Какого сорта плоды Древа Жизни?

мит­ро­по­лит Калуж­ский и Боров­ский Кли­мент

Многие века ученые умы настой­чиво ищут способ дости­же­ния бес­смер­тия. И в нашем, XXI веке, огром­ные усилия и деньги вкла­ды­ва­ются в эти науч­ные и око­ло­на­уч­ные поиски. А в раю Адаму было даро­вано Богом Древо Жизни, плоды кото­рого при­но­сили столь вожде­лен­ное совре­мен­ному чело­ве­че­ству бес­смер­тие. Что же собой пред­став­ляло то рай­ское дерево?

Древо Жизни – это сим­во­ли­че­ский образ, исполь­зу­е­мый в Библии, чтобы пере­дать нам, не име­ю­щим опыта пре­бы­ва­ния в раю, ту духов­ную реаль­ность, с кото­рой сопри­ка­сался пер­во­здан­ный чело­век, не знав­ший греха и смерти. Попро­буем «рас­шиф­ро­вать» этот биб­лей­ский символ, исполь­зуя самый верный «ключ» – свя­то­оте­че­ское насле­дие.

Чело­век – суще­ство не само­до­ста­точ­ное, поскольку он был сотво­рен в опре­де­лен­ный момент вре­мени, до кото­рого не суще­ство­вал. Значит, авто­ном­ного источ­ника жизни чело­век в себе не имеет. Для про­дле­ния суще­ство­ва­ния ему необ­хо­димо пита­ние, и высшим источ­ни­ком под­креп­ле­ния его сил явля­ется Сам Творец. По мысли пре­по­доб­ного Иоанна Дамас­кина, источ­ни­ком рай­ского бла­жен­ства Адаму служил только один слад­чай­ший плод – созер­ца­ние Бога, по досто­ин­ству назван­ное Древом Жизни. Так что под обра­зом Древа Жизни, кото­рое росло посреди рая (Быт. 2:9), святые отцы пони­мают при­об­ще­ние чело­века жизни Боже­ствен­ной.

Причем не одно только Древо Жизни, но и все дере­вья в раю, плоды кото­рых были даны Адаму в пищу, пони­ма­ются свя­тыми отцами как раз­лич­ные спо­собы (таин­ства) при­об­ще­ния чело­века своему Созда­телю. Все они были насаж­дены Богом, чтобы питать чело­века – воз­об­нов­лять его жиз­нен­ные силы: не только телес­ные, но прежде всего духов­ные. Так что, давая запо­ведь Адаму вку­шать плоды от вся­кого древа в саду (Быт. 2:16), Гос­подь при­зы­вает его раз­ными путями при­об­щаться Источ­нику жизни – Богу.

Рас­кры­вая смысл этих слов, обра­щен­ных к Адаму, пре­по­доб­ный Иоанн Дамас­кин пояс­няет, что Гос­подь учит чело­века исполь­зо­вать все тво­ре­ния только с одной целью – чтобы при­бли­жаться к Творцу, в Кото­ром заклю­чена истин­ная жизнь: «Все да при­но­сит тебе плод: жизнь, и насла­жде­ние Мною делай нача­лом соб­ствен­ного бытия. Только так ты будешь бес­смерт­ным». Дары Божии – это «пища нетле­ния». Пита­ясь от Древа Жизни, Адам при­об­щался нетле­ния, и смерть не имела власти над ним. Пре­по­доб­ный Никита Стифат в сочи­не­нии «О рае» прямо назы­вает биб­лей­ское Древо Жизни Богом.

В реа­лиях окру­жа­ю­щего нас мира пред­став­ле­ние о насла­жде­нии нераз­рывно соеди­нено со стра­да­нием, но в раю еще не суще­ство­вало этого иска­жен­ного грехом пере­жи­ва­ния. Бого­об­ще­ние всегда несет чело­веку то напол­не­ние, кото­рое пол­но­стью соот­вет­ствует чело­ве­че­скому есте­ству и его пред­на­зна­че­нию, не влечет за собой ника­ких печаль­ных послед­ствий, а напро­тив, укреп­ляет чело­века, раз­ви­вает его, делает бес­смерт­ным. Пища, кото­рую имел пер­во­здан­ный чело­век в раю, – созер­ца­ние Бога – явля­ется един­ствен­ным спо­со­бом обре­те­ния бес­смер­тия. Как именно это про­ис­хо­дило, нам неве­домо. В Библии этот про­цесс описан сим­во­ли­че­ски, как вку­ше­ние плодов с Древа Жизни.

И в наши дни люди имеют воз­мож­ность при­об­ще­ния Богу – в Таин­стве Евха­ри­стии. Парал­лель между этим глав­ным Таин­ством Церкви и биб­лей­ским Древом Жизни встре­ча­ется у многих святых отцов. Подобно тому, как Адам не ведал смерти, пока питался пло­дами Древа Жизни, хри­сти­ане, при­ча­ща­ясь Святых Даров – Тела и Крови Хри­сто­вых, при­об­ща­ются вечной жизни. По слову Спа­си­теля: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я вос­крешу его в послед­ний день» (Ин. 6:54). Эти слова Христа гово­рят о том, что даже физи­че­ская смерть не в силах раз­лу­чить чело­века с Богом, если он соеди­нился с Ним при жизни. Такой чело­век пере­хо­дит из зем­ного мира в веч­ность, сохра­няя свое еди­не­ние с Богом.

Итак, в Библии гово­рится вовсе не о маги­че­ском про­дле­нии жизни через вку­ше­ние плодов неве­до­мого сорта. В учении святых отцов Древо Жизни пред­стает перед нами как образ бла­жен­ной при­част­но­сти Богу, в кото­ром нахо­дился пер­во­здан­ный чело­век. Он мог вечно оста­ваться в этом состо­я­нии, но … Как гово­рят пре­по­доб­ные Иоанн Дамас­кин и Никита Стифат, вку­шать плоды Древа Жизни может только тот, кто достоин вечной жизни, то есть не под­вла­стен греху. Про­дол­же­ние бла­го­дат­ного состо­я­ния еди­не­ния с Богом, как тогда, так и сего­дня, зави­сит не только от его Источ­ника – Бога, но и от устрем­ле­ния самого чело­века к единой жизни с Ним. Люди при­об­ре­тают право на Древо Жизни соблю­де­нием полу­чен­ных от Бога запо­ве­дей (Откр. 22:14).

Как изна­чально Бог даро­вал Себя в «пищу нетле­ния» Адаму, так и ныне дарует Себя нам в Таин­стве При­ча­ще­ния. Он никого не при­нуж­дает к обще­нию с Собой. Каж­дому чело­веку дана сво­бода решать: слу­жить ли греху и под­ле­жать смерти или быть с Богом – Источ­ни­ком жизни и бес­смер­тия.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки