О порядке цер­ков­ных чтений Еван­ге­лия

(по поводу отсту­пок теку­щего года)1)

П. М. Миро­но­сиц­кий


Устав­ные затруд­не­ния в теку­щем году. – Пре­дельно ранняя Пасха минув­шего, 1915, года задала, как известно, немало задач блю­сти­те­лям Цер­ков­ного Устава. Она ска­за­лась, между прочим, и на совер­ше­нии в теку­щем году круга еван­гель­ских чтений. В част­но­сти, затруд­ни­тель­ным и далеко не бес­спор­ным ока­зался для наших устав­щи­ков вопрос о литур­гий­ном Еван­ге­лии в вос­кре­се­нье 17 января. Это видно, между прочим, из того, что в неко­то­рых епар­хи­аль­ных орга­нах забла­го­вре­менно были напе­ча­таны руко­вод­ствен­ные ука­за­ния и рас­пи­са­ния чтений на теку­щий год. Укажем на статьи двух епи­ско­пов: Прео­свя­щен­ного Фаддея2) в «Волын­ских епар­хи­аль­ных ведо­мо­стях», № 38–39 («Об отступ­ках в чтении Еван­ге­лий в нынеш­нем году»)3) и Прео­свя­щен­ного Пахо­мия в чер­ни­гов­ском духов­ном жур­нале «Вера и жизнь», № 23–24 («Поря­док чтения вос­крес­ных еван­гель­ских зачал»). Назван­ные авторы дают несо­глас­ные ука­за­ния. В то время как первый ука­зы­вает на вос­кре­се­нье 17 января зачало 62 Матфея («О жене ханане́янке»), второй нахо­дит, что в этот день должно быть про­чи­тано зачало 85 от Луки («Десять про­ка­жен­ных мужей»). На прак­тике же, напри­мер в Пет­ро­граде, к выше­на­зван­ным двум зача­лам при­ба­ви­лось еще зачало 93 от Луки («О слепце Иери­хон­ском»), в разных храмах чита­лись разные зачала, по усмот­ре­нию насто­я­те­лей.

Уже одно это раз­но­об­ра­зие реше­ний рас­смат­ри­ва­е­мого устав­ного вопроса пока­зы­вает, что в самом Уставе недо­стает ясно­сти и его ука­за­ния тре­буют тол­ко­ва­ния и изъ­яс­не­ния. Попы­ток таких тол­ко­ва­ний сде­лано немало, но к сожа­ле­нию, как пока­зы­вает опыт теку­щего года, ими не только не достиг­нута окон­ча­тель­ная ясность, но в иных слу­чаях, как увидим ниже, вне­сены новые ослож­не­ния в неясно изло­жен­ный Устав о порядке еван­гель­ских чтений.

В насто­я­щей заметке мы попы­та­емся пред­ста­вить общее обо­зре­ние ряда цер­ков­ных чтений и лишь попутно разо­брать осо­бен­ный случай теку­щего года.

Чреда еван­ге­ли­стов. По муд­рому уста­нов­ле­нию Церкви годич­ный круг бого­слу­же­ний, и в част­но­сти литур­гий­ных еван­гель­ских чтений, начи­на­ется от Дня Пасхи и про­сти­ра­ется до сле­ду­ю­щей Пасхи. Солнце Правды, Хри­стос, востав из Гроба, посы­лает свои све­тила, еван­ге­ли­стов, оси­я­вать землю на всякий день. И первым све­ти­лом над цер­ков­ной твер­дью вос­хо­дит Иоанн, кото­рый уже в пас­халь­ную литур­гию оза­ряет нас пер­выми сло­вами своего благовествова́ния: «В начале бе Слово». Путь Иоан­нов про­сти­ра­ется на семь седми́ц Пяти­де­сят­ницы, за исклю­че­нием лишь трех дней (втор­ника Пасхи, Недели жен миро­но­сиц и чет­верга Воз­не­се­ния), когда чита­ются зачала из других Еван­ге­лий.

Иоан­ново бла­го­вест­во­ва­ние закан­чи­ва­ется в литур­гию Пяти­де­сят­ницы (Троицы). А на другой день, в Поне­дель­ник Свя­того Духа, вос­хо­дит све­тило Мат­фе­ево и гос­под­ствует в про­дол­же­ние сем­на­дцати седмиц, впро­чем вместе с Марком, кото­рый после полных один­на­дцати седмиц (77 дней) еди­но­вла­стия Мат­фе­ева высту­пает с поне­дель­ника 12‑й сед­мицы по Пяти­де­сят­нице и в тече­ние сле­ду­ю­щих шести седмиц (12‑й – 17‑й) огла­шает своим бла­го­вест­во­ва­нием будние (сед­мич­ные) дни (поне­дель­ник, втор­ник, среда, чет­верг, пяток), остав­ляя Матфею все суб­боты и Недели (вос­кре­се­нья). Так Матфей сна­чала один, потом сопут­ству­е­мый Марком, оза­ряет еван­гель­ским светом сле­ду­ю­щие за Пяти­де­сят­ни­цей сем­на­дцать седмиц, то есть 119 дней, в том числе сем­на­дцать суббот и сем­на­дцать Недель (вос­кре­се­ний). Эти сед­мицы в Уставе так и назы­ва­ются Мат­фе­е­выми.

За Мат­феем начи­нает свое поприще Лука и благовеству́ет сна­чала один, в тече­ние две­на­дцати полных седмиц, затем с Марком, кото­рый опять при­ем­лет будние дни, остав­ляя Луке все суб­боты и Недели.

Содру­же­ство Луки с Марком про­дол­жа­ется до Триоди в тече­ние четы­рех седмиц (13‑й – 16‑й), а затем и в период Триоди – в сед­мицы мытаря́ и фари­сея и блуд­ного и окан­чи­ва­ется в суб­боту мясо­пуст­ную. Эти дни и недели име­ну­ются в Уставе Луки­ными и обни­мают в сумме период в восе­мь­на­дцать седмиц, точнее 125 дней, в том числе 90 буд­нич­ных дней (60 Луки­ных и 30 Мар­ко­вых), 18 суббот и 174) вос­кре­се­ний (все Лукины).

Затем сле­дует сед­мица сырная с зача­лами из Луки и Матфея, суб­боты и Недели Вели­кого поста, где пре­об­ла­дает Марк, доселе вла­дев­ший лишь днями сед­мич­ными… И мы, нако­нец, по Страстно́й сед­мице, при­хо­дим ко вратам новой Пасхи.

Празд­ник Воздви́жения Креста – пере­лом пас­халь­ного года. Итак, все поприще еван­гель­ских чтений явно рас­па­да­ется на четыре звена, или отдела: I. Пяти­де­сят­ница (7 седмиц и один день, 50 дней), II. «Мат­фе­евы сед­мицы» (17 седмиц, или 119 дней), III. «Лукины сед­мицы» – до Триоди (16 седмиц, точнее 111 дней) и IV. Триодь. Всего 50 Недель, столько же суббот и столько же будних пятери́ц, за выче­том пяте­риц Вели­кого поста, остав­лен­ных без еван­гель­ских зачал.

Эта рос­пись еван­гель­ских чтений осу­ществ­ля­лась бы на прак­тике без всяких затруд­не­ний, если бы еван­гель­ский год всегда рав­нялся 50 сед­ми­цам. Но на самом деле мы знаем, что Пасха есть празд­ник пере­хо­дя­щий, и каждая сле­ду­ю­щая Пасха то уходит (вос­хо­дит) от преды­ду­щей за пре­делы ее годов­щины, то при­бли­жа­ется к ней (сни­жа­ется), пред­ва­ряя эту годов­щину, и пас­халь­ные годы поэтому бывают то длин­нее (рас­ши­ря­ясь до 55 седмиц), то короче (сжи­ма­ясь до 50). При этом ука­зан­ные рас­ши­ре­ние и сжатие могут про­ис­хо­дить на обоих, так ска­зать, концах пас­халь­ного года, то есть вслед­ствие пере­ме­ще­ния преды­ду­щей или после­ду­ю­щей Пасхи ранняя преды­ду­щая Пасха рас­ши­ряет пас­халь­ный год, но то же делает и позд­няя после­ду­ю­щая; позд­няя преды­ду­щая Пасха сокра­щает пас­халь­ный год, но то же делает и ранняя после­ду­ю­щая.

Спра­ши­ва­ется: 1) Как же при таком посто­ян­ном «пре­пла­ва­нии» годо­вых седмиц в зави­си­мо­сти от Пасхи может быть твердо уста­нов­лен и при­креп­лен выше­опи­сан­ный ряд Еван­ге­лий всего года? 2) Какими еван­гель­скими зача­лами должны быть огла­ша­емы сед­мицы того пас­халь­ного года, в кото­ром число седмиц более 50?

На оба вопроса Цер­ковь дала ответ в своем Уставе.

Прежде всего, она водру­зила среди теку­щих недель некий непо­движ­ный устой, явля­ю­щийся сре­до­то­чием пас­халь­ного года. Это – празд­ник Воздви́жения Честна́го Креста Гос­подня. «Крест воздвиза́ем» как бы про­сти­рает один свой конец к преды­ду­щей Пасхе, а другой – к гря­ду­щей и зна­ме­нует пере­лом пас­халь­ного года.

Как же ска­зы­ва­ется этот пере­лом на круге еван­гель­ских чтений?

Мы уже видели, что в этом круге четыре звена, или отдела. Два из них: Пяти­де­сят­ница (Пентикоста́рион), с преды­ду­щей Пасхой во главе, и Триодь, при­мы­ка­ю­щая к сле­ду­ю­щей Пасхе, неиз­менны, то есть не могут быть ни сокра­щены, ни рас­тя­нуты: Пяти­де­сят­ница не может заклю­чать менее 7 седмиц, Триодь не может быть менее 10.

Оста­ются еще два сред­них звена: сед­мицы Мат­фе­евы (17) и сед­мицы Лукины до Триоди (16). Они, напро­тив, явля­ются тем подвиж­ным и гибким мате­ри­а­лом, бла­го­даря кото­рому явля­ется воз­мож­ным обес­пе­чить еван­гель­скими зача­лами все сед­мицы при любой про­дол­жи­тель­но­сти пас­халь­ного года. Все изме­не­ния, кото­рым под­вер­га­ются назван­ные пери­оды, могут быть све­дены к трем видам: 1) про­пуск или отсе­че­ние конеч­ных зачал ряда, когда в них нет надоб­но­сти, 2) повто­ре­ние уже про­чи­тан­ных зачал, или так назы­ва­е­мая «отступка», когда оста­ется время, а нет зачал, 3) пере­нос зачал из пер­вого (Мат­фе­ева) пери­ода во второй (Лукин).

Вли­я­ние ранней и позд­ней Пасхи. Прежде чем гово­рить о част­ных слу­чаях назван­ных изме­не­ний, запом­ним глав­ные поло­же­ния Устава о зна­че­нии празд­ника Воздви́жения Креста в круге еван­гель­ских чтений:

1. «Мат­фе­евы сед­мицы», то есть зачала, начи­на­ясь от Поне­дель­ника Свя­того Духа, идут (чита­ются) до празд­ника Воз­дви­же­ния и никак не далее пятка по Воз­дви­же­нии.

2. «Лукины сед­мицы» (зачала) могут начаться только после празд­ника Воз­дви­же­ния и только от начала, то есть с поне­дель­ника, с 10-го зачала.

Только приняв во вни­ма­ние эти два поло­же­ния, мы можем легко усво­ить себе все случаи изме­не­ний в зача­лах Мат­фе­е­вых и Луки­ных.

Пред­ста­вим себе случай самой ранней Пасхи, какая была, напри­мер, в исте­ка­ю­щем пас­халь­ном году. Эта Пасха, ото­дви­нув­шись от непо­движ­ного Воз­дви­же­ния на 22 марта, обра­зо­вала столь боль­шое вме­сти­лище седмиц (22 марта – 14 сен­тября), что, кроме 7 седмиц Пяти­де­сят­ницы, в него вошли все 17 седмиц Мат­фе­е­вых (11 мая – 6 сен­тября) и оста­лась еще пяте­рица дней (7–11 сен­тября), лишен­ная еван­гель­ских зачал (12 и 13 сен­тября имеют свои чтения, так как это соот­вет­ственно суб­бота и Неделя пред Воз­дви­же­нием, а сам празд­ник Воз­дви­же­ния попа­дает на поне­дель­ник, то есть на 14 сен­тября. – Ред.).

Таким обра­зом, при ранней Пасхе все 17 седмиц Мат­фе­е­вых ока­за­лись, так ска­зать, внутри Пасхи, то есть в ее вме­сти­лище.

Возь­мем теперь случай самой позд­ней Пасхи. Эта Пасха, при­бли­зив­шись к непо­движ­ному Воз­дви­же­нию до пре­дела 25 апреля, столь сокра­тила вме­сти­лище седмиц (25 апреля – 14 сен­тября), что, кроме Пяти­де­сят­ницы, в нем могли остаться только 12 полных седмиц Мат­фе­е­вых и пять сед­мич­ных дней 13‑й сед­мицы. Осталь­ные сед­мицы этого звена ока­за­лись вне ряда и не могли быть про­чи­таны на своем месте.

Та же кар­тина наблю­да­ется и на другом конце пас­халь­ного года. Позд­няя (отда­лен­ная) Пасха, увле­кая за собой десять седмиц Триоди, отры­вает Неделю мытаря́ и фари­сея от Луки­ных седмиц, обра­зуя бо́льший или мень­ший про­ме­жу­ток, лишен­ный еван­гель­ских зачал.

Ранняя (при­бли­жен­ная) Пасха, напро­тив, при­дви­гает Триодь иногда вплоть к празд­нику Кре­ще­ния, как, напри­мер, в про­шлом пас­халь­ном году, когда Неделя мытаря́ и фари­сея низо­шла до 11 января. Резуль­та­том этого явля­ется про­пуск зачал даже и в Луки­ном ряде.

Такова общая схема тех пере­дви­же­ний в еван­гель­ских зача­лах, бла­го­даря кото­рым все дни года напа­я­ются еван­гель­ским словом. Необ­хо­димо теперь уяс­нить неко­то­рые част­ные устав­ные вопросы, кото­рые подают повод к затруд­не­ниям и раз­но­гла­сиям, упо­мя­ну­тым в начале заметки. Но прежде чем ста­вить эти вопросы, необ­хо­димо назвать те устав­ные источ­ники, на осно­ва­нии кото­рых могут быть раз­ре­ша­емы подоб­ные вопросы.

Источ­ники Цер­ков­ного Устава чтений. Глав­ным из этих источ­ни­ков явля­ется печа­та­е­мая в начале бого­слу­жеб­ного (напре­столь­ного) Чет­ве­ро­е­ван­ге­лия статья под загла­вием «Ска­за­ние, при­ем­лю­щее всего ле́та число еван­гель­ское и еван­ге­ли­стом прия́тие, отку́ду начи­нают и до где стаю́т».

Это Ска­за­ние (I) явля­ется основ­ным доку­мен­том, от кото­рого исхо­дят и на кото­ром стро­ятся у нас все тол­ко­ва­ния и руко­вод­ствен­ные ука­за­ния отно­си­тельно порядка еван­гель­ских чтений. К сожа­ле­нию, это «Ска­за­ние» изло­жено настолько темно и сбив­чиво, по выра­же­нию Прео­свя­щен­ного Пахо­мия, что попытки обос­но­вать на нем какое-нибудь утвер­жде­ние сво­дятся, в сущ­но­сти, к про­стран­ным, но гада­тель­ным объ­яс­не­ниям этого текста.

Между тем вся тем­нота «Ска­за­ния» зави­сит, к сожа­ле­нию, от крайне неудач­ного пере­вода, в кото­ром налицо и про­пуск слов, и сме­ше­ние тер­ми­нов, и замена одних слов дру­гими, и невер­ная пунк­ту­а­ция.

Нам уда­лось5) достать гре­че­ский текст этого «Ска­за­ния», и притом текст, издан­ный с руко­пи­сей, кото­рыми, несо­мненно, поль­зо­ва­лись пере­вод­чики нашего сла­вян­ского «Ска­за­ния». Это – изда­ние C. F. de Matthaei: Novum Testamentum graece ad codices Mosquenses utriusque bibliothecae St. Synodi et cet. T. primus. Wittenbergae a. MDCCCIII (1803). Наше «Ска­за­ние» нахо­дится здесь на с. 725–727. В ниже­сле­ду­ю­щем изло­же­нии мы будем поль­зо­ваться этим тек­стом для вос­ста­нов­ле­ния истин­ного содер­жа­ния Ска­за­ния (I). Здесь же отме­тим, что уже само загла­вие «Ска­за­ния» должно быть точнее пере­ве­дено с гре­че­ского сле­ду­ю­щим обра­зом: «Ска­за­ние, рас­пре­де­ля­ю­щее годич­ное чтение Еван­ге­лий и пре­ем­ство (διαδοχήν) еван­ге­ли­стов, – отколе начи­на­ются и где окан­чи­ва­ются».

Вторым источ­ни­ком явля­ется печа­та­е­мое в конце того же Еван­ге­лия «Ска­за­ние, еже како должно есть чести́ Еван­ге­лие в седми́цах всего ле́та». Это – извест­ное рас­пи­са­ние зачал, начи­ная с Недели Святой Пасхи, с двой­ным счетом недель: 1–8 – от Пасхи до Пяти­де­сят­ницы, и 1–35 – от Пяти­де­сят­ницы до Недели сыро­пуст­ной.

Это Ска­за­ние (II) известно тем, что не делает ника­кого намека на зна­че­ние празд­ника Воз­дви­же­ния и на воз­мож­ность недо­статка или избытка седмиц под вли­я­нием Пасхи. Неиз­мен­ность тече­ния седмиц при­ни­ма­ется здесь настолько проч­ной, что против каждой Недели обо­зна­ча­ется соот­вет­ству­ю­щий ей глас, и это при­креп­ле­ние гласо́в к Неде­лям про­сти­ра­ется и на началь­ные Недели Триоди!

Тре­тьим источ­ни­ком явля­ются немно­гие ука­за­ния Типи­кона о Еван­ге­лиях дня, Еван­ге­лиях ряда и об отступ­ках.

Нако­нец, чет­вер­тым, менее извест­ным, источ­ни­ком явля­ется «Святое Еван­ге­лие, в порядке цер­ков­ных чтений изло­жен­ное», напе­ча­тан­ное Мос­ков­ской Сино­даль­ной типо­гра­фией в 1904 году, по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­шего Синода. Это так назы­ва­е­мое Евангелие‑а́пракос: оно начи­на­ется с пас­халь­ного Еван­ге­лия и далее исчер­пы­вает все зачала годич­ного круга в том именно порядке, как они чита­ются. В начале книги также нахо­дим «Ска­за­ние, при­ем­лю­щее еван­ге­ли­стом при­я­тие» (III), но напи­сан­ное ясным и почти рус­ским языком. А в конце книги сде­лано боль­шое при­бав­ле­ние, нося­щее такое загла­вие: «Табли́цы (35), измы́шлени и соста́влени Емману́илом Гли­зо­нием, в ни́х же заключа́ются Ева́нгелия неде́льная, подобно и Апо­столи их, и и́ная ну́жная: я́ко, кое у́треннее Ева́нгелие чте́тся и кой гла́с пое́тся во вся́кую Неде́лю, и и́на многа, я́коже в ни́х зри́тся».

В гре­че­ском Еван­ге­лии, содер­жа­щем те же таб­лицы, при­бав­лено еще в особой заметке, что они были исправ­лены по пору­че­нию Свя­тей­шего Пат­ри­арха Иеру­са­лим­ского Хри­са­ифа иеро­ди­а­ко­ном Неофи́том. Из этого мы заклю­чаем: 1) что таб­лицы явля­ются выра­же­нием Устава и прак­тики Иеру­са­лим­ской Церкви и 2) что окон­ча­тель­ный вид они при­няли в начале XVIII сто­ле­тия, ибо свя­ти­тель­ство Пат­ри­арха Хри­са­ифа при­хо­дится на 1707–1731 годы. Соста­ви­тель же таблиц Глизо́ний тру­дился, оче­видно, раньше и, быть может, еще в XVII сто­ле­тии.

В таб­ли­цах Гли­зо­ния6) даются ука­за­ния еван­гель­ских и апо­столь­ских чтений для всех Недель (вос­кре­се­ний) годич­ного круга (за исклю­че­нием Недель Вели­кого поста): надо знать лишь обе Пасхи года, чтобы знать поря­док всех еван­гель­ских чтений и спо­собы отсту­пок7).

Начало Луки­ных зачал. Обра­тимся теперь к част­ным вопро­сам, каса­ю­щимся устава чтений. И, прежде всего, оста­но­вимся на вопросе, когда, с какого дня должно начи­нать чтение Еван­ге­лия от Луки и пола­гать начало Луки­ным сед­ми­цам. И связи с этим вопро­сом легче будет решить и другой вопрос: когда окан­чи­вать сед­мицы Мат­фе­евы?

Ска­за­ние (I) гово­рит в ответ на этот вопрос сле­ду­ю­щее: «От Луки же Святое Еван­ге­лие чтется от начала в поне­дель­ник по Воз­дви­же­нии Креста…». Под­чер­ки­ваем здесь выра­же­ние «от начала», пока­зы­ва­ю­щее, что Еван­ге­лие от Луки должно начи­наться именно с пер­вого поло­жен­ного зачала, 10-го («Во время о́но Ирод четвертовла́стник…»), а оно поло­жено на поне­дель­ник, подобно тому, как и Еван­ге­лие от Матфея начи­на­ется также с поне­дель­ника; с поне­дель­ника при­со­еди­ня­ется и Марк и к Матфею, и к Луке.

Итак, поне­дель­ник не есть только самый ранний срок для вступ­ле­ния Луки, но един­ственно воз­мож­ный день для этого вступ­ле­ния. Не может быть поэтому при­нято мнение Прео­свя­щен­ного Фаддея, пола­га­ю­щего в выше­на­зван­ной статье (с. 571), что в теку­щем пас­халь­ном году «с 15 сен­тября (то есть со втор­ника) должно (было) читаться Еван­ге­лие от Луки, то есть рядо­вые зачала сед­мицы, сле­ду­ю­щей по ука­за­телю (то есть по «Ска­за­нию») за Неде­лей 17‑й».

Воз­ни­кает теперь новый вопрос: в какой же именно «поне­дель­ник по Воз­дви­же­нии Креста» сле­дует начи­нать Еван­ге­лие от Луки? Для огром­ного боль­шин­ства слу­чаев вопрос этот реша­ется совер­шенно просто: поне­дель­ник есть день, сле­ду­ю­щий за вос­кре­се­ньем. Бли­жай­шее к Воз­дви­же­нию вос­кре­се­нье есть Неделя по Воз­дви­же­нии. Итак поне­дель­ник, сле­ду­ю­щий за этой Неде­лей, и есть иско­мый поне­дель­ник – начало Луки­ных седмиц.

По числам сен­тября этот поне­дель­ник будет пере­хо­дить в зави­си­мо­сти от пере­ме­ще­ния самого Воз­дви­же­ния. Это можно видеть из такой таб­лицы:

Воз­дви­же­ниеПятокНеделяЛука
Вос­кре­се­нье (14)192122
Поне­дель­ник (14)182021
Втор­ник (14)171920
Среда (14)161819
Чет­вер­ток (14)151718
Пяток (14)-1617
Суб­бота (14)-1516

Эта таб­личка пока­зы­вает, что из семи воз­мож­ных слу­чаев в шести поне­дель­ник по Воз­дви­же­нии сле­дует за Неде­лей по Воз­дви­же­нии. Но седь­мой случай создает неко­то­рое затруд­не­ние. Это – случай, когда само Воз­дви­же­ние бывает в Неделю. Мы знаем, что по Уставу при этом сов­па­де­нии недель­ная служба со всеми своими осо­бен­но­стями совер­шенно упразд­ня­ется: Недели как бы нет. Но все-таки сле­ду­ю­щий день назы­ва­ется поне­дель­ни­ком, и мы должны решить, с этого ли поне­дель­ника (15 сен­тября) начи­нать Лукино бла­го­вест­во­ва­ние, или с поне­дель­ника 22 сен­тября, сле­ду­ю­щего за Неде­лей по Воз­дви­же­нии, то есть сле­до­вать ли букве выра­же­ния «поне­дель­ник по Воз­дви­же­нии», или под­чи­ниться боль­шин­ству слу­чаев, создав­шему вывод: поне­дель­ник по Воз­дви­же­нии сле­дует за Неде­лей по Воз­дви­же­нии.

В иеру­са­лим­ских таб­ли­цах Гли­зо­ния при­нято послед­нее реше­ние: Лукины сед­мицы там начи­на­ются в период 16–22 сен­тября, в зави­си­мо­сти от дня, на кото­рый при­хо­дится Воз­дви­же­ние.

Прео­свя­щен­ный Пахо­мий в выше­упо­мя­ну­той статье про­странно дока­зы­вает пра­виль­ность именно этого порядка, ссы­ла­ясь, в каче­стве ана­ло­гии, на Устав чтения Псал­тири, изло­жен­ный в 17‑й главе Типи­кона. По этому Уставу чтение трех кафизм на утре­нях начи­на­ется также с поне­дель­ника по Воз­дви­же­нии, но здесь ясно ука­зы­ва­ется, что этот поне­дель­ник сле­дует за Неде­лей по Воз­дви­же­нии.

Еще раньше Прео­свя­щен­ного Пахо­мия тот же довод при­во­дил г‑н Лотоц­кий в статье об отступ­ках 1904–1905 пас­халь­ного года («Туль­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти», 1904, № 23–24).

Мы к этому доводу по ана­ло­гии при­ба­вим еще и тот довод по суще­ству, что Недели Лукины должны начи­нать свой исход и вести свой счет от Недели, то есть от вос­кре­се­нья, подобно тому как Иоан­новы сед­мицы ведут счет от Недели Святой Пасхи и Мат­фе­евы – от Недели Пяти­де­сят­ницы. Недели Лукины, начи­на­ясь после Воз­дви­же­ния, не могут счи­тать своей исход­ной точкой день Воз­дви­же­ния. Един­ствен­ной Неде­лей, от кото­рой они могут вести свой счет, может быть только Неделя по Воз­дви­же­нии.

Нако­нец, чтобы не оста­ва­лось ника­кого сомне­ния в спра­вед­ли­во­сти пред­ла­га­е­мого тол­ко­ва­ния, мы укажем на гре­че­ский текст выше­при­ве­ден­ного места из Ска­за­ния (I), где прямо гово­рится: τὸ δὲ κατὰ Λουκὰν ἅγιον εὐαγγέλιον ἀναγινώσκεται ἀπ ἀρχῆς τῇ β. τῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν κυριακῆς, – то есть: «Святое же Еван­ге­лие от Луки чита­ется от начала в поне­дель­ник Недели по Воз­дви­же­нии». Вместо недели (κυριακῆς) сла­вян­ский пере­вод­чик поста­вил Креста, и это ясное место сде­ла­лось сбив­чи­вым.

Нако­нец, по сви­де­тель­ству de Matthaei, в неко­то­рых кодек­сах это место чита­ется иначе, и еще яснее: «Лука начи­нает читаться от Недели (вос­кре­се­нья) по Воз­дви­же­нии (ἀπὸ τῆς κυριακῆς μετὰ τὴν ὕψωσιν), ибо тогда бывает и рав­но­ден­ствие, так назы­ва­е­мый новый год»8).

Окон­ча­ние Мат­фе­е­вых зачал. Оста­но­вив­шись таким обра­зом на опре­де­лен­ном реше­нии отно­си­тельно начала седмиц (зачал) Луки­ных, мы теперь легко можем решить и вопрос об окон­ча­нии зачал Мат­фе­е­вых. Об этом в Ска­за­нии (I) читаем: «От Матфея же Святое Еван­ге­лие чтется от поне­дель­ника по Пяти­де­сят­нице, я́же есть Свя­таго Духа, до пятка́ по Воз­дви­же­нии Креста».

Нет сомне­ний, что пяток по Воз­дви­же­нии Креста указан здесь в каче­стве край­него срока, до кото­рого может про­сти­раться чтение зачал Мат­фе­е­вых, ибо за этим пятком сле­дуют суб­бота и Неделя по Воз­дви­же­нии, а затем поне­дель­ник – начало Луки. Мат­фе­евы зачала могут перейти через Воз­дви­же­ние, по нико­гда не могут пере­сту­пить через Неделю по Воз­дви­же­нии, и потому – в двух слу­чаях из семи воз­мож­ных – они должны быть закон­чены до Воз­дви­же­ния, а именно, когда Воз­дви­же­ние при­дется на пяток и на суб­боту. Это пред­став­лено в ниже­сле­ду­ю­щей таб­лице:

Воз­дви­же­ниеПятокНеделяЛука
Вос­кре­се­нье (14)192122
Поне­дель­ник (14)182021
Втор­ник (14)171920
Среда (14)161819
Чет­вер­ток (14)151718
Пяток (14)-1617
Суб­бота (14)-1516

В послед­них двух слу­чаях пяток по Воз­дви­же­нии будет уже после поне­дель­ника Лукина и потому не может быть пре­де­лом Мат­фе­е­вых чтений. В этих слу­чаях конец Мат­фе­е­вых зачал падает на чет­вер­ток или на пяток нака­нуне Воз­дви­же­ния.

Сем­на­дца­тая Неделя Мат­фе­ева. Воз­дви­жен­ские отступки. В насто­я­щем (1915–1916) пас­халь­ном году, начав­шемся самой ранней Пасхой (22 марта), имел место редкий устав­ный случай: была про­чи­тана на своем месте не только вся 17‑я сед­мица Мат­фе­ева, но и Неделя 17‑я (6 сен­тября), то есть зачало 62 – «О жене ханане́янке». В неболь­шом по раз­ме­рам Ска­за­нии (I) этому зачалу посвя­щено довольно боль­шое заме­ча­ние, изло­жен­ное (то есть пере­ве­ден­ное), к сожа­ле­нию, столь неудачно, что было бы напрас­ным трудом найти в нем под­лин­ный смысл без помощи гре­че­ского текста. Вот эти строки, цити­ру­е­мые во всех посо­биях и руко­вод­ствах по Уставу и слу­жа­щие един­ствен­ным осно­ва­нием для учения о «внутрь-Пасхе» и «вне-Пасхе»:

И у́бо седмьна́десять седми́ц, суббо́т и неде́ль то́кмо и́мут, за е́же мали́жды чита́тися седмьна́десятим седми́цам Матфе́овым, но а́ще бу́дет вну́трь Па́сха. Аще бо вне́ Па́сха бу́дет, ника́коже си́речь и́мать чита́тися и сия́ седмаяна́десять седми́ца, возвраща́йся вспя́ть и отню́дуже хо́щеши чти́ пя́ть дне́й.

Гре­че­ский текст дает здесь совер­шенно ясные мысли, а именно: «Сем­на­дца­тая сед­мица имеет только суб­боту-неделю» (σαββατοκυριακὸν μόνον ἔχει), то есть за 17‑м вос­кре­се­ньем не сле­дуют (в рас­пи­са­нии зачал) сед­мич­ные зачала: у этой 17‑й Недели нет про­дол­же­ния, ею закан­чи­ва­ется Мат­феев ряд. Почему? – Потому что «редко (мали́жды, σπανίως) при­хо­дится читать эту 17‑ю сед­мицу, даже если Пасха внутрь (ἔσω πάσχα), если же Пасха вне (ἔξω πάσχα), то нико­гда (οὐδαμοῦ, ника́коже) не при­хо­дится. Если же однако (ἐι γουν, а пере­вод­чик читал: ἤγουν, си́речь) при­дется читать и эту 17‑ю сед­мицу, воз­вра­щайся вспять и откуда хочешь читай (из Матфея) пять дней» (то есть до сле­ду­ю­щей суб­боты).

Живое при­ме­не­ние это ука­за­ние устав­ного «Ска­за­ния» имело как раз в теку­щем году. Неделя (вос­кре­се­нье) 17‑я сов­пала с 6 сен­тября 1915 года. Что читать далее в сед­мич­ные дни (7–11 авгу­ста) до суб­боты пред Воз­дви­же­нием? Эти пять дней должны быть взяты при помощи отступки (воз­вра­щайся вспять), то есть повто­ре­ния пяти любых дней из про­чи­тан­ных уже зачал Мат­фе­е­вых.

Но Ска­за­нием (I) не преду­смот­рено даль­ней­шее затруд­не­ние. Ука­зан­ными пятью днями мы дойдем до суб­боты пред Воз­дви­же­нием (то есть в истек­шем пас­халь­ном году), займем дни 7–11 сен­тября. Но лишен­ными еван­гель­ских зачал ока­зы­ва­ются еще втор­ник (15‑е), среда (16‑е), чет­вер­ток (17‑е) и пяток (18‑е) после Воз­дви­же­ния. Это лише­ние не преду­смот­рено ника­ким Уста­вом. Не гово­рит о нем и Прео­свя­щен­ный Пахо­мий в своей статье, как не гово­рит, впро­чем, и о первой пяте­рице дней, потреб­ной для чисел 7–11 сен­тября9).

Затруд­не­ние может быть решено только един­ствен­ным спо­со­бом: воз­вра­ще­ние вспять, то есть отступка, должна быть сде­лана не на одну, а на две пяте­рицы дней. Эта двой­ная отступка будет необ­хо­дима только для тех годов, в кото­рые Пасха при­хо­дится на 22 или 23 марта. В осталь­ные годы с ранней Пасхой (24–31 марта) доста­точно одной пяти­днев­ной отступки.

«Внутрь-Пасха» и «вне-Пасха». Нельзя здесь обойти мол­ча­нием вопрос, что такое «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха», упо­ми­на­е­мые в выше­при­ве­ден­ном темном месте «Ска­за­ния». Оно гово­рит: «17‑я сед­мица чита­ется редко, даже если и внутрь-Пасха; если же вне-Пасха, то нико­гда не чита­ется». Оче­видно, гово­рится о той Пасхе, кото­рая влияет на Мат­феев ряд – может и дать, и не дать место 17‑й сед­мице, то есть о преды­ду­щей, началь­ной Пасхе дан­ного пас­халь­ного года. Выше, в обо­зре­нии всей годич­ной схемы еван­гель­ских чтений, мы уже выяс­нили, как Пасха может давать и не давать место сед­ми­цам Мат­фе­е­вым. Мы видели, что ранняя Пасха дает место, позд­няя же сокра­щает Мат­феев ряд, и чем она позд­нее, тем боль­шее число седмиц остав­ляет непро­чи­тан­ными. В «Ска­за­нии» ранняя Пасха назы­ва­ется только точнее: «внутрь Пасха».

Чтобы ура­зу­меть истин­ное зна­че­ние этого тер­мина, надо пред­ста­вить себе, что всякий пас­халь­ный период, или год, начи­на­ется, соб­ственно говоря, с Триоди, кото­рая вся – и по содер­жа­нию своему и по зна­че­нию – обра­щена к гря­ду­щейПасхе, а не к про­тек­шему вре­мени. Закан­чи­ва­ется же пас­халь­ный год Неде­лей по Про­све­ще­нии, до кото­рой дохо­дит зави­ся­щая от пред­ше­ству­ю­щей Пасхи оче­редь гласо́в осмо­гла­сия и утрен­них Еван­ге­лий и до наступ­ле­ния кото­рой исчер­пы­ва­ются Лукины сед­мицы, то есть все сед­мич­ные зачала. Отно­ше­ние новой Пасхи к истек­шему пас­халь­ному году может быть дво­я­кое: 1) новая Пасха может своей Три­о­дью вплоть при­дви­нуться и при­мкнуть к Неделе по Про­све­ще­нии, или же 2) отсту­пать от нее, делая про­ме­жу­ток или разрыв («отступку») между Неде­лей по Про­све­ще­нии и Неде­лей мытаря́ и фари­сея. Первая Пасха будет «внутрь-Пасха» (ἔσω πάσχα), вторая – «вне-Пасха» (ἔξω πάσχα).

Для при­мера рас­смот­рим случай Пасхи 1915 года. Она была самая ранняя (22 марта) Пасха, самая глу­бо­кая «внутрь-Пасха». Это ска­за­лось в том, что ееТриодь нача­лась в самую Неделю по Про­све­ще­нии (11 января) минув­шего пас­халь­ного года: Пасха 1915 года вошла как бы внутрь преды­ду­щего пас­халь­ного года. Кроме Пасхи 22-го, столь же глу­бо­кими «внутрь-Пас­хами» явля­ются Пасхи 23 и 24 марта. При Пасхах 25–31 марта Триодь начи­на­ется в сле­ду­ю­щее за Неде­лей по Про­све­ще­нии вос­кре­се­нье. Это будут тоже «внутрь-Пасхи», хотя и менее глу­бо­кие. Непо­сред­ствен­ность их связи с преды­ду­щим пас­халь­ным годом ска­жется в том, что первая Неделя Триоди сов­па­дет с рядо­вым, оче­ред­ным гласом того года. Так, если в Неделю по Про­све­ще­нии был глас 1‑й, то в Неделю мытаря́ и фари­сея будет глас 2‑й. Так как оче­редь гласо́в ведется от Пяти­де­сят­ницы, то мы и имеем право ска­зать, что новая Пасха в период 25–31 марта будет как бы вхо­дить в состав ста­рого пас­халь­ного года, будет «внутрь-Пасхой».

Все осталь­ные, то есть все апрель­ские Пасхи, будут «вне-Пас­хами», ибо между их Три­о­дью и Неде­лей по Про­све­ще­нии будет пере­рыв, или разрыв: с преж­ним пас­халь­ным годом они свя­зы­ва­ются, так ска­зать, искус­ствен­ными сред­ствами, о чем речь будет ниже.

По обыч­ному мнению, при­ня­тому у нас в посо­биях по Уставу, тер­ми­нами «внутрь-Пасха» и «вне-Пасха» обо­зна­ча­ются не сами Пасхи, а про­дол­жи­тель­ность пас­халь­ного года, то есть срав­ни­вают данную Пасху с буду­щей Пасхой, и если от Пасхи до Пасхи менее года, то это, гово­рят, «внутрь-Пасха», если же более года, то это «вне-Пасха». Так, про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Николь­ский в своем «Посо­бии к изу­че­нию бого­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церкви», при­водя в пример пас­халь­ный год 4 апреля 1865 года – 27 марта 1866 года, назы­вает его «внутрь-Пасхой», а сле­ду­ю­щий год – 27 марта 1866 года – 16 апреля 1867 года – назы­вает «вне-Пасхой»10).

Этому тол­ко­ва­нию сле­дуют и г‑н Бул­га­ков11) и г‑н Лотоц­кий, кото­рый в упо­мя­ну­той уже статье гово­рит, что в 1904–1905 пас­халь­ном году, «то есть от 28 марта 1904 года до 17 апреля 1905 года, имела место вне-Пасха, и притом мак­си­маль­ная»12).

По нашему мнению, ука­зан­ное тол­ко­ва­ние тер­ми­нов Ска­за­ния (I) не выдер­жи­вает кри­тики. Из слов «Ска­за­ния» ясно видно, что «внутрь-Пасхой» или «вне-Пасхой» должна быть названа именно опре­де­лен­ная Пасха – Пасха,начи­на­ю­щая теку­щий пас­халь­ный год и вли­я­ю­щая на состав Мат­фе­ева ряда. В сен­тябре вся­кого года на сед­ми­цах Мат­фе­е­вых ска­жется, была ли Пасха этогогода «внутрь» или «вне». Следуя же выше­из­ло­жен­ному обще­при­ня­тому тол­ко­ва­нию, мы не можем уста­но­вить связи между Пасхой и 17‑й сед­ми­цей Мат­фе­е­вой. Теку­щий пас­халь­ный год, 22 марта 1915 года – 10 апреля 1916 года, сле­дует назвать «вне-Пасхой», если при­нять тол­ко­ва­ние отца Николь­ского, а если так, то в сен­тябре 1915 года мы, следуя «Ска­за­нию», должны бы были ска­зать: аще же вне Пасха будет, ника́коже, тогда как в дей­стви­тель­но­сти в этом-то именно году мы и читали сед­мицу 17‑ю, потому что 22 марта есть«внутрь-Пасха».

Еще пример. Пред­сто­я­щий пас­халь­ный период 10 апреля 1916 года – 2 апреля 1917 года, по тол­ко­ва­нию отца Кон­стан­тина Николь­ского, надо бы назвать «внутрь-Пасхой» (меньше года), но ни в 1916, ни в 1917 годах 17‑я Неделя Мат­фе­ева не будет читаться, ибо в оба эти года будет «вне-Пасха». Вообще, зачало «О жене ханане́янке» чита­ется мали́жды, то есть редко, именно потому, что «вне-Пасха» слу­ча­ется гораздо чаще13), чем «внутрь-Пасха». Пони­ма­е­мые же в смысле разъ­яс­не­ний про­то­и­е­рея Николь­ского «вне-Пасхи» и «внутрь-Пасхи», как известно, посто­янно чере­ду­ются!

Вопрос о суб­бо­тах и Неде­лях. Из преды­ду­щего изло­же­ния нельзя не видеть, что древ­ние цер­ков­ные уста­во­по­лож­ники с вели­чай­шей тща­тель­но­стью опре­де­лили пре­делы еван­ге­ли­стов, «откуду начи­нают и до где стаю́т». Тем уди­ви­тель­нее та лег­кость, с кото­рой новые устав­щики в своих ука­за­ниях и руко­вод­ствах пере­хо­дят эти пре­делы и уставы.

По Уставу, быв­шему доселе пред­ме­том нашего изло­же­ния, под назва­нием Мат­фе­евы сед­мицы и Лукины сед­мицы разу­ме­ются сед­мицы еван­гель­ских зачал, назна­чен­ные не только для будних дней, но и для суб­боты и Недели, сле­ду­ю­щих за каждой пяте­ри­цей будней. Поэтому читать после поне­дель­ника по Воз­дви­же­нии Мат­фе­ево вос­крес­ное зачало так же невоз­можно, как и зачала буд­нич­ные. Равным обра­зом невоз­можно читать Лукино вос­крес­ное зачалораньше Воз­дви­же­ния.

Устав­щики-прак­тики, напро­тив, нахо­дят, что выше­из­ло­жен­ный Устав о пре­де­лах пери­о­дов Мат­фе­ева и Лукина обя­за­те­лен лишь для буд­нич­ных дней, суб­бот­ние же и вос­крес­ные зачала этому Уставу не под­ле­жат. Так, про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Николь­ский в своем «Посо­бии к изу­че­нию Устава» (изд. 7‑е, с. 399) гово­рит: «Коли Пасха будет позд­няя, то от Пасхи до Воз­дви­же­ния прой­дет менее 17 Недель, и тогда из Еван­ге­лия от Матфея зачала для суббот и Недель будут читаться и после Воз­дви­же­ния Креста»!14)

Обрат­ный случаи имеем в ука­за­ниях Прео­свя­щен­ного Фаддея, кото­рый, изоб­ра­жая Устав истек­шего пас­халь­ного года, пишет, между прочим: «В Неделю 18‑ю (13 сен­тября, то есть до Воз­дви­же­ния!) нужно читать, кроме Еван­ге­лия Недели пред Воз­дви­же­нием, и рядо­вое Еван­ге­лие Недели 18‑й (то есть от Луки!); в Неделю 19‑ю (20 сен­тября) сле­дует читать, кроме Еван­ге­лия по Воз­дви­же­нии, и рядо­вое Недели 19‑й (от Луки!)».

Осно­ва­ний для такого отно­ше­ния к Неде­лям нигде мы не нахо­дим, и потому при­хо­дится лишь при­знать его при­выч­ным недо­ра­зу­ме­нием, про­ис­хож­де­ние кото­рого попы­та­емся ниже объ­яс­нить.

Сед­мицы кален­дар­ные и сед­мицы еван­гель­ские. Про­ис­хож­де­ние опи­сан­ного недо­ра­зу­ме­ния можно объ­яс­нить, с одной сто­роны, непра­виль­ным пони­ма­нием тер­ми­нов «вне-Пасха» и «внутрь-Пасха»; с другой – прак­ти­че­ским неудоб­ством Ска­за­ния (II), то есть того ука­за­теля еван­гель­ских чтений, кото­рый печа­та­ется в конце бого­слу­жеб­ного Еван­ге­лия и пред­став­ляет список всех еван­гель­ских зачал, рас­по­ло­жен­ных по сед­ми­цам, с непре­рыв­ным счетом этих седмиц и их Недель от Пяти­де­сят­ницы. Но надо раз­ли­чать кален­дар­ные сед­мицы и сед­мицы еван­гель­ские, кален­дар­ные вос­кре­се­нья и вос­кре­се­нья (Недели) еван­гель­ские:они далеко не всегда сов­па­дают, вернее, почти нико­гда не сов­па­дают.

Кален­дар­ная сед­мица, явля­ясь пери­о­дом в 7 дней, повто­ря­ется в тече­ние года и годов с желез­ной непо­движ­но­стью и одно­об­ра­зием. Так же, в цер­ков­ном году, повто­ря­ется более обшир­ный период восьми гласо́в осмо­гла­сия. Как после чет­верга не может настать суб­бота, так и после сед­мицы гласа 4‑го не может насту­пить сед­мица гласа 6‑го, минуя 5‑й глас. Так же вра­ща­ется, нако­нец, еще более длин­ный период один­на­дцати утрен­них Еван­ге­лий. Вот почему есть воз­мож­ность при­кре­пить гла́сы к кален­дар­ным сед­ми­цам и утрен­ние Еван­ге­лия к кален­дар­ным вос­кре­се­ньям. Если нам скажут, что завтра будет, напри­мер, 18‑е вос­кре­се­нье после Пяти­де­сят­ницы, то мы можем даже ариф­ме­ти­че­ски вычис­лить, что завтра будут петь 1‑й глас, ибо, вычи­тая из 18 вос­кре­се­ний первое (Всех святых), отдан­ное 8‑му гласу, и полу­чив 17, мы путем деле­ния 17 на 8 узнаем, что период осмо­гла­сия обер­нется за это время дважды, и оста­ток (1) пока­зы­вает оче­ред­ной, первый глас. Это пра­вило будет верно и в отно­ше­нии 32‑й, напри­мер, Недели, в кото­рую поется глас седь­мой: (32 − 1) ÷ 8 = 3 и 7 в остатке. Еще проще вычис­ля­ются утрен­ние Еван­ге­лия – путем деле­ния недель­ной цифры на 11, причем оста­ток пока­зы­вает поряд­ко­вое число Еван­ге­лия. Напри­мер, 28‑я Неделя – 28 ÷ 11 = 2 и 6 в остатке, шестое Еван­ге­лие (при 3‑м гласе осмо­гла­сия).

В ряде же седмиц еван­гель­ских, напро­тив, лишь неко­то­рые сед­мицы при­креп­лены к опре­де­лен­ным сед­ми­цам пас­халь­ного года: таковы 7 седмиц (8 Недель) Триоди Цвет­ной и 10 седмиц Триоди Пост­ной. Первые имеют исход­ную Неделю в Пасхе преды­ду­щей, вторые опи­ра­ются на Пасху пред­сто­я­щую. Что каса­ется седмиц Мат­фе­ева и Лукина ряда, то они не могут быть при­креп­лены к сед­ми­цам кален­дар­ным, ибо под­вер­га­ются изме­не­ниям, о кото­рых гово­рено выше, а именно, сед­мицы зачал еван­гель­ских или отстаютот тече­ния кален­дар­ных седмиц (при про­пуске), или повто­ря­ются в двух сед­ми­цах (при отступ­ках), или дого­няют тече­ние седмиц, хотя и поздно (при пере­носе). И все это дела­ется вслед­ствие раз­но­об­ра­зия сроков Пасхи. Вот почему явля­ется крайне неудоб­ным вести сплош­ной счет сед­ми­цам Мат­фе­е­вым и Луки­ным от Пяти­де­сят­ницы, в осо­бен­но­сти же с ука­за­нием при этом гласо́в Окто­иха. Следуя этому сплош­ному счету, ука­зы­ва­е­мому Ска­за­нием (II), Неделя о Закхее (Луки зач. 94), напри­мер, есть Неделя 32‑я, глас 7‑й. А между тем в теку­щем, напри­мер, году она была 37‑м вос­кре­се­ньем от Пяти­де­сят­ницы и потому сов­пала с 4‑м гласом. Судя по Ска­за­нию (II), Неделя о чудес­ном лове рыбы (Луки зач. 17) есть 18‑е вос­кре­се­нье от Пяти­де­сят­ницы, глас 1‑й. На самом же деле такое сов­па­де­ние может быть только в те годы, когда Пасха бывает в дни 31 марта – 6 апреля, то есть в семи слу­чаях из 35 воз­мож­ных.

Ука­зан­ные неудоб­ства могут ста­вить неопыт­ных устав­щи­ков в край­нее затруд­не­ние. А потому весьма жела­тельно усво­ить из «Свя­таго Еван­ге­лия, в порядке цер­ков­ных чтений изло­жен­наго», поря­док счис­ле­ния от Пяти­де­сят­ницы лишь для еван­гель­ских седмиц Мат­фе­е­вых. Для Луки­ных же ввести счет отНедели по Воз­дви­же­нии и назы­вать, напри­мер, Неделю о чудес­ном лове – Неде­лей 1‑й по Воз­дви­же­нии, Неделю о гада­рин­ском бес­но­ва­том (23‑я) – Неде­лей 6‑й по Воз­дви­же­нии и т. д.

Но и при этом необ­хо­димо иметь в виду, что ука­зан­ное счис­ле­ние будет отно­сится лишь к еван­гель­ским сед­ми­цам ряда. Но ряд может пре­ры­ваться и счет нару­шаться зача­лами, сто­я­щими вне ряда. О них сле­дует ска­зать особо.

Еван­гель­ские зачала вне ряда. Это – зачала пред­праздн­ствен­ные и попраздн­ствен­ные. Таковы в ряду Мат­фе­е­вом Неделя пред Воз­дви­же­нием с суб­бо­той, о них мы уже гово­рили. В период Луки­ных чтений таких «изряд­ных» зачал больше, а именно: 1) Неделя святых пра́отец, 2) Неделя святых отец, или Неделя пред Рож­де­ством Хри­сто­вым, с суб­бо­той, 3) Неделя по Рож­де­стве Хри­сто­вом, 4) Неделя пред Бого­яв­ле­нием (Про­све­ще­нием), 5) Неделя по Бого­яв­ле­нии (Про­све­ще­нии).

Из этих пяти недель, вне ряда сущих, четыре послед­ние имеют свои зачала еван­гель­ских чтений и нару­шают таким обра­зом рядо­вое тече­ние вос­крес­ных Луки­ных зачал15). А именно Устав (см. Типи­кон) прямо и реши­тельно пове­ле­вает оста­вить, то есть не читать рядо­вые зачала в Недели святых пра́отец и святых отец; умал­чи­вает о рядо­вом зачале в Неделю пред Бого­яв­ле­нием и по Бого­яв­ле­нии, а отно­си­тельно Недели по Рож­де­стве допус­кает воз­мож­ность чтения ряда под зачало, но при усло­вии «аще не будет отступки»16).

Эта воз­мож­ность снятия с оче­реди вос­крес­ных зачал Луки­ных ока­зы­ва­ется бла­го­твор­ной в тех слу­чаях, когда пред­стоит Пасха, более или менее ото­дви­га­ю­щая свя­зан­ную с ней Триодь от Недели по Бого­яв­ле­нии, то есть «вне-Пасха».

Связь Недели по Бого­яв­ле­нии с Три­о­дью. Неделя по Бого­яв­ле­нии есть та точка пас­халь­ного года, с при­бли­же­нием кото­рой взор цер­ков­ного устав­щика обра­ща­ется к гря­ду­щей Пасхе, ибо здесь про­ис­хо­дит сцеп­ле­ние про­тек­шего ряда седмиц с буду­щей Три­о­дью. При уста­нов­ле­нии этой связи Триоди с Неде­лей по Бого­яв­ле­нии могут иметь место шесть слу­чаев и спо­со­бов, в зави­си­мо­сти от пони­же­ния (при­бли­же­ния) и повы­ше­ния (уда­ле­ния) пред­сто­я­щей Пасхи.

1. Если пред­сто­я­щая Пасха будет 22, 23, 24 марта, то Триодь настолько опу­стится к первой поло­вине января, что Неделя мытаря́ и фари­сея сов­па­дет с Неде­лей по Бого­яв­ле­нии. (Про­ме­жу­ток = 0.)

2. Если Пасха при­дется на числа 25–31 марта, то Неделя мытаря и фари­сея будет сле­до­вать непо­сред­ственно за Неде­лей по Про­све­ще­нии. (Про­ме­жу­ток = 1 сед­мица.)

3. Если Пасха под­ни­мется еще выше, до чисел 1–7 апреля, то Неделя мытаря будет уже тре­тьей после Недели по Про­све­ще­нии. (Про­ме­жу­ток = 2 сед­мицы,одно вос­кре­се­нье.)

4. Если Пасха будет еще позд­нее, 8–14 апреля, то мыта­рева Неделя будет чет­вер­той Неде­лей по Про­све­ще­нии. (Про­ме­жу­ток = 3 сед­мицы, двавос­кре­се­нья.)

5. Если Пасха воз­вы­сится до чисел 15–21 апреля, то Триодь нач­нется в пятую от Недели по Бого­яв­ле­нии Неделю. (Про­ме­жу­ток = 4 сед­мицы, три вос­кре­се­нья.)

6. Нако­нец, самая позд­няя Пасха, 22–25 апреля, ото­дви­нет Триодь на шестую Неделю от Недели по Бого­яв­ле­нии. (Про­ме­жу­ток = 5 седмиц, четыревос­кре­се­нья.)

Первый случай был в про­шлом году, 1915, когда Триодь была начата 11 января. В устав­ном отно­ше­нии этот случай не пред­став­ляет затруд­не­ний. Вместе с еван­гель­ским зача­лом Недели по Про­све­ще­нии чита­ется и Еван­ге­лие о мытаре и фари­сее (Луки зач. 89). Нечи­тан­ные же в этом году (снятые с оче­реди, по при­чине сов­па­де­ния с празд­ни­ками. – Ред.) зачала Лукины совсем остав­ля­ются непро­чи­тан­ными («Аще же когда пре­из­бу­дет Недель сих, – гово­рит Устав, – оста­вив, блюди ряд о мытари́ и фари­сеи»).

Второй случай также не пред­став­ляет затруд­не­ний. Нечи­тан­ные Недели и здесь про­пус­ка­ются.

Третий случай пред­став­ляет уже разрыв между Неде­лей по Про­све­ще­нии и Три­о­дью. Тогда, по ука­за­нию Типи­кона, сле­дует счи­тать вспять и воз­вра­титься на мимо­шед­шие Недели (то есть непро­чи­тан­ные недель­ные зачала). Пред­по­ло­жим, что таких запас­ных зачал у нас три: 13‑й (30‑й) Недели – о вопро­ше­нии бога­того юноши, 14‑й (31‑й) – о слепце Иери­хон­ском и 15‑й (32‑й) – о Закхее. Спра­ши­ва­ется, кото­рое из них брать для той, про­ме­жу­точ­ной Недели? Разу­ме­ется, послед­нее, ибо Устав ука­зы­вает идти в счете вспять:первой черед­ной Неде­лей пред мыта­ре­вой Неде­лей будет Зак­хе­ева, кото­рая всегда пред­ше­ствует Триоди.

