Грех смертный

Аудио-версия статьи

См. раздел О ГРЕХЕ

***

Грех сме́ртныйгрех, веду­щий к поги­бели души, пре­пят­ству­ю­щий реа­ли­за­ции замысла Божия о чело­веке как о потен­ци­аль­ном наслед­нике Цар­ства Славы.

Бого­че­ло­век Иисус Хри­стос ука­зы­вал «смерт­ным» (непро­сти­тель­ным) грехом «хулу на Духа Свя­того». «Говорю вам: «Всякий грех и хула будут про­щены людям; но хула на Духа не будет про­щена людям» (Мф.12:31-32). Под этим грехом пони­ма­ется совер­шенно созна­тель­ное и оже­сто­чен­ное про­тив­ле­ние чело­века истине – как след­ствие воз­ник­но­ве­ния живого чув­ства вражды и нена­ви­сти к Богу. В этом состо­я­нии чело­век, как суще­ство нрав­ственно сво­бод­ное, пси­хо­ло­ги­че­ски недо­сту­пен дей­ствию нис­по­сы­ла­е­мой ему Свыше спа­са­ю­щей бла­го­дати.

Смерт­ным явля­ется любой грех, кото­рый пора­бо­тил волю чело­века, поэтому смерт­ный грех рас­смат­ри­ва­ется как каче­ствен­ное поня­тие и «зако­но­да­тель­ного» списка смерт­ных грехов в Пра­во­сла­вии нет. В данном смысле пере­чень смерт­ных грехов очень велик, исходя из склон­но­сти кон­крет­ного чело­века к тому или иному греху.

Святые отцы гово­рят: нет греха непро­сти­тель­ного, есть грех нерас­ка­ян­ный. Любой нерас­ка­ян­ный грех – в неко­то­ром смысле смерт­ный.

Часто под смерт­ными гре­хами пони­мают восемь глав­ных стра­стей.

***

Чем отли­ча­ется смерт­ный грех от обыч­ного?

Раз­ли­че­ние грехов на смерт­ные и не смерт­ные весьма условно, ибо всякий грех, будь он малым или вели­ким, раз­лу­чает чело­века с Богом, источ­ни­ком жизни, и чело­век согре­шив­ший неиз­бежно уми­рает, хотя и не тотчас после гре­хо­па­де­ния. Это видно из Библии, из повест­во­ва­ния о гре­хо­па­де­нии пра­ро­ди­те­лей рода чело­ве­че­ского Адама и Евы. Не велик был (по нынеш­ним меркам) грех вку­сить плода от запрет­ного древа, но через этот грех умерли и Ева и Адам, и по сей день все уми­рают…

Кроме этого, в совре­мен­ном пони­ма­нии, когда гово­рят о грехе «смерт­ном», то име­ется в виду, что тяжкий смерт­ный грех уби­вает душу чело­века в том смысле, что она ста­но­вится неспо­соб­ной к Бого­об­ще­нию до тех пор, пока не пока­ется и не оста­вит этот грех. К таким грехам отно­сятся убий­ство, блуд, всякая бес­че­ло­веч­ная жесто­кость, бого­хуль­ство, ересь, оккуль­тизм и магия, и т. д.

Но и незна­чи­тель­ные, мелкие «не смерт­ные» грехи могут умерт­вить душу греш­ника, лишить ее обще­ния с Богом, когда чело­век не кается в них, и они боль­шим грузом лежат на душе. К при­меру, одна пес­чинка нам не в тягость, а если их нако­пится целый мешок, то этот груз при­да­вит нас.

Что такое смерт­ный грех?

Что такое смерт­ный грех и чем он отли­ча­ется от других «несмерт­ных» грехов? Если ты пови­нен в смерт­ном грехе и искренне пока­ешься в нем на испо­веди, про­стит ли через свя­щен­ника Бог этот грех или нет? И еще хочется узнать: те грехи, в кото­рых всей душой и серд­цем пока­ялся на испо­веди, и свя­щен­ник отпу­стил эти грехи, если больше их не совер­шать, за них не будет судить Бог?

Отве­чает свя­щен­ник Дио­ни­сий Тол­стов:
Когда чело­век про­из­но­сит такое сло­во­со­че­та­ние, как «смерт­ный грех», тогда сразу же по логике мыш­ле­ния хочется задать вопрос: а что такое несмерт­ный грех? Раз­де­ле­ние грехов на смерт­ные и несмерт­ные – лишь услов­ность. На самом деле любой грех смерт­ный, любой грех – это начало поги­бели. Свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов пере­чис­ляет восемь смерт­ных грехов (стра­стей, см. также ниже). Но эти восемь грехов – это лишь клас­си­фи­ка­ция всех воз­мож­ных грехов, кото­рые может совер­шить чело­век; это как бы восемь групп, на кото­рые под­раз­де­ля­ются все они. Авва Доро­фей ука­зы­вает, что при­чина всех грехов и их источ­ник состоит в трех стра­стях: это сла­во­лю­бие, сла­сто­лю­бие и среб­ро­лю­бие. Но, однако, этими тремя поро­ками не охва­ты­ва­ется вся бездна грехов – это лишь началь­ные усло­вия гре­хов­но­сти. Так же и с теми вось­мью смерт­ными гре­хами – это клас­си­фи­ка­ция. Каждый грех должен быть увра­че­ван пока­я­нием. Если чело­век принес искрен­нее пока­я­ние в своих грехах, то, конечно, Бог ему про­стит испо­ве­дан­ные грехи. Именно для этого и суще­ствует испо­ведь. «Покай­тесь и веруйте в Еван­ге­лие», – гово­рится в начале Еван­ге­лия от Марка. За рас­ка­ян­ный грех чело­век не поне­сет осуж­де­ния. «Не бывает греха непро­ща­е­мого, кроме греха нерас­ка­ян­ного», – гово­рят Святые Отцы. Бог по своей неиз­ре­чен­ной любви к роду чело­ве­че­скому уста­но­вил таин­ство испо­веди. И при­сту­пая к таин­ству пока­я­ния, мы должны твердо верить, что Бог про­стит все наши грехи. Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский гово­рил: «Пока­яв­ши­еся блуд­ники вме­ня­ются с дев­ствен­ни­ками». Вот какова сила пока­я­ния!

