монотонно молящийся мне представляется спокойным и уверенным пловцом к спасительному берегу, а молящийся с чувствами и эмоционально схож с утопающим, который в страхе мечется по воде и шумно плещет руками. Кто из них выплывет и пасётся - для нас уж ясно предположительно, для Бога - известно.
Опять вернусь к Первому Посланию Святого Апостола Павла к Коринфянам - "... Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится." Вот основное несовершенство языка наверное и заключается в его греховной чувственности, проявляющейся через эмоциональность.
 
До Господа доходит всё. И внемлет Господь не интонациям наших молитвенных страстей, а разговаривает с нашей душой напрямую - без нашего краснословия. Языки, наречия и звуки необходимы для самих людей - для общения между собой, выражения своих мыслей и чувств словами. Для Господа же при общении с нашими душами слова и звуки не нужны.
Помните как сказал Апостол Павел в определении любви? - "Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая..." Видите как - Что проку красиво, с интонацией и даже порою пафосно скандировать перед Богом свои чувства, которые Господь видит и без наших слов?
Известна истина, что наша молитва Богу не нужна, а Ему нужно наше сердце. А молитва наша нужна нам самим для правильного настроя души и предрасположения себя к Творцу. Красочная интонация и эмоциональная воздыхательность в молитве это есть не, что иное как лесть и лицедейство перед Богом. Чувства свои нужно хранить и обуздывать потому, что это "двери, через которые в человека входит смерть". Что за значимость может иметь побуждение в себе молитвенных страстей перед Богом в то время когда по Своему совершенству Господь бесстрастен?
По этому монотонно молящийся мне представляется спокойным и уверенным пловцом к спасительному берегу, а молящийся с чувствами и эмоционально схож с утопающим, который в страхе мечется по воде и шумно плещет руками. Кто из них выплывет и пасётся - для нас уж ясно предположительно, для Бога - известно.
Опять вернусь к Первому Посланию Святого Апостола Павла к Коринфянам - "... Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится." Вот основное несовершенство языка наверное и заключается в его греховной чувственности, проявляющейся через эмоциональность.

И все же - ВЫЧИТКА молитв, это не разговор с Богом.

Чтобы быть услышанной, молитва должна быть искренней (Евреям 10:22), произнесённой с уважением, преклонением и смирением пред нашим Господом и Творцом, и с желанием подчиниться Божественной воле. Молитва должна произноситься с верой в то, что Бог способен услышать эту молитву и ответить на нее, выполняя Своё слово "Просите, и дано будет вам" (Матфея 7:7,8; 21:22; Марка 11:24; Иоанна 14:13,14). Также молитва должна совершаться во имя Иисуса Христа (Иоанна 16:23,24; 15:16; Ефесянам 2:18; 5:20; Колоссянам. 3:17; 1 Петра 2:5).
 
Брянск
Православный христианин
И все же - ВЫЧИТКА молитв, это не разговор с Богом.

Чтобы быть услышанной, молитва должна быть искренней (Евреям 10:22), произнесённой с уважением, преклонением и смирением пред нашим Господом и Творцом, и с желанием подчиниться Божественной воле. Молитва должна произноситься с верой в то, что Бог способен услышать эту молитву и ответить на нее, выполняя Своё слово "Просите, и дано будет вам" (Матфея 7:7,8; 21:22; Марка 11:24; Иоанна 14:13,14). Также молитва должна совершаться во имя Иисуса Христа (Иоанна 16:23,24; 15:16; Ефесянам 2:18; 5:20; Колоссянам. 3:17; 1 Петра 2:5).
Так называемое вычитывание без внимания и монотонное произношение слов молитвы это совершенно разные вещи. Вы привели правильные цитаты, но применительные к молитвословному пустословию. Новоначальные в вере люди как правило возносят молитвы эмоционально, с выражением, но эта эмоциональность совсем не означает истинной искренней веры, истинного преклонения и смирения, а вот более опытные подвижники наоборот - чаще возносят молитвы монотонно, тихо, даже кажется, что как то уныло, но это не значит, что они пустословят и в них отсутствует вера и смирение. Вы слышали как молится схиархимандрит старец Илий (Ноздрин)? Как он разговаривает? И как наоборот эмоционально публично"молятся" на сценах различные представители 50 церквей и прочих сект? Так в выражении и красноречии ли правда при общении с Тем кто зрит в глубь тебя?
 
Так называемое вычитывание без внимания и монотонное произношение слов молитвы это совершенно разные вещи. Вы привели правильные цитаты, но применительные к молитвословному пустословию. Новоначальные в вере люди как правило возносят молитвы эмоционально, с выражением, но эта эмоциональность совсем не означает истинной искренней веры, истинного преклонения и смирения, а вот более опытные подвижники наоборот - чаще возносят молитвы монотонно, тихо, даже кажется, что как то уныло, но это не значит, что они пустословят и в них отсутствует вера и смирение. Вы слышали как молится схиархимандрит старец Илий (Ноздрин)? Как он разговаривает? И как наоборот эмоционально публично"молятся" на сценах различные представители 50 церквей и прочих сект? Так в выражении и красноречии ли правда при общении с Тем кто зрит в глубь тебя?
А первоначальный вопрос от Виталия о чем был? Об этом самом "вычитывании" в церкви за службой. Вот я и ответил, как все это понимаю.
 
Московская область
Православный христианин
Добрый вечер всем, читающим тему.
Молитва-это обращение своей души и сердца к Богу. То есть, если ты просто прочитал какой-то текст, то это не есть молитва. Не сразу это поняла, путем собственного опыта. Всегда в посту стараюсь читать духовную литературу, сейчас прочитала Феофана Затворника:"Как научиться молиться". Всем рекомендую это прочесть. Спаси, Господи, всех нас!
 
кальвинист
Если мы посмотрим как молился Давид в псалмах или как молился Иисус в Гефсиманском саду, то ясно, что там были эмоции, вопли, слезы. Поэтому молитва без эмоций мне непонятна. Хотя объяснение Андрея Кураева весьма интересно....
 
кальвинист
Они же не чтецы были, читающие _общие для всех молитвы_.

Интересно, а как "читали для всех" апостолы:

24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
(Деян.4:24-31)


Это было в собрании. Я думаю, они просто молились.

Но опять же... Объяснение монотонного чтения молитвы мне показалось интересным. Только нужно ли Богу молитвы, которые просто проговариваются вместо тех, где человек взывает к Нему всем сердцем...

12 И воззовете ко Мне, и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас;
13 и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим.
14 И буду Я найден вами, говорит Господь, и возвращу вас из плена и соберу вас из всех народов и из всех мест, куда Я изгнал вас, говорит Господь, и возвращу вас в то место, откуда переселил вас.
(Иер.29:12-14)
 
"Только нужно ли Богу молитвы, которые просто проговариваются вместо тех, где человек взывает к Нему всем сердцем..."

А Вы не знаете, что у людей на сердце. Я в этом году читала списки репрессированных на акции "Возвращённые имена" и такое эмоциональное состояние было, что никакие эмоции в голосе были недопустимы. Т.е. даже мысль о какой-либо выразительности в принципе кощунственна при таком переживании внутри.

Что я могу внешне выразить из того, что невыразимо?
 
Православный христианин
Кураев отлично всё объяснил, по-моему. Такие вопросы: "Зачем нужно монотонное чтение?" волнуют первое время воцерковления. Пройдёт сколько-то времени, и пережитый опыт посещения храма в то время когда тебе радостно, больно, когда спокойно, когда в смятении...всё объяснит.
 
Кураев отлично всё объяснил, по-моему. Такие вопросы: "Зачем нужно монотонное чтение?" волнуют первое время воцерковления. Пройдёт сколько-то времени, и пережитый опыт посещения храма в то время когда тебе радостно, больно, когда спокойно, когда в смятении...всё объяснит.
Да. Я ходила раньше на Валаамское подворье, так вот именно монотонность (и исон в пении) очень здорово сосредотачивают - как на смысле слов (а не эмоциях), так и на личной молитве, не отвлекая.
 
Православный христианин
У нас приход маленький -маленький, сельский, с чтецами не густо, оттого я тоже выучилась читать, по необходимости. Меня сей вопрос зело волновал...я возмущалась внутренне закосневшими ритуалами, порывалась читать с чувством. Фух...ну что сказать.Время прошло, я поняла, что во мне кипели страсти. Мои страсти, и нечего было ни показывать другим, ни "заражать" ими прихожан.
Я учусь читать ровно, без этого бурлежа страстей и невыплаканности грехов, я требую этого сама от себя, но требую сердечного участия, напряжения. Это не рождается в минуту. На это годы нужны честного духовного устремления. Но читать для чтеца "с чувством" - это ошибка. Свои чувства надо открывать дома Богу.
 
Санкт-Петербург
Православный христианин
Если мы посмотрим как молился Давид в псалмах или как молился Иисус в Гефсиманском саду, то ясно, что там были эмоции, вопли, слезы. Поэтому молитва без эмоций мне непонятна. Хотя объяснение Андрея Кураева весьма интересно....
Как вы смотрите?
Вы читаете про событие и все. К тому же ваше восприятие написанного, может быть ошибочным.
 
Я тоже читала с акцентами разными, более эмоционально - на молебнах в больнице, где волонтёрила. Люди приходят, многие в первый раз - хорошо б по-русски, как в Боткинской делают для впервые пришедших - но у нас не захотели пожилые волонтёры. Ну ок, хотя бы с выражением - и тоже почувствовала, что это тонкий момент. Мне хотелось показать людям, что канон перед Причастием - это не вычитка, но поняла, что я - только инструмент и не вправе вмешиваться в их отношения с Богом, пусть даже они крайне мало обо всём знают. Мой вариант был бы - монотонно, но по-русски. Но это в конкретной ситуации.
Сам текст говорит за себя.
 
Православный христианин
Очень тяжело читать, когда в храме стоит гул и шум от празднословия и суетных разговоров. Да и не только чтецу приходится туго.
Воспитывать нужно прихожан. В разных местах народ разной степени отзывчивости, конечно, и тем не менее.
 
Сверху