Недальнови́дность в духовном смысле – неспособность человека видеть последствия совершаемого вопреки голосу совести; неспособность видеть последствия отступлений от норм Закона Божия
В духовном отношении недальновидность может выражаться в нерадении о спасении, в безразличии к тому, что в значительной мере обусловливает загробную участь человека.
О цели, которую Бог поставил человеку
Бог поставил человеку цель – достичь вечной блаженной жизни в единстве с Богом. Эта цель превосходит все цели, касающиеся временной жизни на земле. Она не может быть достигнута человеком с опорой исключительно на естественные средства и на его собственные силы. Для ее достижения требуется особенная Божественная помощь. Все необходимые для этого благодатные средства имеются у Православной Церкви.
Согласно православному вероучению, существование человека не заканчивается со смертью тела, а только принимает новую форму бытия, в рамках которой его душа продолжает существовать отдельно от тела. Но и это состояние не является окончательным, поскольку православные христиане ожидают воскресения мертвых и Страшного Суда, после чего праведники будут блаженствовать в единстве с Богом и между собой, а грешники испытывать муки. Земная жизнь человека, ценная сама по себе, является в то же время периодом его подготовки к жизни вечной. Вечная участь человека будет зависеть от того, как он проживёт сою земную жизнь.
Земная жизнь, прожитая в согласии с законом Божьим и с осознанием ее вечной перспективы, позволяет человеку получить вечную награду, которая дается Богом в соответствии с совершенными при жизни добрыми делами. Напротив, жизнь, проживаемая по страстям и похотям, ведёт человека к печальному концу и вечным страданиям после смерти.
Обличение духовной недальновидности в Евангелии
Недальновидность людей, которые ограничивают цель жизни приобретением временных благ или проявляют нерадение о спасении в вечности, неоднократно обличается в евангельских притчах.
В частности, притча Иисуса Христа о неразумном богаче, который чрезмерно заботился о своем благополучии, завершается словами Бога, обращенными к этому богачу: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20). И далее делается вывод: «Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21).
В притче о десяти девах, неразумные девы, которые не заботились о том, чтобы должным образом подготовиться к встрече жениха, остаются за дверями свадебного пира (Мф.25:1-13).
В притче о талантах, рассудительные слуги увеличили количество врученных им хозяином денег, а малодушный слуга не стал этого делать, за что был наказан хозяином (Мф.25:14-30).
В другой притче, сравниваются две потенциально возможные формы деятельности управляющего во время отсутствия господина: радение о слугах господина и злоупотребление своим положением (Мф.24:45-51).
Некоторые из этих притчей показывают, что человек может быть осуждён не только за совершение злых дел, но и за несовершение тех добрых дел, которые ему надлежало совершить.
Комментировать