Намерение

(2 голоса5,0 из 5)

 

Намере́ние — замысел, желание совершить что-либо или, напротив, решение (замысел) не совершать чего-либо (например, грешного дела).

Святитель Иоанн Златоуст: «Спаситель назначает наказание или награду не за совершение дела, но за намерение творящего».

Если Бог от вечности знает о каждом нашем намерении, то не значит ли это, что мы не свободны их изменять?

Мнение о том, что предведение Божье о наших намерениях сковывает нашу свободу, основано на ложном представлении о Боге (на ложной интерпретации учения о Божественных свойствах) с одной стороны и о человеке с другой. Если Бог, полагают сторонники этого мнения, с точностью знает, о чём именно и в какой именно момент подумает тот или иной человек, значит сам человек только об этом и может подумать, ведь в противном случае придётся признать, что всведущий и не ошибающийся Бог всё же ошибся.

Опасность этого довода состоит в том, что в связь с православным учением о Божественном всеведении поставляется еретическое учение о Божественном предопределении.

В своё время почву для развития этого учения подготовил блаженный Августин, который, возражая еретикам, пелагианам, минимизировавшим роль благодати в деле личного спасения, выдвинул учение, минимизировавшее роль свободы и личных усилий (в деле спасения) самого человека. Хотя он и не перешёл допустимую черту, не учил о Божественном предопределении как о фатуме, тем не менее близко подошёл к ней в своих рассуждениях.

Впоследствии это учение развили и усволи кальвинисты. В их понимании, человек сам собой ни на что доброе не способен, даже на добрые мысли и желания (не говоря уже о делах). Всё то доброе, что делает человек, думают кальвинисты, предопределено, равно как предпределены и судьбы злодеев.

В чём ошибочность такого странного мнения? Бог, согласно Православному учению, и действительно знает всё, включая частные мысли и желания каждого человека. Однако Он знает их именно по всеведению, а не в силу того, что будто бы заранее их предопределил. Человек свободен в выборе своих решений, волен принять одно или другое. В этом отношении он не скован фатумом, роком, судьбой. Но Богу известно, как именно он проявит свою свободу, какие мысли, желания, намерения будет иметь в тот или иной момент.

Рейтинг@Mail.ru