Монашество

Мона́шество (монах от греч. μοναχός - оди­ноч­ный, еди­нич­ный, также живу­щий уеди­ненно вос­хо­дит к μόνος – один, оди­но­кий) – образ жизни пра­во­слав­ных хри­стиан, пол­но­стью посвя­тив­ших себя заня­тию молит­войаске­ти­че­ским подви­гам.

Мона́х (от греч. μοναχός оди­ноч­ный) – хри­сти­а­нин, все­цело посвя­тив­ший себя Богу через при­ня­тие обетов послу­ша­ниянес­тя­жа­ния и цело­муд­рия. При­ня­тие обетов сопро­вож­да­ется постри­гом волос в знак слу­же­ния Богу и име­ну­ется мона­ше­ским постри­гом.

monah - Монашество

Мона­хов в России часто назы­вают ино­ками, а мона­ше­ство – ино­че­ством (от «иной»).

Мона­ше­ство по своему замыслу явля­ется под­ра­жа­нием Христу. Еван­гель­ский Хри­стос откры­ва­ется нам как идеал совер­шен­ного монаха: Он не женат, не имеет крыши над голо­вой, живет в доб­ро­воль­ной нищете, постится, про­во­дит ночи в молитве. Монах стре­мится в мак­си­маль­ной сте­пени при­бли­зиться к этому идеалу, отка­заться от всего, что мешает обще­нию с Богом.

Мона­стырь — это духов­ная оран­же­рея, где созда­ются наи­бо­лее опти­маль­ные усло­вия для пре­об­ра­же­ния чело­века.

Исто­рия мона­ше­ства

Мона­ше­ство ста­но­вится мас­со­вым в IV веке, когда пре­кра­ти­лись гоне­ния на хри­стиан. Если раньше вера была подви­гом и жерт­вой, готов­но­стью на муче­ни­че­ство, то теперь хри­сти­ан­ство ста­но­вится госу­дар­ствен­ной рели­гией, и жаж­ду­щие подви­гов устрем­ля­ются в пустыни Пале­стины и Египта, чтобы там создать свое «госу­дар­ство в госу­дар­стве».

Осно­ва­те­лем пустын­но­жи­тель­ства и ино­че­ства явля­ется прп. Анто­ний Вели­кий (☨356)память 30 января. Он родился в Египте в бога­том хри­сти­ан­ском семей­стве. Когда ему было 18 лет, роди­тели его умерли, и он остался наслед­ни­ком зна­чи­тель­ного состо­я­ния. Одна­жды, придя в цер­ковь, он услы­шал слова Еван­ге­лия: “Если хочешь быть совер­шен­ным, пойди, продай имение свое и раздай нищим; и будешь иметь сокро­вище на небе­сах; и при­ходи и следуй за Мною”. Это изре­че­ние бла­го­че­сти­вый юноша принял как боже­ствен­ное при­зва­ние и посту­пил так, как было ска­зано: продал свое имение, деньги раздал бедным, а сам уда­лился к одному старцу-отшель­нику, и под его руко­вод­ством пре­дался подвиж­ни­че­ской жизни (стал ана­хо­ре­том).
Пре­по­доб­ный Анто­ний осно­вал ино­че­ство отшель­ни­че­ское, скит­ское. По уста­нов­лен­ному им порядку, подвиж­ники, нахо­дясь под руко­вод­ством одного старца, аввы (отца), жили отдельно друг от друга в хижи­нах или пеще­рах. Такие подвиж­ни­че­ские общины назы­ва­лись лав­рами.

Ещё при жизни пре­по­доб­ного Анто­ния появился другой род ино­че­ской жизни — ино­че­ство обще­жи­тель­ное. Подвиж­ники, соби­ра­ясь в одну общину под управ­ле­нием одного аввы, про­во­дили жизнь вместе в одном или несколь­ких поме­ще­ниях, следуя одним общим пра­ви­лам. Такого рода общины назы­ва­лись киновиями (обще­жи­ти­ями).
Осно­ва­те­лем обще­жи­тель­ного мона­ше­ства был пре­по­доб­ный Пахо­мий Вели­кий (☨348)память 28 мая.

Осно­ва­те­лем рус­ского мона­ше­ства счи­та­ется прп. Анто­ний Печер­ский (☨1073) – память 23 июля, осно­ва­тель Киево-Печер­ской оби­тели.

Сте­пени мона­ше­ства

В мона­ше­ство не при­нято постри­гать без под­го­товки. Мона­стырь в духов­ном отно­ше­нии – высшее учеб­ное заве­де­ние. Прежде чем стать мона­хом, нужно стать совер­шен­ным миря­ни­ном. Живя в миру, посе­щая святой храм, сле­дует достиг­нуть опре­де­лен­ного духов­ного уровня, стать насто­я­щим пра­во­слав­ным цер­ков­ным чело­ве­ком и полу­чить бла­го­сло­ве­ние духов­ника на ино­че­ский путь. Если чело­век раз­мыш­ляет о мона­ше­ском пути, то ему уместно пожить неко­то­рое время в миру как монаху.

Мона­ше­скому постригу пред­ше­ствует труд­ни­че­ство и послуш­ни­че­ство. В тра­ди­циях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви после успеш­ного про­хож­де­ния послуш­ни­че­ского искуса (испы­та­ния) начи­на­ются сте­пени мона­ше­ства, кото­рые раз­ли­ча­ются коли­че­ством дава­е­мых перед Богом обетов, раз­ными аске­ти­че­скими пра­ви­лами пове­де­ния, послу­ша­ни­ями и обла­че­нием.

Мона­ше­ство делится на три после­до­ва­тель­ные сте­пени в соот­вет­ствии с при­ня­тыми обе­тами: рясо­фор­ный монах (рясо­фор) – под­го­то­ви­тель­ная сте­пень к при­ня­тию малой схимы; монах малой схимы при­ни­мает обет цело­муд­рия, нес­тя­жа­тель­ства и послу­ша­ния; монах вели­кой схимы (схи­мо­нах) при­ни­мает более глу­бо­кую сте­пень отре­че­ния от мира.

monashestvo - Монашество

Осно­ва­ния мона­ше­ства

из Устава Свято-Тро­иц­кого Алек­сандра Свир­ского муж­ского мона­стыря:

  1. Устро­е­ние мона­ше­ской жизни осно­вы­ва­ется на учении Свя­щен­ного Писа­ния и св. Отцов Церкви, а также на врож­ден­ном стрем­ле­нии чело­ве­че­ского духа путем само­от­вер­же­ния дости­гать выс­шего нрав­ствен­ного совер­шен­ства.
  2. Целью мона­ше­ства явля­ется тес­ней­шее еди­не­ние с Богом, стя­жа­ние бла­го­дати Божией, дости­же­ние выс­шего духов­ного совер­шен­ства.
  3. Цель мона­ше­ства дости­га­ется путем доб­ро­воль­ного неуклон­ного выпол­не­ния хри­сти­ан­ских запо­ве­дей и основ­ных мона­ше­ских обетов, среди кото­рых важ­ней­шее место зани­мают: нес­тя­жа­ние, цело­муд­рие и послу­ша­ние.
  4. Нес­тя­жа­ние состоит в совер­шен­ном отре­че­нии от мира, то есть, в остав­ле­нии соб­ствен­ного иму­ще­ства, заня­тий мир­скими делами, остав­ле­нии мир­ских поче­стей и званий. Пища, одежда и другие необ­хо­ди­мые пред­меты должны слу­жить лишь сохра­не­нию жизни и здо­ро­вья, а не удо­воль­ствию и похоти, а потому должны упо­треб­ляться с боль­шим огра­ни­че­нием. Дающий обет нес­тя­жа­ния утвер­жда­ется на сле­ду­ю­щих словах Хри­сто­вых: «…аще хощеши совер­шен быти, иди, про­даждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокро­вище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф.19:21).
  5. Цело­муд­рие состоит в посто­ян­ной без­брач­ной жизни, т.е. в совер­шен­ном воз­дер­жа­нии от всего, посто­ян­ном xра­не­нии души от неце­ло­муд­рен­ных мыслей и поже­ла­ний. Дающий обет цело­муд­рия утвер­жда­ется на сле­ду­ю­щих словах Свя­щен­ного Писа­ния: «Могий вме­стить, да вме­стит» (Мф.19:12). «Не оже­ни­выйся печется о Гос­под­них, како уго­дити Гос­по­деви» (1Кор.7:32).
  6. Послу­ша­ние состоит в посто­ян­ном доб­ро­воль­ном сми­рен­ном под­чи­не­нии себя воле дру­гого с реши­тель­ным отвер­же­нием соб­ствен­ной воли и соб­ствен­ного разу­ме­ния. Истин­ный послуш­ник выпол­няет послу­ша­ние именно так, как ему ука­зано, ничего не опус­кая и не при­бав­ляя. Дающий обет послу­ша­ния утвер­жда­ется на словах Свя­щен­ного Писа­ния: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвер­жется себе, и возь­мет крест свой и по Мне грядет» (Мф.16:24); «…аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф.20:26); «Им же несть управ­ле­ния, падают аки лист­вие, спа­се­ние же есть во мнозе совете» (Притч.11:14).

Что значит “при­зва­ние к мона­ше­ству”?

– Это, прежде всего, при­зва­ние к оди­но­че­ству, любовь к бого­слу­же­нию, к молитве. Если чело­век при­ни­мает ино­че­ство из-за чего-то дру­гого, то он не выдер­жит бре­мени оди­но­че­ства. Нельзя ста­но­виться мона­хом только потому, что не нашлось под­хо­дя­щей неве­сты. Нельзя при­ни­мать мона­ше­ство исклю­чи­тельно потому, что на это бла­го­сло­вил старец или духов­ник, без сер­деч­ного стрем­ле­ния к внут­рен­ней молит­вен­ной жизни (епи­скоп Вен­ский и Австрий­ский Ила­рион (Алфеев))

Диадох Фоти­кий­ский (V в.) так сфор­му­ли­ро­вал общее пра­вило для ухода из мира: «Мы доб­ро­вольно отка­зы­ва­емся от сла­до­стей этой жизни только тогда, когда вкусим сла­до­сти Божией в целост­ном ощу­ще­нии пол­ноты».

Цитаты о мона­ше­стве

«Монахи сути те хри­сти­ане, кото­рые остав­ляют все по воз­мож­но­сти земные заня­тия для заня­тия молит­вою, – доб­ро­де­те­лью, высшею всех доб­ро­де­те­лей, чтоб посред­ством ее соеди­ниться во едино с Богом, как сказал Апо­стол: «соеди­ня­ю­щийся с Гос­по­дом есть один дух с Гос­по­дом» (1Кор.6:17). А как молитва заим­ствует свою силу из всех прочих доб­ро­де­те­лей и из всего учения Хри­стова: то монахи при­ла­гают осо­бен­ное тщание к испол­не­нию еван­гель­ских запо­ве­дей, при­со­во­куп­ляя к испол­не­нию запо­ве­дей, обя­за­тель­ному для всех хри­стиан, испол­не­ние двух сове­тов Хри­сто­вых: совета о нес­тя­жа­нии и совета о без­бра­чии. Монахи житель­ством своим стре­мятся упо­до­биться житель­ству на земле Бого­че­ло­века: по этой при­чине святые иноки име­ну­ются – пре­по­доб­ными».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов «О мона­ше­стве»

«Мона­ше­ство по своему замыслу явля­ется под­ра­жа­нием образу жизни Христа. Еван­гель­ский Хри­стос откры­ва­ется нам как идеал совер­шен­ного монаха: Он не женат, сво­бо­ден от род­ствен­ных при­вя­зан­но­стей, не имеет крыши над голо­вой, стран­ствует, живет в доб­ро­воль­ной нищете, постится, про­во­дит ночи в молитве. Мона­ше­ство – стрем­ле­ние в мак­си­маль­ной сте­пени при­бли­зиться к этому идеалу, устрем­лен­ность к свя­то­сти, к Богу, отказ от всего, что удер­жи­вает на земле и пре­пят­ствует воз­не­стись на небо. Оди­но­че­ство есть непол­нота, ущерб­ность, в браке оно пре­одо­ле­ва­ется обре­те­нием дру­гого. В мона­ше­стве этот другой – Сам Бог».
епи­скоп Ила­рион (Алфеев)

«Чело­век всту­пает в брак сразу, одним дви­же­нием. Ника­кой «проб­ный брак» по суще­ству не допу­стим и не воз­мо­жен. Брак тре­бует боль­шой отваги, реши­мо­сти – и готов­но­сти ко вза­им­ной жертве. Путь к мона­ше­ству, в отли­чие от брака, состоит из ряда после­до­ва­тель­ных шагов, кото­рые длятся иной раз по многу лет: за это время чело­век вполне успе­вает узнать и почув­ство­вать мона­ше­скую жизнь».
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи обле­чен в веще­ствен­ное и брен­ное тело, под­ра­жает жизни и состо­я­нию бес­плот­ных. Монах есть тот, кто дер­жится одних только Божиих словес и запо­ве­дей во всяком вре­мени и месте, и деле. Монах есть все­гдаш­нее понуж­де­ние есте­ства и неослаб­ное хра­не­ние чувств. Монах есть тот, у кого тело очи­щен­ное, чистые уста и ум про­све­щен­ный. Монах есть тот, кто скорбя и болез­нуя душею, всегда памя­тует и раз­мыш­ляет о смерти, и во сне и во бдении. Отре­че­ние от мира есть про­из­воль­ная нена­висть к веще­ству, похва­ля­е­мому мир­скими, и отвер­же­ние есте­ства, для полу­че­ния тех благ, кото­рые пре­выше есте­ства».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки