Уныние

***

Уны́ние – вре­мен­ное состо­я­ние или уко­ре­нив­ша­яся гре­хов­ная страсть, про­яв­ля­ю­ща­яся как чув­ство ярко выра­жен­ной неудо­вле­тво­рён­но­сти и опу­сто­ше­ния (в отли­чие печали), заклю­ча­ю­ща­яся в рас­слаб­ле­нии сил чело­ве­че­ской души и неже­ла­нии тру­диться ради своего спа­се­ния в веч­но­сти.

Формы про­яв­ле­ния уныния:

  1. без­участ­ность к молитве, хра­мо­вому бого­слу­же­нию;
  2. лень, ослаб­ле­ние духов­ной рев­но­сти; в рамках ино­че­ства, мона­ше­ства — охла­жде­ние к подвиж­ни­че­ской жизни вплоть до пол­ного разо­ча­ро­ва­ния и воз­ник­но­ве­ния жела­ния оста­вить мона­стырь;
  3. суета, мно­го­де­ла­ние, раз­вле­че­ния, даже труды на пользу ближ­них, стрем­ле­ние внеш­ним дела­нием уйти от внут­рен­ней духов­ной жизни.

Из опыта жизни Церкви известно, что унынию могут под­вер­гаться и довольно стой­кие, рев­ност­ные хри­сти­ане. Имея это в виду, апо­стол Павел, обра­ща­ясь к своим собра­тьям по вере, наро­чито обра­щал их вни­ма­ние, чтобы они, взирая на его скорби, не уны­вали (Еф.3:13).

Послед­ствия:

Даже по меркам мир­ской, обы­ден­ной жизни уныние при­зна­ётся довольно опас­ным пси­хо­ло­ги­че­ским состо­я­нием.

Уныние может спо­соб­ство­вать быст­рой утом­ля­е­мо­сти, рас­се­я­нию памяти и вни­ма­ния, потере инте­реса к насущ­ным про­бле­мам, про­фес­си­о­наль­ным и семей­ным обя­зан­но­стям. Нередко оно служит фак­то­ром, про­во­ци­ру­ю­щим депрес­сии или, что хуже, суи­ци­даль­ные настро­е­ния.

Доста­точно рас­про­стра­нен­ным спут­ни­ком уныния бывает жела­ние уто­пить грусть в ста­кане, залить тоску алко­го­лем, отвлечься, забыться в уве­се­ли­тель­ных заве­де­ниях. Однако, такое народ­ное сред­ство «помо­гает» лишь нена­долго. В ряде слу­чаев это при­во­дит к дли­тель­ным запоям. Пьян­ство уже и само по себе губи­тельно и для духов­ного, и для физи­че­ского здо­ро­вья, а сопро­вож­да­е­мое стра­стью уныния часто при­во­дит к куда более пла­чев­ному резуль­тату: эмо­ци­о­наль­ному выго­ра­нию, дегра­да­ции лич­но­сти, кон­флик­там и пр.

В рамках рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти уныние пре­пят­ствует над­ле­жа­щему испол­не­нию хри­сти­ан­ского дела­ния. Во время част­ного моле­ния или хра­мо­вого бого­слу­же­ния оно мешает внут­рен­нему сосре­до­то­че­нию, спо­соб­ствует блуж­да­нию и рас­се­и­ва­нию помыс­лов; в более острых формах уныние может пере­ра­сти в отча­я­ние и даже вовсе отвлечь чело­века от Церкви.

Про­ти­во­по­лож­ные унынию доб­ро­де­тели суть радость о Гос­поде, трез­ве­ние, надежда и упо­ва­ние на Боже­ствен­ный Про­мысл.

Методы борьбы:

Методы борьбы с уны­нием могут опи­раться как на пси­хо­ло­ги­че­ские, так и на аске­ти­че­ские сред­ства.

В каче­стве пси­хо­ло­ги­че­ских средств реко­мен­ду­ется: не опус­кать рук; нагру­жать себя, по мере сил, полез­ным трудом (в том числе — нра­вя­щимся, люби­мым делом); ста­раться при­дер­жи­ваться режима дня, рас­по­рядка; не замы­каться в себе, не отстра­няться от обще­ния с близ­кими; не зацик­ли­ваться на пред­мете печали, ста­раться отвле­каться от угне­та­ю­щих, мрач­ных мыслей посред­ством полез­ных и инте­рес­ных заня­тий (чтения, физ­куль­туры, про­гу­лок на свежем воз­духе); избе­гать злост­ных совет­чи­ков-туне­яд­цев и др.

Важ­ней­шим хри­сти­ан­ским (аске­ти­че­ским) сред­ством к пре­одо­ле­нию уныния явля­ется молитва (хотя бы она осу­ществ­ля­лась и через усилие, через «не хочу»). В Еван­ге­лии молитва прямо про­ти­во­по­став­ля­ется этому греху: «должно всегда молиться и не уны­вать» (Лк.18:1). Кроме того, уныние, как и любой грех, тре­бует пока­я­ния. По воз­мож­но­сти нужно ста­раться ходить в храм, участ­во­вать в обще­ствен­ных молит­вах, в Таин­ствах Церкви, про­сить молит­вен­ного поми­но­ве­ния у ближ­них.

про­то­и­е­рей Вале­риан Кре­че­тов:
– Как бороться с уны­нием, если даже нет сил на молитву?
– Ну, что значит, нет сил на молитву? Невоз­можно про­из­не­сти «Гос­поди Иисусе Христе, Сыне Божий, поми­луй мя, греш­ного»? Вполне воз­можно. Или: «Боже, мило­стив буди мне, греш­ному». И это можно. Ну, если засы­па­ешь – поспи. Проснешься, опять молись. А чего уны­вать? Здесь всё про­хо­дит. Помните кольцо Соло­мона: «Всё про­хо­дит, прой­дет и это». Каждый момент – вот мы сейчас гово­рим – а он уже про­хо­дит. И так вся жизнь. Поэтому мучить себя тем, что уже про­хо­дит, не стоит. Тем, что прошло, совсем безумно. А тем, что еще не насту­пило, – тем более. Этого нет еще, зачем же стра­дать?

***

«Уныние есть рас­слаб­ле­ние души и изне­мо­же­ние ума, кле­вет­ник на Бога — будто Он неми­ло­сер­ден и нече­ло­ве­ко­лю­бив».
пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник

«Уныние есть тяжкое муче­ние души, неиз­ре­чен­ная мука и нака­за­ние более горь­кое, чем всякое нака­за­ние и муче­ние».
свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст

«Чело­век, кото­рый не верит в Бога и в буду­щую жизнь, под­вер­гает свою бес­смерт­ную душу веч­ному осуж­де­нию и живет без уте­ше­ния в этой жизни. Ничто не может его уте­шить. Он боится поте­рять жизнь, муча­ется, идет к пси­хи­ат­рам, кото­рые дают ему таб­летки и сове­туют пораз­влечься. Он при­ни­мает таб­летки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмот­реть досто­при­ме­ча­тель­но­сти и забыть боль».
прп. Паисий Свя­то­го­рец

«Стра­дают ли уны­нием греш­ники, не радя­щие о спа­се­нии души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-види­мому, жизнь их состоит боль­шею частью из забав и утех. Даже по всей спра­вед­ли­во­сти можно ска­зать, что внут­рен­нее недо­воль­ство и тайная тоска есть посто­ян­ная доля греш­ни­ков. Ибо совесть, сколько бы ни заглу­шали ее, как червь точит сердце. Неволь­ное, глу­бо­кое пред­чув­ствие буду­щего суда и воз­да­я­ния также тре­во­жит душу греш­ную и огор­чает для нее безум­ные утехи чув­ствен­но­сти. Самый зако­ре­не­лый греш­ник по вре­ме­нам чув­ствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудер­жи­мая наклон­ность неве­ру­ю­щих к непре­стан­ным раз­вле­че­ниям, к тому, чтоб забы­ваться и быть вне себя. Что ска­зать неве­ру­ю­щим об их унынии? Оно благо для них, ибо служит при­зы­ва­нием и побуж­де­нием к пока­я­нию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо сред­ство к осво­бож­де­нию от сего духа уныния, доколе не обра­тятся на путь правды и не испра­вят себя и своих нравов. Сует­ные удо­воль­ствия и радо­сти земные нико­гда не напол­нят пустоты сер­деч­ной: душа наша про­стран­нее всего мира. Напро­тив, с про­дол­же­нием вре­мени плот­ские радо­сти поте­ряют силу раз­вле­кать и обаять душу и обра­тятся в источ­ник тяже­сти душев­ной и скуки».
свт. Инно­кен­тий Хер­сон­ский

«Нет хуже греха, и ничего нет ужас­нее и пагуб­нее духа уныния».
прп. Сера­фим Саров­ский

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки