Вера — главное условие принятия Таинства – протоиерей Димитрий Карпенко

Вера — главное условие принятия Таинства – протоиерей Димитрий Карпенко


В нашем храме Свя­того рав­ноап­о­столь­ного князя Вла­ди­мира поселка Разум­ное Бел­го­род­ского рай­она Бел­го­род­ской обла­сти обя­за­тель­ные собе­се­до­ва­ния перед кре­ще­нием про­во­ди­лись еще при преды­ду­щем насто­я­теле. Поэтому когда в мае 2009 года я полу­чил назна­че­ние, то только про­дол­жил традицию.

 

С тече­нием вре­мени я и кли­рики нашего храма стали пони­мать, что одно собе­се­до­ва­ние перед кре­ще­нием — конечно же, лучше, чем ничего, но этого недо­ста­точно. Потому что люди при­хо­дят в Цер­ковь с очень слож­ным буке­том своих соб­ствен­ных пред­став­ле­ний о Боге и Церкви, в кото­ром бывает прак­ти­че­ски невоз­можно рас­по­знать пра­во­слав­ное хри­сти­ан­ство.

С этой ситу­а­цией, несо­мненно, что-то необ­хо­димо делать. И тогда роди­лась идея созда­ния памятки, кото­рая помо­гала бы людям настра­и­ваться на пра­виль­ное отно­ше­ние к совер­ша­е­мому Таин­ству. И глав­ное, что мы вво­дили, — это вто­рая обя­за­тель­ная беседа перед крещением.

В чем ее суть? Вто­рое собе­се­до­ва­ние необ­хо­димо для того, чтобы уяс­нить, насколько чело­век вос­при­нял еван­гель­скую веру и готов ли он при­ла­гать уси­лия к тому, чтобы узна­вать о вере больше. Для этого при пер­вом собе­се­до­ва­нии мы дарим людям Еван­ге­лие и про­сим про­чи­тать до вто­рой беседы (время про­ве­де­ния кото­рой ого­ва­ри­ва­ется инди­ви­ду­ально) одно из Еван­ге­лий, с тем чтобы вто­рая встреча была постро­ена по прин­ципу диа­лога. Все­гда очень важно услы­шать, как чело­век вос­при­ни­мает веру Церкви, это соот­вет­ствует свя­то­оте­че­скому прин­ципу кате­хи­за­ции, кото­рый под­ра­зу­ме­вает вру­че­ние Сим­вола и его воз­вра­ще­ние, когда огла­ша­е­мый «воз­вра­щает» кате­хи­за­тору пре­по­дан­ные ему зна­ния о вере.

Конечно же, и двух бесед ничтожно мало для того, чтобы у чело­века сфор­ми­ро­вался пра­виль­ный взгляд на Хри­ста и Его Цер­ковь. Но было бы непра­вильно тре­бо­вать от людей всего и сразу. Глав­ное, что в чело­веке должно быть (без чего кре­стить нельзя), — это вера во Хри­ста как Бога, именно об этом мы гово­рим на собе­се­до­ва­ниях, и именно эту веру чело­век дол­жен засви­де­тель­ство­вать прежде при­ня­тия Таин­ства. Я уве­рен, что по про­ше­ствии опре­де­лен­ного вре­мени мы будем думать над тем, как улуч­шить спо­собы науче­ния людей осно­вам веры перед при­ня­тием Таин­ства. Но сей­час необ­хо­димо, чтобы у людей воз­никло пони­ма­ние обя­за­тель­но­сти собе­се­до­ва­ний перед кре­ще­нием, — это не сию­ми­нут­ное меро­при­я­тие, кото­рое сего­дня есть, а зав­тра нет. Люди должны эле­мен­тарно при­вык­нуть к тому что все­гда будет именно так, и это, наде­юсь, будет фор­ми­ро­вать более серьез­ное отно­ше­ние к цер­ков­ным Таинствам.

Мы знаем, что даже среди духо­вен­ства доста­точно рас­про­стра­нен взгляд, что сна­чала нужно кре­стить (а вдруг умрет некре­ще­ным?), а потом уже рас­ска­зы­вать чело­веку, что зна­чит жизнь в Церкви. Но опыт пока­зы­вает, что подав­ля­ю­щее боль­шин­ство кре­ще­ных, без вся­кого науче­ния став чле­нами Церкви, тут же от нее отпа­дают. Кре­ще­ние, кото­рое явля­ется две­рью в таин­ствен­ную жизнь Церкви, сего­дня вос­при­ни­ма­ется как бла­го­че­сти­вая тра­ди­ция нашего народа, кото­рой при­дер­жи­ва­лись наши отцы-деды, а зна­чит, и нам необ­хо­димо придерживаться.

Конечно, подоб­ное вос­при­я­тие Таин­ства не изме­нится вдруг и сразу, для этого необ­хо­дим дол­гий кро­пот­ли­вый труд всей Церкви. И совер­шенно оче­видно, что мы не можем про­сто сидеть и ждать, нам необ­хо­димо дей­ство­вать согласно свя­то­оте­че­скому пре­да­нию нашей Церкви.

Если чело­век не готов при­нять Хри­ста как Истин­ного Бога, то лучше кре­ще­ние отло­жить до тех пор, пока в нем не созреет пони­ма­ние, что вера должна пред­ше­ство­вать при­ня­тию Таин­ства, а не наобо­рот. Поэтому абсо­лютно вопи­ю­щей видится ситу­а­ция, когда роди­тели ребенка не только не верят во Хри­ста, но и про­ти­вятся Его Церкви, обра­ща­ясь за кре­ще­нием только как за пово­дом к оче­ред­ному засто­лью. Оче­видно, что даже после двух бесед люди могут мно­гого не знать о Церкви, но важно, чтобы они засви­де­тель­ство­вали свою веру во Хри­ста и готов­ность узна­вать об этой вере больше. Без веры и реши­мо­сти жить по цер­ков­ным запо­ве­дям, при­ни­мать Таин­ства Церкви нельзя. И если в чело­веке нет веры, важно ему на это ука­зать и объ­яс­нить, что явля­ется глав­ным усло­вием для при­ня­тия Таинства.

Конечно, глав­ное воз­ра­же­ние, кото­рое можно услы­шать по поводу обя­за­тель­ной под­го­товки к кре­ще­нию, — это страх перед воз­мож­ной смер­тью. Что будет, если ребе­нок умрет, пока роди­тели и крест­ные будут посе­щать огла­си­тель­ные заня­тия? На это можно отве­тить только одно — все в руках Божиих. Мы же не кре­стим детей в пер­вый день их рож­де­ния — хотя никто не может дать нам гаран­тий от вне­зап­ной смерти. От нас тре­бу­ется только одно — испол­не­ние воли Бога, а Его воля отно­си­тельно науче­ния перед кре­ще­нием выра­жена в Еван­ге­лии ясно и недву­смыс­ленно: идите, научите (Мф. 28, 19). И если мы не будем бояться сле­до­вать воле Бога, то Он изба­вит нас от напрас­ной смерти, а если мы начи­наем свою цер­ков­ную жизнь с того, что ослу­ши­ва­емся Бога, то какая польза нам от Таинства?

Огла­ше­ние — это неотъ­ем­ле­мая часть жизни Церкви, увы, забы­тая нами. Но наше глав­ное пра­во­слав­ное бого­слу­же­ние — Боже­ствен­ная литур­гия — сво­ими молит­вами об огла­шен­ных посто­янно напо­ми­нает нам, что что-то в нашей цер­ков­ной реаль­но­сти не соот­вет­ствует пред­став­ле­нию Церкви о самой себе. И если мы не хотим, чтобы молитвы об огла­шен­ных стали музей­ным экс­по­на­том, нам необ­хо­димо найти в себе силы и реши­мость вер­нуть огла­ше­ние в нашу цер­ков­ную реальность.

Жур­нал Мос­ков­ской Патриархии 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки