О порядке церковных чтений Евангелия

Источник

(по поводу отступок текущего года)1

Уставные затруднения в текущем году. – Предельно ранняя Пасха минувшего, 1915, года задала, как известно, немало задач блюстителям Церковного Устава. Она сказалась, между прочим, и на совершении в текущем году круга евангельских чтений. В частности, затруднительным и далеко не бесспорным оказался для наших уставщиков вопрос о литургийном Евангелии в воскресенье 17 января. Это видно, между прочим, из того, что в некоторых епархиальных органах заблаговременно были напечатаны руководственные указания и расписания чтений на текущий год. Укажем на статьи двух епископов: Преосвященного Фаддея2 в «Волынских епархиальных ведомостях», № 38–39 («Об отступках в чтении Евангелий в нынешнем году»)3 и Преосвященного Пахомия в черниговском духовном журнале «Вера и жизнь», № 23–24 («Порядок чтения воскресных евангельских зачал»). Названные авторы дают несогласные указания. В то время как первый указывает на воскресенье 17 января зачало 62 Матфея («О жене ханане́янке»), второй находит, что в этот день должно быть прочитано зачало 85 от Луки («Десять прокаженных мужей»). На практике же, например в Петрограде, к вышеназванным двум зачалам прибавилось еще зачало 93 от Луки («О слепце Иерихонском»), в разных храмах читались разные зачала, по усмотрению настоятелей.

Уже одно это разнообразие решений рассматриваемого уставного вопроса показывает, что в самом Уставе недостает ясности и его указания требуют толкования и изъяснения. Попыток таких толкований сделано немало, но к сожалению, как показывает опыт текущего года, ими не только не достигнута окончательная ясность, но в иных случаях, как увидим ниже, внесены новые осложнения в неясно изложенный Устав о порядке евангельских чтений.

В настоящей заметке мы попытаемся представить общее обозрение ряда церковных чтений и лишь попутно разобрать особенный случай текущего года.

Чреда евангелистов. По мудрому установлению Церкви годичный круг богослужений, и в частности литургийных евангельских чтений, начинается от Дня Пасхи и простирается до следующей Пасхи. Солнце Правды, Христос, востав из Гроба, посылает свои светила, евангелистов, осиявать землю на всякий день. И первым светилом над церковной твердью восходит Иоанн, который уже в пасхальную литургию озаряет нас первыми словами своего благовествова́ния: «В начале бе Слово». Путь Иоаннов простирается на семь седми́ц Пятидесятницы, за исключением лишь трех дней (вторника Пасхи, Недели жен мироносиц и четверга Вознесения), когда читаются зачала из других Евангелий.

Иоанново благовествование заканчивается в литургию Пятидесятницы (Троицы). А на другой день, в Понедельник Святого Духа, восходит светило Матфеево и господствует в продолжение семнадцати седмиц, впрочем вместе с Марком, который после полных одиннадцати седмиц (77 дней) единовластия Матфеева выступает с понедельника 12-й седмицы по Пятидесятнице и в течение следующих шести седмиц (12-й – 17-й) оглашает своим благовествованием будние (седмичные) дни (понедельник, вторник, среда, четверг, пяток), оставляя Матфею все субботы и Недели (воскресенья). Так Матфей сначала один, потом сопутствуемый Марком, озаряет евангельским светом следующие за Пятидесятницей семнадцать седмиц, то есть 119 дней, в том числе семнадцать суббот и семнадцать Недель (воскресений). Эти седмицы в Уставе так и называются Матфеевыми.

За Матфеем начинает свое поприще Лука и благовеству́ет сначала один, в течение двенадцати полных седмиц, затем с Марком, который опять приемлет будние дни, оставляя Луке все субботы и Недели.

Содружество Луки с Марком продолжается до Триоди в течение четырех седмиц (13-й – 16-й), а затем и в период Триоди – в седмицы мытаря́ и фарисея и блудного и оканчивается в субботу мясопустную. Эти дни и недели именуются в Уставе Лукиными и обнимают в сумме период в восемьнадцать седмиц, точнее 125 дней, в том числе 90 будничных дней (60 Лукиных и 30 Марковых), 18 суббот и 174 воскресений (все Лукины).

Затем следует седмица сырная с зачалами из Луки и Матфея, субботы и Недели Великого поста, где преобладает Марк, доселе владевший лишь днями седмичными… И мы, наконец, по Страстно́й седмице, приходим ко вратам новой Пасхи.

Праздник Воздви́жения Креста – перелом пасхального года. Итак, все поприще евангельских чтений явно распадается на четыре звена, или отдела: I. Пятидесятница (7 седмиц и один день, 50 дней), II. «Матфеевы седмицы» (17 седмиц, или 119 дней), III. «Лукины седмицы» – до Триоди (16 седмиц, точнее 111 дней) и IV. Триодь. Всего 50 Недель, столько же суббот и столько же будних пятери́ц, за вычетом пятериц Великого поста, оставленных без евангельских зачал.

Эта роспись евангельских чтений осуществлялась бы на практике без всяких затруднений, если бы евангельский год всегда равнялся 50 седмицам. Но на самом деле мы знаем, что Пасха есть праздник переходящий, и каждая следующая Пасха то уходит (восходит) от предыдущей за пределы ее годовщины, то приближается к ней (снижается), предваряя эту годовщину, и пасхальные годы поэтому бывают то длиннее (расширяясь до 55 седмиц), то короче (сжимаясь до 50). При этом указанные расширение и сжатие могут происходить на обоих, так сказать, концах пасхального года, то есть вследствие перемещения предыдущей или последующей Пасхи ранняя предыдущая Пасха расширяет пасхальный год, но то же делает и поздняя последующая; поздняя предыдущая Пасха сокращает пасхальный год, но то же делает и ранняя последующая.

Спрашивается: 1) Как же при таком постоянном «преплавании» годовых седмиц в зависимости от Пасхи может быть твердо установлен и прикреплен вышеописанный ряд Евангелий всего года? 2) Какими евангельскими зачалами должны быть оглашаемы седмицы того пасхального года, в котором число седмиц более 50?

На оба вопроса Церковь дала ответ в своем Уставе.

Прежде всего, она водрузила среди текущих недель некий неподвижный устой, являющийся средоточием пасхального года. Это – праздник Воздви́жения Честна́го Креста Господня. «Крест воздвиза́емь» как бы простирает один свой конец к предыдущей Пасхе, а другой – к грядущей и знаменует перелом пасхального года.

Как же сказывается этот перелом на круге евангельских чтений?

