Святые Петр и Феврония – сказ о христианской семье

Святые Петр и Феврония – сказ о христианской семье

Марина Шмелева

В XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой.

Корону властителей мира в древности украшали драгоценные камни, немеркнущую славу народа составляют его святые.

В Неделю русских святых мы слышим их имена — очень много имен. Здесь и благочестивые правители, и монахи-подвижники, и мученики, и просветители. Среди многих дорогих верующему сердцу имен мы с радостью отмечаем благоверных князя Петра и княгиню Февронию, Муромских чудотворцев. Их память Церковь празднует 8 июля.

Пример христианского брака

«Не мечом зeмлю нaшу наследихом, но десницею Твоeю и мышцею Твоeю и просвещeнием лица Твоего: и святых Твоих слезaми, подвиги и поты, кровьми и учении отeчество нaше утвердися», – вот такую замечательную мысль слышим мы во время богослужения в день памяти русских святых. В основе благоденствия, процветания и развития государства лежит пример и подвиг его лучших сынов и дочерей.

Сегодня много говорят о возрождении семьи, о семейных ценностях, которые должны спасти этот общественный институт, находящийся в глубоком кризисе. Но слова, как известно, назидают, лозунги – отвращают, лишь примеры – влекут. Вот таким примером брака, основанного по воле Божией, построенного на заповедях Христовых, увенчанного благочестивой жизнью и праведной кончиной стала для многих поколений жизнь Муромских чудотворцев.

Настоящим чудом можно назвать сам факт памяти о них. Благоверные супруги жили в первой половине XIII века, еще в домонгольский период, но как раз накануне ига, ставшего настоящей национальной катастрофой. Многое погибло в огне завоеваний, но сохранилась память об удивительной семье Муромского князя и его супруги – простой, но мудрой Февронии.

В середине XVI века по заказу царя Иоанна Грозного и по поручению митрополита Макария повесть о них написал Ермолай (Еразм) Прегрешный – известный в то время писатель. И до сего дня эта удивительная повесть, в которой и житие, и сказание, и поэзия, трогает сердца. А не менее поэтичный и сказочный Муром привлекает паломников и туристов. Они едут в Свято-Троицкий монастырь, чтобы прикоснуться к сбывшейся мечте многих – любви, которую не смогла победить даже смерть.

Освятилась вами земля

Но настоящей, и очень глубокой, поэзией можно назвать богослужебные тексты. В них кратко, но очень глубоко и емко песнотворцы рассказывают о жизни и подвиге святых. Вот, к примеру, текст одной из стихир:

«Ки́ими похва́льными венцы́ венча́ем блаже́ннаго Петра́ вку́пе с прему́дрою Февро́ниею, разделе́нных те́лом и совоку́пленых благода́тию? Оваго, я́ко прему́дра зми́я победи́вшаго, о́ву же, я́ко целому́дрия сохра́нницу. Сего́ ра́ди, соше́дшеся, воспое́м пе́сньми ра́достными, си́це глаго́люще: ра́дуйтеся, прехва́льнии, царе́й благочести́вых ски́петр, князе́й правосла́вных похвале́ние, земли́ Росси́йския заступле́ние, оте́чества своего́ храни́телие, ва́с бо безсме́ртныя сла́вы венцы́ венча́ Христо́с Бо́г, име́яй ве́лию ми́лость».

В этом тексте вся суть христианского брака – двое стали одной плотью, но не своими усилиями, не выстраиванием каких-то личностных стратегий, а благодатью Божией. Об этой любви до единомыслия, об этой гармонии душ слагают легенды и романы. А в житии мы находим очень простой, но требующий усилий и верности путь – целомудрие, преданность воле Божией, трезвость, труд, ответственность. Князь и княгиня остаются верными друг другу и чему-то очень важному в себе и когда муромские бояре бунтуют против простолюдинки на престоле, и во время искушений от противоположного пола (в житии мы читаем про один такой случай), и на протяжении их многолетнего правления в годы набегов, усобиц.

Земной путь подходит к итогу, которым становится иночество и совершенно удивительная кончина – в один день. И упокоение в одном гробу. «Земля́ освяти́ся, прие́мши честна́я телеса́ ва́ша, богоблаже́ннии Пе́тре и Февро́ние, челове́цы же, прие́млюще ва́ми исцеле́ние, Христа́ сла́вят, и́скренно ва́с просла́вльшаго». Мир освящается подвигом жизни святых, а земля – их погребением.

Молите о сродниках ваших

«Блаже́нно и треблаже́нно оте́чество ва́ше, блаже́н и гра́д, в не́мже жили́ще име́сте, прече́стен же и свя́т хра́м, в не́мже положе́на бы́ша честна́я телеса́ ва́ша, пресла́вный Пе́тре с прему́дрою Февро́ниею, Христу́ моли́теся, Его́же от ю́ности возлюби́сте, сохрани́ти оте́чество ва́ше и душа́м на́шим дарова́ти ми́р и ве́лию ми́лость».

С древности благоверные Петр и Феврония были покровителями своей малой Родины – града Мурома, но не оставляли молитвами и в целом Отечество наше. К ним обращался Иоанн Грозный перед Казанским походом, молился император Петр I, другие правители.

Но, пожалуй, больше всего молитв обращали и обращают святым их соотечественники о делах семейных – о даровании второй половинки, о чадах, о мире и согласии в доме. Только сами Муромские чудотворцы знают, сколько сокровенных просьб услышали они, скольким помогли создать или сохранить семью. И в этом огромный вклад святых в сохранение и развитие Отечества нашего, ведь семья – основа жизни народной.

Потому не случайно именно в день памяти благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских отмечают в нашей стране День семьи, любви и верности – церковно-государственный праздник, полюбившийся многим. В XXI веке мы обращаемся к жизни супругов, с которыми нас разделяют столетия, но которые светят нам лучами благодати Христовой. «Поставь Бога на первое место и все остальное будет на своих местах», — вспоминаешь мудрый совет, глядя на икону святых. Их руки обращены друг к другу, но взоры – к Небу, в единой мольбе друг о друге, о сродниках и соотечественниках своих.

«Ви́ждь уны́ние, ви́ждь печа́ль, ви́ждь беду́, на ны́ напа́дающую от проти́вных, те́мже моли́твою твое́ю ко Го́споду премени́, Пе́тре, да благоче́стно тя́ почита́ем», – как актуальны сегодня слова этого тропаря. В день памяти благоверных супругов как не вспомнить о горячих мольбах правителей прежних времен. И уныние, и печаль, и врагов, среди которых самые страшные – собственные грехи и страсти, побороть может только Бог. Но старшие братья наши – святые соотечественники – могут стать заступниками и помощниками. Лишь бы мы не забывали молиться им и старались брать с них пример.

Комментировать