Молебен: состав и значение

О чем мы просим Бога на молебне, из чего состоит это бого­слу­же­ние, почему можно подать записку «О здра­вии», но лучше при­сут­ство­вать на молебне, рас­ска­зы­вает про­то­и­е­рей Игорь Гага­рин

Оглав­ле­ние

Виньетка

 

Зачем нужна сов­мест­ная молитва?

«Как хорошо и как при­ятно жить бра­тьям вместе!» – еще очень-очень давно сказал царь-псал­мо­пе­вец Давид. Оди­но­че­ство горько и порой невы­но­симо. Ведь даже радость не в радость, когда нам не с кем ее раз­де­лить. Что уж тогда гово­рить о горе, о несча­стье, о стра­да­нии. Обще­ние между собой тех, кто пони­мает друг друга, сочув­ствует друг другу, — одна из самых боль­ших цен­но­стей. Даже если они просто доб­ро­же­ла­тельно бесе­дуют, выслу­ши­вают друг друга с непод­дель­ным сочув­ствием – это немало. Но еще более ценно, когда люди, свя­зан­ные общей болью, объ­еди­ня­ются в молитве.

Жизнь веру­ю­щего немыс­лима без молитвы. Чем искрен­нее вера, тем больше потреб­ность у чело­века время от вре­мени оста­ваться наедине с Богом. Но если обще­ние с Гос­по­дом бывает только «наедине», духов­ная жизнь ста­но­вится одно­бо­кой. Иисус Хри­стос желает видеть в нас такую веру, кото­рая не только объ­еди­нит нас с Ним, но и друг со другом. «…да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино», (Ин. 17:21) — молился Своему Отцу перед тем, как идти на Гол­гофу Гос­подь о нас с вами.

В любом деле сов­мест­ное усилие уве­ли­чи­вает резуль­тат дей­ствия. Это же верно и по отно­ше­нию к делу молитвы. Когда несколько чело­век вместе молятся об одном и том же, сила молитвы воз­рас­тает мно­го­кратно.

Самой силь­ной, самой дей­ствен­ной и бла­го­дат­ной общей молит­вой явля­ется, конечно, Боже­ствен­ная Литур­гия. Когда же воз­мож­ность совер­ше­ния ее затруд­нена и не полу­ча­ется при­ча­ститься из общей Чаши, мы можем собраться на моле­бен.

Кому мы молимся?

«Бла­го­сло­вен Бог наш всегда ныне и присно и во веки веков!» – так при­нято начи­нать моле­бен в Пра­во­слав­ной Церкви. Этим воз­гла­сом, про­из­не­сен­ным от нашего имени свя­щен­ни­ком, мы сразу сви­де­тель­ствуем, что нет для нас никого выше Бога, и ничего ценнее обще­ния с Ним. И что мы пол­но­стью дове­рием Ему, даже если то, что сейчас с нами про­ис­хо­дит, скорбно и мучи­тельно. Он знает, какими путями при­ве­сти нас в Вечную Радость. Он открыл нам, что «Мно­гими скор­бями над­ле­жит нам войти в Цар­ствие Божие (Деян. 14:22)». И не только сказал об этом, но и Сам стал Чело­ве­ком, чтобы раз­де­лить с нами боль. Есть ведь что-то без­нрав­ствен­ное, когда при­зы­ва­ешь стра­дать и тер­петь других, сам будучи не при­ча­стен стра­да­нию. Нико­гда не сможет понять до конца стра­да­ние дру­гого тот, кто сам не пере­жил ничего подоб­ного. Тот Бог, в Кото­рого мы верим, поймет любого, потому что о стра­да­нии знает не со сто­роны. Каждый раз, осеняя себя крест­ным зна­ме­нием или взирая на Святое Рас­пя­тие, вспо­ми­наем, что пере­жил Он для того, чтобы раз­де­лить с нами горь­кий путь нашей жизни. И если на моле­бен собрало нас общее горе, то общее оно не только для нас, моля­щихся, но и для Того, к Кому обра­ща­емся с молит­вой.

Обычно после воз­гласа всеми участ­ни­ками молебна поется молитва «Царю Небес­ный…» Она обра­щена к Свя­тому Духу. Когда на пяти­де­ся­тый день по Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом Святой Дух сошел на уче­ни­ков Гос­пода, роди­лась Цер­ковь – един­ство веру­ю­щих во Христа. До начала молебна нас объ­еди­няла общая цель, общая боль или общая радость. Теперь объ­еди­няет Дух Святой, Дух Истины, под­лин­ный Уте­ши­тель всех ищущих уте­ше­ния и помощи.

Затем обычно поются тро­пари, то есть крат­кие пес­но­пе­ния-молитвы тем, кому зака­зан моле­бен: Гос­поду, Бого­ро­дице, Святым.… Тро­пари бывают разные, но пред­ва­ря­ются они обычно пес­но­пе­нием «Бог Гос­подь и явися нам. Бла­го­сло­вен грядый во имя Гос­подне». Этот стих из 117 псалма повто­ря­ется четы­ре­жды, чере­ду­ясь с четырьмя дру­гими сти­хами. Не буду при­во­дить и объ­яс­нять их все, но один из них бывает осо­бенно созву­чен чая­ниям многих моля­щихся: «Не умру, но жив буду, и повем дела Гос­подня» (Пс.117:17) Ведь часто на моле­бен при­хо­дят те, кто нахо­дится между жизнью и смер­тью. Как важно услы­шать им из уст свя­щен­но­слу­жи­теля такое уве­ре­ние! «Не умру, но жив буду…!»

После тро­па­рей поются запевы, или крат­кие молит­вен­ные обра­ще­ния к тем, кому сло­жится моле­бен. «Слава Тебе, Боже наш, слава тебе», «Иисусе Слад­чай­ший, спаси нас», «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас», «Свя­ти­телю отче Нико­лае, моли Бога о нас» и др.

Нас часто спра­ши­вают, кому молиться в том или ином случае. «У меня такая вот беда, а кому молиться, не знаю! Под­ска­жите, пожа­луй­ста». По боль­шому счету все наши молитвы, все наши молебны обра­щены только к Богу. Только Он может спасти нас, только от Него исхо­дит сила, укреп­ля­ю­щая, исце­ля­ю­щая, очи­ща­ю­щая и обнов­ля­ю­щая нас. А как же святые? Они – сомо­лит­вен­ники наши. Зака­зы­вая моле­бен тому или иному свя­тому, мы просим, чтобы он помо­лился вместе с нами, помо­лился за нас. Нико­гда ника­кого свя­того не просим мы «спаси» или «поми­луй». Это не в их власти. «Свя­ти­телю отче Нико­лае, моли Бога о нас», «Святый вели­ко­му­че­ниче и цели­телю Пан­те­ле­и­моне, моли Бога о нас» и т. д. Только так обра­ща­емся мы ко святым угод­ни­кам, прося их помощи. Потому что их молитва имеет несрав­ненно боль­шую силу, чем наша, ведь святые – это те, кто сумели стать под­лин­ными дру­зьями Божи­ими, кто жизнью своей под­твер­дил свою веру и любовь. Они дей­ственно молятся о нас.

Только для Пре­свя­той Бого­ро­дицы дела­ется исклю­че­ние. Обра­ща­ясь к Ней, мы гово­рим: «Пре­свя­тая Бого­ро­дице, спаси нас». Такое исклю­че­ние понятно каж­дому, кто пони­мает, какое особое зна­че­ние имеет подвиг Девы Марии в деле нашего спа­се­ния. Сте­пень Ее бли­зо­сти к Богу столь велика! Вспом­ните, в Кане Гали­лей­ской Ей уда­лось упро­сить Иисуса Христа совер­шить чудо, кото­рое совсем не вхо­дило в Его наме­ре­ния. Кто когда из святых имел такое дерз­но­ве­ние!

Зачем Богу списки имен?

Пропев запевы, мы под­хо­дим к важ­ней­шей части молебна – чтению Еван­ге­лия. Тут хочется доба­вить: чтение Еван­ге­лия должно быть важ­ней­шей частью всей нашей жизни. Бого­слу­жеб­ным Уста­вом для каж­дого молебна пред­ла­га­ется свое чтение. Так, если обра­ща­емся с прось­бой к Гос­поду Иисусу Христу, то звучат такие слова из Еван­ге­лия от Матфея: «Про­сите, и дано будет вам; ищите, и най­дете; сту­чите, и отво­рят вам; ибо всякий про­ся­щий полу­чает, и ищущий нахо­дит, и сту­ча­щему отво­рят…» (Мф. 7:7,8). Если моле­бен бла­го­дар­ствен­ный, то вспо­ми­наем о десяти про­ка­жен­ных, из кото­рых только один исце­лен­ный Гос­по­дом воз­вра­тился, чтобы побла­го­да­рить Его. Еван­гель­ский отры­вок молебна о боля­щих напо­ми­нает об одном из чудес­ных исце­ле­ний, совер­шен­ных Гос­по­дом. А когда служим моле­бен об умно­же­нии любви, пере­чи­ты­ваем одно из самых радост­ных откро­ве­ний о том, как любит нас Бог, о том, что не мы избрали Его, а он избрал и при­влек нас к Себе. Наша любовь к Нему была бы невоз­можна, если бы прежде Он не воз­лю­бил нас. Любя Его, мы в меру наших сил лишь отве­чаем на Его любовь.

За Еван­ге­лием сле­дует Сугу­бая екте­ния. «Сугу­бая», то есть уси­лен­ная. Каждое про­ше­ние сопро­вож­да­ется трое­крат­ным пением хора или народа «Гос­поди поми­луй». Здесь же чита­ются и записки с име­нами тех, о ком мы молимся. Запи­сок порой бывает много, и свя­щен­ник долго про­из­но­сит десятки и сотни имен людей, подав­ля­ю­щее боль­шин­ство кото­рых он не знает. Не бес­смыс­ленно ли это долгое пере­чис­ле­ние имен? Нет, не бес­смыс­ленно! За каждым именем – чело­ве­че­ская душа, лич­ность, жизнь. Каж­дого, чье имя про­из­но­сится на молебне, знает и любит Гос­подь. Так стоит ли напо­ми­нать Богу о тех, кого Он и без нас помнит? Мы не напо­ми­наем, конечно. Мы сви­де­тель­ствуем, что и нам дороги эти люди, что мы вве­ряем их и себя мило­сер­дию Божию. Любовь Божия, Его Благой Про­мы­сел о нас не отме­няет нашей необ­хо­ди­мо­сти любить друг друга, пом­нить и забо­титься друг о друге. Тот, кто может все, неод­но­кратно гово­рил обра­щав­шимся к Нему за помо­щью: «По вере вашей будет вам». Он же сказал нам сло­вами Апо­стола Иакова: «… моли­тесь друг за друга, чтобы исце­литься: много может уси­лен­ная молитва пра­вед­ного…» (Иак. 5:17). Сотво­рив нас сво­бод­ными, Он желает, чтобы мы не пас­сивно ожи­дали Его помощи себе и друг другу, но тоже при­ла­гали усилия, в том числе и молит­вен­ные. «По вере вашей будет Вам…». Молитва, осо­бенно сов­мест­ная, – выра­же­ние и под­твер­жде­ние нашей веры.

«Пусть никто не боится смерти!»

Не всегда есть у чело­века воз­мож­ность уча­стия в молебне. Многие при­хо­дят в цер­ковь, зака­зы­вают моле­бен, пишут записку с име­нами тех, о ком просят помо­литься, остав­ляют пожерт­во­ва­ние и уходят. Имеет ли смысл такая молитва? Конечно, если сами мы не можем, пусть помо­лятся о нас другие. И это немало. Ведь даже жела­ние, чтобы о нас помо­ли­лись, уже некий нача­ток молитвы. Но, если это воз­можно, намного лучше прийти на моле­бен самому.

«Не умру, но жив буду.…» Но ведь умру же! Даже если совер­шенно здоров, все равно не избе­жать мне смерти. Даже если здоров… А моле­бен чаще всего соби­рает тех, кто очень даже нездо­ров. Или их близ­ких. Часто ли слу­ча­ется, что после молебна болезнь уходит и воз­вра­ща­ется здо­ро­вье? Слу­ча­ется, но, честно скажем, не часто. Это все-таки чудо, а чудеса, мы верим, воз­можны, но не часты.

Всем нам суж­дено когда-то уме­реть, за исклю­че­нием тех, кто дожи­вет до вто­рого при­ше­ствия Гос­пода. Но к нам, веру­ю­щим, обра­щены слова свя­ти­теля Иоанна Зла­то­уста, кото­рые мы слышим еже­годно в конце Пас­халь­ной утрени: «…Пусть никто не боится смерти, ибо осво­бо­дила нас Спа­сова смерть!… Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя победа?! .…Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ствует жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гробе! …» Тот святой, кому при­над­ле­жат эти слова, умирая про­из­нес: «Слава Богу за все».

Скорби и болезни вре­менны. Они закон­чатся. Вечная жизнь, вечная радость не закон­чатся нико­гда, если в этой вре­мен­ной жизни не отча­емся и не утра­тим веру, не угасим любовь. Вот для того, чтобы нас не одо­лело уныние, чтобы умно­жи­лась вера и любовь, соби­ра­емся мы вместе на общую молитву, просим помощи Божией. И не будем сомне­ваться, что обя­за­тельно полу­чим ее.

“Нескуч­ный сад”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки