Воскресение мертвых

***

Воскресе́ние мёрт­вых (греч. ανάστασης — ана́стасис, «вос­ста­нов­ле­ние» или «вос­ста­ние») – вос­ста­нов­ле­ние физи­че­ских тел людей в новом состо­я­нии, име­ю­щее насту­пить со вторым при­ше­ствием Иисуса Христа. Вос­кре­се­ние мерт­вых, по словам апо­стола Павла, про­изой­дет во мгно­ве­нье ока (1Кор. 15:52).

Про­ло­гом вос­кре­се­ния мерт­вых явля­ется вос­кре­се­ние Нового Адама – Бого­че­ло­века Иисуса Христа. Своим крест­ным подви­гом и смер­тью, а затем после­ду­ю­щим вос­кре­се­нием Гос­подь пре­об­ра­зил чело­ве­че­ское есте­ство и открыл путь вос­кре­се­ния всем людям.

В тоже время иску­пи­тель­ное дело Бого­че­ло­века не отме­нило чело­ве­че­ской сво­боды. Чело­век доб­ро­вольно при­ни­мает или отвер­гает подвиг Бого­че­ло­века, доб­ро­вольно сле­дует путем веры, пока­я­ния и очи­ще­ния от стра­стей, или про­дол­жает раз­ви­вать свои стра­сти, всту­пая во вражду с Богом. При­ни­мая подвиг Бого­че­ло­века, хри­сти­а­нин при­зы­ва­ется в чем-то повто­рить Его жизнь – соуме­реть со Хри­стом, доб­ро­вольно рас­пять свои стра­сти и похоти в этом мире, пре­об­ра­зиться испол­не­нием еван­гель­ских запо­ве­дей. Для под­ви­за­ю­ще­гося хри­сти­а­нина вос­кре­се­ние ока­жется «вос­кре­се­нием жизни» – такой чело­век на суд не при­хо­дит, ибо пере­шел от смерти в жизнь (Ин. 5:24–29; 8:51). Что же каса­ется отверг­нув­шего Бога чело­века, то для него также насту­пит вос­кре­се­ние, но как «вос­кре­се­ние осуж­де­ния» (Ин. 5:29).

Таким обра­зом, в вос­кре­се­ние мерт­вых про­изой­дет вос­ста­нов­ле­ние чело­ве­че­ской при­роды во всей пол­ноте – чело­ве­че­ские души соеди­няться с чело­ве­че­скими телами. Однако греш­ники будут отчуж­дены от Бога отсут­ствием соб­ствен­ной реши­тель­ной воли к добру. Бог дей­стви­тельно будет во всех, «но только в святых Он будет пре­бы­вать «мило­стиво», а в нече­сти­вых – «неми­ло­стиво»», – гово­рит св. Максим Испо­вед­ник.

Бог Своей Силой вос­кре­сит мерт­вых нетлен­ными, а тело вос­крес­шего будет нетленно и бес­смертно, вслед­ствие чего оно не будет нуж­даться ни в пище, ни в питии. По словам св. апо­стола Павла: «наше же житель­ство на небе­сах, откуда мы ожи­даем и Спа­си­теля Гос­пода Иисуса, Кото­рый уни­чи­жен­ное тело наше пре­об­ра­зит сооб­разно с телом Своей славы так, как Он может по дей­ствию силы Своей» (Флп. 3:20–21).

«Какое же это «уни­чи­жен­ное тело», кото­рое Гос­подь пре­об­ра­зит сооб­разно телу славы Своей?», – спра­ши­вает св. Ириней Лион­ский. – Оче­видно, что тело, кото­рое есть плоть, пада­ю­щая на землю и уни­чи­жа­е­мая. Пре­об­ра­же­ние же ее (состоит в том), что она, смерт­ная и тлен­ная, сде­ла­ется бес­смерт­ною и нетлен­ною, не по своей соб­ствен­ной сущ­но­сти, но по дей­ствию Гос­пода, могу­щего смерт­ное облечь в бес­смерт­ное и тлен­ное в нетле­ние». Следуя св. Ефрему Сирину, истол­ко­вы­ва­ю­щему те же слова апо­стола, Гос­подь «в день вос­кре­се­ния нашего «пре­об­ра­зит тело уни­же­ния нашего», кото­рое внутри в пре­ис­под­ней (в могиле) ста­но­вится прахом ничтож­ным, – «и соде­лает» его «сооб­раз­ным телу славы Своей», то есть бес­смерт­ной жизни, коею облек Он «по силе могу­ще­ства Своего, дабы мог Он под­чи­нить Себе все». Св. Иоанн Дамас­кин учит, что по вос­кре­се­нии «спа­сен­ные полу­чат тело неиз­мен­ное, бес­страст­ное, тонкое, каково было тело Гос­подне после Вос­кре­се­ния, про­хо­див­шее через запер­тые двери, не утом­ля­ю­ще­еся, не нуж­да­ю­ще­еся в пище, сне и питье». Св. Иоанн Зла­то­уст, следуя Св. Писа­нию, гово­рит о пре­об­ра­жен­ном теле пра­вед­ни­ков в сим­во­лах света: «…Каковы будут вос­крес­шие из мерт­вых? Послу­шай Самого Гос­пода твоего, Кото­рый гово­рит: «тогда пра­вед­ницы про­све­тятся, яко солнце, в цар­ствии Отца их» (Мф. 13:43). Нужно ли мне упо­ми­нать о блеске сол­неч­ном? Так как веру­ю­щие должны пре­об­ра­зиться сооб­разно с свет­ло­стью Самого Христа Гос­пода, как сви­де­тель­ствует апо­стол Павел: «наше житие», гово­рит он, «на небе­сах есть, ото­нуду же и Спа­си­теля ждем, Гос­пода нашего Иисуса Христа, иже пре­об­ра­зит тело сми­ре­ния нашего, яко быти сему сооб­разну телу славы Его» (Флп. 3:20–21), – то пре­об­ра­зится, без сомне­ния, эта смерт­ная плоть сооб­разно со свет­ло­стию Христа, смерт­ное обле­чется в бес­смер­тие, посе­ян­ное в немощи потом вос­ста­нет в силе (ср. 1Кор. 15:43)». Св. Мака­рий Еги­пет­ский также счи­тает тела вос­крес­ших пра­вед­ни­ков све­то­нос­ными, ука­зы­вая, что они будут сопри­частны нетвар­ному сиянию, кото­рым бли­стала на Фаворе плоть Гос­пода: «Как тело Гос­пода, когда взошел Он на гору и пре­об­ра­зился в Боже­скую славу и в бес­ко­неч­ный свет, так и тела святых про­слав­ля­ются и дела­ются бли­ста­ю­щими. Ибо как внут­рен­няя слава была тогда рас­про­стерта на теле Хри­сто­вом и вос­си­яла, точно так же и во святых сущая внутри сила Хри­стова в оный день будет пре­из­ли­ваться вовне – на тела их, потому что еще ныне умом своим при­ча­ща­ются они от Его сущ­но­сти и есте­ства».

По учению свв. Отцов, тела нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков не станут телами Боже­ствен­ной славы, какими будут обла­дать пра­вед­ники. Тела нерас­ка­ян­ных греш­ни­ков будут отра­жать гнез­дя­щи­еся в них стра­сти, вос­со­зда­вать внут­рен­ний мир пре­ступ­ни­ков Боже­ствен­ных запо­ве­дей, будут вну­шать отвра­ще­ние. По слову бла­жен­ного Фео­до­рита, достой­ные небес обле­кутся небес­ной славою, а недо­стой­ные, име­ю­щие в помыш­ле­ниях лишь земное, «примут оде­я­ние, соот­вет­ствен­ное про­из­во­ле­нию».

***

Свт. Иоанн Зла­то­уст заме­чает: «Смерть… у нас дво­я­кая; потому и вос­кре­се­ние должно быть дво­я­кое. Мы, умер­шие дво­я­кой смер­тью, вос­кре­саем и дво­я­ким вос­кре­се­нием. Одним мы вос­кресли пока от греха, ибо погреб­лись вместе с Ним в кре­ще­нии и вос­стали вместе с Ним чрез кре­ще­ние. Это одно вос­кре­се­ние — осво­бож­де­ние от грехов; а второе вос­кре­се­ние — вос­кре­се­ние тела».

«Вос­кре­се­ние души — это ее соеди­не­ние с Жизнью, Кото­рая есть Хри­стос», — пишет прп. Симеон Новый Бого­слов — «как тело мерт­вое, если не вос­при­мет и не сольется с душою неким обра­зом нес­ли­янно, не бывает и не име­ну­ется живым и жить не может, так и душа не может жить сама по себе, если не соеди­нится неиз­ре­чен­ным соеди­не­нием и не соче­та­ется нес­ли­янно с Богом, Кото­рый воис­тину есть Жизнь Вечная».

***

См. ИИСУС ХРИ­СТОС, ВОС­КРЕ­СЕ­НИЕ ХРИ­СТОВО, СТРАШ­НЫЙ СУД, АД, РАЙ, ВЕЧ­НОСТЬ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки