Начать с самого легкого

про­то­и­е­рей Андрей Лоргус,
ректор Инсти­тута хри­сти­ан­ской пси­хо­ло­гии

Вопрос: «Как спа­стись заяд­лому греш­нику?».

Ответ про­то­и­е­рея:

Пере­жи­ва­ния и жалобы на состо­я­ние, когда грех бук­вально пре­сле­дует тебя и ты никак не можешь от него изба­виться, с моей точки зрения, часто свя­заны с завер­ше­нием пери­ода нео­фит­ства. Пер­во­на­чаль­ный опыт создает впе­чат­ле­ние полета, «как на кры­льях». Неофит впи­ты­вает все, как губка, а все время нео­фит­ства выгля­дит как сплош­ная череда пре­одо­ле­ний и радост­ных откры­тий. А дальше в какой-то момент воз­ни­кает тор­мо­же­ние, словно на чело­века начи­нает давить какой-то груз. Это может сопро­вож­даться и ощу­ще­нием охла­жде­ния к вере, и страш­ным ощу­ще­нием «при­вычки» к свя­тыне как к чему-то обы­ден­ному, и тяже­стью новых вопро­сов и сомне­ний. То, что раньше чело­века увле­кало и вос­хи­щало, — молит­вен­ная жизнь, бого­слу­же­ние — вдруг ста­вится под вопрос и начи­нает ощу­щаться как некая рутина. И чело­век вос­при­ни­мает это как кризис веры и, как и автор письма в редак­цию «Фомы», впа­дает в неко­то­рую панику, начи­нает пугаться: что со мной? Неужели я теряют веру и отсту­паю от Бога?

А на самом деле первое, что нужно понять: это кризис — как опре­де­лен­ный этап духов­ной жизни, соот­вет­ству­ю­щий опре­де­лен­ному духов­ному «воз­расту». И редко для кого духов­ная жизнь не сопро­вож­да­ется такими пери­о­дами. Нужно просто понять, что такой кризис несет для чело­века свою духов­ную пользу, допол­няет его знания, укреп­ляет навыки, зака­ляет его, помо­гает дальше про­дви­нуться в своем воцер­ко­в­ле­нии, в своих отно­ше­ниях с Богом. И здесь ни в коем случае нельзя пани­ко­вать и уны­вать.

Что при этом очень важно знать: уныние, или, говоря пси­хо­ло­ги­че­ским языком, депрес­сия от ощу­ще­ния, что грехи зада­вили, что нет уже той лег­ко­сти, с кото­рой ты раньше справ­лялся с собой, — это может озна­чать, что чело­веку явно не хва­тает духов­ного руко­вод­ства. Чело­век встре­тился с новыми для себя явле­ни­ями в духов­ной жизни, опыта борьбы с кото­рыми у него еще нет, и ему очень нужен совет того, кто этот этап уже прошел и знает, как дей­ство­вать в такой ситу­а­ции. Духов­ника, конечно же, найти не так просто. Но в любом случае нужно искать людей с духов­ным опытом, стре­миться к дружбе с дру­гими веру­ю­щими людьми, кото­рые имеют более глу­бо­кую и серьез­ную исто­рию духов­ной жизни, жизни в Церкви.

Еще одна очень важная при­вивка от уныния (а уныние здесь, в ситу­а­ции, кото­рую мы раз­би­раем, очень опас­ный враг): не надо чело­веку в этот момент рас­суж­дать, хоро­ший он хри­сти­а­нин или нет. Перед Богом нет лучших и худших. Поэтому очень важно, раз­мыш­ляя о своих грехах, не вста­вать в «пози­цию Бога» и пре­вра­щаться для самого себя в судью, грызть себя. Обра­тите вни­ма­ние, что пишет апо­стол Павел: Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправ­ды­ва­юсь; судия же мне Гос­подь (1Кор.4:3–4). Любые срав­не­ния себя с дру­гими людьми, и даже со свя­тыми, любые подоб­ные «сорев­но­ва­ния» не помо­гают, а только вредят.

И нако­нец, раз­мыш­ляя о каком-то грехе, кото­рый не уда­ется пре­одо­леть, нужно ста­раться разо­браться в том, явля­ется ли этот грех само­сто­я­тель­ным и про­из­воль­ным собы­тием, или он вызван какими-то дру­гими при­чи­нами. Надо уметь раз­би­раться в себе. Потому что иногда в основе тех или иных стра­стей или поро­ков могут лежать при­чины, кото­рые не явля­ются мисти­че­скими и зага­доч­ными, а свя­заны с нашим здо­ро­вьем, с невы­стро­ен­но­стью отно­ше­ний на работе, с кон­флик­том в семье, быто­выми обсто­я­тель­ствами нашей жизни и т. п. А мы об этой связи зача­стую не заду­мы­ва­емся. Напри­мер, одна моя зна­ко­мая посто­янно пере­жи­вала отно­си­тельно своей рас­се­ян­но­сти и несо­бран­но­сти: забы­вает испол­нять свои обе­ща­ния, посто­янно опаз­ды­вает, и так далее. И вот одна­жды она совер­шенно неожи­данно для себя выяс­нила, что у нее серьез­ное забо­ле­ва­ние эндо­крин­ной системы. Жен­щине назна­чили лече­ние, она стала при­ни­мать лекар­ства, и сосре­до­то­чен­ность, обя­за­тель­ность — всё к ней вер­ну­лось. Она пере­стала забы­вать о своих обе­ща­ниях, пере­стала опаз­дывать. То есть выяс­ни­лось, что речь шла не о ее про­ступ­ках, а просто она болела. Важно пони­мать, что в чело­веке все вза­и­мо­свя­занно, и одна про­блема может тянуть за собой другую.

И еще один важный момент: в духов­ной жизни важно пра­вильно рас­ста­вить акценты. Избав­ле­ние от всех грехов — это не само­цель. Глав­ное в духов­ной жизни — это раз­ви­тие отно­ше­ний с Богом, это бого­об­ще­ние. По мере обре­те­ния духов­ного опыта откры­ва­ется воз­мож­ность пре­одо­ле­вать стра­сти и грехи. Поэтому во главу угла поставьте именно эту, самую глав­ную цель: быть с Богом.

А кроме того, не пытай­тесь все грехи и стра­сти пре­одо­леть одно­вре­менно, най­дите самый легкий для вас грех, дей­стви­тельно пре­одо­ли­мую страсть, и пре­одо­лейте ее. Опыт победы над чем-то легким даст вам воз­мож­ность удо­сто­ве­риться в своих силах. А дальше надо браться за что-то сле­ду­ю­щее, но посиль­ное. Делайте то, что можете делать здесь и сейчас. Можете раньше вста­вать, чтобы не опаз­ды­вать на работу? Пре­красно! То, что вы встали чуть раньше, поз­во­лит про­честь вам хотя бы одну молитву из две­на­дцати? Пре­красно! Читайте эту одну молитву, и так далее. Дви­гай­тесь шаг за шагом. И не уны­вайте.

журнал “Фома”

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки