Кто видел Бога?



Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)

Бога не видел никто нико­гда;
Еди­но­род­ный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Ин. 1:18)

Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Гос­поди! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько вре­мени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видев­ший Меня видел Отца; как же ты гово­ришь, покажи нам Отца? (Ин. 14:7-9)

Несмотря на Божие Вез­де­при­сут­ствие, Бога невоз­можно видеть физи­че­ским зре­нием, поскольку Бог не имеет в себе такого, из чего состоит види­мый мир. Бог есть Дух (Ин.4:24). Бог имеет особую при­роду, не име­ю­щую ана­ло­гий в твар­ном мире.

Духов­ный мир закрыт от абсо­лют­ного боль­шин­ства людей в этой жизни. Но ждать оста­лось недолго, каждый чело­век, рано или поздно, увидит тот мир. 

«У скон­чав­ше­гося, как у ново­рож­ден­ного дитяти, откры­ва­ются очи, когда он ста­но­вится вне насто­я­щей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит под­лин­ную при­роду сущего; откры­ва­ется слух… откры­ва­ются уста… рас­кры­ва­ется вкус… дается сила ося­за­ния…»
св. Гри­го­рий Нис­ский

Наряду с физи­че­ским, суще­ствует духов­ное зрение. Духов­ным (внут­рен­ним) зре­нием Бога видят бес­страст­ные сви­де­тели – святые. Пре­по­доб­ный Симеон Новый Бого­слов: Все те, кото­рые видят только телес­ными очами и только этот чув­ствен­ный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно забо­титься, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и уви­деть неве­чер­ний Боже­ствен­ный свет.

Неспо­соб­ность ощу­щать про­яв­ле­ния чего-либо не значит, что неза­ме­чен­ное нашими чув­ствами отсут­ствует. Иначе мы будем наивно огра­ни­чи­вать реаль­ность лишь своим личным, далё­ким от совер­шен­ства, чув­ствен­ным вос­при­я­тием. В част­но­сти, мы не видим телес­ными гла­зами не только Бога, но и вполне мате­ри­аль­ные вещи и явле­ния, такие как суб­атом­ный мир, ста­ти­че­ское напря­же­ние. Также мы не видим свой соб­ствен­ный ум (в суще­ство­ва­нии кото­рого едва ли кто сомне­ва­ется) и т. д.

Далеко не вся инфор­ма­ция при­хо­дит через зрение, есть ещё разум, чув­ства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

Свя­тость, вели­чие и мощь запре­дель­ного Бога таковы, что мы просто не в силах это пере­не­сти. Только ума­лив­шись, только срав­няв­шись с нами, Он может нами вос­при­ни­маться. Тысячи людей видели вопло­тив­ше­гося Бога – Иисуса Христа и эти сви­де­тель­ства доступны нам.

Т.к. наша жизнь огра­ни­чена во вре­мени и про­стран­стве, то боль­шую часть инфор­ма­ции мы полу­чаем через сви­де­те­лей. Вся исто­рия, кото­рую мы изу­чаем – это сви­де­тель­ства разных людей.

Не обя­за­тельно видеть Самого Бога, можно уви­деть Его тво­ре­ние, чув­ство­вать при­сут­ствие, осо­зна­вать про­мысл. Аме­ри­кан­ский аст­ро­навт Фрэнк Борман, первым обле­тев­ший вокруг Луны, заявил: «Я несколько раз был в кос­мосе, и я Бога не видел, но кругом видел следы Его при­сут­ствия».

Гос­подь не тре­бует от нас чего-либо про­ти­во­ре­ча­щего разуму, нрав­ствен­но­сти, семей­ной и обще­ствен­ной жизни. Более того, Он даёт нам цель жизни, пред­ла­гает осмыс­лить наши жела­ния, поступки и помыслы.

Полу­ча­ется, что мы, не желая тру­диться в пости­же­нии истины, как бы гово­рим Богу – «Ты нам бес­спорно докажи, что Ты есть и, соот­вет­ственно, что мы сможем полу­чить в награду за наши усилия по совер­шен­ство­ва­нию себя и только тогда мы вста­нем на этот путь».

Таким обра­зом, у нас доста­точно сви­де­тельств для сво­бод­ного выбора. Любовь и вер­ность, кото­рых ждёт от нас Гос­подь, невоз­можны без сво­боды и стрем­ле­ния к позна­нию Творца, при­об­ре­те­ния лич­ного опыта бого­об­ще­ния. Явные сви­де­тель­ства были бы наси­лием над нашей волей, пре­вра­тили бы нас в мари­о­не­ток, дей­ству­ю­щих по задан­ному сце­на­рию. Для позна­ния Бога и обще­ния с Ним необ­хо­димо при­ло­жить усилия. Аргу­мент «никто не видел» явля­ется лишь удоб­ным оправ­да­нием соб­ствен­ной пас­сив­но­сти.

***

А.И. Осипов, про­фес­сор:

…Под веде­нием, зна­нием в хри­сти­ан­стве под­ра­зу­ме­ва­ется совсем не то, о чем думали языч­ники – не слова и рас­суж­де­ния о Боге, но особый, духов­ный опыт непо­сред­ствен­ного пере­жи­ва­ния, пости­же­ния Бога чистым, святым чело­ве­ком.

Пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник очень точно и лако­нично сфор­му­ли­ро­вал эту мысль: «Совер­шен­ство чистоты есть начало бого­сло­вия». У других отцов это названо фео­рией, т.е. созер­ца­нием, кото­рое про­ис­хо­дит в состо­я­нии осо­бого мол­ча­ния – исихии (отсюда иси­хазм). Об этом мол­ча­нии пре­красно сказал пре­по­доб­ный Вар­со­но­фий Вели­кий: «Мол­ча­ние лучше и уди­ви­тель­нее всех повест­во­ва­ний. Его лобы­зали и ему покла­ня­лись отцы наши, и им про­сла­ви­лись». Видите, как гово­рит, вернее, гово­рило древ­нее, свя­то­оте­че­ское хри­сти­ан­ство о бого­сло­вии. Оно есть пости­же­ние Бога, кото­рое осу­ществ­ля­ется лишь через пра­виль­ную хри­сти­ан­скую жизнь. В бого­слов­ской науке это назы­ва­ется мето­дом духовно-опыт­ного позна­ния Бога, он дает хри­сти­а­нину воз­мож­ность истин­ного Его пости­же­ния и через это – пони­ма­ния вер­ного смысла Его Откро­ве­ния, дан­ного в Свя­щен­ном Писа­нии.

В бого­слов­ской науке есть еще два других метода, и хотя они явля­ются чисто раци­о­наль­ными, однако тоже имеют опре­де­лен­ное зна­че­ние для пра­виль­ного пони­ма­ния Бога. Это методы апо­фа­ти­че­ский (отри­ца­тель­ный) и ката­фа­ти­че­ский (поло­жи­тель­ный)… читать всю статью

***

В. Духа­нин, кан­ди­дат бого­сло­вия:

Неве­рие и позна­ние Бога вза­имно исклю­чают друг друга. Поэтому, когда неве­ру­ю­щие утвер­ждают, что они не видят Бога (или не заме­чают, что Бог про­яв­ляет Себя в этом мире), то они просто выра­жают своё внут­рен­нее состо­я­ние – состо­я­ние духов­ной сле­поты.

Ещё во II веке по Р.Х. к апо­ло­гету хри­сти­ан­ской веры свя­тому Фео­филу Антио­хий­скому обра­тился зна­ко­мый ему языч­ник Авто­лик с таким над­мен­ным тре­бо­ва­нием: «Покажи мне твоего Бога». На это святой Феофил отве­тил: «Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат», то есть позна­ние Бога во многом зави­сит от нашего внут­рен­него состо­я­ния, ибо «Бог бывает видим для тех, кто спо­собны видеть Его, у кого именно открыты очи душев­ные…». И дальше святой Феофил пред­ла­гает очень важное срав­не­ние: «Чело­век должен иметь душу чистую, как бле­стя­щее зер­кало. Когда на зер­кале есть ржав­чина, то не может быть видимо в зер­кале лицо чело­ве­че­ское: так и чело­век, когда в нем есть грех, не может созер­цать Бога». Упо­мя­нем, что в те вре­мена зер­кала при­го­тов­ля­лись из металла, так что дей­стви­тельно могли покры­ваться ржав­чи­ной. Не это ли основ­ная при­чина нашей духов­ной бли­зо­ру­ко­сти – ржав­чина греха, затме­ва­ю­щая спо­соб­ность отра­жать в себе, как в зер­кале образ Гос­пода? А как пре­красно, просто и ясно сказал об этом Сам Гос­подь Иисус Хри­стос: Бла­женны чистые серд­цем, ибо они Бога узрят (Мф. 5:8)…

Замкну­тость на одних земных инте­ре­сах уби­вает в душе стрем­ле­ние к Богу, вера для такого бывает чем-то чрез­мерно далё­ким. Чело­веку стало неко­гда веро­вать в Бога. Пред­ставьте, что с одной сто­роны от вас играет музы­кант на скрипке, а с другой тру­дится рабо­чий с отбой­ным молот­ком. Раз­бе­рёте ли вы мело­дию скрипки?.. Так и в жизни совре­мен­ного чело­века вся внеш­няя суета, спешка, впе­чат­ле­ния, мир­ские удо­воль­ствия не дают услы­шать голос Небес­ного Отца. Такие люди видят про­яв­ле­ние веры в жизни, но не слышат голоса веры в своём соб­ствен­ном сердце. Кто сумеет оста­но­вить отбой­ный моло­ток стра­стей, тот и услы­шит эту небес­ную мело­дию, слово Божие, всту­пит в обще­ние с Ним. Да, Бог являет себя чело­веку, но только такому, в кото­ром откли­ка­ется и про­буж­да­ется сердце.

Несо­мненно и то, что каждый веру­ю­щий чело­век когда-либо в своей жизни пере­жил встречу с Богом. Это значит, что всем своим суще­ством такой чело­век ощутил, что Бог дей­стви­тельно есть, что Он рядом с нами, хотя и несрав­нимо выше всего зем­ного, и что Он мило­стиво и мудро забо­тится о каждом из нас. Это глу­бо­кое ощу­ще­ние души ста­но­вится оче­вид­ным сви­де­тель­ством Божия бытия.

***

свя­ти­тель Гри­го­рий Палама:
Не телес­ные глаза, а глаза души вос­при­ни­мают силу Духа, видя­щую Божьи дары; потому мы назы­ваем ее умной, хотя она выше ума. При этом мы удер­жали бы тех, кто нас слу­шает, от пони­ма­ния духов­ных и таин­ствен­ных дей­ствий [энер­гий] в виде веще­ствен­ных и телес­ных. Этим как раз стра­дают люди, кото­рые грубым, нечи­стым ухом и разу­мом, не уме­ю­щим верить и сле­до­вать оте­че­ским словам…

свя­щен­ник Павел Гуме­ров:
Только чело­век с чистой душой, чистыми помыш­ле­ни­ями, может при­бли­зится к Богу, узреть Его.Бога видят не телес­ными очами, а духов­ным зре­нием чистой души и сердца. Если этот орган духов­ного зрения помут­нен, испор­чен грехом, Гос­пода не уви­деть. Поэтому нужно воз­дер­жи­ваться от нечи­стых, гре­хов­ных, злых и унылых мыслей, отго­нять их как все­ва­е­мых от врага, и вос­пи­ты­вать в душе, взра­щи­вать другие – свет­лые, добрые.

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки