Православие или Христианство?

Меня все более не устраивает понятие «Православие», которое почти полностью заменило собой понятие «Христианство». По опросам, православными себя считает подавляющее большинство русских, а христианами - меньшинство.
В сознании многих людей Православие вообще выделяется в некую отдельную от Христианства религию, подразумевающую «верность корням» и отсутствие любых религиозных обязанностей и ограничений. Именно поэтому стали возможны такие выражения, как «православный атеист», а слово «христианин» стало фактически синонимом слова «сектант». Как сказал священномученик Даниил Сысоев, мы отдали имя нашего Бога еретикам.
А ведь на самом деле христиане - это мы! Для нас это должно быть тем, что само собой разумеется. Прилагательное «православный» может возникнуть в разговоре уже позже, в процессе уточнения того, что мы не еретики, но никак не в качестве нашего основного самоназвания.
Пусть различные клички: «протестанты», «баптисты», «адвентисты» и тому подобные - носят те, кто исказил учение Христа. Но не наша Церковь, которая сохранила это учение в чистоте!
В одной хорошей книге про неких людей сказано: "Они, конечно, православные. Но только христиане ли?" Наверняка это применимо к большинству из тех, кто сейчас именует себя православными, на самом деле подразумевая под этим просто национально-культурную традицию.
Представьте себе на минуту такое явление, как, допустим, "христианский сталинизм"... Не правда ли, звучит, как "горячий лёд"? А "православный сталинизм" - запросто!
Назвать себя христианином - это значит взять на себя очень большую ответственность. А православным - абсолютно никакой. Достаточно просто родиться русским, носить крестик как украшение, напиваться на Масленицу, красить яйца на Пасху и рассказывать анекдоты про "батюшек". Разве это - вера Евангелия?
  • Like
Реакции: 3 человек

Комментарии

Здравствуйте!

Солидарен с автором. Благодарен за внимание к этому вопросу.

Тоже этот лексико-понятийный перекос в последнее время стал как-то сильнее ощущать. Прилагательное прилагаем, а к какому существительному - забываем.
 
Максим СПб написал(а):
Что касается названия "Русская Православная Церковь", то я далеко не первый и не самый умный из тех, кто считает, что это название достаточно неудачное. Например, историк В. Махнач говорит, что раньше наша Церковь называлась "Церковь Руси и Северных Земель". Очень удачное название, без привязки к этносам и границам.
Более точное название принесло бы только пользу и укрепило бы единство российских христиан.

Русская Православная Церковь называется так, потому что это Поместная Церковь - часть Вселенской Православной Церкви. Поместных Церквей много,Константинопольская,Иерусалимская,Александрийская,Антиохийская,Русская... это всё - части одной Православной Церкви.
Существование отдельных Поместных Православных Церквей нисколько не нарушает
единства Церкви Христовой.Потому что все эти Церкви суть части единой Вселенской Церкви - все одинаково иcповедуют веру,имеют общение в молитвах и Святых Таинствах.
http://verapravoslavnaya.ru/?Cerkovmz
 
Таня...Татиана
Русская - это не самое удачное название. Привязка к этносу, играющая на руку ереси этнофилитизма.
Церковь Руси и Северных земель было бы правильнее. Мы - не патриархия русских, мы - патриархия всего Севера.
 
Цитата из вашего поста:
"Пусть различные клички: "католики", "протестанты", "баптисты", "адвентисты" и тому подобные - носят те, кто исказил учение Христа. Но не наша Церковь, которая сохранила это учение в чистоте!"
"А ведь на самом деле христиане - это мы!"

Главное "учение" Христа было в том, чтобы люди стремились к достижению Царствия Небесного, верой во Христа, возлюбив Бога всем сердцем своим и ближнего своего как самого себя...
Поэтому мне кажется, нельзя так холодно писать о миллиарде людей, нельзя... Если человек вырос в культуре, в которой не знал православной Церкви, но был христианином-католиком - живо верил во Христа, был честным и справедливым человеком, боролся со своими пагубными страстями и учился любви...
Эти люди все же тоже стремятся ко Христу, пускай и не в полноте благодати... Это ведь сотни миллионов душ и судеб - не только духовенства, но и обычных прихожан.
Только Господу решать насколько праведным христианином был тот или иной человек... А вы как-то так пишете "клички", "еретики", "мы точно христиане - потому что православные, а они точно нехристиане, потому что неправославные"...

А во всем остальном, мысль верная. Прежде всего, мы православные христиане, а не просто абстрактно православные.
 
Мне кажется, нельзя так холодно писать о миллиарде людей, нельзя... А вы как-то так пишете "клички", "еретики"...
Мирослав, спасибо! С основными мыслями статьи Максима не могу не согласиться, и очень даже горячо поддерживаю, - но не с вот этим: "Пусть различные клички: "католики", "протестанты", "баптисты", "адвентисты" и тому подобные - носят те, кто исказил учение Христа". Так, в самом деле, о людях нельзя. И мне все время вспоминается мысль схиигум. Саввы (Остапенко), которая пусть впрямую к теме и не относится, но которую, на мой взгляд, полезно хранить в сердце. Добавлю, прежде чем ее привести, что уж кого-кого, а о. Савву (1899-1980) никак не заподозришь ни в "экуменизме", ни в "разлюли-малине":
" Ни в какой телесной, а особенно духовной помощи не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом с бессмертною душою по образу и по подобию Божию. Все искуплены бесценною Кровью Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших". (Схиигумен Савва (Остапенко). «Искусство жить». Простые правила.)
 
У меня в VK, в графе мировоззрение стоит "Христианство". А у остальных моих православных друзей - "Православие" - слово, которое уже почти ни о чём не говорит, к сожалению. Во многом благодаря самим православным. Правильно сказал покойный Даниил Сысоев в одной из своих аудио-проповедей: мы - те, кто считает себя православными, должны называть себя в первую очередь ХРИСТИАНАМИ.

Максим, хорошая запись! Это действительно наболело...
 
Максим СПб написал(а):
Русская - это не самое удачное название. Привязка к этносу, играющая на руку ереси этнофилитизма.
Церковь Руси и Северных земель было бы правильнее. Мы - не патриархия русских, мы - патриархия всего Севера.

Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе. В нормальных условиях православные христиане любой национальности, проживающие на одной территории, составляют один приход и окормляются одним епархиальным епископом, ибо, по слову апостола Павла, во Христе "Нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного" (Колосс. 3:11).
В своем территориальном размежевании поместные Церкви сообразуются с политико-административным делением, с государственными и административными границами. Помимо очевидных удобств, этот принцип находит косвенное обоснование в самих канонах. Так, 38-е правило Трулльского Собора гласит: "Аще царскою властию вновь устроен или впредь устроен, будет град, то гражданским и земским распределениям да следует и распределение церковных дел".
http://azbyka.ru/dictionary/10/tsypin_tserkovnoe_pravo_099-all.shtml

"Русская православная церковь объединяет людей самых разных народов и национальностей (и славян, и неславян, и русских, и украинцев, и гагаузов, и кряшенов - крещеных татар, и японцев, и китайцев). А название церкви относится не к этнониму "русский", а к историческому понятию Русь, объединяющему многие народы".
(заявил зам.председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин)
http://ari.ru/news/dc2f05d39
 
Юрий Шокин размещена 30.06.2013 в 21:51 написал(а):
Не согласен называть себя просто христианином.
Название «Христианская Церковь» не отображает того, что это правильная, истинная Церковь.

ни какое название само по себе не отобразит правильность,
да и гордыня это - самонадеянно назвать свою веру правильной
(это как отказаться от покаяния, а грех то есть везде где есть человек)

Поскольку апостол основатель "Первозванный", то и Церкови следует называться "Первозванной" (еще можно "Первозданной").
С таким название Церковь была бы самой многочисленной.
(а у католиков тогда получается название "каменная", так вот Сам Иисус а.Петра назвал)

в 19 веке Церковь в России называлась "православныя кафолическия греко-российския"

до п.Никона называлась "Правоверная"

---
Сам без официальных причин предпочитаю не вспоминать о конфессиях.
Мне достаточно услышать и сказать "Христианин"
 
"мы точно христиане - потому что православные, а они точно нехристиане, потому что неправославные"
Этого я не писал. Я считаю, что они тоже христиане. А еретик - это не оскорбление, а констатация. Не будем перебарщивать с политкорректностью.

Максим, хорошая запись! Это действительно наболело...
Спаси Бог, Константин!

Административное деление Церкви строится на территориальном, а не национальном принципе
Именно поэтому я считаю данное название не слишком удачным и не отображающим этого принципа.

да и гордыня это - самонадеянно назвать свою веру правильной
Это не гордыня, а отдание должного Богу и Его Церкви. А утверждать обратное (что это гордыня) есть богохульство. Если хотите бороться с гордыней - уничижайте себя, а не Церковь Божию, отказывая ей в правоверии.

Сам без официальных причин предпочитаю не вспоминать о конфессиях.
Мне достаточно услышать и сказать "Христианин"
Это не более, чем общепринятые рассуждения современных гуманистов, далекие от Христианства Святых Отцов.
 
Мирослав, спасибо! С основными мыслями статьи Максима не могу не согласиться, и очень даже горячо поддерживаю, - но не с вот этим: "Пусть различные клички: "католики", "протестанты", "баптисты", "адвентисты" и тому подобные - носят те, кто исказил учение Христа". Так, в самом деле, о людях нельзя. И мне все время вспоминается мысль схиигум. Саввы (Остапенко), которая пусть впрямую к теме и не относится, но которую, на мой взгляд, полезно хранить в сердце. Добавлю, прежде чем ее привести, что уж кого-кого, а о. Савву (1899-1980) никак не заподозришь ни в "экуменизме", ни в "разлюли-малине":
" Ни в какой телесной, а особенно духовной помощи не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом с бессмертною душою по образу и по подобию Божию. Все искуплены бесценною Кровью Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших". (Схиигумен Савва (Остапенко). «Искусство жить». Простые правила.)

Вообще-то речь здесь идет не о любви, и не о нелюбви, а о том, чтобы вещи называть своими именами. Ересь – ересью, еретика – еретиком, будь то баптист, адвентист или свидетель Иеговы… Может быть и вселенские соборы собирались из ненависти к еретикам? Или может для того, чтобы обличить ересь и предостеречь людей от нее? И пощечина святителя Николая – это был не акт ненависти, а скорее показательный урок… Может вы и святителя Николая обвините в нелюбви к людям? Да что там святитель Николай, сам Христос (особенно в Евангелии от Иоанна) сколько обличал… Не нужно путать обличение греха с нелюбовью к грешнику. Тогда может и детей не нужно в угол ставить и наказывать их за провинности, а то вдруг мы погрешим против заповеди любви? Тут вопрос – в чем состоит любовь к человеку? Разве мы любим ребенка, когда вместо ненавистной ему каши ставим перед ним миску с конфетами или потворствуем всем его прихотям и бесконечным желаниям?

Если человек вырос в культуре, в которой не знал православной Церкви, но был христианином-католиком - живо верил во Христа, был честным и справедливым человеком, боролся со своими пагубными страстями и учился любви...
Эти люди все же тоже стремятся ко Христу, пускай и не в полноте благодати... Это ведь сотни миллионов душ и судеб - не только духовенства, но и обычных прихожан.

Уже много писалось и говорилось в отношении того вопроса, «Могут ли спастись миллионы хороших людей, которые не являются православными христианами»?

Ну что мешает всем этим хорошим людям обратиться к Церкви Христовой, к той Церкви, которую основал Христос? Христос дал всем людям одно учение. У нас одно Евангелие, а не Евангелие для адвентистов, Евангелие для католиков и т.д. Разве не нужно четко придерживаться учения Христа, не искажая его? Но многие свою волю, свои соображения ставят превыше воли Господа («а вот я так думаю», «а вот я так считаю»…), считают себя вправе толковать Евангелие, руководствуясь своими прихотями и соображениями, а не сообразуясь с толкованиями просвещенных Святым Духом Святых отцов, искажают Его слова. Об этих людях идет речь, а не о тех, до кого, возможно, еще не дошло Евангелие. Этих «внешних» людей будет судить Христос «по закону совести», которая есть у каждого человека и есть Глас Божий.. Но это, наверное, какие-нибудь далекие племена.. Евангелие уже проповедано, наверное, почти по всей земле. На том же сайте pravoslavie.ru постоянно появляются статьи то о Православии в Китае, то в Японии, Африке и других странах, далеких от Христианства… Тут дело только за выбором человека. Хочет он познать волю Божью или по гордости своей будет изыскивать какие-то свои пути и толкования и порождать ереси… Ведь не секрет, что все ереси происходят от гордости.
 
Разве я предлагал отказывать им в помощи? Наоборот, я, ак пролайфер,
Именно такого ответа я и ожидала. А привела я эту цитату, чтобы взглянуть на дело пошире, чтобы как-то показать, что так о людях - о еретиках, да! - говорить не годится, клички бывают у воров и у собак. Тем более, когда Вы позиционируете себя именно как Христианин. А все то, о чем пишет Марина, я не знать не могу. Речь о другом.
 
Марина23
Большое спасибо за грамотное, выверенное мнение. Из Ваших заметок стоило бы сделать отдельную статью, ИМХО.
 
Марина23 написал(а):
Мирослав, спасибо! С основными мыслями статьи Максима не могу не согласиться, и очень даже горячо поддерживаю, - но не с вот этим: "Пусть различные клички: "католики", "протестанты", "баптисты", "адвентисты" и тому подобные - носят те, кто исказил учение Христа". Так, в самом деле, о людях нельзя. И мне все время вспоминается мысль схиигум. Саввы (Остапенко), которая пусть впрямую к теме и не относится, но которую, на мой взгляд, полезно хранить в сердце. Добавлю, прежде чем ее привести, что уж кого-кого, а о. Савву (1899-1980) никак не заподозришь ни в "экуменизме", ни в "разлюли-малине":
" Ни в какой телесной, а особенно духовной помощи не отказывай людям порочным, иноземным, иноплеменным, иноверным, еретикам, безбожникам и врагам, ибо все они люди, все созданы Богом с бессмертною душою по образу и по подобию Божию. Все искуплены бесценною Кровью Спасителя, заповедавшего любить и врагов наших". (Схиигумен Савва (Остапенко). «Искусство жить». Простые правила.)

Вообще-то речь здесь идет не о любви, и не о нелюбви, а о том, чтобы вещи называть своими именами. Ересь – ересью, еретика – еретиком, будь то баптист, адвентист или свидетель Иеговы… Может быть и вселенские соборы собирались из ненависти к еретикам? Или может для того, чтобы обличить ересь и предостеречь людей от нее? И пощечина святителя Николая – это был не акт ненависти, а скорее показательный урок… Может вы и святителя Николая обвините в нелюбви к людям? Да что там святитель Николай, сам Христос (особенно в Евангелии от Иоанна) сколько обличал… Не нужно путать обличение греха с нелюбовью к грешнику. Тогда может и детей не нужно в угол ставить и наказывать их за провинности, а то вдруг мы погрешим против заповеди любви? Тут вопрос – в чем состоит любовь к человеку? Разве мы любим ребенка, когда вместо ненавистной ему каши ставим перед ним миску с конфетами или потворствуем всем его прихотям и бесконечным желаниям?

Если человек вырос в культуре, в которой не знал православной Церкви, но был христианином-католиком - живо верил во Христа, был честным и справедливым человеком, боролся со своими пагубными страстями и учился любви...
Эти люди все же тоже стремятся ко Христу, пускай и не в полноте благодати... Это ведь сотни миллионов душ и судеб - не только духовенства, но и обычных прихожан.

Уже много писалось и говорилось в отношении того вопроса, «Могут ли спастись миллионы хороших людей, которые не являются православными христианами»?

Ну что мешает всем этим хорошим людям обратиться к Церкви Христовой, к той Церкви, которую основал Христос? Христос дал всем людям одно учение. У нас одно Евангелие, а не Евангелие для адвентистов, Евангелие для католиков и т.д. Разве не нужно четко придерживаться учения Христа, не искажая его? Но многие свою волю, свои соображения ставят превыше воли Господа («а вот я так думаю», «а вот я так считаю»…), считают себя вправе толковать Евангелие, руководствуясь своими прихотями и соображениями, а не сообразуясь с толкованиями просвещенных Святым Духом Святых отцов, искажают Его слова. Об этих людях идет речь, а не о тех, до кого, возможно, еще не дошло Евангелие. Этих «внешних» людей будет судить Христос «по закону совести», которая есть у каждого человека и есть Глас Божий.. Но это, наверное, какие-нибудь далекие племена.. Евангелие уже проповедано, наверное, почти по всей земле. На том же сайте pravoslavie.ru постоянно появляются статьи то о Православии в Китае, то в Японии, Африке и других странах, далеких от Христианства… Тут дело только за выбором человека. Хочет он познать волю Божью или по гордости своей будет изыскивать какие-то свои пути и толкования и порождать ереси… Ведь не секрет, что все ереси происходят от гордости.
Марина, вы так легко рассуждаете, и режете словом как линчующим ножом, что не есть правильно, тем более для женщины. А ведь, на самом деле, вам в разы было легче прийти в православие, потому что родились на территории современной России, чем тем людям, где присутствует только католическая Церковь.
Да, я еще раз остаюсь при том убеждении, что людей Господь будет судить по духу Истины, который присутствует внутри человека, следуя (или не следуя) которому, определяются поступки человека.
Прихожанин католической церкви, может быть далек от догматических различий между его (католической) церковью и церковью православной, но в жизни то он, опирается на заповеди любви, а не проводит демагогии на богословскую тематику.
Поэтому христианская католическая церковь - это учение, понесшее "потери" в благодати, изменяя некоторые догматы. Но при этом люди - прихожане католической церкви - все же, христиане. И они веруют во Христа!

Цитата: "Уже много писалось и говорилось в отношении того вопроса, «Могут ли спастись миллионы хороших людей, которые не являются православными христианами»?"
Вы не Господь и не решайте за других людей, насколько они христиане, если у них нет приставки "православные".
Не делайте суда, лучше обратитесь к словам Феофана Затворника.
Когда его спросили о том, спасутся ли католики, он ответил: «Я не знаю, спасутся ли католики, но я знаю, что я сам без Православия не спасусь».
"В этих словах выражено принципиальное видение и вера Православной Церкви. Церковь никоим образом не выносит окончательного суда о тех, кто пребывает от нее в разных мерах отделения и отпадения — от католиков и протестантов до даже нехристиан включительно. Души всех людей находятся в руках Божиих."
 
Мирослав
Марина, вы так легко рассуждаете, и режете словом как линчующим ножом, что не есть правильно, тем более для женщины.
А почему вы берете на себя роль судьи по отношению к Марине? Она рассуждала о явлениях, а вы - осудили ее лично - как человека, как женщину и т. д. Почему-то этот инквизиторский тон особенно характерен для тех, кто любит призывать ко всеобщей и безоговорочной терпимости.

Перестаньте кичиться тем
Оставьте этот оскорбительный тон. Уважайте собеседников.
 
Спасибо, Максим, за защиту!

Я, Мирослав, так легко рассуждаю, т.к. в основе моих рассуждений лежит прочная основа - в свободное время я стараюсь читать Святых отцов и слушать проповеди православных батюшек и современных богословов и из этого складывается мое мнение о вещах. Ну и, разумеется, я стараюсь в своих комментариях руководствоваться Евангелием, цитаты из которого, как Вы, наверное, заметили, часто привожу. Поэтому мне легко рассуждать… А мужчина я или женщина, какая разница… Каждый человек должен стремиться к познанию воли Божьей, изучать свою веру… Для этого нам и дан разум. И грех им не пользоваться в этих целях.
И прийти к Православию мне было не так уж и легко. Я не родилась и не живу на территории России. Родилась я вообще в Казахстане - мусульманской стране. Затем в 5 лет переехала жить в Латвию, и мне не посчастливилось расти в верующей семье – родители к вере равнодушны, в Церковь не ходят, до всего пришлось доходить самой, методом проб и ошибок – в подростковом возрасте были увлечения и эзотерикой, различными опасными духовными практиками, читала Блаватскую и прочий «духовный сор»… пока не пришла к Православию и не поняла, что здесь – истина. Поэтому считаю такой важной роль воспитания в жизни человека, чтобы облегчить ему этот путь к истинной вере, уберечь от ошибок и духовных заблуждений. Ведь речь идет о спасении души! И Вы, Мирослав, в графе вероисповедание написали Православный христианин… Неужели для вас ничего не значит чистота веры? Сохранение учения Господа нашего в чистоте? Ведь наш Символ веры утвержден кровью сотен тысяч мучеников!

Да, я еще раз остаюсь при том убеждении, что людей Господь будет судить по духу Истины, который присутствует внутри человека, следуя (или не следуя) которому, определяются поступки человека.

У Святых отцов я читала, что Господь будет судить людей по Евангелию, только в Евангелии - истина. И в своих поступках человек должен руководствоваться не своими какими-то внутренними личными соображениями, которые могут быть и неправильными, а Евангелием. А внутри грешного человека много чего присутствует, и поступки его определяются не обязательно духом Истины, а зачастую неизжитыми страстями…
 
Марина, меня очень впечатлил Ваш рассказ о приходе к Православному христианству. Не могли бы Вы сказать, кто из Святых отцов и современных богословов особенно стал Вам близок? Заранее спасибо. Ирина.
 
Марина, меня очень впечатлил Ваш рассказ о приходе к Православному христианству. Не могли бы Вы сказать, кто из Святых отцов и современных богословов особенно стал Вам близок? Заранее спасибо. Ирина.

Вообще-то, Ирина, это уже, наверное, явное отступление от темы, но раз вопрос задан, отвечу...

Трудно кому-то отдать предпочтение, кого из Святых отцов не читаю, то он сразу становится любимым J… Свое знакомство с Православием я начала с Игнатия Брянчанинова – а именно с его «Писем о духовной жизни», затем прочитала его «Аскетические опыты». Очень люблю наставления афонского старца Паисия Святогорца, который пока еще, кажется, не прославлен Церковью, т.к. мало времени еще прошло после его смерти, но, думаю, обязательно будет канонизирован. Иоанн Кронштадский – мой любимый святой. Из современных богословов очень близок Даниил Сысоев. Очень большую пользу получила от книги Н.Е.Пестова «Современная практика православного благочестия». Начинала, как, наверное, многие с лекций Кураева и профессора Осипова, но их все-таки нужно осторожно, с рассуждением слушать (никак не могу согласиться, например, с высказываниями Кураева о Благодатном огне…), в определенных вопросах по возможности сверяться с мнением Святых отцов. Всегда с удовольствием слушаю проповеди батюшки Дмитрия Смирнова (его официальный сайт: http://www.dimitrysmirnov.ru/blog/)...

Но главное все же – не только слушать батюшек, читать Святых отцов и Евангелие, а пытаться применять в жизни Евангелие и опыт Святых отцов. (Правильно здесь было сказано: «Называться православным это одно,а быть им или хотя-бы стараться быть это совсем другое»).
А то можно уподобиться Ироду, который любил послушать Иоанна Крестителя, что, однако, не помешало ему приказать отрезать голову Иоанну…
 
Сверху