Преподавание вероучительных предметов <br><span class="bg_bpub_book_author">протоиерей Борис Балашов</span>

Преподавание вероучительных предметов
протоиерей Борис Балашов


Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения

Зачем взрослые люди идут в воскресную школу? В большинстве своем это люди работающие, многие из них семейные. Нельзя сказать, чтобы у них было очень много свободного времени. Так зачем же?

Если постараться обобщить, то можно увидеть ряд причин:

1. Люди ощущают пустоту своей жизни, она их гнетет. Пытались ходить в храм на богослужения — ничего не понятно.

2. Пытались читать тонкие брошюры о вере и рассказы о старцах и старицах, но только еще больше запутались.

3. Люди уже ходят в церковь, участвуют в Таинствах, но что совершается в храме, что самое главное в вере, как жить, чтобы светлее была жизнь и не пугала смерть, им непонятно.

4. У людей в жизни сложились трудные семейные или служебные обстоятельства и нет сил с ними справляться, а как получать помощь и укрепление от Бога, что для этого надо делать, не ясно.

5. Человек начал читать Евангелие, но понял, что в реальной земной жизни все обстоит совсем не так. Почему так происходит и как понять то, о чем нам говорится в Евангелии?

Я привел лишь некоторые из причин, которые побуждают взрослых людей ходить в воскресные школы.

В тех воскресных школах для взрослых, в которых серьезно поставлена просветительская работа, эффективность воцерковления людей может составлять более 90%, равно как и решения учащимися своих проблем, с которыми они пришли на занятия. Конечно, это требует не одного года систематических занятий. Но твердо можно сказать, что большинство из них знают, зачем пришли в воскресную школу.

Как же решать те задачи, которые стоят перед учащимися взрослых воскресных школ? Какие задачи стоят перед взрослыми воскресными школами?

Сначала скажем о тех примерах, когда занятия в воскресных школах оказываются неэффективными.

Мне приходилось беседовать с верующими людьми, которые обучались во взрослых группах воскресных школ. Они прошли лекционные курсы по изучению догматики, церковной истории, литургики, но совершенно не могли решать те духовные проблемы, которые возникали в их жизни, не понимали суть христианской веры, смысл Христова учения и Евангелия. В чем причина? Ответ один: Личность Иисуса Христа, Его жизнь и учение не стали важнейшей частью того, чему их учили в воскресной школе, не стали фундаментом их духовного знания и христианского воспитания личности. Но для того, чтобы решать все стоящие перед людьми задачи, Христово Евангелие должно изучаться глубоко, основательно и разносторонне.

Поэтому центральной задачей воскресной школы должно быть изучение Самой Личности Иисуса Христа, Его жизни и учения. Надо добиваться умения жить как член Святой Христовой Православной Церкви и умения освящать свою земную жизнь Божией благодатью. Если задачи воскресной школы таковы, что в центре ее деятельности должно быть изучение разными методами Священного Писания, церковного богослужения и Таинств, тогда будет актуально и необходимо знакомство с церковной историей, показывающей жизнь Иисуса Христа в Своей Церкви и святых людях, и догматикой, помогающей чище понять учение Спасителя, и литургикой, которая учит христиан общаться с Богом и освящать Божией благодатью свое земное бытие. Чем глубже люди познают Евангелие и понимают слова и дела Спасителя, тем лучше они понимают и решают собственные проблемы, понимают, как надо жить по-Божьи: что следует в своей жизни в первую очередь исправлять, как при этом пользоваться помощью Божией.

Христианская вера начинается у взрослых людей с переоценки своих ценностей, то есть с покаяния. Ведь слово “покаяние” — по-гречески “метаноя” — означает “перемена всего умонастроения”. Но оно становится возможным только тогда, когда перед нашим духовным взором встает понятая из Евангелия Личность Господа нашего Иисуса Христа — подлинного, настоящего Человека. И именно в сравнении с Ним можно понять, каковы мы сами.

Конечно, могут существовать самые разные подходы к обучению взрослых основам христианского вероучения. Но цель должна быть одна — глубокое принятие Христова Евангелия умом и сердцем, и, вследствие этого, искреннее и глубокое воцерковление. Хотелось бы остановиться подробнее на возможных подходах к преподаванию.

1. Лекционная форма работы, по моему мнению, хороша только в небольших дозах.

2. Из опыта работы нашей взрослой воскресной церковно-приходской школы. Когда более двадцати лет назад она только появилась, перед нами сразу же встал вопрос: что изучать и по какой программе? Я обратился за советом к священнику Глебу Каледе. И получил от него такой ответ: “Изучай с прихожанами Символ веры”.

Мы так и сделали. С самого начала была исключена лекционная форма работы. Занятия, скорее, напоминали семинар. У всех присутствующих был в руках Новый Завет. Я готовился к каждому занятию и составлял краткий конспект изучаемой темы. Выписывал в тетрадь указанные цитаты из Священного Писания, которые будут использованы на ближайшем занятии. Продумывал, что нужно обсудить и к каким выводам прийти на занятии вместе с прихожанами. Никаких книг, кроме Священного Писания, у нас на столах не было. Если было необходимо, то отдельные цитаты из святых отцов я зачитывал по конспекту.

Мы изучали темы по Новому Завету. Тексты, указанные мной, прихожане читали по очереди, разумеется, на русском языке. Только в исключительных случаях, когда славянский и русский переводы разнились, рассматривали цитаты по-русски и по-славянски.

Во-первых, мы все начинали четко понимать, что истины нашей веры основаны на Откровении Божием. Во-вторых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учились узнавать Священное Писание, пользоваться им и с помощью Евангелия решать разные вопросы.

Готовясь к занятиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Катехизиса, а только некоторые, которые мне казались наиболее яркими, выразительными и понятными. Не ставилась цель изучить Катехизис в полном объеме, необходимо было лишь понять те истины веры, о которых сказано в Символе веры.

Первый цикл изучения Символа веры у меня занял два с половиной года. Конечно, мы говорили и о Таинствах, как это предусмотрено Катехизисом, а по ходу занятий беседовали о текущих праздниках.

3. Постепенно мы стали работать по другой методике. Когда она оформилась, то получилась определенная логическая последовательная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сначала необходимо четко поставить условия задачи, чтобы было ясно, какие проблемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель Пришествия в мир Божиего Сына, надо предварительно осмыслить, в чем суть трагедии, произошедшей с высшим созданием Божиим — человеком. Ведь чтобы найти потерянное, надо хорошо знать, что потеряли.

Таким образом, приступая к изучению Евангелия, мы сначала подробно анализируем содержание первых трех глав Бытия: Творение мира и человека, создание женщины и, самое главное, — грехопадение. Ведь именно из различного прочтения третьей главы Бытия вытекает разное понимание грехопадения: с одной стороны — то, какое есть у католиков и протестантов, а с другой — у православных. Соответственно с различным пониманием грехопадения строится и разное понимание Евангельской вести и спасения: тут происходит резкое разделение между католиками, протестантами и православными.

Если, как два тысячелетия считают православные, человек в грехопадении заболел грехом и болезненно исказился, значит человека надо всего исцелить через Крест и Воскресение Иисуса Христа.

Уяснив это и поговорив о Рождестве Богородицы и Введении во храм, рассматриваем Евангельское повествование в последовательном изложении. Можно пользоваться синопсисом или таблицами последовательности Евангельских событий. При этом прихожане также читают текст из Нового Завета, а священник или преподаватель тщательно анализирует его вместе с учащимися. Этот курс у нас проходят за два учебных года.

Где представляется возможным, следует привлекать богослужебные тексты, которые помогают понять и осмыслить события Священной истории.

Определенный период обучения при этом еще следует посвятить осмыслению Таинств Православной Церкви.

Очень желательно прочитать и проанализировать книгу Деяний Апостольских, как начальный период бытия Церкви Христовой в земном мире или, иначе говоря, жизнь Воскресшего Христа в Своих учениках и Своей Церкви.

Если есть подготовленный преподаватель, то хорошо было бы прочитать все апостольские Послания с анализом текста.

Полезно прочитать и проанализировать Откровение святого апостола Иоанна Богослова, но строго в соответствии с церковной традицией и святоотеческими комментариями. Такими пособиями могут являться сборник святоотеческих и богословских истолкований, составленный М. Барсовым, “Апокалипсис святого Иоанна Богослова”; а также “Толкование на Апокалипсис” св. Андрея, Архиепископа Кесарийского и “Апокалипсис в учении древнего христианства” Архиепископа Аверкия (Таушева) и иеромонаха Серафима (Роуза).

4. Опробован и другой вариант изучения основ христианского вероучения. Это изучение смысла и значения церковных праздников в их исторической и логической связи. Для этого используются новозаветные тексты, связанные с великими событиями христианской истории, богослужебные тексты из Октоиха, Миней, Триоди постной и цветной. И, самое главное, репродукции традиционных, написанных темперой, русских или греческих икон.

В этом варианте преподавания отсчет ведется с праздника Рождества Пресвятой Богородицы и далее в хронологическом порядке освещаются сами события, включая Тайную Вечерю и Воскрешение Лазаря и до Успения Пресвятой Богородицы. Можно добавить и беседы о Воздвижении Креста Господня и Покрове Пресвятой Богородицы.

В центре внимания — праздничная икона со всеми изображенными на ней деталями, Евангельское повествование и праздничные тропари и стихиры. Относительно последних — преподавателю предварительно необходимо с помощью словаря церковно-славянского языка и возможных русских переводов богослужебных текстов подготовить материалы, помогающие осмыслить и проанализировать изучаемое.

В этом случае изучение Основ православного вероучения осуществляется не только на основе Священного Писания, но и с помощью богослужебных текстов Православной Церкви.

Такое изучение православного вероучения позволяет не только осмыслить важнейшие вопросы веры, но и разложить, так сказать, все по полочкам, складывая все в стройную систему православного миропонимания.

5. Представляет интерес и курс изучения десяти заповедей, данных Богом на Синае.

Это нам только кажется, что их все знают и понимают. Спросите на улице, сколько заповедей из десяти они знают? Спросите воцерковленных прихожан, как они знают и понимают десять заповедей? Картина вам представится более чем грустная.

Конечно, десять заповедей не отражают суть Христианского учения. Но они представляют собой тот фундамент, на котором строится здание Христовой спасительной веры. Если десять заповедей не выражают Христово нравственное учение, то ниже десяти заповедей спасительной Христианской веры нет. Нарушение этих заповедей является смертным грехом. В Ветхом Завете за их нарушение полагалась смертная казнь. В Новом Завете за такие грехи отлучают от Причащения, а значит, и от спасения. И только через глубокое и искреннее покаяние восстанавливается спасительная связь со Христом и Его Церковью.

В данном учебном курсе основные задачи — не только выучить десять заповедей, глубоко их понять, но и научиться применять их в разных жизненных ситуациях. Поэтому при изучении каждой заповеди следует задавать вопросы: какое значение имеет та или иная заповедь для нас, а не для древнего израильтянина, и в каких формах она может нарушаться.

Приведу простой пример. Задаем вопрос верующей женщине: как она понимает десятую заповедь применительно к себе самой в ее жизненной ситуации: “Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего”? Наверное, говорить о рабах и рабынях, а в северных широтах и об ослах, будет нелепо. Еще более странно для верующей женщины будет пожелание чужой жены. А что она, собственно говоря, будет с ней делать? Наверное, стоит сказать: “Не желай мужа твоей ближней”.

Дети же называют очень многое по отношению к десятой заповеди, включая компьютеры, мобильные телефоны и т.д. Не меньше могут сказать и взрослые, если подумают.

Таким образом нужно проработать все десять заповедей. Это помогает людям более серьезно оценить свою жизнь, как прошлое, так и настоящее.

6. И, наконец, я хочу рассказать еще об одной системе изучения православного вероучения, очень интересной и эффективной, но практически никем не используемой. Это изучение христианства исключительно по богослужебным книгам. По такой системе мне удалось три года подряд заниматься с одной группой, ни разу не повторяясь.

Тут могут использоваться буквально чуть ли ни все богослужебные книги, и при этом не играет существенной роли порядок праздничных событий.

Великим Постом мы изучаем богослужебные тексты из Триоди постной, перед Пасхой и после нее — из Триоди цветной. Очень много интереснейшего материала содержится в воскресных службах Октоиха. И уж, конечно, в Минеях глубоко осмысляются темы праздников.

Причем мы касаемся не только вопросов вероучительных, но также и нравоучения и аскетики.

Приведем пример. Русские протестанты (евангельские христиане, баптисты и некоторые другие) обычно один раз в месяц совершают “Вечерю Господню”, где вспоминают о преломлении хлеба Иисусом Христом в Великий Четверг и преподании Хлеба и Вина двенадцати апостолам. Они благоговейно молятся, благоговейно вкушают хлеб и вино. При этом они не верят, что это Тело и Кровь Господа Иисуса Христа. Они, во-первых, говорят, что это просто образная речь Спасителя о хлебе и вине. А, во-вторых, совершенно справедливо утверждают: кто же может повторить ту Тайную Вечерю, которую Господь совершил со Своими учениками в Великий Четверг?

Действительно, никто не может ее повторить. Но православная Литургия не является историческим воспоминанием Тайной Вечери, хотя в ней и есть элементы воспоминания. Не является она и повторением Тайной Вечери.

На каждой Литургии, как и в домашних приготовительных молитвах, мы читаем одну краткую молитву: “Вечери Твоея Тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя прими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзанием Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем”. В этой молитве просим Иисуса Христа сделать меня сегодня — “днесь” — причастником той самой Тайной Вечери, которую Спаситель совершил накануне Своей Крестной смерти. В православном богослужении земное встречается с Небесным, временное — с Вечным.

Когда священник причащает верующего, он не говорит: “Я причащаю”, но “Причащается раб Божий”. Когда православный священник крестит, он не говорит: “Я крещаю”, но “Крещается раб Божий”. То есть священник совершает служение Таинству, а совершает Таинство Сам Богочеловек Иисус Христос.

Я изложил некоторые особенности системы работы в воскресной школе со взрослыми, пользуясь тем опытом, который мы получили в нашей воскресной школе.

Преподавание должно основываться на анализе и осмыслении текстов Священного Писания или богослужебных. При этом всегда следует стараться делать выводы для практического применения в жизни учащихся.

Источник: Клин православный

Комментировать