Почему я читаю: "... Господь, Бог человеколюбивый ..." (Исх 34:6), а со слов верующих Господь видится (Господи, прости) жестоким? Как во времена Ветхого завета приговор "побить камнями", а во времена Нового завета "отпустить грешницу". Наверно, это искушение, кто-то подталкивает меня сказать: "Папа, ты плохой" - и уйти от Отца. И только Его любовь меня удерживает
Почему Бог допустил зло в райский сад? Почему оставил прародителей наедине со змеем и попустил грехопадение их? Почему допустил наследование последствий первородного греха?
Почему попустил болезни, войны, страдания и смерть? Почему Бог устроил Всемирный потоп, сжигание городов Содом и Гоморра, гибель египетских первенцев и прочие жестокости, описанные в Ветхом Завете?
Почему Спаситель не приходил так долго?
На эти вопросы отвечает
Иоанн Кронштадтский.
Катехизические беседы в Кронштадтском Андреевском соборе.
«Обширен и беспределен Божий мир!… И он существует только потому, что на это есть воля Бога — Творца; потому, что Он промышляет о Своем творении. Ты еси создал всяческая, — говорится в Откровении святого апостола Иоанна Богослова, — и волею Твоею суть, и сотворена
(Апок. 4, 11)...
И как не промышлять всеблагому Творцу о Своем творении? И люди прилагают всевозможное старание о воспитании и здоровье своих детей; и между животными мы видим самую нежную заботливость о сохранении детей своих. Если твари так заботятся о своем порождении, то Бог ли оставит Своих тварей без промышления? Кому они ближе и любезнее, как не Ему? … Бог постоянно промышляет о роде человеческом и — есть бессмертный Царь, Судия и Отец рода человеческого, правящий его судьбами по премудрым, благим и неисследимым Своим законам.
А как же, спросят некоторые, объяснить так называемые случайные несчастия с людьми, если точно всегдашний Промысл управляет людьми? — И они служат, братия, доказательством того, что Отец Небесный заботится о нас, — и особенно о нашей вечной судьбе. Например, положим, что от самых ничтожных, по–видимому, причин, зачинается пожар и истребляет целый город; или — от таких же ничтожных причин, например: от малейшего недосмотра — погибает в волнах моря огромный корабль со множеством народа; или люди — иногда из–за слепой страсти одного человека, — как звери истребляют друг друга в междоусобных или в войнах с другими народами. Люди недальновидные, маловеры, соблазняясь такими, по–видимому, случайностями, говорят: где тут Промысл? Это — слепой случай.
Нет, и тут, братия, — мы сказали, — скрывается премудрый Промысл.
Однажды в Иерусалиме, во время земной жизни Господа Спасителя, упала башня и своим падением задавила восемнадцать человек; а в другое время римский правитель в Иудее — Пилат в гневе умертвил множество галилеян и их кровь смесил с их жертвами. Случайное ли это дело? — Нет, не случайное; все это было с ведома и по допущению Промысла Божия. … эти несчастные не были пред Богом грешнее всех, живущих в тех городах; но
премудрый и всеблагий Промысл допустил им погибнуть телесно как за их грехи, и для очищения их, так и для вразумления живущих, чтоб они покаялись в своих грехах и переменили свою жизнь, из беспечных стали осторожными. (Мысли святого Златоуста.) Так и мы, братия, слыша о несчастных происшествиях с людьми или видя их сами, должны непременно иметь в виду означенные слова Спасителя — и принимать эти происшествия за дело Промысла Божия о спасении людей. Общественное
бедствие есть вразумление для народа: и горе людям, которые не вразумляются им.
Братия! Господь любя нас наказывает.
Наказав прародителей наших за грехи скорбями, болезнями и смертию, не употребит ли Он для вразумления и очищения и наших грешных душ — скорбей, болезней и других разных средств, убивающих тело, души же не могущих убити (Мф. 10, 28), но врачующих ее от грехов самыми страданиями? Без сомнения употребит, если все это оказывается нужным.
Поэтому, видим ли, например, жестокие и продолжительные болезни у людей, иногда продолжающиеся десятки лет, — примеры коих видим в Евангелии, да и ныне замечаем, — возблагодарим Промысл Божий, болезнию телесною и скорбию душевною очищающий душу от грехов, чтобы сподобить ее нетленных и вечных благ Царствия Небесного.
Болезни посылаются Богом за грехи. Се, здрав еси, — говорит Спаситель исцеленному расслабленному, — ктому не согрешай, да не горше ти что будет
(Ин. 5, 14).
Видим ли внезапную насильственную смерть людей — вразумимся ею и скажем себе: это Бог дает нам урок — жить осторожно, в добродетели, в памятовании о смерти и о Страшном Суде Божием. Свирепствует ли где кровопролитная война — скажем себе: видно, грехи народа стали слишком велики и Бог войною наказывает и вразумляет народ — обратиться к вере и благочестию. Войны всегда были у Господа средством (между другими средствами) к наказанию грехов народа и к вразумлению его.
Вообще при виде несчастий, бывающих с людьми, нужно помнить, что
величайшее, единственно ужасное несчастие есть грех, а все другие несчастия служат или к очищению греха, или к достойному наказанию за грех и к вразумлению людей, видящих несчастие или слышащих об нем.
… Нужно всегда помнить, что две жизни для каждого человека: одна — настоящая, а другая — жизнь будущего века, о которой говорится в Символе веры. Если кто здесь за грехи свои не наказан, тот будет наказан там; другой же здесь терпит беды, скорби и болезни, — зато там будет наслаждаться блаженством.
***
***
Тако возлюби Бог мир, — говорит Господь
Иисус Христос, — яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный
(Ин. 3, 16), то есть
особенное Божие промышление о человеке заключается в искуплении его от вечной погибели страданиями и смертию Сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес»
91.
Прежде, чем явился на земле Бог во плоти, Сын Божий, — чтобы пожить с человеками и научить их богопознанию и святой, богоугодной жизни, пострадать и умереть за них, — прошло много времени, много веков. Отчего так?
Оттого, что, … нужно было дать им время испытать весь вред от своеволия, от греха; нужно было дать им узнать на опыте, как ложны слова диавола: будете яко бози (Быт. 3, 5); нужно было дать им время испытать свое бессилие в борьбе со грехом, чтобы им самим всею душою пожелать вышней помощи при бесполезности своих усилий.
Оттого именно Отец Небесный отложил сошествие на землю Сына Своего на несколько тысяч лет после падения первых людей. И в это время люди видели и испытали всякое зло и всякое бедствие, какое только мог породить грех, человекоубийца диавол, злая человеческая воля или праведный гнев Божий, — так, что под конец все люди стали желать и ждать вышней помощи, — все познали опытом, что зло и горько оставлять Бога (ср.: Иер. 2, 19)…
Когда зло в роде человеческом дошло до крайней степени, когда люди испытали бессилие свое для добра, — ясно увидели все и почувствовали нужду в небесном Избавителе от греха; когда мучительство врага рода человеческого — диавола — дошло также до крайней степени, — тогда–то пришло исполнение времен, и Бог Отец послал Единородного Сына Своего, Им же и веки сотвори (ср.: Евр. 1, 2) и Он, Премилосердый, «не терпя зрети от диавола мучима рода человеча» 92 пришел к нам на землю, чтобы спасти нас и чтобы разрушить дела диаволя (ср.: 1 Ин. 3, 8)».
Да, братия,
есть жизнь вечная, есть другая жизнь, для которой мы созданы и на получение которой верные, кающиеся христиане имеют право в силу ходатайства Сына Божия. Но есть и погибель вечная, от которой никто не избавится, если не избавит единственный Ходатай Бога и человеков — Богочеловек Христос Иисус.
А Он не избавит тех, которые не слушаются Его, которые живут не по–христиански, как язычники, заповедей Его не знают и не исполняют и только одно имя христиан носят. Такие люди осуждают сами себя и лишают себя наследия в Его Царстве. Не всяк глаголяй ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное, но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех
(Мф. 7, 21). Братия!
Иисус Христос есть Сын Божий возлюбленный: Того послушайте. Аминь".