***

авва Марк (Из Бла­го­лю­бия):
Смерт­ный грех – это грех нерас­ка­ян­ный. Бог мило­стив и щедр, как никто другой. Но кто не кается, того даже Бог не про­щает.

иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров):
«Как болезни бывают обыч­ные и смер­тель­ные, так и грехи бывают менее или более тяжкие, то есть смерт­ные… Смерт­ные грехи истреб­ляют в чело­веке любовь к Богу и делают чело­века мерт­вым для вос­при­я­тия Боже­ствен­ной бла­го­дати. Тяже­лый грех настолько трав­ми­рует душу, что ей потом очень сложно вер­нуться в нор­маль­ное свое состо­я­ние.
«Выра­же­ние «смерт­ный грех» имеет осно­ва­ние в словах св. апо­стола Иоанна Бого­слова (1Ин.5:16-17). В гре­че­ском тексте стоит прос фана­тон – грех, кото­рый идет к смерти. Под смер­тью име­ется ввиду духов­ная смерть, кото­рая лишает чело­века веч­ного бла­жен­ства в Цар­стве Небес­ном».

свя­щен­ник Геор­гий:
В Ветхом Завете ряд пре­ступ­ле­ний нака­зы­вался смерт­ной казнью. Отсюда и воз­никло поня­тие смерт­ного греха, т. е. такого поступка, след­ствием кото­рого явля­ется смерть. При этом ника­кое достой­ное смерти пре­ступ­ле­ние не может быть про­щено или заме­нено выку­пом (Чис.35:31), т. е. чело­век не может изме­нить своей участи даже пока­я­нием. Такой подход возник из убеж­де­ния, что ряд поступ­ков чело­век может совер­шить только в том случае, если он уже давно пре­бы­вает вне связи с Источ­ни­ком Жизни или, точнее, чер­пает вдох­но­ве­ние в источ­нике чуждом. Дру­гими сло­вами, если чело­век совер­шает смерт­ный грех, то это значит, что он нару­шил Завет и под­дер­жи­вает свою жизнь за счет раз­ру­ше­ния окру­жа­ю­щего мира и людей. Таким обра­зом, смерт­ный грех – это не просто пре­ступ­ле­ние, кото­рое, согласно зако­но­да­тель­ству, кара­ется смерт­ной казнью, но и некая кон­ста­та­ция того факта, что чело­век, совер­ша­ю­щий такое дело, внут­ренне уже мертв и должен быть упо­коен, чтобы от него не постра­дали живые члены общины. Конечно, с точки зрения секу­ляр­ного гума­низма такой подход весьма жесток, но такой взгляд на жизнь и чело­века чужд биб­лей­скому созна­нию. Мы же не должны забы­вать, что в вет­хо­за­вет­ные вре­мена не суще­ство­вало иного спо­соба пре­рвать рас­про­стра­не­ние тяж­кого греха в народе Божьем, кроме такого, когда носи­тель смерти под­вер­га­ется смерт­ной казни.

свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов):
«Смерт­ные грехи для хри­сти­а­нина суть сле­ду­ю­щие: ересь, раскол, бого­хуль­ство, отступ­ни­че­ство, вол­шеб­ство, отча­я­ние, само­убий­ство, любо­де­я­ние, пре­лю­бо­де­я­ние, про­ти­во­есте­ствен­ные блуд­ные грехи, кро­во­сме­ше­ние, пьян­ство, свя­то­тат­ство, чело­ве­ко­убий­ство, грабеж, воров­ство и всякая жесто­кая, бес­че­ло­веч­ная обида.
Только один из этих грехов – само­убий­ство – не под­ле­жит вра­че­ва­нию пока­я­нием, но каждый из них умерщ­вляет душу и делает ее неспо­соб­ною для веч­ного бла­жен­ства, доколе она не очи­стит себя удо­вле­тво­ри­тель­ным пока­я­нием…
Впад­ший в смерт­ный грех да не впа­дает в отча­я­ние! Да при­бе­гает к вра­чев­ству пока­я­ния, к кото­рому при­зы­ва­ется до послед­ней минуты его жизни Спа­си­те­лем, воз­ве­стив­шим во Святом Еван­ге­лии: веру­ю­щий в Меня, аще и умрет, оживет (Ин.11:25). Но бед­ственно пре­бы­вать в смерт­ном грехе, бед­ственно – когда смерт­ный грех обра­тится в навык!».

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки