О крестовых походах на Святую Землю

игумен Кирилл (Саха­ров)

В дет­стве одной из самых люби­мых моих книг была «Книга для чтения по Исто­рии Сред­них веков». В этой книге, в част­но­сти, кра­сочно опи­сы­ва­лись кре­сто­вые походы на Святую Землю для осво­бож­де­ния Гроба Гос­подня и других свя­тынь Иеру­са­лима, нахо­див­шихся под вла­стью мусуль­ман. Дет­ская память цепка, в ней ярко и образно запе­чат­ле­ва­ются про­чи­тан­ные стра­ницы книг. Огнен­ная про­по­ведь папы Урбана в ноябре 1095 года с ярким опи­са­нием бед­ствен­ного поло­же­ния хри­стиан на Святой Земле, пору­га­ния свя­тынь Иеру­са­лима, что явля­ется позо­ром для хри­стиан и т.п. Халиф Аль-Хаким велел в 1009 году раз­ру­шить храм Свя­того Гроба. Уже тогда, под впе­чат­ле­нием этого собы­тия, папа Сергий IV про­по­ве­до­вал свя­щен­ную войну, но без­успешно (по смерти Аль-Хакима, впро­чем, раз­ру­шен­ные храмы были вос­ста­нов­лены). Утвер­жде­ние в Пале­стине турок сде­лало палом­ни­че­ства хри­стиан гораздо более труд­ными, доро­гими и опас­ными: пили­гри­мам гораздо чаще при­хо­ди­лось ста­но­виться жерт­вами мусуль­ман­ского фана­тизма. Рас­сказы воз­вра­щав­шихся палом­ни­ков раз­ви­вали в рели­ги­озно настро­ен­ных массах запад­ного хри­сти­ан­ства чув­ство скорби о печаль­ной участи святых мест и силь­ное него­до­ва­ние. «Как вы, воен­ные люди, на это можете спо­койно смот­реть?!» — обра­щался папа к слу­ша­те­лям.

Папа обещал про­ще­ние грехов участ­ни­кам похода. Народ рыдал и тут же наши­вал кресты на свои плащи и выра­жал готов­ность высту­пить в поход. Истин­ным вдох­но­ви­те­лем мас­со­вого кре­сто­вого похода стал про­стой нищий отшель­ник Пётр Амьен­ский, по про­звищу Пустын­ник. При посе­ще­нии Гол­гофы и Гроба Гос­подня, зре­лище вся­че­ских при­тес­не­ний пале­стин­ских бра­тьев по вере воз­бу­дило в нём силь­ней­шее него­до­ва­ние. Добив­шись от пат­ри­арха писем с моль­бой о помощи, Пётр отпра­вился в Рим к папе Урбану II„ а затем, надев рубище, без обуви, с непо­кры­той голо­вой и рас­пя­тием в руках — по горо­дам и весям Европы, про­по­ве­дуя где только можно, о походе для осво­бож­де­ния хри­стиан и Гроба Гос­подня. Про­стые люди, тро­ну­тые его крас­но­ре­чием, при­ни­мали Петра за свя­того, счи­тали сча­стьем даже отщип­нуть клочок шерсти от его ослика на память. Таким обра­зом, идея рас­про­стра­ни­лась весьма широко и стала попу­ляр­ной.

Говоря о тра­ги­че­ском раз­де­ле­нии Запада и Востока, обычно упо­ми­нают 1054 год. Кар­ди­нал Гум­берт тогда даже обви­нял греков, что они изъяли «фелио­кве» из Сим­вола веры (!). Он поло­жил буллу с отлу­че­нием и извер­же­нием из сана Кон­стан­ти­но­поль­ского пат­ри­арха Миха­ила. Выходя из храма святой Софии, отряс прах с своих ног. Между тем у пап­ских лега­тов таких пол­но­мо­чий не было, они не имели такой власти, т.к. послав­ший их папа был уже мертв.

Пред­став­ля­ется, что в извест­ном мире эта дата рас­кола — 1054 год, условна. Ведь и до этого не раз воз­ни­кали сре­до­сте­ния. В ука­зан­ном году была пред­при­нята одна из попы­ток уре­гу­ли­ро­вать отно­ше­ния (папу не поми­нали в Кон­стан­ти­но­поле с 1009 года). Попытка ока­за­лась неудач­ной. Инте­ресно, что в нашем кален­даре име­ется празд­ник в честь пере­не­се­ния мощей свт. Николы Чудо­творца. Это собы­тие про­изо­шло в 1089 году — через 35 лет после фор­маль­ной даты раз­де­ле­ния. Как известно, мощи Свя­ти­теля были пере­не­сены из Мир Ликий­ских в Бари хри­сти­ан­скими энту­зи­а­стами с Запада.

Воз­вра­ща­ясь к кре­сто­вым похо­дам, можно утвер­ждать, что их роль в тра­ге­дии раз­де­ле­ния была очень зна­чи­тельна. Неза­ви­симо от несо­мненно при­сут­ство­вав­ших, иде­а­ли­сти­че­ских моти­вах у их участ­ни­ков (конечно, помимо истин­ного бла­го­че­стия была и жажда при­клю­че­ний и новых вла­де­ний). Кре­сто­вые походы усу­гу­били раскол, сде­лали его необ­ра­ти­мым, осо­бенно бла­го­даря печаль­ной памяти 4‑му кре­сто­вому походу, при­вед­шему к погрому Царь­града в 1204 году. Навер­ное, впер­вые Запад и Восток так близко, лицом к лицу встре­ти­лись. Оче­видно, что на пра­во­слав­ных греков латин­ские епи­скопы и свя­щен­ники на конях и в доспе­хах, гра­бежи кре­сто­нос­цев, про­из­вели не самое бла­го­при­ят­ное впе­чат­ле­ние. Вместо реаль­ной помощи восточ­ные хри­сти­ане под­верг­лись втор­же­нию. Кре­сто­носцы вели себя на тер­ри­то­рии Визан­тии как окку­панты. Греки даже были вынуж­дены заклю­чать пере­ми­рия с мусуль­ма­нами, за что их потом обви­няли в пре­да­тель­стве.

В 1145 году по при­зыву папы Евге­ния был объ­яв­лен второй кре­сто­вый поход. Росту энту­зи­азма спо­соб­ство­вала яркая про­по­ведь Бер­нара Клер­вос­ского. Он даже вопреки воле папы поехал уго­ва­ри­вать гер­ман­ского импе­ра­тора Конрада высту­пить в поход. Бернар про­из­вел силь­ное впе­чат­ле­ние на импе­ра­тора, говоря о Христе, Кото­рому нано­сят раны.

Кстати, Восток был намного выше Запада в куль­тур­ном отно­ше­нии. Кон­стан­ти­но­поль, рас­по­ла­гав­шийся на огром­ной пло­щади и имев­ший не менее одного мил­ли­она жите­лей, был несрав­ненно больше Лон­дона и Парижа, в кото­рых про­жи­вало по несколько десят­ков тысяч горо­жан. Чере­до­ва­лись победы и пора­же­ния, гибли десятки тысяч людей с обеих сторон. Не меньше, чем в сра­же­ниях, гибли от жажды и голода, болез­ней. Глав­ным успе­хом, конечно, было взятие Иеру­са­лима в резуль­тате пер­вого кре­сто­вого похода. Кре­сто­носцы орга­ни­зо­вали четыре госу­дар­ства на захва­чен­ных тер­ри­то­риях. Пра­во­слав­ный Кипр, помо­гав­ший кре­сто­нос­цам, был, однако, под­верг­нут погрому с их сто­роны. Стра­дали пра­во­слав­ные свя­щен­ники и епи­скопы, изго­ня­е­мые кре­сто­нос­цами. Стра­дали они и от турок. Так, напри­мер, при осаде Антио­хии они под­ве­ши­вали на город­ской стене Антио­хий­ского пат­ри­арха Симеона, изби­вали его и морили в тем­нице. Звер­ства были с обеих сторон. Так, при взятии Иеру­са­лима, кре­сто­носцы выре­зали всех мусуль­ман — кровь лилась рекой. Очень много погибло мест­ных хри­стиан. Инте­ресно, что копты — восточ­ные хри­сти­ане — нехал­ко­до­ниты с бла­го­дар­но­стью вспо­ми­нают вое­на­чаль­ника мусуль­ман Сала­дина, кото­рый их защи­щал. Жесто­кость кре­сто­нос­цев вызы­вала ислам­ский фана­тизм. Антио­хий­ский пат­ри­арх Симеон был изгнан, вместо него объ­явился латин­ский пат­ри­арх. Когда гре­че­ские свя­щен­ники были изгнаны из храма Гроба Гос­подня, то не сошел Бла­го­дат­ный огонь. Успеху кре­сто­нос­цев спо­соб­ство­вало то, что ислам­ский мир был раз­де­лен, имели место меж­до­усо­бицы. Как только он кон­со­ли­ди­ро­вался, то чаша весов стала скло­няться в сто­рону про­тив­ни­ков кре­сто­нос­цев. Запом­ни­лась такая кар­тина отсту­па­ю­щей армии рыца­рей. Они в изне­мо­же­нии, их томит жажда, ибо все колодцы были уни­что­жены. Утром про­тив­ник зажег траву, и войско кре­сто­нос­цев бро­си­лось с горы в атаку. Мусуль­мане рас­сту­пи­лись, и кре­сто­носцы ока­за­лись у под­но­жия горы — в гору насту­пать им было нере­ально. Про­изо­шло кро­ва­вое побо­ище… Попав­шие в плен рыцари были каз­нены, а про­стецы обра­щены в раб­ство. Надо при­знать, что Сала­дин, в отли­чие от ряда пол­ко­вод­цев-кре­сто­нос­цев, при­дер­жи­вался своего слова: если про­тив­ник сда­вался без боя, то его мило­вали. Кто из нахо­див­шихся в осаде хотел уйти — про­пус­кал. Ста­рался избе­гать излиш­ней жесто­ко­сти. Сала­дин изго­нял латин­ских свя­щен­ни­ков и воз­вра­щал пра­во­слав­ных.

Про­изо­шла боль­шая тра­ге­дия — была утра­чена боль­шая часть Древа Живо­тво­ря­щего Креста Гос­подня — сохра­ни­лись только его мно­го­чис­лен­ные частицы. В 1187 году по при­зыву папы Гри­го­рия был объ­яв­лен третий кре­сто­вый поход. Здесь особо важно упо­мя­нуть зна­ме­ни­того немец­кого пол­ко­водца Фри­дриха Бар­ба­россу. Он напи­сал Сала­дину: « Верни хри­сти­а­нам все, что захва­тил». Тот в ответ: «При­ходи — раз­бе­ремся». Сна­чала успех сопут­ство­вал кре­сто­нос­цам. В пере­го­во­рах с Сала­ди­ном они тре­бо­вали осво­бо­дить плен­ных и вер­нуть Крест Гос­по­день. Сала­дин просил отсрочки. Конечно, он мог и тянуть время — не только объ­ек­тив­ные при­чины были глав­ными в этой отсрочке. Тогда 2700 мусуль­ман­ских плен­ни­ков были выре­заны. В ответ Сала­дин казнил всех плен­ных хри­стиан. Опять кровь, кровь, кровь…

Особо тяже­лыми были послед­ствия чет­вер­того кре­сто­вого похода, кото­рый был пред­при­нят в то время, когда в Визан­тии были раз­брод и шата­ния. Рим­ский папа Инн­но­кен­тий Третий рас­по­ря­дился, чтобы все хри­сти­ане соро­ко­вую часть своих дохо­дов вло­жили в под­го­товку этого похода. Кре­сто­носцы думали, что плывут в Египет, а при­были в Кон­стан­ти­но­поль. Часть из них воз­му­ти­лась этим обсто­я­тель­ством, но боль­шин­ство не воз­ра­жало. Суще­ство­вал тайный план захвата Кон­стан­ти­но­поля и дележа его богатств. Три­на­дца­того апреля 1204 года кре­сто­носцы напали на город одно­вре­менно с суши и моря. Армии в городе не было. Наем­ники, кото­рым долго не пла­тили, отка­за­лись сопро­тив­ляться. После несколь­ких мелких стычек город был взят. Кре­сто­носцы не щадили ни храмов ни мона­сты­рей, наси­ло­вали мона­хинь, кощун­ство­вали в храме святой Софии. Здесь блуд­ницы пля­сали на пре­столе. От города оста­лись руины. Нико­гда столько добычи не попа­дало в руки заво­е­ва­те­лей. В насто­я­щее время во многих като­ли­че­ских собо­рах Запад­ной Европы можно видеть свя­щен­ные релик­вии из Кон­стан­ти­но­поля. Так, напри­мер, в соборе свя­того Марка в Вене­ции нахо­дится часть пре­стола из золота из храма святой Софии. Рим­ский папа сна­чала был обра­до­ван, а после, узнав о разгроме,отлучил кре­сто­нос­цев от при­ча­стия. В 1215 году состо­ялся Первый Лате­ран­ский Собор, кото­рый принял сле­ду­ю­щие реше­ния:

  1. Гре­че­ский обряд исполь­зо­ваться будет вре­менно.
  2. На все вакант­ные кафедры и в те места, где като­лики живут вместе с пра­во­слав­ными, будут постав­лены латин­ские епи­скопы.
  3. Гре­че­ские епи­скопы могут оста­ваться на своих местах только после клятвы вер­но­сти рим­скому папе.

Реше­ния этого Собора сви­де­тель­ство­вали об окон­ча­тель­ном отчуж­де­нии латин­ства. При­ме­ча­тельно, что папа Иоанн Павел Второй каялся за чет­вер­тый кре­сто­вый поход, при­вед­ший к погрому Кон­стан­ти­но­поля, хотя это и про­изо­шло без ведома рим­ских пап. Однако за Первый Лате­ран­ский Собор пока­я­ния нико­гда при­не­сено не было. Чет­вер­тый кре­сто­вый поход имел ката­стро­фи­че­ские послед­ствия для хри­сти­ан­ской циви­ли­за­ции, так как был раз­ру­шен заслон, ограж­да­ю­щий Европу от ислам­ской угрозы. В итоге мусуль­мане дошли до ворот Вены. Навер­ное, лучше было бы помо­гать Визан­тии, а не под­ры­вать ее силы. Послед­ний (девя­тый) кре­сто­вый поход состо­ялся в начале 70‑х годов 13 века.

Он, как и преды­ду­щие походы не мог уже ничего прин­ци­пи­ально изме­нить. Для успеш­ного веде­ния борьбы тре­бо­ва­лось един­ство. Его, к сожа­ле­нию, не было и не могло быть, т.к. един­ство орга­нично и твердо только тогда, когда оно бази­ру­ется на основе Истины и отказе от заблуж­де­ний. Вместо един­ства шли почти посто­ян­ные распри с Визан­тий­ской импе­рией: две глав­ные хри­сти­ан­ские силы на Востоке исто­ща­лись во вза­им­ной борьбе.

Рус­ская народ­ная линия

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки