Намерение

***

Намере́ние — замы­сел, жела­ние совер­шить что-либо или, напро­тив, реше­ние (замы­сел) не совер­шать чего-либо (напри­мер, греш­ного дела).

Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст: «Спа­си­тель назна­чает нака­за­ние или награду не за совер­ше­ние дела, но за наме­ре­ние тво­ря­щего».

***

Если Бог от веч­но­сти знает о каждом нашем наме­ре­нии, то не значит ли это, что мы не сво­бодны их изме­нять?

Мнение о том, что пред­ве­де­ние Божье о наших наме­ре­ниях ско­вы­вает нашу сво­боду, осно­вано на ложном пред­став­ле­нии о Боге (на ложной интер­пре­та­ции учения о Боже­ствен­ных свой­ствах) с одной сто­роны и о чело­веке с другой. Если Бог, пола­гают сто­рон­ники этого мнения, с точ­но­стью знает, о чём именно и в какой именно момент поду­мает тот или иной чело­век, значит сам чело­век только об этом и может поду­мать, ведь в про­тив­ном случае при­дётся при­знать, что всве­ду­щий и не оши­ба­ю­щийся Бог всё же ошибся.

Опас­ность этого довода состоит в том, что в связь с пра­во­слав­ным уче­нием о Боже­ствен­ном все­ве­де­нии постав­ля­ется ере­ти­че­ское учение о Боже­ствен­ном пред­опре­де­ле­нии.

В своё время почву для раз­ви­тия этого учения под­го­то­вил бла­жен­ный Авгу­стин, кото­рый, воз­ра­жая ере­ти­кам, пела­ги­а­нам, мини­ми­зи­ро­вав­шим роль бла­го­дати в деле лич­ного спа­се­ния, выдви­нул учение, мини­ми­зи­ро­вав­шее роль сво­боды и личных усилий (в деле спа­се­ния) самого чело­века. Хотя он и не пере­шёл допу­сти­мую черту, не учил о Боже­ствен­ном пред­опре­де­ле­нии как о фатуме, тем не менее близко подо­шёл к ней в своих рас­суж­де­ниях.

Впо­след­ствии это учение раз­вили и усволи каль­ви­ни­сты. В их пони­ма­нии, чело­век сам собой ни на что доброе не спо­со­бен, даже на добрые мысли и жела­ния (не говоря уже о делах). Всё то доброе, что делает чело­век, думают каль­ви­ни­сты, пред­опре­де­лено, равно как пред­пре­де­лены и судьбы зло­деев.

В чём оши­боч­ность такого стран­ного мнения? Бог, согласно Пра­во­слав­ному учению, и дей­стви­тельно знает всё, вклю­чая част­ные мысли и жела­ния каж­дого чело­века. Однако Он знает их именно по все­ве­де­нию, а не в силу того, что будто бы зара­нее их пред­опре­де­лил. Чело­век сво­бо­ден в выборе своих реше­ний, волен при­нять одно или другое. В этом отно­ше­нии он не скован фату­мом, роком, судь­бой. Но Богу известно, как именно он про­явит свою сво­боду, какие мысли, жела­ния, наме­ре­ния будет иметь в тот или иной момент.

***

Вспом­ним посло­вицу «Бла­гими наме­ре­ни­ями выстлана дорога в ад». Она вос­хо­дит к выра­же­нию англий­ского бого­слова XVII в. Джор­джа Гер­берта «Hell is full of good meaning and wishings» — «Ад полон доб­рыми наме­ре­ни­ями и жела­ни­ями». Выра­же­ние озна­чает, что добрых наме­ре­ний зна­чи­тельно больше, чем добрых дел. Потому, что «жела­ние добра есть во мне, но чтобы сде­лать оное, того не нахожу. Доб­рого, кото­рого хочу, не делаю, а злое, кото­рого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живу­щий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, при­ле­жит мне злое» (Рим.7:18–21).

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки