Мона Лиза
Картина, написанная техникой иконы…
Когда Леонардо рисовал свою знаменитую фреску «Тайная Вечеря», он легко написал лица Христа и Апостолов. А вот Иуда не выходил. Леонардо, в поисках подходящей натуры, подходящего лица начал ходить по миланским притонам и кабакам.
Настоятелю монастыря, для которого писалась фреска, донесли, что последние месяцы Леонардо не работает, а бродит по злачным местам. Приор начал отчитывать художника. Леонардо подумал и простодушно ответил, что у него возникли трудности — он ищет лицо Иуды, но что, если время поджимает, то он… может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого…
Леонардо да Винчи был перфекционистом. Он старался все делать так, чтобы это выражало абсолютный идеал. Картины ли, скульптуры, механизмы… С грустью Леонардо говорил, что, как он ни старается, идеал ускользает, он недостижим. Не был он вполне доволен и своей Моной Лизой, самой известной в мире картиной.
Действительно, эта картина необычна. Она может не нравиться, но от нее не оторвать глаз. Чем больше ты в нее всматриваешься, тем больше она притягивает. В чем секрет этого «магнетизма» Моны Лизы? Об этом написаны целые исследования. Это и положение зрачков в глазах, и положение тела, которое кажется живым; так, если присмотреться, на горле даже, кажется, пульсирует жилка. Но мало кто знает, что для достижения эффекта жизненности Леонардо использовал… иконографическую технику.
Сам Леонардо называл ее «сфумато» (sfumato). Что это такое? Картина пишется не наложением разных красок, то есть не «раскрашивается», а следующим образом: на картину наносятся сверхтонкие слои краски, один на другой, так, что предыдущие просвечивают сквозь верхние. Это позволяет мастеру бесконечно, слой за слоем, создавать как бы живое лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице.
Леонардо считал, что это он открыл этот метод, сегодня известный, как лессировка, однако на самом деле этот метод открыли византийские иконописцы. Как показало исследование икон (фотографирование в разных спектрах, просвечивание), проведенное уже в наши дни, чтобы написать икону, древний иконописец накладывал один на другой несколько десятков слоев тончайшей краски. Этим достигался потрясающий эффект: изображенный на иконе казался живым.
Нынешней осенью в Петербург приехала выставка из Италии. На этой выставке были представлены воссозданные по чертежам Леонардо да Винчи механизмы, а также репродукции «Моны Лизы».
Про механизмы я расскажу в другой раз, а сейчас — о самой известной картине, о «Моне Лизе».
Специалистам известно, что эта, самая известная в мире, картина за прошедшие 500 лет немного изменила свой вид. Причиной тому — и небрежное хранение, и изменение химического свойства красок и лака, которыми было написано полотно. Ученые задались вопросом: а возможно ли воссоздать оригинальный вид картины. Понятно, что не на оригинале, но хотя бы виртуально, на компьютере? При помощи современных технологий это удалось. Картина была сфотографирована с разрешением 240 мегапискселей в разных спектрах освещения. Потом на компьютере было проведено восстановление оригинальных цветов.
На специальной выставке мы можем увидеть результаты этих исследований и еще другие интересные подробности касающиеся «Моны Лизы».
Мы в Лувре, где хранится подлинная картина Леонардо да Винчи. Здесь всегда многолюдно. Многие мимо Рафаэлей, Рембрандтов и Караваджо бегут прямиком сюда, посмотреть на «Мону Лизу».
Степень охраны картины беспрецедентная.
Каждый хочет увезти домой на своем фотоаппарате, или на мобильном телефоне маленькое свидетельство: и я там был, и я видел собственными глазами...
А это мы уже в Петербурге, на выставке, приехавшей из Италии.
Подробным образом нам расписана методика выявления подлинного цвета картины.
Желающие могут прочитать о том, как исследование проводилось.
Лицо прекрасной Донны.
Вот как выглядит картина сегодня.
А вот какой она вышла из-под пера Леонардо, когда была представлена народу.
Если бы краски не пожелтели и лак не изменил свою формулу, вот как выглядела бы картина сегодня.
Интересные факты о «Моне Лизе».
Оборотная сторона картины. Увидеть ее невозможно, и именно поэтому в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».
P.S. Наверное, это все знают, но на всякий случай. Эту картину называют и «Мона Лиза», и «Джоконда». Почему? Мона Лиза — сокращение от Мадонна Лиза. Джоконда — потому, что фамилия женщины была Джиокондо. Эта двадцатичетырехлетняя женщина была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо.
Картина, написанная техникой иконы…
Когда Леонардо рисовал свою знаменитую фреску «Тайная Вечеря», он легко написал лица Христа и Апостолов. А вот Иуда не выходил. Леонардо, в поисках подходящей натуры, подходящего лица начал ходить по миланским притонам и кабакам.
Настоятелю монастыря, для которого писалась фреска, донесли, что последние месяцы Леонардо не работает, а бродит по злачным местам. Приор начал отчитывать художника. Леонардо подумал и простодушно ответил, что у него возникли трудности — он ищет лицо Иуды, но что, если время поджимает, то он… может воспользоваться лицом приора, которое очень подходит для этого…
Леонардо да Винчи был перфекционистом. Он старался все делать так, чтобы это выражало абсолютный идеал. Картины ли, скульптуры, механизмы… С грустью Леонардо говорил, что, как он ни старается, идеал ускользает, он недостижим. Не был он вполне доволен и своей Моной Лизой, самой известной в мире картиной.
Действительно, эта картина необычна. Она может не нравиться, но от нее не оторвать глаз. Чем больше ты в нее всматриваешься, тем больше она притягивает. В чем секрет этого «магнетизма» Моны Лизы? Об этом написаны целые исследования. Это и положение зрачков в глазах, и положение тела, которое кажется живым; так, если присмотреться, на горле даже, кажется, пульсирует жилка. Но мало кто знает, что для достижения эффекта жизненности Леонардо использовал… иконографическую технику.
Сам Леонардо называл ее «сфумато» (sfumato). Что это такое? Картина пишется не наложением разных красок, то есть не «раскрашивается», а следующим образом: на картину наносятся сверхтонкие слои краски, один на другой, так, что предыдущие просвечивают сквозь верхние. Это позволяет мастеру бесконечно, слой за слоем, создавать как бы живое лицо, да к тому же в определенных местах умело усиливать, либо уменьшать эффекты света, прозрачности и оттенков на лице.
Леонардо считал, что это он открыл этот метод, сегодня известный, как лессировка, однако на самом деле этот метод открыли византийские иконописцы. Как показало исследование икон (фотографирование в разных спектрах, просвечивание), проведенное уже в наши дни, чтобы написать икону, древний иконописец накладывал один на другой несколько десятков слоев тончайшей краски. Этим достигался потрясающий эффект: изображенный на иконе казался живым.
Нынешней осенью в Петербург приехала выставка из Италии. На этой выставке были представлены воссозданные по чертежам Леонардо да Винчи механизмы, а также репродукции «Моны Лизы».
Про механизмы я расскажу в другой раз, а сейчас — о самой известной картине, о «Моне Лизе».
Специалистам известно, что эта, самая известная в мире, картина за прошедшие 500 лет немного изменила свой вид. Причиной тому — и небрежное хранение, и изменение химического свойства красок и лака, которыми было написано полотно. Ученые задались вопросом: а возможно ли воссоздать оригинальный вид картины. Понятно, что не на оригинале, но хотя бы виртуально, на компьютере? При помощи современных технологий это удалось. Картина была сфотографирована с разрешением 240 мегапискселей в разных спектрах освещения. Потом на компьютере было проведено восстановление оригинальных цветов.
На специальной выставке мы можем увидеть результаты этих исследований и еще другие интересные подробности касающиеся «Моны Лизы».
Мы в Лувре, где хранится подлинная картина Леонардо да Винчи. Здесь всегда многолюдно. Многие мимо Рафаэлей, Рембрандтов и Караваджо бегут прямиком сюда, посмотреть на «Мону Лизу».
Степень охраны картины беспрецедентная.
Каждый хочет увезти домой на своем фотоаппарате, или на мобильном телефоне маленькое свидетельство: и я там был, и я видел собственными глазами...
А это мы уже в Петербурге, на выставке, приехавшей из Италии.
Подробным образом нам расписана методика выявления подлинного цвета картины.
Желающие могут прочитать о том, как исследование проводилось.
Лицо прекрасной Донны.
Вот как выглядит картина сегодня.
А вот какой она вышла из-под пера Леонардо, когда была представлена народу.
Если бы краски не пожелтели и лак не изменил свою формулу, вот как выглядела бы картина сегодня.
Интересные факты о «Моне Лизе».
Оборотная сторона картины. Увидеть ее невозможно, и именно поэтому в СМИ постоянно циркулируют сплетни о каком-то тайном послании художника миру и человечеству, якобы, написаннном на обороте «Моны Лизы».
P.S. Наверное, это все знают, но на всякий случай. Эту картину называют и «Мона Лиза», и «Джоконда». Почему? Мона Лиза — сокращение от Мадонна Лиза. Джоконда — потому, что фамилия женщины была Джиокондо. Эта двадцатичетырехлетняя женщина была третьей женой флорентийского богача по имени Франческо ди Бартоломее дель Джиокондо.