Мы уже видели, что в этом круге четыре звена, или отдела. Два из них: Пятидесятница (Пентикоста́рион), с предыдущей Пасхой во главе, и Триодь, примыкающая к следующей Пасхе, неизменны, то есть не могут быть ни сокращены, ни растянуты: Пятидесятница не может заключать менее 7 седмиц, Триодь не может быть менее 10.

Остаются еще два средних звена: седмицы Матфеевы (17) и седмицы Лукины до Триоди (16). Они, напротив, являются тем подвижным и гибким материалом, благодаря которому является возможным обеспечить евангельскими зачалами все седмицы при любой продолжительности пасхального года. Все изменения, которым подвергаются названные периоды, могут быть сведены к трем видам: 1) пропуск или отсечение конечных зачал ряда, когда в них нет надобности, 2) повторение уже прочитанных зачал, или так называемая «отступка», когда остается время, а нет зачал, 3) перенос зачал из первого (Матфеева) периода во второй (Лукин).

Влияние ранней и поздней Пасхи. Прежде чем говорить о частных случаях названных изменений, запомним главные положения Устава о значении праздника Воздви́жения Креста в круге евангельских чтений:

1. «Матфеевы седмицы», то есть зачала, начинаясь от Понедельника Святого Духа, идут (читаются) до праздника Воздвижения и никак не далее пятка по Воздвижении.

2. «Лукины седмицы» (зачала) могут начаться только после праздника Воздвижения и только от начала, то есть с понедельника, с 10-го зачала.

Только приняв во внимание эти два положения, мы можем легко усвоить себе все случаи изменений в зачалах Матфеевых и Лукиных.

Представим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, например, в истекающем пасхальном году. Эта Пасха, отодвинувшись от неподвижного Воздвижения на 22 марта, образовала столь большое вместилище седмиц (22 марта – 14 сентября), что, кроме 7 седмиц Пятидесятницы, в него вошли все 17 седмиц Матфеевых (11 мая – 6 сентября) и осталась еще пятерица дней (7–11 сентября), лишенная евангельских зачал (12 и 13 сентября имеют свои чтения, так как это соответственно суббота и Неделя пред Воздвижением, а сам праздник Воздвижения попадает на понедельник, то есть на 14 сентября. – Ред.).

Таким образом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Матфеевых оказались, так сказать, внутри Пасхи, то есть в ее вместилище.

Возьмем теперь случай самой поздней Пасхи. Эта Пасха, приблизившись к неподвижному Воздвижению до предела 25 апреля, столь сократила вместилище седмиц (25 апреля – 14 сентября), что, кроме Пятидесятницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Матфеевых и пять седмичных дней 13-й седмицы. Остальные седмицы этого звена оказались вне ряда и не могли быть прочитаны на своем месте.

Та же картина наблюдается и на другом конце пасхального года. Поздняя (отдаленная) Пасха, увлекая за собой десять седмиц Триоди, отрывает Неделю мытаря́ и фарисея от Лукиных седмиц, образуя бо́льший или меньший промежуток, лишенный евангельских зачал.

Ранняя (приближенная) Пасха, напротив, придвигает Триодь иногда вплоть к празднику Крещения, как, например, в прошлом пасхальном году, когда Неделя мытаря́ и фарисея низошла до 11 января. Результатом этого является пропуск зачал даже и в Лукином ряде.

Такова общая схема тех передвижений в евангельских зачалах, благодаря которым все дни года напаяются евангельским словом. Необходимо теперь уяснить некоторые частные уставные вопросы, которые подают повод к затруднениям и разногласиям, упомянутым в начале заметки. Но прежде чем ставить эти вопросы, необходимо назвать те уставные источники, на основании которых могут быть разрешаемы подобные вопросы.

Источники Церковного Устава чтений. Главным из этих источников является печатаемая в начале богослужебного (напрестольного) Четвероевангелия статья под заглавием «Сказание, приемлющее всего ле́та число евангельское и евангелистом прия́тие, отку́ду начинают и до где стаю́т».

Это Сказание (I) является основным документом, от которого исходят и на котором строятся у нас все толкования и руководственные указания относительно порядка евангельских чтений. К сожалению, это «Сказание» изложено настолько темно и сбивчиво, по выражению Преосвященного Пахомия, что попытки обосновать на нем какое-нибудь утверждение сводятся, в сущности, к пространным, но гадательным объяснениям этого текста.

Между тем вся темнота «Сказания» зависит, к сожалению, от крайне неудачного перевода, в котором налицо и пропуск слов, и смешение терминов, и замена одних слов другими, и неверная пунктуация.

Нам удалось5 достать греческий текст этого «Сказания», и притом текст, изданный с рукописей, которыми, несомненно, пользовались переводчики нашего славянского «Сказания». Это – издание C. F. de Matthaei: Novum Testamentum graece ad codices Mosquenses utriusque bibliothecae St. Synodi et cet. T. primus. Wittenbergae a. MDCCCIII (1803). Наше «Сказание» находится здесь на с. 725–727. В нижеследующем изложении мы будем пользоваться этим текстом для восстановления истинного содержания Сказания (I). Здесь же отметим, что уже само заглавие «Сказания» должно быть точнее переведено с греческого следующим образом: «Сказание, распределяющее годичное чтение Евангелий и преемство (διαδοχήν) евангелистов, – отколе начинаются и где оканчиваются».

Вторым источником является печатаемое в конце того же Евангелия «Сказание, еже како должно есть чести́ Евангелие в седми́цах всего ле́та». Это – известное расписание зачал, начиная с Недели Святой Пасхи, с двойным счетом недель: 1–8 – от Пасхи до Пятидесятницы, и 1–35 – от Пятидесятницы до Недели сыропустной.

Это Сказание (II) известно тем, что не делает никакого намека на значение праздника Воздвижения и на возможность недостатка или избытка седмиц под влиянием Пасхи. Неизменность течения седмиц принимается здесь настолько прочной, что против каждой Недели обозначается соответствующий ей глас, и это прикрепление гласо́в к Неделям простирается и на начальные Недели Триоди!

Третьим источником являются немногие указания Типикона о Евангелиях дня, Евангелиях ряда и об отступках.

Наконец, четвертым, менее известным, источником является «Святое Евангелие, в порядке церковных чтений изложенное», напечатанное Московской Синодальной типографией в 1904 году, по благословению Святейшего Синода. Это так называемое Евангелие-а́пракос: оно начинается с пасхального Евангелия и далее исчерпывает все зачала годичного круга в том именно порядке, как они читаются. В начале книги также находим «Сказание, приемлющее евангелистом приятие» (III), но написанное ясным и почти русским языком. А в конце книги сделано большое прибавление, носящее такое заглавие: «Табли́цы (35), измы́шлени и соста́влени Емману́илом Глизонием, в ни́х же заключа́ются Ева́нгелия неде́льная, подобно и Апостоли их, и и́ная ну́жная: я́ко, кое у́треннее Ева́нгелие чте́тся и кой гла́с пое́тся во вся́кую Неде́лю, и и́на многа, я́коже в ни́х зри́тся».

В греческом Евангелии, содержащем те же таблицы, прибавлено еще в особой заметке, что они были исправлены по поручению Святейшего Патриарха Иерусалимского Хрисаифа иеродиаконом Неофи́том. Из этого мы заключаем: 1) что таблицы являются выражением Устава и практики Иерусалимской Церкви и 2) что окончательный вид они приняли в начале XVIII столетия, ибо святительство Патриарха Хрисаифа приходится на 1707–1731 годы. Составитель же таблиц Глизо́ний трудился, очевидно, раньше и, быть может, еще в XVII столетии.

В таблицах Глизония6 даются указания евангельских и апостольских чтений для всех Недель (воскресений) годичного круга (за исключением Недель Великого поста): надо знать лишь обе Пасхи года, чтобы знать порядок всех евангельских чтений и способы отступок7.

Начало Лукиных зачал. Обратимся теперь к частным вопросам, касающимся устава чтений. И, прежде всего, остановимся на вопросе, когда, с какого дня должно начинать чтение Евангелия от Луки и полагать начало Лукиным седмицам. И связи с этим вопросом легче будет решить и другой вопрос: когда оканчивать седмицы Матфеевы?

Сказание (I) говорит в ответ на этот вопрос следующее: «От Луки же Святое Евангелие чтется от начала в понедельник по Воздвижении Креста…». Подчеркиваем здесь выражение «от начала», показывающее, что Евангелие от Луки должно начинаться именно с первого положенного зачала, 10-го («Во время о́но Ирод четвертовла́стник…»), а оно положено на понедельник, подобно тому, как и Евангелие от Матфея начинается также с понедельника; с понедельника присоединяется и Марк и к Матфею, и к Луке.

Итак, понедельник не есть только самый ранний срок для вступления Луки, но единственно возможный день для этого вступления. Не может быть поэтому принято мнение Преосвященного Фаддея, полагающего в вышеназванной статье (с. 571), что в текущем пасхальном году «с 15 сентября (то есть со вторника) должно (было) читаться Евангелие от Луки, то есть рядовые зачала седмицы, следующей по указателю (то есть по «Сказанию») за Неделей 17-й».

Возникает теперь новый вопрос: в какой же именно «понедельник по Воздвижении Креста» следует начинать Евангелие от Луки? Для огромного большинства случаев вопрос этот решается совершенно просто: понедельник есть день, следующий за воскресеньем. Ближайшее к Воздвижению воскресенье есть Неделя по Воздвижении. Итак понедельник, следующий за этой Неделей, и есть искомый понедельник – начало Лукиных седмиц.

По числам сентября этот понедельник будет переходить в зависимости от перемещения самого Воздвижения. Это можно видеть из такой таблицы:


Воздвижение Пяток Неделя Лука
Воскресенье (14) 19 21 22
Понедельник (14) 18 20 21
Вторник (14) 17 19 20
Среда (14) 16 18 19
Четверток (14) 15 17 18
Пяток (14) 16 17
Суббота (14) 15 16

Эта табличка показывает, что из семи возможных случаев в шести понедельник по Воздвижении следует за Неделей по Воздвижении. Но седьмой случай создает некоторое затруднение. Это – случай, когда само Воздвижение бывает в Неделю. Мы знаем, что по Уставу при этом совпадении недельная служба со всеми своими особенностями совершенно упраздняется: Недели как бы нет. Но все-таки следующий день называется понедельником, и мы должны решить, с этого ли понедельника (15 сентября) начинать Лукино благовествование, или с понедельника 22 сентября, следующего за Неделей по Воздвижении, то есть следовать ли букве выражения «понедельник по Воздвижении», или подчиниться большинству случаев, создавшему вывод: понедельник по Воздвижении следует за Неделей по Воздвижении.

В иерусалимских таблицах Глизония принято последнее решение: Лукины седмицы там начинаются в период 16–22 сентября, в зависимости от дня, на который приходится Воздвижение.

Преосвященный Пахомий в вышеупомянутой статье пространно доказывает правильность именно этого порядка, ссылаясь, в качестве аналогии, на Устав чтения Псалтири, изложенный в 17-й главе Типикона. По этому Уставу чтение трех кафизм на утренях начинается также с понедельника по Воздвижении, но здесь ясно указывается, что этот понедельник следует за Неделей по Воздвижении.

Еще раньше Преосвященного Пахомия тот же довод приводил г-н Лотоцкий в статье об отступках 1904–1905 пасхального года («Тульские епархиальные ведомости», 1904, № 23–24).

Мы к этому доводу по аналогии прибавим еще и тот довод по существу, что Недели Лукины должны начинать свой исход и вести свой счет от Недели, то есть от воскресенья, подобно тому как Иоанновы седмицы ведут счет от Недели Святой Пасхи и Матфеевы – от Недели Пятидесятницы. Недели Лукины, начинаясь после Воздвижения, не могут считать своей исходной точкой день Воздвижения. Единственной Неделей, от которой они могут вести свой счет, может быть только Неделя по Воздвижении.

Наконец, чтобы не оставалось никакого сомнения в справедливости предлагаемого толкования, мы укажем на греческий текст вышеприведенного места из Сказания (I), где прямо говорится: τὸ δὲ κατὰ Λουκὰν ἅγιον εὐαγγέλιον ἀναγινώσκεται ἀπ ἀρχῆς τῇ β. τῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν κυριακῆς, – то есть: «Святое же Евангелие от Луки читается от начала в понедельник Недели по Воздвижении». Вместо недели (κυριακῆς) славянский переводчик поставил Креста, и это ясное место сделалось сбивчивым.

Наконец, по свидетельству de Matthaei, в некоторых кодексах это место читается иначе, и еще яснее: «Лука начинает читаться от Недели (воскресенья) по Воздвижении (ἀπὸ τῆς κυριακῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν), ибо тогда бывает и равноденствие, так называемый новый год»8.

Окончание Матфеевых зачал. Остановившись таким образом на определенном решении относительно начала седмиц (зачал) Лукиных, мы теперь легко можем решить и вопрос об окончании зачал Матфеевых. Об этом в Сказании (I) читаем: «От Матфея же Святое Евангелие чтется от понедельника по Пятидесятнице, я́же есть Святаго Духа, до пятка́ по Воздвижении Креста».

Нет сомнений, что пяток по Воздвижении Креста указан здесь в качестве крайнего срока, до которого может простираться чтение зачал Матфеевых, ибо за этим пятком следуют суббота и Неделя по Воздвижении, а затем понедельник – начало Луки. Матфеевы зачала могут перейти через Воздвижение, по никогда не могут переступить через Неделю по Воздвижении, и потому – в двух случаях из семи возможных – они должны быть закончены до Воздвижения, а именно, когда Воздвижение придется на пяток и на субботу. Это представлено в нижеследующей таблице:


Воздвижение Пяток Неделя Лука
Воскресенье (14) 19 21 22
Понедельник (14) 18 20 21
Вторник (14) 17 19 20
Среда (14) 16 18 19
Четверток (14) 15 17 18
Пяток (14) 16 17
Суббота (14) 15 16

В последних двух случаях пяток по Воздвижении будет уже после понедельника Лукина и потому не может быть пределом Матфеевых чтений. В этих случаях конец Матфеевых зачал падает на четверток или на пяток накануне Воздвижения.

Семнадцатая Неделя Матфеева. Воздвиженские отступки. В настоящем (1915–1916) пасхальном году, начавшемся самой ранней Пасхой (22 марта), имел место редкий уставный случай: была прочитана на своем месте не только вся 17-я седмица Матфеева, но и Неделя 17-я (6 сентября), то есть зачало 62 – «О жене ханане́янке». В небольшом по размерам Сказании (I) этому зачалу посвящено довольно большое замечание, изложенное (то есть переведенное), к сожалению, столь неудачно, что было бы напрасным трудом найти в нем подлинный смысл без помощи греческого текста. Вот эти строки, цитируемые во всех пособиях и руководствах по Уставу и служащие единственным основанием для учения о «внутрь-Пасхе» и «вне-Пасхе»:

И у́бо седмьна́десять седми́ц, суббо́т и неде́ль то́кмо и́мут, за е́же мали́жды чита́тися седмьна́десятим седми́цам Матфе́овым, но а́ще бу́дет вну́трь Па́сха. Аще бо вне́ Па́сха бу́дет, ника́коже си́речь и́мать чита́тися и сия́ седмаяна́десять седми́ца, возвраща́йся вспя́ть и отню́дуже хо́щеши чти́ пя́ть дне́й.

Греческий текст дает здесь совершенно ясные мысли, а именно: «Семнадцатая седмица имеет только субботу-неделю» (σαββατοκυριακὸν μόνον ἔχει), то есть за 17-м воскресеньем не следуют (в расписании зачал) седмичные зачала: у этой 17-й Недели нет продолжения, ею заканчивается Матфеев ряд. Почему? – Потому что «редко (мали́жды, σπανίως) приходится читать эту 17-ю седмицу, даже если Пасха внутрь (ἔσω πάσχα), если же Пасха вне (ἔξω πάσχα), то никогда (οὐδαμοῦ, ника́коже) не приходится. Если же однако (ἐι γουν, а переводчик читал: ἤγουν, си́речь) придется читать и эту 17-ю седмицу, возвращайся вспять и откуда хочешь читай (из Матфея) пять дней» (то есть до следующей субботы).

Живое применение это указание уставного «Сказания» имело как раз в текущем году. Неделя (воскресенье) 17-я совпала с 6 сентября 1915 года. Что читать далее в седмичные дни (7–11 августа) до субботы пред Воздвижением? Эти пять дней должны быть взяты при помощи отступки (возвращайся вспять), то есть повторения пяти любых дней из прочитанных уже зачал Матфеевых.

Но Сказанием (I) не предусмотрено дальнейшее затруднение. Указанными пятью днями мы дойдем до субботы пред Воздвижением (то есть в истекшем пасхальном году), займем дни 7–11 сентября. Но лишенными евангельских зачал оказываются еще вторник (15-е), среда (16-е), четверток (17-е) и пяток (18-е) после Воздвижения. Это лишение не предусмотрено никаким Уставом. Не говорит о нем и Преосвященный Пахомий в своей статье, как не говорит, впрочем, и о первой пятерице дней, потребной для чисел 7–11 сентября9.

Затруднение может быть решено только единственным способом: возвращение вспять, то есть отступка, должна быть сделана не на одну, а на две пятерицы дней. Эта двойная отступка будет необходима только для тех годов, в которые Пасха приходится на 22 или 23 марта. В остальные годы с ранней Пасхой (24–31 марта) достаточно одной пятидневной отступки.

«Внутрь-Пасха» и «вне-Пасха». Нельзя здесь обойти молчанием вопрос, что такое «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха», упоминаемые в вышеприведенном темном месте «Сказания». Оно говорит: «17-я седмица читается редко, даже если и внутрь-Пасха; если же вне-Пасха, то никогда не читается». Очевидно, говорится о той Пасхе, которая влияет на Матфеев ряд – может и дать, и не дать место 17-й седмице, то есть о предыдущей, начальной Пасхе данного пасхального года. Выше, в обозрении всей годичной схемы евангельских чтений, мы уже выяснили, как Пасха может давать и не давать место седмицам Матфеевым. Мы видели, что ранняя Пасха дает место, поздняя же сокращает Матфеев ряд, и чем она позднее, тем большее число седмиц оставляет непрочитанными. В «Сказании» ранняя Пасха называется только точнее: «внутрь Пасха».

Чтобы уразуметь истинное значение этого термина, надо представить себе, что всякий пасхальный период, или год, начинается, собственно говоря, с Триоди, которая вся – и по содержанию своему и по значению – обращена к грядущей Пасхе, а не к протекшему времени. Заканчивается же пасхальный год Неделей по Просвещении, до которой доходит зависящая от предшествующей Пасхи очередь гласо́в осмогласия и утренних Евангелий и до наступления которой исчерпываются Лукины седмицы, то есть все седмичные зачала. Отношение новой Пасхи к истекшему пасхальному году может быть двоякое: 1) новая Пасха может своей Триодью вплоть придвинуться и примкнуть к Неделе по Просвещении, или же 2) отступать от нее, делая промежуток или разрыв («отступку») между Неделей по Просвещении и Неделей мытаря́ и фарисея. Первая Пасха будет «внутрь-Пасха» (ἔσω πάσχα), вторая – «вне-Пасха» (ἔξω πάσχα).

Для примера рассмотрим случай Пасхи 1915 года. Она была самая ранняя (22 марта) Пасха, самая глубокая «внутрь-Пасха». Это сказалось в том, что ееТриодь началась в самую Неделю по Просвещении (11 января) минувшего пасхального года: Пасха 1915 года вошла как бы внутрь предыдущего пасхального года. Кроме Пасхи 22-го, столь же глубокими «внутрь-Пасхами» являются Пасхи 23 и 24 марта. При Пасхах 25–31 марта Триодь начинается в следующее за Неделей по Просвещении воскресенье. Это будут тоже «внутрь-Пасхи», хотя и менее глубокие. Непосредственность их связи с предыдущим пасхальным годом скажется в том, что первая Неделя Триоди совпадет с рядовым, очередным гласом того года. Так, если в Неделю по Просвещении был глас 1-й, то в Неделю мытаря́ и фарисея будет глас 2-й. Так как очередь гласо́в ведется от Пятидесятницы, то мы и имеем право сказать, что новая Пасха в период 25–31 марта будет как бы входить в состав старого пасхального года, будет «внутрь-Пасхой».

Все остальные, то есть все апрельские Пасхи, будут «вне-Пасхами», ибо между их Триодью и Неделей по Просвещении будет перерыв, или разрыв: с прежним пасхальным годом они связываются, так сказать, искусственными средствами, о чем речь будет ниже.

По обычному мнению, принятому у нас в пособиях по Уставу, терминами «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха» обозначаются не сами Пасхи, а продолжительность пасхального года, то есть сравнивают данную Пасху с будущей Пасхой, и если от Пасхи до Пасхи менее года, то это, говорят, «внутрь-Пасха», если же более года, то это «вне-Пасха». Так, протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению богослужения Православной Церкви», приводя в пример пасхальный год 4 апреля 1865 года – 27 марта 1866 года, называет его «внутрь-Пасхой», а следующий год – 27 марта 1866 года – 16 апреля 1867 года – называет «вне-Пасхой»10.

Этому толкованию следуют и г-н Булгаков11 и г-н Лотоцкий, который в упомянутой уже статье говорит, что в 1904–1905 пасхальном году, «то есть от 28 марта 1904 года до 17 апреля 1905 года, имела место вне-Пасха, и притом максимальная»12.

По нашему мнению, указанное толкование терминов Сказания (I) не выдерживает критики. Из слов «Сказания» ясно видно, что «внутрь-Пасхой» или «вне-Пасхой» должна быть названа именно определенная Пасха – Пасха, начинающая текущий пасхальный год и влияющая на состав Матфеева ряда. В сентябре всякого года на седмицах Матфеевых скажется, была ли Пасха этого года «внутрь» или «вне». Следуя же вышеизложенному общепринятому толкованию, мы не можем установить связи между Пасхой и 17-й седмицей Матфеевой. Текущий пасхальный год, 22 марта 1915 года – 10 апреля 1916 года, следует назвать «вне-Пасхой», если принять толкование отца Никольского, а если так, то в сентябре 1915 года мы, следуя «Сказанию», должны бы были сказать: аще же вне Пасха будет, ника́коже, тогда как в действительности в этом-то именно году мы и читали седмицу 17-ю, потому что 22 марта есть«внутрь-Пасха».

Еще пример. Предстоящий пасхальный период 10 апреля 1916 года – 2 апреля 1917 года, по толкованию отца Константина Никольского, надо бы назвать «внутрь-Пасхой» (меньше года), но ни в 1916, ни в 1917 годах 17-я Неделя Матфеева не будет читаться, ибо в оба эти года будет «вне-Пасха». Вообще, зачало «О жене ханане́янке» читается мали́жды, то есть редко, именно потому, что «вне-Пасха» случается гораздо чаще13, чем «внутрь-Пасха». Понимаемые же в смысле разъяснений протоиерея Никольского «вне-Пасхи» и «внутрь-Пасхи», как известно, постоянно чередуются!

Вопрос о субботах и Неделях. Из предыдущего изложения нельзя не видеть, что древние церковные уставоположники с величайшей тщательностью определили пределы евангелистов, «откуду начинают и до где стаю́т». Тем удивительнее та легкость, с которой новые уставщики в своих указаниях и руководствах переходят эти пределы и уставы.

По Уставу, бывшему доселе предметом нашего изложения, под названием Матфеевы седмицы и Лукины седмицы разумеются седмицы евангельских зачал, назначенные не только для будних дней, но и для субботы и Недели, следующих за каждой пятерицей будней. Поэтому читать после понедельника по Воздвижении Матфеево воскресное зачало так же невозможно, как и зачала будничные. Равным образом невозможно читать Лукино воскресное зачало раньше Воздвижения.

Уставщики-практики, напротив, находят, что вышеизложенный Устав о пределах периодов Матфеева и Лукина обязателен лишь для будничных дней, субботние же и воскресные зачала этому Уставу не подлежат. Так, протоиерей Константин Никольский в своем «Пособии к изучению Устава» (изд. 7-е, с. 399) говорит: «Коли Пасха будет поздняя, то от Пасхи до Воздвижения пройдет менее 17 Недель, и тогда из Евангелия от Матфея зачала для суббот и Недель будут читаться и после Воздвижения Креста»!14

Обратный случаи имеем в указаниях Преосвященного Фаддея, который, изображая Устав истекшего пасхального года, пишет, между прочим: «В Неделю 18-ю (13 сентября, то есть до Воздвижения!) нужно читать, кроме Евангелия Недели пред Воздвижением, и рядовое Евангелие Недели 18-й (то есть от Луки!); в Неделю 19-ю (20 сентября) следует читать, кроме Евангелия по Воздвижении, и рядовое Недели 19-й (от Луки!)».

Оснований для такого отношения к Неделям нигде мы не находим, и потому приходится лишь признать его привычным недоразумением, происхождение которого попытаемся ниже объяснить.

Седмицы календарные и седмицы евангельские. Происхождение описанного недоразумения можно объяснить, с одной стороны, неправильным пониманием терминов «вне-Пасха» и «внутрь-Пасха»; с другой – практическим неудобством Сказания (II), то есть того указателя евангельских чтений, который печатается в конце богослужебного Евангелия и представляет список всех евангельских зачал, расположенных по седмицам, с непрерывным счетом этих седмиц и их Недель от Пятидесятницы. Но надо различать календарные седмицы и седмицы евангельские, календарные воскресенья и воскресенья (Недели) евангельские:они далеко не всегда совпадают, вернее, почти никогда не совпадают.

Календарная седмица, являясь периодом в 7 дней, повторяется в течение года и годов с железной неподвижностью и однообразием. Так же, в церковном году, повторяется более обширный период восьми гласо́в осмогласия. Как после четверга не может настать суббота, так и после седмицы гласа 4-го не может наступить седмица гласа 6-го, минуя 5-й глас. Так же вращается, наконец, еще более длинный период одиннадцати утренних Евангелий. Вот почему есть возможность прикрепить гла́сы к календарным седмицам и утренние Евангелия к календарным воскресеньям. Если нам скажут, что завтра будет, например, 18-е воскресенье после Пятидесятницы, то мы можем даже арифметически вычислить, что завтра будут петь 1-й глас, ибо, вычитая из 18 воскресений первое (Всех святых), отданное 8-му гласу, и получив 17, мы путем деления 17 на 8 узнаем, что период осмогласия обернется за это время дважды, и остаток (1) показывает очередной, первый глас. Это правило будет верно и в отношении 32-й, например, Недели, в которую поется глас седьмой: (32 − 1) ÷ 8 = 3 и 7 в остатке. Еще проще вычисляются утренние Евангелия – путем деления недельной цифры на 11, причем остаток показывает порядковое число Евангелия. Например, 28-я Неделя – 28 ÷ 11 = 2 и 6 в остатке, шестое Евангелие (при 3-м гласе осмогласия).

В ряде же седмиц евангельских, напротив, лишь некоторые седмицы прикреплены к определенным седмицам пасхального года: таковы 7 седмиц (8 Недель) Триоди Цветной и 10 седмиц Триоди Постной. Первые имеют исходную Неделю в Пасхе предыдущей, вторые опираются на Пасху предстоящую. Что касается седмиц Матфеева и Лукина ряда, то они не могут быть прикреплены к седмицам календарным, ибо подвергаются изменениям, о которых говорено выше, а именно, седмицы зачал евангельских или отстаютот течения календарных седмиц (при пропуске), или повторяются в двух седмицах (при отступках), или догоняют течение седмиц, хотя и поздно (при переносе). И все это делается вследствие разнообразия сроков Пасхи. Вот почему является крайне неудобным вести сплошной счет седмицам Матфеевым и Лукиным от Пятидесятницы, в особенности же с указанием при этом гласо́в Октоиха. Следуя этому сплошному счету, указываемому Сказанием (II), Неделя о Закхее (Луки зач. 94), например, есть Неделя 32-я, глас 7-й. А между тем в текущем, например, году она была 37-м воскресеньем от Пятидесятницы и потому совпала с 4-м гласом. Судя по Сказанию (II), Неделя о чудесном лове рыбы (Луки зач. 17) есть 18-е воскресенье от Пятидесятницы, глас 1-й. На самом же деле такое совпадение может быть только в те годы, когда Пасха бывает в дни 31 марта – 6 апреля, то есть в семи случаях из 35 возможных.

Указанные неудобства могут ставить неопытных уставщиков в крайнее затруднение. А потому весьма желательно усвоить из «Святаго Евангелия, в порядке церковных чтений изложеннаго», порядок счисления от Пятидесятницы лишь для евангельских седмиц Матфеевых. Для Лукиных же ввести счет отНедели по Воздвижении и называть, например, Неделю о чудесном лове – Неделей 1-й по Воздвижении, Неделю о гадаринском бесноватом (23-я) – Неделей 6-й по Воздвижении и т. д.

Но и при этом необходимо иметь в виду, что указанное счисление будет относится лишь к евангельским седмицам ряда. Но ряд может прерываться и счет нарушаться зачалами, стоящими вне ряда. О них следует сказать особо.

Евангельские зачала вне ряда. Это – зачала предпразднственные и попразднственные. Таковы в ряду Матфеевом Неделя пред Воздвижением с субботой, о них мы уже говорили. В период Лукиных чтений таких «изрядных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых пра́отец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рождеством Христовым, с субботой, 3) Неделя по Рождестве Христовом, 4) Неделя пред Богоявлением (Просвещением), 5) Неделя по Богоявлении (Просвещении).

Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре последние имеют свои зачала евангельских чтений и нарушают таким образом рядовое течение воскресных Лукиных зачал15. А именно Устав (см. Типикон) прямо и решительно повелевает оставить, то есть не читать рядовые зачала в Недели святых пра́отец и святых отец; умалчивает о рядовом зачале в Неделю пред Богоявлением и по Богоявлении, а относительно Недели по Рождестве допускает возможность чтения ряда под зачало, но при условии «аще не будет отступки»16.

Эта возможность снятия с очереди воскресных зачал Лукиных оказывается благотворной в тех случаях, когда предстоит Пасха, более или менее отодвигающая связанную с ней Триодь от Недели по Богоявлении, то есть «вне-Пасха».

Связь Недели по Богоявлении с Триодью. Неделя по Богоявлении есть та точка пасхального года, с приближением которой взор церковного уставщика обращается к грядущей Пасхе, ибо здесь происходит сцепление протекшего ряда седмиц с будущей Триодью. При установлении этой связи Триоди с Неделей по Богоявлении могут иметь место шесть случаев и способов, в зависимости от понижения (приближения) и повышения (удаления) предстоящей Пасхи.

1. Если предстоящая Пасха будет 22:23, 24 марта, то Триодь настолько опустится к первой половине января, что Неделя мытаря́ и фарисея совпадет с Неделей по Богоявлении. (Промежуток = 0.)

2. Если Пасха придется на числа 25–31 марта, то Неделя мытаря и фарисея будет следовать непосредственно за Неделей по Просвещении. (Промежуток = 1 седмица.)

3. Если Пасха поднимется еще выше, до чисел 1–7 апреля, то Неделя мытаря будет уже третьей после Недели по Просвещении. (Промежуток = 2 седмицы,одно воскресенье.)

4. Если Пасха будет еще позднее, 8–14 апреля, то мытарева Неделя будет четвертой Неделей по Просвещении. (Промежуток = 3 седмицы, двавоскресенья.)

5. Если Пасха возвысится до чисел 15–21 апреля, то Триодь начнется в пятую от Недели по Богоявлении Неделю. (Промежуток = 4 седмицы, три воскресенья.)

6. Наконец, самая поздняя Пасха, 22–25 апреля, отодвинет Триодь на шестую Неделю от Недели по Богоявлении. (Промежуток = 5 седмиц, четыревоскресенья.)

Первый случай был в прошлом году, 1915, когда Триодь была начата 11 января. В уставном отношении этот случай не представляет затруднений. Вместе с евангельским зачалом Недели по Просвещении читается и Евангелие о мытаре и фарисее (Луки зач. 89). Нечитанные же в этом году (снятые с очереди, по причине совпадения с праздниками. – Ред.) зачала Лукины совсем оставляются непрочитанными («Аще же когда преизбудет Недель сих, – говорит Устав, – оставив, блюди ряд о мытари́ и фарисеи»).

Второй случай также не представляет затруднений. Нечитанные Недели и здесь пропускаются.

Третий случай представляет уже разрыв между Неделей по Просвещении и Триодью. Тогда, по указанию Типикона, следует считать вспять и возвратиться на мимошедшие Недели (то есть непрочитанные недельные зачала). Предположим, что таких запасных зачал у нас три: 13-й (30-й) Недели – о вопрошении богатого юноши, 14-й (31-й) – о слепце Иерихонском и 15-й (32-й) – о Закхее. Спрашивается, которое из них брать для той, промежуточной Недели? Разумеется, последнее, ибо Устав указывает идти в счете вспять:первой чередной Неделей пред мытаревой Неделей будет Закхеева, которая всегда предшествует Триоди.

Четвертый случай – это случай текущего, 1916, года. Неделя по Просвещении была 10 января. Мытарева – 31 января. Какие зачала должны читаться в Недели 17 и 24 января? Идя вспять, по вышеупомянутому правилу Типикона, получаем ответ на это: 24-го – о Закхее, а 17-го – о слепце Иерихонском (Луки зач. 93).

Последние два случая са́мой поздней Пасхи требуют трех и четырех евангельских зачал (воскресных. – Ред.). От Лукиных зачал остается в запасе еще 3-е от конца, то есть 13-я (30-я) Неделя – о вопрошении богатого юноши. Оно и читается в тех случаях, когда требуются три промежуточных недельных зачала. На тот же случай, когда их потребуется четыре, имеется особое указание в Сказании (I). Вот оно: «Аще, за еже не сни́зитися Па́сце, не достанет и в Луце́ суббот и Недель, чтется тамо сия Неделя Матфеева (17-я), яже есть Ханааны́ня,прежде Закхеевы». По-гречески это указание читается несколько иначе, а именно: «А если вследствие удаления Пасхи (διὰ τὸ μηκύνεσθαι τὸ πάσχα) не достанет и в Луке субботы-Недели, то читается там эта, 17-я Неделя Матфеева», то есть о Ханане́янке, прежде Закхея17. И так как знаменитая 17-я Неделя Матфеева, о которой немало мы говорили выше, читаемая на своем месте (то есть на ряду, а не под зачало) лишь при Пасхе 22 марта, – она переносится к Триоди в случае недостатка Лукиных Недель, то есть воскресных зачал18.

Нельзя, наконец, умолчать о случае, когда третье от конца Лукино недельное зачало (91-е) может быть «предпрочтено» до Рождества Христова. Это в те годы, когда Воздвижение Креста Господня бывает в пятницу или субботу: в эти годы Неделя пра́отец бывает 13-й, а не 12-й в ряде Лукиных Недель (то есть после повоздвиженской Недели), и в запасе окажутся лишь Недели 14-я и 15-я. Тогда может оказаться нужда в новом зачале, кроме 17-го Матфеева. Устав Глизония рекомендует в таком (редком) случае брать и 16-ю Матфееву Неделю (зачало 105: Притча о талантах)19.

Седмичные чтения. Остается упомянуть об отступке на седмичные зачала, ибо до сего времени мы говорили о зачалах недельных в преддверии Триоди. Седмичные зачала добываются путем отступки вспять, то есть с конца вглубь Лукиных седмиц, откуда берутся одна, две, три и более седмичных пятериц с субботами. Матфеева Неделя 17-я, когда читается в ряде Лукиных Недель, влечет за собой и предшествующую свою седмицу.

Такой перенос 17-й «Матфеевой» (в сущности, Марковой) седмицы к Неделе о Закхее дает мысль о возможности (в году с поздней предыдущей Пасхой) использовать седмицы Матфеевы, которые, когда бывает «вне-Пасха», остаются непрочитанными на своем месте. Применяя такую отступку20, мы, вместо того, чтобы повторить зачала святого Марка из Лукина ряда, дочитываем зачала того же Марка из ряда Матфеева.

Заключение. Итак, предложим главнейшие выводы.

1. Евангельский год распадается на четыре ряда: 1) Пятидесятница, 2) Матфеевы евангельские седмицы, 3) Лукины евангельские седмицы, 4) Триодь.

2. Первые три ряда обращены к предшествовавшей им Пасхе; Триодь – к грядущей.

3. Неделя по Богоявлении (Просвещении) есть грань между двумя Пасхами.

4. «Внутрь-Пасхой» называется такая (ранняя) Пасха, которая своей Триодью непосредственно, без промежутка или отступки, примыкает к предыдущей Неделе по Просвещении.

5. «Вне-Пасхой» называется такая (поздняя) Пасха, которая отодвигает Триодь от Недели по Просвещении и полагает между ними отступку, или промежуток, в котором умещаются одна, две, три и даже четыре Недели (воскресенья).

6. Святая и Великая Неделя Пасхи открывает ряд зачал Евангелия от Иоанна, простирающийся до Недели Пятидесятницы.

7. Понедельник Святого Духа – начало зачал Матфеевых; Неделя всех святых – первая Неделя Матфеева.

8. Неделя по Воздвижении есть грань, за которую не простирается Матфей и ранее которой не начинается Лука.

9. Все семнадцать евангельских седмиц Матфеевых читаются лишь в годы «внутрь-Пасхи». «Вне-Пасха» более или менее сокращает Матфеев ряд.

10. Пасха не влияет на состав Лукина ряда.

11. Порядковый счет евангельских седмиц в большинстве случаев не совпадает с седмицами осмогласия. Поэтому седмицы Лукина ряда должны бы иметь свой порядковый счет.

12. Евангельские зачала 13-й, 14-й и 15-й Недель Лукина ряда читаются на ряду (под зачало) лишь в том случае, если предстоит «внутрь-Пасха» (то есть не будет крещенской отступки. – Ред.). Если же предстоит «вне-Пасха», они соблюдаются непрочитанными для заполнения отступки перед Триодью.

13. При отступке в четыре Недели, перед зачалом Недели Лукиной 15-й (32-й), о Закхее, читается зачало 17-й Матфеевой Недели – о жене ханане́янке, которое на ряду (в Матфеевых Неделях. – Ред.) читается только в случае самой ранней Пасхи (22 марта).

14. Заполнение седмичных дней при отступке совершается посредством возвращения вспять, то есть повторением зачал, уже читанных.

* * *

1

Печатается по изд.: «Церковные ведомости», 1916, №№ 7 и 9. Под «текущим годом» в статье имеется в виду 1916 год, с Пасхой 10 апреля ст. ст. Автор, П. М. Мироносицкий, был знатоком Церковного Устава и церковнославянского языка. Его перу, в частности, принадлежат аргументированные статьи в защиту церковнославянского языка при богослужении, а также две известные работы по литургике: «Воскресения день. Пасха – Христос Избавитель в песнопениях пасхальной утрени», СПб., 1912, и «Пятидесятницу празднуем. Тайна Пресвятой Троицы и Уте́шитель – Дух Святый в песнопениях Недели Пятидесятницы», СПб., 1913. Данная статья, замечательная по уставному содержанию, вышла в 1916 году в Петрограде и отдельной брошюрой (48 с.). В 1956 году она была напечатана с незначительными сокращениями без подписи автора в «Журнале Московской Патриархии» (№ 12, с. 16–25). – Ред.

2

Архиепископ Фаддей (Успенский) погиб в годы гонений на Церковь. Канонизован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 1997 году. – Ред.

3

Перепечатана в киевском журнале «Проповеднический листок», 1915, ноябрь.

4

18-е воскресенье (мясопустное) принадлежит уже Матфею.

5

Благодаря просвещенной помощи проф. Н. Н. Глубоковского, которому приносим здесь искреннюю благодарность.

6

Преосвященный Пахомий в вышеназванной статье своей посвящает таблицам Глизония исключительное внимание, доказывая полную практическую их пригодность и согласие с данными Уста́вного Сказания (I), печатаемого в напрестольном Евангелии… Но по непонятному lapsus oculi aut calami (глазная ошибка или описка. – Ред.), Преосвященный автор повсюду и многократно называет Глизония (Γλυζώνιος) Гавзонием!

7

Таблицы Глизония, с некоторыми изменениями и неисправностями и без упоминания автора, печатались еще ранее 1904 года – в книге Ив. Косолапова «Месяцеслов Православной Кафолической Церкви», Изд. 2-е. Симбирск, 1880.

8

Novum Testamentum graece… Т. 1:1. С. 727 – примечание 46.

9

Преосвященный Фаддей, как мы видели, считает возможным занять дни 15–18 сентября уже Лукиными зачалами. А протоиерей Константин Никольский благополучно обходит этот вопрос потому только, что слишком неточно делает свои вычисления в отношении года с Пасхой 22 марта: по его мнению, в такой год (то есть, например, в текущий 1915–16) семнадцатая Неделя (воскресенье) будет Неделей пред Воздвижением (?). За 17-й Неделей (воскресеньем) остается пять дней до Воздвижения, для которых не положено рядовых Апостола и Евангелия («Пособие к изучению Устава», изд. 7, с. 401). Но известно, что в 1915 году 17-я Неделя пришлась на 6 сентября, а Неделя пред Воздвижением была 13 сентября (накануне Воздвижения) и не могло быть пяти дней между этой Неделей и Воздвижением.

10

«Пособие к изучению Устава», изд. 7, с. 400.

11

«Настольная книга для священно-церковно-служителей», изд. 3, с. 693.

12

«Тульские епархиальные ведомости», 1904, № 23.

13

Διὰ τὸ πολλάκις συμβαίνειν γίνεσθαι τὸ πάσχα ἔξω, как читаем в некоторых греческих кодексах напрестольною Евангелия.

14

Соответственно с этим, очевидно, толкованием в «Православном календаре» на 1916 год на воскресенье 25 сентября (неделю спустя после Недели по Воздвижении) назначается знаменитое зачало 62 от Матфея («О жене ханане́янке»). До́лжно, впрочем, заметить, что и на предшествующие этому воскресенью будние дни назначены не Лукины зачала, а зачала 17-й седмицы Матфеевой. Таким образом, Устав о начале Лукиных зачал здесь всецело игнорируется.

15

Неделя пра́отец также имеет постоянное зачало (Луки зач. 76 – о званных на ве́черю), но оно взято из ряда Лукиных Недель (28-я = 11-я).

16

Но при этом следует иметь в виду, что само Рождество Христово может случится в Неделю и тогда устранение рядового зачала неизбежно.

17

Несмотря на такую ясность приведенного указания, Глизоний в своих таблицах всегда ставит зачало 17-й Недели Матфеевой после Недели о Закхее, непосредственно перед Триодью!

18

Мы видим таким образом, что не было никакого основания читать 17-е Матфеево недельное зачало в текущем году 17 января: как потому, что в нем не было надобности, так и потому, что 6 сентября в этом же церковном году совершилась такая редкость, как чтение этого зачала на ряду.

19

В начале статьи было упомянуто, что, по мнению Преосвященного Пахомия, в текущем году 17 января следовало читать евангельское зачало Луки 85 – о десяти прокаженных. Это зачало есть 12-я Неделя Лукина и должно быть прочитано еще до Рождества, именно перед Неделей пра́отец: в эту последнюю Неделю всегда читается 11-е Лукино воскресное зачало (зач. 76 – о званых на ве́черю), рядовое же зачало 12-й Недели (зач. 85 – о десяти прокаженных) становится на место зачала Недели 11-й. Таким образом, зачало 12-е (29-е) не снимается с очереди. Но Преосвященный Пахомий следует таблицам Глизония. Глизоний же делает в ряду Лукиных Недель много перестановок. Так, 7-я Неделя у него иногда читается прежде 3-й, а 6-я всегда прежде 5-й, после 9-й всегда следует 13-я, которая, появившись преждевременно, устраняет из ряда упомянутое зачало 12-й Недели, и оно оказывается непрочитанным. Вот почему у Глизония оно (зачало 12-й Недели. – Ред.) и появляется в промежуточные перед Триодью Недели. Однако все-таки непонятно, почему оно, для нынешнего года, вступило в очередь прежде 14-й Недели, зачало которой (93-е) тоже не читано. Упомянутые перестановки Недель у Глизония, к сожалению, ничем не обоснованы и потому представляются произвольными.

20

По-видимому, она именно и предусмотрена 7-м примечанием в «Святом Евангелии, в порядке церковных чтений».


Источник: О порядке церковных чтений Евангелия / П. Мироносицкий. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 48 с.

Комментарии для сайта Cackle