Преподавание вероучительных предметов — протоиерей Борис Балашов

Преподавание вероучительных предметов — протоиерей Борис Балашов


Зачем взрос­лые люди идут в вос­крес­ную школу? В боль­шин­стве своем это люди рабо­та­ю­щие, мно­гие из них семей­ные. Нельзя ска­зать, чтобы у них было очень много сво­бод­ного вре­мени. Так зачем же?

Преподавание вероучительных предметов

Духовные искания, нравственные проблемы и пути их разрешения

Зачем взрос­лые люди идут в вос­крес­ную школу? В боль­шин­стве своем это люди рабо­та­ю­щие, мно­гие из них семей­ные. Нельзя ска­зать, чтобы у них было очень много сво­бод­ного вре­мени. Так зачем же?

Если поста­раться обоб­щить, то можно уви­деть ряд причин:

1. Люди ощу­щают пустоту своей жизни, она их гне­тет. Пыта­лись ходить в храм на бого­слу­же­ния — ничего не понятно.

2. Пыта­лись читать тон­кие бро­шюры о вере и рас­сказы о стар­цах и ста­ри­цах, но только еще больше запутались.

3. Люди уже ходят в цер­ковь, участ­вуют в Таин­ствах, но что совер­ша­ется в храме, что самое глав­ное в вере, как жить, чтобы свет­лее была жизнь и не пугала смерть, им непонятно.

4. У людей в жизни сло­жи­лись труд­ные семей­ные или слу­жеб­ные обсто­я­тель­ства и нет сил с ними справ­ляться, а как полу­чать помощь и укреп­ле­ние от Бога, что для этого надо делать, не ясно.

5. Чело­век начал читать Еван­ге­лие, но понял, что в реаль­ной зем­ной жизни все обстоит совсем не так. Почему так про­ис­хо­дит и как понять то, о чем нам гово­рится в Евангелии?

Я при­вел лишь неко­то­рые из при­чин, кото­рые побуж­дают взрос­лых людей ходить в вос­крес­ные школы.

В тех вос­крес­ных шко­лах для взрос­лых, в кото­рых серьезно постав­лена про­све­ти­тель­ская работа, эффек­тив­ность воцер­ко­в­ле­ния людей может состав­лять более 90%, равно как и реше­ния уча­щи­мися своих про­блем, с кото­рыми они при­шли на заня­тия. Конечно, это тре­бует не одного года систе­ма­ти­че­ских заня­тий. Но твердо можно ска­зать, что боль­шин­ство из них знают, зачем при­шли в вос­крес­ную школу.

Как же решать те задачи, кото­рые стоят перед уча­щи­мися взрос­лых вос­крес­ных школ? Какие задачи стоят перед взрос­лыми вос­крес­ными школами?

Сна­чала ска­жем о тех при­ме­рах, когда заня­тия в вос­крес­ных шко­лах ока­зы­ва­ются неэффективными.

Мне при­хо­ди­лось бесе­до­вать с веру­ю­щими людьми, кото­рые обу­ча­лись во взрос­лых груп­пах вос­крес­ных школ. Они про­шли лек­ци­он­ные курсы по изу­че­нию дог­ма­тики, цер­ков­ной исто­рии, литур­гики, но совер­шенно не могли решать те духов­ные про­блемы, кото­рые воз­ни­кали в их жизни, не пони­мали суть хри­сти­ан­ской веры, смысл Хри­стова уче­ния и Еван­ге­лия. В чем при­чина? Ответ один: Лич­ность Иисуса Хри­ста, Его жизнь и уче­ние не стали важ­ней­шей частью того, чему их учили в вос­крес­ной школе, не стали фун­да­мен­том их духов­ного зна­ния и хри­сти­ан­ского вос­пи­та­ния лич­но­сти. Но для того, чтобы решать все сто­я­щие перед людьми задачи, Хри­стово Еван­ге­лие должно изу­чаться глу­боко, осно­ва­тельно и разносторонне.

Поэтому цен­траль­ной зада­чей вос­крес­ной школы должно быть изу­че­ние Самой Лич­но­сти Иисуса Хри­ста, Его жизни и уче­ния. Надо доби­ваться уме­ния жить как член Свя­той Хри­сто­вой Пра­во­слав­ной Церкви и уме­ния освя­щать свою зем­ную жизнь Божией бла­го­да­тью. Если задачи вос­крес­ной школы таковы, что в цен­тре ее дея­тель­но­сти должно быть изу­че­ние раз­ными мето­дами Свя­щен­ного Писа­ния, цер­ков­ного бого­слу­же­ния и Таинств, тогда будет акту­ально и необ­хо­димо зна­ком­ство с цер­ков­ной исто­рией, пока­зы­ва­ю­щей жизнь Иисуса Хри­ста в Своей Церкви и свя­тых людях, и дог­ма­ти­кой, помо­га­ю­щей чище понять уче­ние Спа­си­теля, и литур­ги­кой, кото­рая учит хри­стиан общаться с Богом и освя­щать Божией бла­го­да­тью свое зем­ное бытие. Чем глубже люди познают Еван­ге­лие и пони­мают слова и дела Спа­си­теля, тем лучше они пони­мают и решают соб­ствен­ные про­блемы, пони­мают, как надо жить по-Божьи: что сле­дует в своей жизни в первую оче­редь исправ­лять, как при этом поль­зо­ваться помо­щью Божией.

Хри­сти­ан­ская вера начи­на­ется у взрос­лых людей с пере­оценки своих цен­но­стей, то есть с пока­я­ния. Ведь слово “пока­я­ние” — по-гре­че­ски “мета­ноя” — озна­чает “пере­мена всего умо­на­стро­е­ния”. Но оно ста­но­вится воз­мож­ным только тогда, когда перед нашим духов­ным взо­ром встает поня­тая из Еван­ге­лия Лич­ность Гос­пода нашего Иисуса Хри­ста — под­лин­ного, насто­я­щего Чело­века. И именно в срав­не­нии с Ним можно понять, каковы мы сами.

Конечно, могут суще­ство­вать самые раз­ные под­ходы к обу­че­нию взрос­лых осно­вам хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Но цель должна быть одна — глу­бо­кое при­ня­тие Хри­стова Еван­ге­лия умом и серд­цем, и, вслед­ствие этого, искрен­нее и глу­бо­кое воцер­ко­в­ле­ние. Хоте­лось бы оста­но­виться подроб­нее на воз­мож­ных под­хо­дах к преподаванию.

1. Лек­ци­он­ная форма работы, по моему мне­нию, хороша только в неболь­ших дозах.

2. Из опыта работы нашей взрос­лой вос­крес­ной цер­ковно-при­ход­ской школы. Когда более два­дцати лет назад она только появи­лась, перед нами сразу же встал вопрос: что изу­чать и по какой про­грамме? Я обра­тился за сове­том к свя­щен­нику Глебу Каледе. И полу­чил от него такой ответ: “Изу­чай с при­хо­жа­нами Сим­вол веры”.

Мы так и сде­лали. С самого начала была исклю­чена лек­ци­он­ная форма работы. Заня­тия, ско­рее, напо­ми­нали семи­нар. У всех при­сут­ству­ю­щих был в руках Новый Завет. Я гото­вился к каж­дому заня­тию и состав­лял крат­кий кон­спект изу­ча­е­мой темы. Выпи­сы­вал в тет­радь ука­зан­ные цитаты из Свя­щен­ного Писа­ния, кото­рые будут исполь­зо­ваны на бли­жай­шем заня­тии. Про­ду­мы­вал, что нужно обсу­дить и к каким выво­дам прийти на заня­тии вме­сте с при­хо­жа­нами. Ника­ких книг, кроме Свя­щен­ного Писа­ния, у нас на сто­лах не было. Если было необ­хо­димо, то отдель­ные цитаты из свя­тых отцов я зачи­ты­вал по конспекту.

Мы изу­чали темы по Новому Завету. Тек­сты, ука­зан­ные мной, при­хо­жане читали по оче­реди, разу­ме­ется, на рус­ском языке. Только в исклю­чи­тель­ных слу­чаях, когда сла­вян­ский и рус­ский пере­воды раз­ни­лись, рас­смат­ри­вали цитаты по-рус­ски и по-славянски.

Во-пер­вых, мы все начи­нали четко пони­мать, что истины нашей веры осно­ваны на Откро­ве­нии Божием. Во-вто­рых, читая так отрывки из Нового Завета, люди учи­лись узна­вать Свя­щен­ное Писа­ние, поль­зо­ваться им и с помо­щью Еван­ге­лия решать раз­ные вопросы.

Гото­вясь к заня­тиям, я брал, конечно, далеко не все цитаты из Кате­хи­зиса, а только неко­то­рые, кото­рые мне каза­лись наи­бо­лее яркими, выра­зи­тель­ными и понят­ными. Не ста­ви­лась цель изу­чить Кате­хи­зис в пол­ном объ­еме, необ­хо­димо было лишь понять те истины веры, о кото­рых ска­зано в Сим­воле веры.

Пер­вый цикл изу­че­ния Сим­вола веры у меня занял два с поло­ви­ной года. Конечно, мы гово­рили и о Таин­ствах, как это преду­смот­рено Кате­хи­зи­сом, а по ходу заня­тий бесе­до­вали о теку­щих праздниках.

3. Посте­пенно мы стали рабо­тать по дру­гой мето­дике. Когда она офор­ми­лась, то полу­чи­лась опре­де­лен­ная логи­че­ская после­до­ва­тель­ная система.

Если мы хотим решить какую-нибудь задачу, то сна­чала необ­хо­димо четко поста­вить усло­вия задачи, чтобы было ясно, какие про­блемы мы хотим решить. Для того, чтобы понять цель При­ше­ствия в мир Божи­его Сына, надо пред­ва­ри­тельно осмыс­лить, в чем суть тра­ге­дии, про­изо­шед­шей с выс­шим созда­нием Божиим — чело­ве­ком. Ведь чтобы найти поте­рян­ное, надо хорошо знать, что потеряли.

Таким обра­зом, при­сту­пая к изу­че­нию Еван­ге­лия, мы сна­чала подробно ана­ли­зи­руем содер­жа­ние пер­вых трех глав Бытия: Тво­ре­ние мира и чело­века, созда­ние жен­щины и, самое глав­ное, — гре­хо­па­де­ние. Ведь именно из раз­лич­ного про­чте­ния тре­тьей главы Бытия выте­кает раз­ное пони­ма­ние гре­хо­па­де­ния: с одной сто­роны — то, какое есть у като­ли­ков и про­те­стан­тов, а с дру­гой — у пра­во­слав­ных. Соот­вет­ственно с раз­лич­ным пони­ма­нием гре­хо­па­де­ния стро­ится и раз­ное пони­ма­ние Еван­гель­ской вести и спа­се­ния: тут про­ис­хо­дит рез­кое раз­де­ле­ние между като­ли­ками, про­те­стан­тами и православными.

Если, как два тыся­че­ле­тия счи­тают пра­во­слав­ные, чело­век в гре­хо­па­де­нии забо­лел гре­хом и болез­ненно иска­зился, зна­чит чело­века надо всего исце­лить через Крест и Вос­кре­се­ние Иисуса Христа.

Уяс­нив это и пого­во­рив о Рож­де­стве Бого­ро­дицы и Вве­де­нии во храм, рас­смат­ри­ваем Еван­гель­ское повест­во­ва­ние в после­до­ва­тель­ном изло­же­нии. Можно поль­зо­ваться синоп­си­сом или таб­ли­цами после­до­ва­тель­но­сти Еван­гель­ских собы­тий. При этом при­хо­жане также читают текст из Нового Завета, а свя­щен­ник или пре­по­да­ва­тель тща­тельно ана­ли­зи­рует его вме­сте с уча­щи­мися. Этот курс у нас про­хо­дят за два учеб­ных года.

Где пред­став­ля­ется воз­мож­ным, сле­дует при­вле­кать бого­слу­жеб­ные тек­сты, кото­рые помо­гают понять и осмыс­лить собы­тия Свя­щен­ной истории.

Опре­де­лен­ный период обу­че­ния при этом еще сле­дует посвя­тить осмыс­ле­нию Таинств Пра­во­слав­ной Церкви.

Очень жела­тельно про­чи­тать и про­ана­ли­зи­ро­вать книгу Дея­ний Апо­столь­ских, как началь­ный период бытия Церкви Хри­сто­вой в зем­ном мире или, иначе говоря, жизнь Вос­крес­шего Хри­ста в Своих уче­ни­ках и Своей Церкви.

Если есть под­го­тов­лен­ный пре­по­да­ва­тель, то хорошо было бы про­чи­тать все апо­столь­ские Посла­ния с ана­ли­зом текста.

Полезно про­чи­тать и про­ана­ли­зи­ро­вать Откро­ве­ние свя­того апо­стола Иоанна Бого­слова, но строго в соот­вет­ствии с цер­ков­ной тра­ди­цией и свя­то­оте­че­скими ком­мен­та­ри­ями. Такими посо­би­ями могут являться сбор­ник свя­то­оте­че­ских и бого­слов­ских истол­ко­ва­ний, состав­лен­ный М. Бар­со­вым, “Апо­ка­лип­сис свя­того Иоанна Бого­слова”; а также “Тол­ко­ва­ние на Апо­ка­лип­сис” св. Андрея, Архи­епи­скопа Кеса­рий­ского и “Апо­ка­лип­сис в уче­нии древ­него хри­сти­ан­ства” Архи­епи­скопа Авер­кия (Тау­шева) и иеро­мо­наха Сера­фима (Роуза).

4. Опро­бо­ван и дру­гой вари­ант изу­че­ния основ хри­сти­ан­ского веро­уче­ния. Это изу­че­ние смысла и зна­че­ния цер­ков­ных празд­ни­ков в их исто­ри­че­ской и логи­че­ской связи. Для этого исполь­зу­ются ново­за­вет­ные тек­сты, свя­зан­ные с вели­кими собы­ти­ями хри­сти­ан­ской исто­рии, бого­слу­жеб­ные тек­сты из Окто­иха, Миней, Три­оди пост­ной и цвет­ной. И, самое глав­ное, репро­дук­ции тра­ди­ци­он­ных, напи­сан­ных тем­пе­рой, рус­ских или гре­че­ских икон.

В этом вари­анте пре­по­да­ва­ния отсчет ведется с празд­ника Рож­де­ства Пре­свя­той Бого­ро­дицы и далее в хро­но­ло­ги­че­ском порядке осве­ща­ются сами собы­тия, вклю­чая Тай­ную Вечерю и Вос­кре­ше­ние Лазаря и до Успе­ния Пре­свя­той Бого­ро­дицы. Можно доба­вить и беседы о Воз­дви­же­нии Кре­ста Гос­подня и Покрове Пре­свя­той Богородицы.

В цен­тре вни­ма­ния — празд­нич­ная икона со всеми изоб­ра­жен­ными на ней дета­лями, Еван­гель­ское повест­во­ва­ние и празд­нич­ные тро­пари и сти­хиры. Отно­си­тельно послед­них — пре­по­да­ва­телю пред­ва­ри­тельно необ­хо­димо с помо­щью сло­варя цер­ковно-сла­вян­ского языка и воз­мож­ных рус­ских пере­во­дов бого­слу­жеб­ных тек­стов под­го­то­вить мате­ри­алы, помо­га­ю­щие осмыс­лить и про­ана­ли­зи­ро­вать изучаемое.

В этом слу­чае изу­че­ние Основ пра­во­слав­ного веро­уче­ния осу­ществ­ля­ется не только на основе Свя­щен­ного Писа­ния, но и с помо­щью бого­слу­жеб­ных тек­стов Пра­во­слав­ной Церкви.

Такое изу­че­ние пра­во­слав­ного веро­уче­ния поз­во­ляет не только осмыс­лить важ­ней­шие вопросы веры, но и раз­ло­жить, так ска­зать, все по полоч­кам, скла­ды­вая все в строй­ную систему пра­во­слав­ного миропонимания.

5. Пред­став­ляет инте­рес и курс изу­че­ния десяти запо­ве­дей, дан­ных Богом на Синае.

Это нам только кажется, что их все знают и пони­мают. Спро­сите на улице, сколько запо­ве­дей из десяти они знают? Спро­сите воцер­ко­в­лен­ных при­хо­жан, как они знают и пони­мают десять запо­ве­дей? Кар­тина вам пред­ста­вится более чем грустная.

Конечно, десять запо­ве­дей не отра­жают суть Хри­сти­ан­ского уче­ния. Но они пред­став­ляют собой тот фун­да­мент, на кото­ром стро­ится зда­ние Хри­сто­вой спа­си­тель­ной веры. Если десять запо­ве­дей не выра­жают Хри­стово нрав­ствен­ное уче­ние, то ниже десяти запо­ве­дей спа­си­тель­ной Хри­сти­ан­ской веры нет. Нару­ше­ние этих запо­ве­дей явля­ется смерт­ным гре­хом. В Вет­хом Завете за их нару­ше­ние пола­га­лась смерт­ная казнь. В Новом Завете за такие грехи отлу­чают от При­ча­ще­ния, а зна­чит, и от спа­се­ния. И только через глу­бо­кое и искрен­нее пока­я­ние вос­ста­нав­ли­ва­ется спа­си­тель­ная связь со Хри­стом и Его Церковью.

В дан­ном учеб­ном курсе основ­ные задачи — не только выучить десять запо­ве­дей, глу­боко их понять, но и научиться при­ме­нять их в раз­ных жиз­нен­ных ситу­а­циях. Поэтому при изу­че­нии каж­дой запо­веди сле­дует зада­вать вопросы: какое зна­че­ние имеет та или иная запо­ведь для нас, а не для древ­него изра­иль­тя­нина, и в каких фор­мах она может нарушаться.

При­веду про­стой при­мер. Задаем вопрос веру­ю­щей жен­щине: как она пони­мает деся­тую запо­ведь при­ме­ни­тельно к себе самой в ее жиз­нен­ной ситу­а­ции: “Не желай дома ближ­него тво­его; не желай жены ближ­него тво­его, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни вся­кого скота его, ничего, что у ближ­него тво­его”? Навер­ное, гово­рить о рабах и рабы­нях, а в север­ных широ­тах и об ослах, будет нелепо. Еще более странно для веру­ю­щей жен­щины будет поже­ла­ние чужой жены. А что она, соб­ственно говоря, будет с ней делать? Навер­ное, стоит ска­зать: “Не желай мужа твоей ближней”.

Дети же назы­вают очень мно­гое по отно­ше­нию к деся­той запо­веди, вклю­чая ком­пью­теры, мобиль­ные теле­фоны и т.д. Не меньше могут ска­зать и взрос­лые, если подумают.

Таким обра­зом нужно про­ра­бо­тать все десять запо­ве­дей. Это помо­гает людям более серьезно оце­нить свою жизнь, как про­шлое, так и настоящее.

6. И, нако­нец, я хочу рас­ска­зать еще об одной системе изу­че­ния пра­во­слав­ного веро­уче­ния, очень инте­рес­ной и эффек­тив­ной, но прак­ти­че­ски никем не исполь­зу­е­мой. Это изу­че­ние хри­сти­ан­ства исклю­чи­тельно по бого­слу­жеб­ным кни­гам. По такой системе мне уда­лось три года под­ряд зани­маться с одной груп­пой, ни разу не повторяясь.

Тут могут исполь­зо­ваться бук­вально чуть ли ни все бого­слу­жеб­ные книги, и при этом не играет суще­ствен­ной роли поря­док празд­нич­ных событий.

Вели­ким Постом мы изу­чаем бого­слу­жеб­ные тек­сты из Три­оди пост­ной, перед Пас­хой и после нее — из Три­оди цвет­ной. Очень много инте­рес­ней­шего мате­ри­ала содер­жится в вос­крес­ных служ­бах Окто­иха. И уж, конечно, в Минеях глу­боко осмыс­ля­ются темы праздников.

При­чем мы каса­емся не только вопро­сов веро­учи­тель­ных, но также и нра­во­уче­ния и аскетики.

При­ве­дем при­мер. Рус­ские про­те­станты (еван­гель­ские хри­сти­ане, бап­ти­сты и неко­то­рые дру­гие) обычно один раз в месяц совер­шают “Вечерю Гос­подню”, где вспо­ми­нают о пре­лом­ле­нии хлеба Иису­сом Хри­стом в Вели­кий Чет­верг и пре­по­да­нии Хлеба и Вина две­на­дцати апо­сто­лам. Они бла­го­го­вейно молятся, бла­го­го­вейно вку­шают хлеб и вино. При этом они не верят, что это Тело и Кровь Гос­пода Иисуса Хри­ста. Они, во-пер­вых, гово­рят, что это про­сто образ­ная речь Спа­си­теля о хлебе и вине. А, во-вто­рых, совер­шенно спра­вед­ливо утвер­ждают: кто же может повто­рить ту Тай­ную Вечерю, кото­рую Гос­подь совер­шил со Сво­ими уче­ни­ками в Вели­кий Четверг?

Дей­стви­тельно, никто не может ее повто­рить. Но пра­во­слав­ная Литур­гия не явля­ется исто­ри­че­ским вос­по­ми­на­нием Тай­ной Вечери, хотя в ней и есть эле­менты вос­по­ми­на­ния. Не явля­ется она и повто­ре­нием Тай­ной Вечери.

На каж­дой Литур­гии, как и в домаш­них при­го­то­ви­тель­ных молит­вах, мы читаем одну крат­кую молитву: “Вечери Твоея Тай­ная днесь, Сыне Божий, при­част­ника мя прими: не бо вра­гом Твоим тайну повем, ни лоб­за­нием Ти дам, яко Иуда, но яко раз­бой­ник испо­ве­даю Тя: помяни мя, Гос­поди, во Цар­ствии Твоем”. В этой молитве про­сим Иисуса Хри­ста сде­лать меня сего­дня — “днесь” — при­част­ни­ком той самой Тай­ной Вечери, кото­рую Спа­си­тель совер­шил нака­нуне Своей Крест­ной смерти. В пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии зем­ное встре­ча­ется с Небес­ным, вре­мен­ное — с Вечным.

Когда свя­щен­ник при­ча­щает веру­ю­щего, он не гово­рит: “Я при­ча­щаю”, но “При­ча­ща­ется раб Божий”. Когда пра­во­слав­ный свя­щен­ник кре­стит, он не гово­рит: “Я кре­щаю”, но “Кре­ща­ется раб Божий”. То есть свя­щен­ник совер­шает слу­же­ние Таин­ству, а совер­шает Таин­ство Сам Бого­че­ло­век Иисус Христос.

Я изло­жил неко­то­рые осо­бен­но­сти системы работы в вос­крес­ной школе со взрос­лыми, поль­зу­ясь тем опы­том, кото­рый мы полу­чили в нашей вос­крес­ной школе.

Пре­по­да­ва­ние должно осно­вы­ваться на ана­лизе и осмыс­ле­нии тек­стов Свя­щен­ного Писа­ния или бого­слу­жеб­ных. При этом все­гда сле­дует ста­раться делать выводы для прак­ти­че­ского при­ме­не­ния в жизни учащихся.

Источ­ник: Клин пра­во­слав­ный

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки