Мона­ше­ство

См. раздел МОНА­ШЕ­СТВО

***

Мона́шество (монах от греч. μοναχός - оди­ноч­ный, еди­нич­ный, также живу­щий уеди­ненно вос­хо­дит к μόνος – один, оди­но­кий) – образ жизни пра­во­слав­ных хри­стиан, пол­но­стью посвя­тив­ших себя заня­тию молит­войаске­ти­че­ским подви­гам.

Мона­хов в России часто назы­вают ино­ками, а мона­ше­ство – ино­че­ством (от «иной»).

Древ­ние подвиж­ники веры поки­дали мир не из страха не спа­стись, а из-за непри­вле­ка­тель­но­сти мира. Они шли в пустыни не как в темную и сырую могилу, а как в цве­ту­щую и радост­ную страну духа. Диадох Фоти­кий­ский (V в.) так сфор­му­ли­ро­вал общее пра­вило для ухода из мира: «Мы доб­ро­вольно отка­зы­ва­емся от сла­до­стей этой жизни только тогда, когда вкусим сла­до­сти Божией в целост­ном ощу­ще­нии пол­ноты».

Мона­ше­скому постригу пред­ше­ствует труд­ни­че­ство и послуш­ни­че­ство. В тра­ди­циях Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви после успеш­ного про­хож­де­ния послуш­ни­че­ского искуса (испы­та­ния) начи­на­ются сте­пени мона­ше­ства, кото­рые раз­ли­ча­ются коли­че­ством дава­е­мых перед Богом обетов, раз­ными аске­ти­че­скими пра­ви­лами пове­де­ния, послу­ша­ни­ями и внеш­ними мона­ше­скими одеж­дами: рясо­фор, ино­че­ство (в жен­ских мона­сты­рях), малая и вели­кая схима.

***

«Монахи сути те хри­сти­ане, кото­рые остав­ляют все по воз­мож­но­сти земные заня­тия для заня­тия молит­вою, – доб­ро­де­те­лью, высшею всех доб­ро­де­те­лей, чтоб посред­ством ее соеди­ниться во едино с Богом, как сказал Апо­стол: «соеди­ня­ю­щийся с Гос­по­дом есть один дух с Гос­по­дом» (1Кор. 6:17). А как молитва заим­ствует свою силу из всех прочих доб­ро­де­те­лей и из всего учения Хри­стова: то монахи при­ла­гают осо­бен­ное тщание к испол­не­нию еван­гель­ских запо­ве­дей, при­со­во­куп­ляя к испол­не­нию запо­ве­дей, обя­за­тель­ному для всех хри­стиан, испол­не­ние двух сове­тов Хри­сто­вых: совета о нес­тя­жа­нии и совета о без­бра­чии. Монахи житель­ством своим стре­мятся упо­до­биться житель­ству на земле Бого­че­ло­века: по этой при­чине святые иноки име­ну­ются – пре­по­доб­ными».
свя­ти­тель Игна­тий Брян­ча­ни­нов «О мона­ше­стве»

«Мона­ше­ство по своему замыслу явля­ется под­ра­жа­нием образу жизни Христа. Еван­гель­ский Хри­стос откры­ва­ется нам как идеал совер­шен­ного монаха: Он не женат, сво­бо­ден от род­ствен­ных при­вя­зан­но­стей, не имеет крыши над голо­вой, стран­ствует, живет в доб­ро­воль­ной нищете, постится, про­во­дит ночи в молитве. Мона­ше­ство – стрем­ле­ние в мак­си­маль­ной сте­пени при­бли­зиться к этому идеалу, устрем­лен­ность к свя­то­сти, к Богу, отказ от всего, что удер­жи­вает на земле и пре­пят­ствует воз­не­стись на небо. Оди­но­че­ство есть непол­нота, ущерб­ность, в браке оно пре­одо­ле­ва­ется обре­те­нием дру­гого. В мона­ше­стве этот другой – Сам Бог».
епи­скоп Ила­рион (Алфеев)

«Чело­век всту­пает в брак сразу, одним дви­же­нием. Ника­кой «проб­ный брак» по суще­ству не допу­стим и не воз­мо­жен. Брак тре­бует боль­шой отваги, реши­мо­сти – и готов­но­сти ко вза­им­ной жертве. Путь к мона­ше­ству, в отли­чие от брака, состоит из ряда после­до­ва­тель­ных шагов, кото­рые длятся иной раз по многу лет: за это время чело­век вполне успе­вает узнать и почув­ство­вать мона­ше­скую жизнь».
иеро­мо­нах Мака­рий (Маркиш)

«Монах есть тот, кто, будучи обле­чен в веще­ствен­ное и брен­ное тело, под­ра­жает жизни и состо­я­нию бес­плот­ных. Монах есть тот, кто дер­жится одних только Божиих словес и запо­ве­дей во всяком вре­мени и месте, и деле. Монах есть все­гдаш­нее понуж­де­ние есте­ства и неослаб­ное хра­не­ние чувств. Монах есть тот, у кого тело очи­щен­ное, чистые уста и ум про­све­щен­ный. Монах есть тот, кто скорбя и болез­нуя душею, всегда памя­тует и раз­мыш­ляет о смерти, и во сне и во бдении. Отре­че­ние от мира есть про­из­воль­ная нена­висть к веще­ству, похва­ля­е­мому мир­скими, и отвер­же­ние есте­ства, для полу­че­ния тех благ, кото­рые пре­выше есте­ства».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

***

ОСНО­ВА­НИЯ МОНА­ШЕ­СТВА

Из Устава Свято-Тро­иц­кого Алек­сандра Свир­ского муж­ского мона­стыря:

  1. Устро­е­ние мона­ше­ской жизни осно­вы­ва­ется на учении Свя­щен­ного Писа­ния и св. Отцов Церкви, а также на врож­ден­ном стрем­ле­нии чело­ве­че­ского духа путем само­от­вер­же­ния дости­гать выс­шего нрав­ствен­ного совер­шен­ства.
  2. Целью мона­ше­ства явля­ется тес­ней­шее еди­не­ние с Богом, стя­жа­ние бла­го­дати Божией, дости­же­ние выс­шего духов­ного совер­шен­ства.
  3. Цель мона­ше­ства дости­га­ется путем доб­ро­воль­ного неуклон­ного выпол­не­ния хри­сти­ан­ских запо­ве­дей и основ­ных мона­ше­ских обетов, среди кото­рых важ­ней­шее место зани­мают: нес­тя­жа­ние, цело­муд­рие и послу­ша­ние.
  4. Нес­тя­жа­ние состоит в совер­шен­ном отре­че­нии от мира, то есть, в остав­ле­нии соб­ствен­ного иму­ще­ства, заня­тий мир­скими делами, остав­ле­нии мир­ских поче­стей и званий. Пища, одежда и другие необ­хо­ди­мые пред­меты должны слу­жить лишь сохра­не­нию жизни и здо­ро­вья, а не удо­воль­ствию и похоти, а потому должны упо­треб­ляться с боль­шим огра­ни­че­нием. Дающий обет нес­тя­жа­ния утвер­жда­ется на сле­ду­ю­щих словах Хри­сто­вых: «…аще хощеши совер­шен быти, иди, про­даждь имение твое, и даждь нищим, и имети имаши сокро­вище на небеси, и гряди вслед Мене…» (Мф. 19:21).
  5. Цело­муд­рие состоит в посто­ян­ной без­брач­ной жизни, т.е. в совер­шен­ном воз­дер­жа­нии от всего, посто­ян­ном xра­не­нии души от неце­ло­муд­рен­ных мыслей и поже­ла­ний. Дающий обет цело­муд­рия утвер­жда­ется на сле­ду­ю­щих словах Свя­щен­ного Писа­ния: «Могий вме­стить, да вме­стит» (Мф. 19:12). «Не оже­ни­выйся печется о Гос­под­них, како уго­дити Гос­по­деви» (1Кор. 7:32).
  6. Послу­ша­ние состоит в посто­ян­ном доб­ро­воль­ном сми­рен­ном под­чи­не­нии себя воле дру­гого с реши­тель­ным отвер­же­нием соб­ствен­ной воли и соб­ствен­ного разу­ме­ния. Истин­ный послуш­ник выпол­няет послу­ша­ние именно так, как ему ука­зано, ничего не опус­кая и не при­бав­ляя. Дающий обет послу­ша­ния утвер­жда­ется на словах Свя­щен­ного Писа­ния: «…аще кто хощет по Мне ити, да отвер­жется себе, и возь­мет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16:24); «…аще кто хощет в вас вящший быти, да будет вам слуга» (Мф. 20:26); «Им же несть управ­ле­ния, падают аки лист­вие, спа­се­ние же есть во мнозе совете» (Притч. 11:14).

***

Что значит “при­зва­ние к мона­ше­ству”?

– Это, прежде всего, при­зва­ние к оди­но­че­ству, любовь к бого­слу­же­нию, к молитве. Если чело­век при­ни­мает ино­че­ство из-за чего-то дру­гого, то он не выдер­жит бре­мени оди­но­че­ства. Нельзя ста­но­виться мона­хом только потому, что не нашлось под­хо­дя­щей неве­сты. Нельзя при­ни­мать мона­ше­ство исклю­чи­тельно потому, что на это бла­го­сло­вил старец или духов­ник, без сер­деч­ного стрем­ле­ния к внут­рен­ней молит­вен­ной жизни.
епи­скоп Вен­ский и Австрий­ский Ила­рион (Алфеев)

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки