Array ( )

Намерение

Литература по теме

Намере́ние — замысел, желание совершить что-либо или, напротив, решение (замысел) не совершать чего-либо (например, грешного дела).

Святитель Иоанн Златоуст: «Спаситель назначает наказание или награду не за совершение дела, но за намерение творящего».

Если Бог от вечности знает о каждом нашем намерении, то не значит ли это, что мы не свободны их изменять?

Мнение о том, что предведение Божье о наших намерениях сковывает нашу свободу, основано на ложном представлении о Боге (на ложной интерпретации учения о Божественных свойствах) с одной стороны и о человеке с другой. Если Бог, полагают сторонники этого мнения, с точностью знает, о чём именно и в какой именно момент подумает тот или иной человек, значит сам человек только об этом и может подумать, ведь в противном случае придётся признать, что всведущий и не ошибающийся Бог всё же ошибся.

Опасность этого довода состоит в том, что в связь с православным учением о Божественном всеведении поставляется еретическое учение о Божественном предопределении.

В своё время почву для развития этого учения подготовил блаженный Августин, который, возражая еретикам, пелагианам, минимизировавшим роль благодати в деле личного спасения, выдвинул учение, минимизировавшее роль свободы и личных усилий (в деле спасения) самого человека. Хотя он и не перешёл допустимую черту, не учил о Божественном предопределении как о фатуме, тем не менее близко подошёл к ней в своих рассуждениях.

Впоследствии это учение развили и усволи кальвинисты. В их понимании, человек сам собой ни на что доброе не способен, даже на добрые мысли и желания (не говоря уже о делах). Всё то доброе, что делает человек, думают кальвинисты, предопределено, равно как предпределены и судьбы злодеев.

В чём ошибочность такого странного мнения? Бог, согласно Православному учению, и действительно знает всё, включая частные мысли и желания каждого человека. Однако Он знает их именно по всеведению, а не в силу того, что будто бы заранее их предопределил. Человек свободен в выборе своих решений, волен принять одно или другое. В этом отношении он не скован фатумом, роком, судьбой. Но Богу известно, как именно он проявит свою свободу, какие мысли, желания, намерения будет иметь в тот или иной момент.

***

Вспомним пословицу «Благими намерениями выстлана дорога в ад». Она восходит к выражению английского богослова XVII в. Джорджа Герберта «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон добрыми намерениями и желаниями». Выражение означает, что добрых намерений значительно больше, чем добрых дел. Потому, что «желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое» (Рим.7:18–21).

Цитаты о намерении

«Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом».
Прит.19:21

«По внутреннему состоянию сердечному судится перед Богом всякое дело. И хотя бывает, что дело внешне кажется добрым, но если происходит от намерения недоброго и непотребного, – перед Богом осуждается как непотребное. Намерение – как основание, на котором дело созидается. И каково намерение, таково и дело: если доброе намерение – доброе дело, если злое намерение – злое и дело совершаемое. Отсюда следует, что никого ни хвалить, ни ругать безрассудно не должны мы. Поскольку внутреннего человеческого состояния и намерения никто, кроме одного Бога, знать не может. Кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем (1Кор.2:11)? Ибо часто бывает, что безумно хвалим того, кто перед Богом окаянен и потому на самом деле мерзок; осуждаем того, которого Бог оправдывает, и оправдываем несмысленно того, кого Бог осуждает, и потому грешим».
свт. Тихон Задонский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka