игумен Кирилл (Сахаров)
О крестовых походах на Святую Землю

В детстве одной из самых любимых моих книг была «Книга для чтения по Истории Средних веков». В этой книге, в частности, красочно описывались крестовые походы на Святую Землю для освобождения Гроба Господня и других святынь Иерусалима, находившихся под властью мусульман. Детская память цепка, в ней ярко и образно запечатлеваются прочитанные страницы книг. Огненная проповедь папы Урбана в ноябре 1095 года с ярким описанием бедственного положения христиан на Святой Земле, поругания святынь Иерусалима, что является позором для христиан и т.п. Халиф Аль-Хаким велел в 1009 году разрушить храм Святого Гроба. Уже тогда, под впечатлением этого события, папа Сергий IV проповедовал священную войну, но безуспешно (по смерти Аль-Хакима, впрочем, разрушенные храмы были восстановлены). Утверждение в Палестине турок сделало паломничества христиан гораздо более трудными, дорогими и опасными: пилигримам гораздо чаще приходилось становиться жертвами мусульманского фанатизма. Рассказы возвращавшихся паломников развивали в религиозно настроенных массах западного христианства чувство скорби о печальной участи святых мест и сильное негодование. «Как вы, военные люди, на это можете спокойно смотреть?!» — обращался папа к слушателям.

Папа обещал прощение грехов участникам похода. Народ рыдал и тут же нашивал кресты на свои плащи и выражал готовность выступить в поход. Истинным вдохновителем массового крестового похода стал простой нищий отшельник Пётр Амьенский, по прозвищу Пустынник. При посещении Голгофы и Гроба Господня, зрелище всяческих притеснений палестинских братьев по вере возбудило в нём сильнейшее негодование. Добившись от патриарха писем с мольбой о помощи, Пётр отправился в Рим к папе Урбану II„ а затем, надев рубище, без обуви, с непокрытой головой и распятием в руках — по городам и весям Европы, проповедуя где только можно, о походе для освобождения христиан и Гроба Господня. Простые люди, тронутые его красноречием, принимали Петра за святого, считали счастьем даже отщипнуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким образом, идея распространилась весьма широко и стала популярной.

Говоря о трагическом разделении Запада и Востока, обычно упоминают 1054 год. Кардинал Гумберт тогда даже обвинял греков, что они изъяли «фелиокве» из Символа веры (!). Он положил буллу с отлучением и извержением из сана Константинопольского патриарха Михаила. Выходя из храма святой Софии, отряс прах с своих ног. Между тем у папских легатов таких полномочий не было, они не имели такой власти, т.к. пославший их папа был уже мертв.

Представляется, что в известном мире эта дата раскола — 1054 год, условна. Ведь и до этого не раз возникали средостения. В указанном году была предпринята одна из попыток урегулировать отношения (папу не поминали в Константинополе с 1009 года). Попытка оказалась неудачной. Интересно, что в нашем календаре имеется праздник в честь перенесения мощей свт. Николы Чудотворца. Это событие произошло в 1089 году — через 35 лет после формальной даты разделения. Как известно, мощи Святителя были перенесены из Мир Ликийских в Бари христианскими энтузиастами с Запада.

Возвращаясь к крестовым походам, можно утверждать, что их роль в трагедии разделения была очень значительна. Независимо от несомненно присутствовавших, идеалистических мотивах у их участников (конечно, помимо истинного благочестия была и жажда приключений и новых владений). Крестовые походы усугубили раскол, сделали его необратимым, особенно благодаря печальной памяти 4‑му крестовому походу, приведшему к погрому Царьграда в 1204 году. Наверное, впервые Запад и Восток так близко, лицом к лицу встретились. Очевидно, что на православных греков латинские епископы и священники на конях и в доспехах, грабежи крестоносцев, произвели не самое благоприятное впечатление. Вместо реальной помощи восточные христиане подверглись вторжению. Крестоносцы вели себя на территории Византии как оккупанты. Греки даже были вынуждены заключать перемирия с мусульманами, за что их потом обвиняли в предательстве.

В 1145 году по призыву папы Евгения был объявлен второй крестовый поход. Росту энтузиазма способствовала яркая проповедь Бернара Клервосского. Он даже вопреки воле папы поехал уговаривать германского императора Конрада выступить в поход. Бернар произвел сильное впечатление на императора, говоря о Христе, Которому наносят раны.

Кстати, Восток был намного выше Запада в культурном отношении. Константинополь, располагавшийся на огромной площади и имевший не менее одного миллиона жителей, был несравненно больше Лондона и Парижа, в которых проживало по несколько десятков тысяч горожан. Чередовались победы и поражения, гибли десятки тысяч людей с обеих сторон. Не меньше, чем в сражениях, гибли от жажды и голода, болезней. Главным успехом, конечно, было взятие Иерусалима в результате первого крестового похода. Крестоносцы организовали четыре государства на захваченных территориях. Православный Кипр, помогавший крестоносцам, был, однако, подвергнут погрому с их стороны. Страдали православные священники и епископы, изгоняемые крестоносцами. Страдали они и от турок. Так, например, при осаде Антиохии они подвешивали на городской стене Антиохийского патриарха Симеона, избивали его и морили в темнице. Зверства были с обеих сторон. Так, при взятии Иерусалима, крестоносцы вырезали всех мусульман — кровь лилась рекой. Очень много погибло местных христиан. Интересно, что копты — восточные христиане — нехалкодониты с благодарностью вспоминают военачальника мусульман Саладина, который их защищал. Жестокость крестоносцев вызывала исламский фанатизм. Антиохийский патриарх Симеон был изгнан, вместо него объявился латинский патриарх. Когда греческие священники были изгнаны из храма Гроба Господня, то не сошел Благодатный огонь. Успеху крестоносцев способствовало то, что исламский мир был разделен, имели место междоусобицы. Как только он консолидировался, то чаша весов стала склоняться в сторону противников крестоносцев. Запомнилась такая картина отступающей армии рыцарей. Они в изнеможении, их томит жажда, ибо все колодцы были уничтожены. Утром противник зажег траву, и войско крестоносцев бросилось с горы в атаку. Мусульмане расступились, и крестоносцы оказались у подножия горы — в гору наступать им было нереально. Произошло кровавое побоище… Попавшие в плен рыцари были казнены, а простецы обращены в рабство. Надо признать, что Саладин, в отличие от ряда полководцев-крестоносцев, придерживался своего слова: если противник сдавался без боя, то его миловали. Кто из находившихся в осаде хотел уйти — пропускал. Старался избегать излишней жестокости. Саладин изгонял латинских священников и возвращал православных.

Произошла большая трагедия — была утрачена большая часть Древа Животворящего Креста Господня — сохранились только его многочисленные частицы. В 1187 году по призыву папы Григория был объявлен третий крестовый поход. Здесь особо важно упомянуть знаменитого немецкого полководца Фридриха Барбароссу. Он написал Саладину: « Верни христианам все, что захватил». Тот в ответ: «Приходи — разберемся». Сначала успех сопутствовал крестоносцам. В переговорах с Саладином они требовали освободить пленных и вернуть Крест Господень. Саладин просил отсрочки. Конечно, он мог и тянуть время — не только объективные причины были главными в этой отсрочке. Тогда 2700 мусульманских пленников были вырезаны. В ответ Саладин казнил всех пленных христиан. Опять кровь, кровь, кровь…

Особо тяжелыми были последствия четвертого крестового похода, который был предпринят в то время, когда в Византии были разброд и шатания. Римский папа Инннокентий Третий распорядился, чтобы все христиане сороковую часть своих доходов вложили в подготовку этого похода. Крестоносцы думали, что плывут в Египет, а прибыли в Константинополь. Часть из них возмутилась этим обстоятельством, но большинство не возражало. Существовал тайный план захвата Константинополя и дележа его богатств. Тринадцатого апреля 1204 года крестоносцы напали на город одновременно с суши и моря. Армии в городе не было. Наемники, которым долго не платили, отказались сопротивляться. После нескольких мелких стычек город был взят. Крестоносцы не щадили ни храмов ни монастырей, насиловали монахинь, кощунствовали в храме святой Софии. Здесь блудницы плясали на престоле. От города остались руины. Никогда столько добычи не попадало в руки завоевателей. В настоящее время во многих католических соборах Западной Европы можно видеть священные реликвии из Константинополя. Так, например, в соборе святого Марка в Венеции находится часть престола из золота из храма святой Софии. Римский папа сначала был обрадован, а после, узнав о разгроме,отлучил крестоносцев от причастия. В 1215 году состоялся Первый Латеранский Собор, который принял следующие решения:

  1. Греческий обряд использоваться будет временно.
  2. На все вакантные кафедры и в те места, где католики живут вместе с православными, будут поставлены латинские епископы.
  3. Греческие епископы могут оставаться на своих местах только после клятвы верности римскому папе.

Решения этого Собора свидетельствовали об окончательном отчуждении латинства. Примечательно, что папа Иоанн Павел Второй каялся за четвертый крестовый поход, приведший к погрому Константинополя, хотя это и произошло без ведома римских пап. Однако за Первый Латеранский Собор покаяния никогда принесено не было. Четвертый крестовый поход имел катастрофические последствия для христианской цивилизации, так как был разрушен заслон, ограждающий Европу от исламской угрозы. В итоге мусульмане дошли до ворот Вены. Наверное, лучше было бы помогать Византии, а не подрывать ее силы. Последний (девятый) крестовый поход состоялся в начале 70‑х годов 13 века.

Он, как и предыдущие походы не мог уже ничего принципиально изменить. Для успешного ведения борьбы требовалось единство. Его, к сожалению, не было и не могло быть, т.к. единство органично и твердо только тогда, когда оно базируется на основе Истины и отказе от заблуждений. Вместо единства шли почти постоянные распри с Византийской империей: две главные христианские силы на Востоке истощались во взаимной борьбе.

Русская народная линия

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka