Вера — главное условие принятия Таинства <br><span class="bg_bpub_book_author">протоиерей Димитрий Карпенко</span>

Вера — главное условие принятия Таинства
протоиерей Димитрий Карпенко


В нашем храме Святого равноапостольного князя Владимира поселка Разумное Белгородского района Белгородской области обязательные собеседования перед крещением проводились еще при предыдущем настоятеле. Поэтому когда в мае 2009 года я получил назначение, то только продолжил традицию.

С течением времени я и клирики нашего храма стали понимать, что одно собеседование перед крещением — конечно же, лучше, чем ничего, но этого недостаточно. Потому что люди приходят в Церковь с очень сложным букетом своих собственных представлений о Боге и Церкви, в котором бывает практически невозможно распознать православное христианство.

С этой ситуацией, несомненно, что-то необходимо делать. И тогда родилась идея создания памятки, которая помогала бы людям настраиваться на правильное отношение к совершаемому Таинству. И главное, что мы вводили, — это вторая обязательная беседа перед крещением.

В чем ее суть? Второе собеседование необходимо для того, чтобы уяснить, насколько человек воспринял евангельскую веру и готов ли он прилагать усилия к тому, чтобы узнавать о вере больше. Для этого при первом собеседовании мы дарим людям Евангелие и просим прочитать до второй беседы (время проведения которой оговаривается индивидуально) одно из Евангелий, с тем чтобы вторая встреча была построена по принципу диалога. Всегда очень важно услышать, как человек воспринимает веру Церкви, это соответствует святоотеческому принципу катехизации, который подразумевает вручение Символа и его возвращение, когда оглашаемый «возвращает» катехизатору преподанные ему знания о вере.

Конечно же, и двух бесед ничтожно мало для того, чтобы у человека сформировался правильный взгляд на Христа и Его Церковь. Но было бы неправильно требовать от людей всего и сразу. Главное, что в человеке должно быть (без чего крестить нельзя), — это вера во Христа как Бога, именно об этом мы говорим на собеседованиях, и именно эту веру человек должен засвидетельствовать прежде принятия Таинства. Я уверен, что по прошествии определенного времени мы будем думать над тем, как улучшить способы научения людей основам веры перед принятием Таинства. Но сейчас необходимо, чтобы у людей возникло понимание обязательности собеседований перед крещением, — это не сиюминутное мероприятие, которое сегодня есть, а завтра нет. Люди должны элементарно привыкнуть к тому что всегда будет именно так, и это, надеюсь, будет формировать более серьезное отношение к церковным Таинствам.

Мы знаем, что даже среди духовенства достаточно распространен взгляд, что сначала нужно крестить (а вдруг умрет некрещеным?), а потом уже рассказывать человеку, что значит жизнь в Церкви. Но опыт показывает, что подавляющее большинство крещеных, без всякого научения став членами Церкви, тут же от нее отпадают. Крещение, которое является дверью в таинственную жизнь Церкви, сегодня воспринимается как благочестивая традиция нашего народа, которой придерживались наши отцы-деды, а значит, и нам необходимо придерживаться.

Конечно, подобное восприятие Таинства не изменится вдруг и сразу, для этого необходим долгий кропотливый труд всей Церкви. И совершенно очевидно, что мы не можем просто сидеть и ждать, нам необходимо действовать согласно святоотеческому преданию нашей Церкви.

Если человек не готов принять Христа как Истинного Бога, то лучше крещение отложить до тех пор, пока в нем не созреет понимание, что вера должна предшествовать принятию Таинства, а не наоборот. Поэтому абсолютно вопиющей видится ситуация, когда родители ребенка не только не верят во Христа, но и противятся Его Церкви, обращаясь за крещением только как за поводом к очередному застолью. Очевидно, что даже после двух бесед люди могут многого не знать о Церкви, но важно, чтобы они засвидетельствовали свою веру во Христа и готовность узнавать об этой вере больше. Без веры и решимости жить по церковным заповедям, принимать Таинства Церкви нельзя. И если в человеке нет веры, важно ему на это указать и объяснить, что является главным условием для принятия Таинства.

Конечно, главное возражение, которое можно услышать по поводу обязательной подготовки к крещению, — это страх перед возможной смертью. Что будет, если ребенок умрет, пока родители и крестные будут посещать огласительные занятия? На это можно ответить только одно — все в руках Божиих. Мы же не крестим детей в первый день их рождения — хотя никто не может дать нам гарантий от внезапной смерти. От нас требуется только одно — исполнение воли Бога, а Его воля относительно научения перед крещением выражена в Евангелии ясно и недвусмысленно: идите, научите (Мф.28:19). И если мы не будем бояться следовать воле Бога, то Он избавит нас от напрасной смерти, а если мы начинаем свою церковную жизнь с того, что ослушиваемся Бога, то какая польза нам от Таинства?

Оглашение — это неотъемлемая часть жизни Церкви, увы, забытая нами. Но наше главное православное богослужение — Божественная литургия — своими молитвами об оглашенных постоянно напоминает нам, что что-то в нашей церковной реальности не соответствует представлению Церкви о самой себе. И если мы не хотим, чтобы молитвы об оглашенных стали музейным экспонатом, нам необходимо найти в себе силы и решимость вернуть оглашение в нашу церковную реальность.

Журнал Московской Патриархии 

Комментировать