Инок

И́нок — (сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная калька с др.-греч. μοναχός, от др. русск. «инъ» — один). Во всех старых сло­ва­рях и энцик­ло­пе­диях инок и монах – сино­нимы.

Однако в прак­тике совре­мен­ных рус­ских пра­во­слав­ных мона­сты­рей воз­никло раз­ли­чие между сло­вами инок и монах. Первый явля­ется насель­ни­ком мона­стыря, не давшим еще обетов, но име­ю­щим право носить часть мона­ше­ских оде­я­ний.

Мона­хом же назы­вают того, кто постри­жен в мантию и дал мона­ше­ские обеты (малая схима).

***

Может ли чело­век, живя в миру, стя­жать свя­тость, соиз­ме­ри­мую со свя­то­стью, дости­жи­мую в мона­ше­стве, или это воз­можно лишь через ино­че­ство, мона­ше­ство?

В основе хри­сти­ан­ской мона­ше­ской жизни лежит призыв Иисуса Христа оста­вить всё и после­до­вать за Ним.

Одна­жды, отве­чая на вопрос одного бога­того юноши, что ему делать, чтобы насле­до­вать вечную жизнь, Спа­си­тель поре­ко­мен­до­вал соблю­дать запо­веди. Когда юноша заме­тил, что испол­няет уже их, от юности своей, Хри­стос допол­нил ответ настав­ле­нием, сказав, что если тот хочет стать совер­шен­ным, он должен про­дать при­над­ле­жа­щее ему иму­ще­ство, а выру­чен­ные сред­ства раз­дать нищим, после чего — после­до­вать за Ним (Мф.19:16–21).

Именно эти слова, услы­шан­ные в своё время Анто­нием Вели­ким, в храме, побу­дили его отка­заться от бога­того роди­тель­ского наслед­ства и уда­литься в пустыню.

Но почему, чтобы сде­латься совер­шен­ными, люди всту­пают в мона­ше­ство? Неужели спа­се­ние недо­сти­жимо в миру?

Отстра­ня­ясь от мира, чело­веку легче осво­бо­диться от мно­гого из того, что удер­жи­вает его в состо­я­нии при­зем­лен­но­сти, пока он живёт мир­ской жизнью. Заботы мира сего, все­воз­мож­ные мир­ские соблазны и при­стра­стия, еже­днев­ная суета, всё это спо­собно ско­вать чело­века в его устрем­ле­нии к Богу, отвлечь от слу­же­ния Гос­поду.

Не слу­чайно во вре­мена Вет­хого Завета один день сед­мицы отво­дился для слу­же­ния Богу особо, как обя­за­тель­ное тре­бо­ва­ние Мои­се­ева закона. Именно так можно было отвлечь иудеев от еже­днев­ных житей­ских хлопот.

Хри­стос Сам в Себе явил пример иде­аль­ного послу­ша­ния Богу. Его учение с боль­шей ясно­стью, нежели учение про­ро­ков, ука­зы­вает на необ­хо­ди­мость посвя­щать слу­же­нию Богу всю свою жизнь.

Мона­ше­ская жизнь, под­ра­зу­ме­ва­ю­щая опыт­ное духов­ное руко­вод­ство, послу­ша­ние, регу­ляр­ное уча­стие в бого­слу­же­нии, ограж­дает чело­века от воз­мож­ных ошибок, и в общем лучше, чем мир­ская, спо­соб­ствует еди­не­нию с Богом.

Между тем, ска­зан­ное не озна­чает, что достиг­нуть высших сту­пе­ней пра­вед­но­сти можно лишь вне обще­ния с миром. Просто в миру реа­ли­зо­вать эту цель бывает гораздо труд­нее.

Апо­столы, оста­вив­шие всё и после­до­вав­шие за Хри­стом (Лк.18:28), не только не отстра­ня­лись от мира, но и шли, с Бла­го­ве­стием, даже к самым зако­ре­не­лым зло­деям. При этом, конечно, они нрав­ственно сто­ро­ни­лись всего того, что могло оттолк­нуть их от Бога.

Бого­ро­дица, вос­пи­ты­вая Сына, жила в миру среди греш­ных и очень греш­ных людей. При этом Она, как никто, явила в Себе Обра­зец мона­ше­ских доб­ро­де­те­лей, таких, напри­мер, как цело­муд­рие, дев­ство, сми­ре­ние. В этой связи она при­зна­ётся Образ­чи­ком мона­ше­ской жизни. С другой сто­роны, Она же счи­та­ется и Образ­чи­ком Мате­рин­ства, мате­рин­ской ответ­ствен­но­сти и любви.

Никто из когда-либо живших людей (за исклю­че­нием Её Сына, Христа) не пре­взо­шёл Её пра­вед­но­стью и бла­го­че­стием (см. подроб­нее: Можно ли назы­вать Бого­ро­дицу греш­ной или без­греш­ной?).

Пре­бы­вая в миру, Она не только сохра­нила обет Своей юности, удер­жа­лась от без­за­ко­ния, но упо­до­би­лась Богу настолько, что достигла свя­то­сти, пре­вы­ша­ю­щей свя­тость самых высших ангель­ских чинов.

При­ме­ром хра­не­ния вер­но­сти Богу в миру, во вре­мена Вет­хого Завета, слу­жили такие вели­кие пра­вед­ники как Авраам и Иов.

Исто­рия Церкви Хри­сто­вой сооб­щает о мно­же­стве про­слав­лен­ных Богом святых, живших в миру, в том числе — семей­ною жизнью, и нико­гда не всту­пав­ших в ряды мона­ше­ского брат­ства. Среди них есть и хри­сти­ан­ские муче­ники, и юро­ди­вые, и бес­среб­ре­ники, и воины, и князья, и цари.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки