Начну не с библейского кедра, а с выдумок о библейском (=ливанском) кедре. Их две: что кедр растет в России, тогда как на самом деле в России его нет, и что кедр растет в Палестине, где его тоже нет. И в России, и в Палестине кедр можно увидеть только в посадках и в крайне незначительных количествах. Причина простая: кедр требует довольно специфического горного климата, с длинной снежной зимой и теплым сухим летом, и широкое его культивирование вне таких условий затруднительно. В роде Кедр (Cedrus) есть еще 2-3 вида, произрастающие в горах северной Африки, на Кипре и в Гималаях. Чаще всего в ботанических садах культивируют именно гималайский кедр как наиболее красивый и не слишком капризный.
Библия знает только один вид кедра – тот, что растет в горах Ливана, Cedrus libani - Кедр ливанский, вечнозеленое хвойное дерево высотой до 40 м из сем. Сосновые (Pinaceae). В молодости крона конусовидная, в старости плоская или зонтикообразная.
Хвоя темнозеленая, до 35 мм длины. На молодых побегах хвоинки расположены спирально, поодиночке, на побегах второго года и более взрослых хвоинки располагаются пучками по 30-40 штук на особых укороченных побегах (этим кедр схож с лиственницей). Мужские шишки (на которых развивается пыльца) у кедра очень крупные, до нескольких сантиметров длиной.
Шишки с семенами бочкоподобные, до 10 см в длину и 6 в ширину; ориентированы строго вверх, не поникают и не опадают (как, например, шишки ели), а рассыпаются на чешуи и семена, оставаясь в вертикальном положении. Семена мелкие, с большим крылом.
Древесина желтая до красновато-коричневой, довольно мягкая. Произрастал Кедр ливанский в горах Ливана на высоте 1300-2000 м совместно с другими высокоствольными видами хвойных - Пихтой киликийской и Можжевельником вонючим. Пять месяцев в году кедр покрыт снегом, но летом выносит долгие засухи. Предпочитает известковые почвы.
Известны несколько форм ливанского кедра, различающиеся по облику кроны и по ориентации ветвей. В частности, есть колонновидная форма с короткими ветвями, направленными вверх, есть и плакучая форма, у которой ветви свисают вниз. Иногда у плакучих кедров голубоватая хвоя. Существование этих необычных форм ливанского кедра обязательно нужно учитывать при анализе библейских упоминаний кедра.
Кедр вывозили из Ливана на нужды высокоразвитых Египта и Шумера уже в IV-III тысячелетиях до РХ. В Египет вывоз шел через приморский финикийский город Библ; соответственно, евреи могли познакомиться в кедровой древесиной непосредственно в Египте. Помимо строительных нужд (балки, доски, материал для строительство флота), Египту кедр был нужен как источник смолы для бальзамирования мумий. В самой Финикии из кедра мастерили военные и торговые морские суда, сначала для нужд самой Финикии, впоследствии и для персидского флота, затем – для арабского.
На рисунке изображено финикийское торговое судно, довольно широкое и поместительное.
Нечто в этом роде финикийцы строили и для совместного израильско-финикийского военно-торгового проекта на Красном море (Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. 27 И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; 28 и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону). (3Цар.9:26-28). Ецион-Гевер - это возле современного Эйлата. Хирам - царь Финикии. Офир - какие-то южные территории, возможно, юг Аравии или даже Индия (последнее маловероятно).
Военные корабли были длиннее, уже имели боевые палубы для морской пехоты. На носу кораблей имелся таран.
Истребление кедровых лесов продолжалось почти шесть тысячелетий, и к середине прошлого, XX, века они были почти полностью уничтожены.
В ветхозаветных книгах есть пять слов, которые СП и другие авторитетные переводы Библии понимают как «кедр». Одно из слов (אֶרֶז, Эрез) весьма частое (не менее 70 стихов) и без сомнения указывает на Кедр ливанский. Прочие термины являются редкими, и понимание их не столь жестко можно связывать с кедром (Иез.27:24, Соф.2:14), а в Ис.22:8 в доме кедровом формально точнее переводить «в деревянном доме».
Интерес представляет слово תְאַשּׁוּר, теашшУр, присутствующее у пророка Исаии (60:13): Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр(וּתְאַשּׁוּר). Поскольку Септуагинта уверенно предлагает в Ис.60:13 кедр, создатели Синодального перевода решили следовать ей. Условность понимания еврейского תְאַשּׁוּר как кедра была очевидна для создателей Синодального перевода, поскольку это же слово в Ис.41:19, где есть перечисляются семь видов деревьев, СП переводит как «бук» (Септуагинта содержит иной список растений из пяти растений). Есть еще один оборот, возможно связанный с кедром - בַּת-אֲשֻׁרִים(Иез 27:6, «дочь ашшурим»(?), где предполагается некая связь со словом теашшУр). СП переводит как «буковое дерево», Библия короля Якова – как Ashurites (то есть вообще не переводит), Новая американская стандартная Библия (NASB) предлагает boxwood (самшит), а Свидетели Иеговы – кипарис. Септуагинта для понимания термина не дает ничего, поскольку никакой древесной породы в греческом тексте стиха нет.
В неканонических книгах ВЗ (Сир., 2Ездр) кедр (как κέδρος) изредка упоминается. В Новом Завете упоминаний о кедре нет.
Смысловая нагрузка кедра в Библии разнообразна. Кедр в Библии был:
1. Ритуальным растением, применение которого для определенных действий было предписано в эпоху Исхода: <...> священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа(Лев.14:4;описание процедуры очищения прокаженного). Обратим внимание, что в описываемую начальную эпоху еврейской истории кедр не использовался ни как поделочный, ни тем более как строительный материал. Вынесенных из Египта запасов кедровой древесины было немного – только на ритуальные цели. Возможно, однако, еще одно понимание термина «кедр» периода сорокалетнего странствования евреев: как можжевельник (Juniperus phoenica L. – Можжевельник финикийский ), который, сейчас отсутствуя на Синае, тем не менее изредка встречается в южной Ирдании (библейский Едом). Рис: см. http://www.monanneeaucollege.com/frigolet-6-2006/frigolet2006-21a.jpg.
2. ценнейшим строительным материалом. Такое использование кедра, импортируемого из Финикии, стало возможным только после укрепления царской власти и появления мощного государства, то есть только при царе Соломоне. И обложил (Соломон) стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом (3Цар.6:15). Поскольку кедр на Ливане всегда рос в сопровождении пихты и можжевельника, возможно, что эти ценные породы, также отсутствующие в Палестине, закупались совместно с кедром и имели одно на всех товарное наименование Эрез (то есть допустимо расширительное толкование термина אֶרֶז).
3. предметом торговли и ценным военным трофеем: Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его;(Ис.37:24; в стихе озвучены мысли царя Сеннахирима).
4. Символом сокрушаемой мощи: Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские (Пс.28:5); Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены(Зах.11:2).
5. Символом полноценного бытия и силы: Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс.91:13); [бегемот] поворачивает хвостом своим, как кедром (Иов.40:12).
6. Предметом выявления всемогущества Божия: посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (описанная картина - кедр и др. в пустыне - непредставима как дело рук человеческих; Ис.41:19).
Упоминание о многочисленности кедра в Израиле при Соломоне - И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах (3Цар.10:27) можно понимать двояко: во-первых, как многочисленные посадки каких-то хвойных деревьев, способных произрастать в Палестине (Сосна алеппская?), либо как указание обильный ввоз древесины кедра из Ливана (сикоморы выращивали в Палестине именно как дешевый строительный материал).
Закончу еще одной «басней о кедре»: ежели вам в Израиле или Ливане предложат «кедровые орешки», то ешьте их смело. Только знайте, что это семена обычной сосны-пинии, но не кедра.
...фотография ливанского кедра (из Ливана....), любезно присланная мне выпускницей нашей кафедры ботаники СПбГУ д-ром Илоной Черепановой.
Библия знает только один вид кедра – тот, что растет в горах Ливана, Cedrus libani - Кедр ливанский, вечнозеленое хвойное дерево высотой до 40 м из сем. Сосновые (Pinaceae). В молодости крона конусовидная, в старости плоская или зонтикообразная.
Хвоя темнозеленая, до 35 мм длины. На молодых побегах хвоинки расположены спирально, поодиночке, на побегах второго года и более взрослых хвоинки располагаются пучками по 30-40 штук на особых укороченных побегах (этим кедр схож с лиственницей). Мужские шишки (на которых развивается пыльца) у кедра очень крупные, до нескольких сантиметров длиной.
Шишки с семенами бочкоподобные, до 10 см в длину и 6 в ширину; ориентированы строго вверх, не поникают и не опадают (как, например, шишки ели), а рассыпаются на чешуи и семена, оставаясь в вертикальном положении. Семена мелкие, с большим крылом.
Древесина желтая до красновато-коричневой, довольно мягкая. Произрастал Кедр ливанский в горах Ливана на высоте 1300-2000 м совместно с другими высокоствольными видами хвойных - Пихтой киликийской и Можжевельником вонючим. Пять месяцев в году кедр покрыт снегом, но летом выносит долгие засухи. Предпочитает известковые почвы.
Известны несколько форм ливанского кедра, различающиеся по облику кроны и по ориентации ветвей. В частности, есть колонновидная форма с короткими ветвями, направленными вверх, есть и плакучая форма, у которой ветви свисают вниз. Иногда у плакучих кедров голубоватая хвоя. Существование этих необычных форм ливанского кедра обязательно нужно учитывать при анализе библейских упоминаний кедра.
Кедр вывозили из Ливана на нужды высокоразвитых Египта и Шумера уже в IV-III тысячелетиях до РХ. В Египет вывоз шел через приморский финикийский город Библ; соответственно, евреи могли познакомиться в кедровой древесиной непосредственно в Египте. Помимо строительных нужд (балки, доски, материал для строительство флота), Египту кедр был нужен как источник смолы для бальзамирования мумий. В самой Финикии из кедра мастерили военные и торговые морские суда, сначала для нужд самой Финикии, впоследствии и для персидского флота, затем – для арабского.
На рисунке изображено финикийское торговое судно, довольно широкое и поместительное.
Нечто в этом роде финикийцы строили и для совместного израильско-финикийского военно-торгового проекта на Красном море (Царь Соломон также сделал корабль в Ецион-Гавере, что при Елафе, на берегу Чермного моря, в земле Идумейской. 27 И послал Хирам на корабле своих подданных корабельщиков, знающих море, с подданными Соломоновыми; 28 и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону). (3Цар.9:26-28). Ецион-Гевер - это возле современного Эйлата. Хирам - царь Финикии. Офир - какие-то южные территории, возможно, юг Аравии или даже Индия (последнее маловероятно).
Военные корабли были длиннее, уже имели боевые палубы для морской пехоты. На носу кораблей имелся таран.
Истребление кедровых лесов продолжалось почти шесть тысячелетий, и к середине прошлого, XX, века они были почти полностью уничтожены.
В ветхозаветных книгах есть пять слов, которые СП и другие авторитетные переводы Библии понимают как «кедр». Одно из слов (אֶרֶז, Эрез) весьма частое (не менее 70 стихов) и без сомнения указывает на Кедр ливанский. Прочие термины являются редкими, и понимание их не столь жестко можно связывать с кедром (Иез.27:24, Соф.2:14), а в Ис.22:8 в доме кедровом формально точнее переводить «в деревянном доме».
Интерес представляет слово תְאַשּׁוּר, теашшУр, присутствующее у пророка Исаии (60:13): Слава Ливана придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр(וּתְאַשּׁוּר). Поскольку Септуагинта уверенно предлагает в Ис.60:13 кедр, создатели Синодального перевода решили следовать ей. Условность понимания еврейского תְאַשּׁוּר как кедра была очевидна для создателей Синодального перевода, поскольку это же слово в Ис.41:19, где есть перечисляются семь видов деревьев, СП переводит как «бук» (Септуагинта содержит иной список растений из пяти растений). Есть еще один оборот, возможно связанный с кедром - בַּת-אֲשֻׁרִים(Иез 27:6, «дочь ашшурим»(?), где предполагается некая связь со словом теашшУр). СП переводит как «буковое дерево», Библия короля Якова – как Ashurites (то есть вообще не переводит), Новая американская стандартная Библия (NASB) предлагает boxwood (самшит), а Свидетели Иеговы – кипарис. Септуагинта для понимания термина не дает ничего, поскольку никакой древесной породы в греческом тексте стиха нет.
В неканонических книгах ВЗ (Сир., 2Ездр) кедр (как κέδρος) изредка упоминается. В Новом Завете упоминаний о кедре нет.
Смысловая нагрузка кедра в Библии разнообразна. Кедр в Библии был:
1. Ритуальным растением, применение которого для определенных действий было предписано в эпоху Исхода: <...> священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа(Лев.14:4;описание процедуры очищения прокаженного). Обратим внимание, что в описываемую начальную эпоху еврейской истории кедр не использовался ни как поделочный, ни тем более как строительный материал. Вынесенных из Египта запасов кедровой древесины было немного – только на ритуальные цели. Возможно, однако, еще одно понимание термина «кедр» периода сорокалетнего странствования евреев: как можжевельник (Juniperus phoenica L. – Можжевельник финикийский ), который, сейчас отсутствуя на Синае, тем не менее изредка встречается в южной Ирдании (библейский Едом). Рис: см. http://www.monanneeaucollege.com/frigolet-6-2006/frigolet2006-21a.jpg.
2. ценнейшим строительным материалом. Такое использование кедра, импортируемого из Финикии, стало возможным только после укрепления царской власти и появления мощного государства, то есть только при царе Соломоне. И обложил (Соломон) стены храма внутри кедровыми досками; от пола храма до потолка внутри обложил деревом (3Цар.6:15). Поскольку кедр на Ливане всегда рос в сопровождении пихты и можжевельника, возможно, что эти ценные породы, также отсутствующие в Палестине, закупались совместно с кедром и имели одно на всех товарное наименование Эрез (то есть допустимо расширительное толкование термина אֶרֶז).
3. предметом торговли и ценным военным трофеем: Чрез рабов твоих ты порицал Господа и сказал: "со множеством колесниц моих я взошел на высоту гор, на ребра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришел на самую вершину его, в рощу сада его;(Ис.37:24; в стихе озвучены мысли царя Сеннахирима).
4. Символом сокрушаемой мощи: Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские (Пс.28:5); Рыдай, кипарис, ибо упал кедр, ибо и величавые опустошены(Зах.11:2).
5. Символом полноценного бытия и силы: Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане (Пс.91:13); [бегемот] поворачивает хвостом своим, как кедром (Иов.40:12).
6. Предметом выявления всемогущества Божия: посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе (описанная картина - кедр и др. в пустыне - непредставима как дело рук человеческих; Ис.41:19).
Упоминание о многочисленности кедра в Израиле при Соломоне - И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, [растущими] на низких местах (3Цар.10:27) можно понимать двояко: во-первых, как многочисленные посадки каких-то хвойных деревьев, способных произрастать в Палестине (Сосна алеппская?), либо как указание обильный ввоз древесины кедра из Ливана (сикоморы выращивали в Палестине именно как дешевый строительный материал).
Закончу еще одной «басней о кедре»: ежели вам в Израиле или Ливане предложат «кедровые орешки», то ешьте их смело. Только знайте, что это семена обычной сосны-пинии, но не кедра.
...фотография ливанского кедра (из Ливана....), любезно присланная мне выпускницей нашей кафедры ботаники СПбГУ д-ром Илоной Черепановой.