Магистр богословия, катехизатор, религиовед
Для ответа на этот вопрос нужно для начала напомнить, что грехи различаются как по своей тяжести (смертные и обыденные), так и по тому, против кого они направлены (против Бога, ближнего или самого себя).
Смертные грехи убивают духовную жизнь и лишают человека освящающей благодати, поэтому для их прощения и воскресения души обязательно требуется Таинство Покаяния, которое имеет право совершать только священник или епископ.
Обыденные грехи не лишают благодати и поэтому могут быть прощены без Таинства. Причем те из них, которые совершены против ближнего, отпускаются через прощение со стороны ближнего. Апостол Иаков даёт наставление: «Исповедуйтесь друг другу в грехах и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными» (Иак.5:16). Хотя это не является сакраментальным отпущением, как в Таинстве Покаяния, оно действенно и прощение за обиду ближнего нужно просить у него, а не у Бога. В связи с этим блаженный Феофилакт Болгарский пишет:
О том же говорит прп. Дорофей Газский:
Таким образом, на поставленный вопрос можно ответить положительно: да, христиане могут отпускать друг другу некоторые грехи, которые не требуют обязательной исповеди перед Богом.
Смертные грехи убивают духовную жизнь и лишают человека освящающей благодати, поэтому для их прощения и воскресения души обязательно требуется Таинство Покаяния, которое имеет право совершать только священник или епископ.
Обыденные грехи не лишают благодати и поэтому могут быть прощены без Таинства. Причем те из них, которые совершены против ближнего, отпускаются через прощение со стороны ближнего. Апостол Иаков даёт наставление: «Исповедуйтесь друг другу в грехах и молитесь друг за друга, чтобы быть исцеленными» (Иак.5:16). Хотя это не является сакраментальным отпущением, как в Таинстве Покаяния, оно действенно и прощение за обиду ближнего нужно просить у него, а не у Бога. В связи с этим блаженный Феофилакт Болгарский пишет:
Не то только бывает разрешаемо, что разрешают священники; но и то будет или связано или разрешено, что мы, быв обижены, или связываем или разрешаем (Толкование на Евангелие от Матфея).
О том же говорит прп. Дорофей Газский:
Бог дал нам власть, если хотим, прощать друг другу согрешения, между нами случающиеся (Душеполезные поучения, 14).
Таким образом, на поставленный вопрос можно ответить положительно: да, христиане могут отпускать друг другу некоторые грехи, которые не требуют обязательной исповеди перед Богом.