Чет­вер­тый случай – это случай теку­щего, 1916, года. Неделя по Про­све­ще­нии была 10 января. Мыта­рева – 31 января. Какие зачала должны читаться в Недели 17 и 24 января? Идя вспять, по выше­упо­мя­ну­тому пра­вилу Типи­кона, полу­чаем ответ на это: 24-го – о Закхее, а 17-го – о слепце Иери­хон­ском (Луки зач. 93).

Послед­ние два случая са́мой позд­ней Пасхи тре­буют трех и четы­рех еван­гель­ских зачал (вос­крес­ных. – Ред.). От Луки­ных зачал оста­ется в запасе еще 3‑е от конца, то есть 13‑я (30‑я) Неделя – о вопро­ше­нии бога­того юноши. Оно и чита­ется в тех слу­чаях, когда тре­бу­ются три про­ме­жу­точ­ных недель­ных зачала. На тот же случай, когда их потре­бу­ется четыре, име­ется особое ука­за­ние в Ска­за­нии (I). Вот оно: «Аще, за еже не сни́зитися Па́сце, не доста­нет и в Луце́ суббот и Недель, чтется тамо сия Неделя Мат­фе­ева (17‑я), яже есть Ханааны́ня,прежде Зак­хе­евы». По-гре­че­ски это ука­за­ние чита­ется несколько иначе, а именно: «А если вслед­ствие уда­ле­ния Пасхи (διὰ τὸ μηκύνεσθαι τὸ πάσχα) не доста­нет и в Луке суб­боты-Недели, то чита­ется там эта, 17‑я Неделя Мат­фе­ева», то есть о Ханане́янке, прежде Закхея17). И так как зна­ме­ни­тая 17‑я Неделя Мат­фе­ева, о кото­рой немало мы гово­рили выше, чита­е­мая на своем месте (то есть на ряду, а не под зачало) лишь при Пасхе 22 марта, – она пере­но­сится к Триоди в случае недо­статка Луки­ных Недель, то есть вос­крес­ных зачал18).

Нельзя, нако­нец, умол­чать о случае, когда третье от конца Лукино недель­ное зачало (91‑е) может быть «пред­про­чтено» до Рож­де­ства Хри­стова. Это в те годы, когда Воз­дви­же­ние Креста Гос­подня бывает в пят­ницу или суб­боту: в эти годы Неделя пра́отец бывает 13‑й, а не 12‑й в ряде Луки­ных Недель (то есть после повоз­дви­жен­ской Недели), и в запасе ока­жутся лишь Недели 14‑я и 15‑я. Тогда может ока­заться нужда в новом зачале, кроме 17-го Мат­фе­ева. Устав Гли­зо­ния реко­мен­дует в таком (редком) случае брать и 16‑ю Мат­фе­еву Неделю (зачало 105: Притча о талан­тах)19).

Сед­мич­ные чтения. Оста­ется упо­мя­нуть об отступке на сед­мич­ные зачала, ибо до сего вре­мени мы гово­рили о зача­лах недель­ных в пред­две­рии Триоди. Сед­мич­ные зачала добы­ва­ются путем отступки вспять, то есть с конца вглубь Луки­ных седмиц, откуда берутся одна, две, три и более сед­мич­ных пяте­риц с суб­бо­тами. Мат­фе­ева Неделя 17‑я, когда чита­ется в ряде Луки­ных Недель, влечет за собой и пред­ше­ству­ю­щую свою сед­мицу.

Такой пере­нос 17‑й «Мат­фе­е­вой» (в сущ­но­сти, Мар­ко­вой) сед­мицы к Неделе о Закхее дает мысль о воз­мож­но­сти (в году с позд­ней преды­ду­щей Пасхой) исполь­зо­вать сед­мицы Мат­фе­евы, кото­рые, когда бывает «вне-Пасха», оста­ются непро­чи­тан­ными на своем месте. При­ме­няя такую отступку20), мы, вместо того, чтобы повто­рить зачала свя­того Марка из Лукина ряда, дочи­ты­ваем зачала того же Марка из ряда Мат­фе­ева.

Заклю­че­ние. Итак, пред­ло­жим глав­ней­шие выводы.

1. Еван­гель­ский год рас­па­да­ется на четыре ряда: 1) Пяти­де­сят­ница, 2) Мат­фе­евы еван­гель­ские сед­мицы, 3) Лукины еван­гель­ские сед­мицы, 4) Триодь.

2. Первые три ряда обра­щены к пред­ше­ство­вав­шей им Пасхе; Триодь – к гря­ду­щей.

3. Неделя по Бого­яв­ле­нии (Про­све­ще­нии) есть грань между двумя Пас­хами.

4. «Внутрь-Пасхой» назы­ва­ется такая (ранняя) Пасха, кото­рая своей Три­о­дью непо­сред­ственно, без про­ме­жутка или отступки, при­мы­кает к преды­ду­щей Неделе по Про­све­ще­нии.

5. «Вне-Пасхой» назы­ва­ется такая (позд­няя) Пасха, кото­рая ото­дви­гает Триодь от Недели по Про­све­ще­нии и пола­гает между ними отступку, или про­ме­жу­ток, в кото­ром уме­ща­ются одна, две, три и даже четыре Недели (вос­кре­се­нья).

6. Святая и Вели­кая Неделя Пасхи откры­вает ряд зачал Еван­ге­лия от Иоанна, про­сти­ра­ю­щийся до Недели Пяти­де­сят­ницы.

7. Поне­дель­ник Свя­того Духа – начало зачал Мат­фе­е­вых; Неделя всех святых – первая Неделя Мат­фе­ева.

8. Неделя по Воз­дви­же­нии есть грань, за кото­рую не про­сти­ра­ется Матфей и ранее кото­рой не начи­на­ется Лука.

9. Все сем­на­дцать еван­гель­ских седмиц Мат­фе­е­вых чита­ются лишь в годы «внутрь-Пасхи». «Вне-Пасха» более или менее сокра­щает Мат­феев ряд.

10. Пасха не влияет на состав Лукина ряда.

11. Поряд­ко­вый счет еван­гель­ских седмиц в боль­шин­стве слу­чаев не сов­па­дает с сед­ми­цами осмо­гла­сия. Поэтому сед­мицы Лукина ряда должны бы иметь свой поряд­ко­вый счет.

12. Еван­гель­ские зачала 13‑й, 14‑й и 15‑й Недель Лукина ряда чита­ются на ряду (под зачало) лишь в том случае, если пред­стоит «внутрь-Пасха» (то есть не будет кре­щен­ской отступки. – Ред.). Если же пред­стоит «вне-Пасха», они соблю­да­ются непро­чи­тан­ными для запол­не­ния отступки перед Три­о­дью.

13. При отступке в четыре Недели, перед зача­лом Недели Луки­ной 15‑й (32‑й), о Закхее, чита­ется зачало 17‑й Мат­фе­е­вой Недели – о жене ханане́янке, кото­рое на ряду (в Мат­фе­е­вых Неде­лях. – Ред.) чита­ется только в случае самой ранней Пасхи (22 марта).

14. Запол­не­ние сед­мич­ных дней при отступке совер­ша­ется посред­ством воз­вра­ще­ния вспять, то есть повто­ре­нием зачал, уже читан­ных.


1) Печа­та­ется по изд.: «Цер­ков­ные ведо­мо­сти», 1916, №№ 7 и 9. Под «теку­щим годом» в статье име­ется в виду 1916 год, с Пасхой 10 апреля ст. ст. Автор, П. М. Миро­но­сиц­кий, был зна­то­ком Цер­ков­ного Устава и цер­ков­но­сла­вян­ского языка. Его перу, в част­но­сти, при­над­ле­жат аргу­мен­ти­ро­ван­ные статьи в защиту цер­ков­но­сла­вян­ского языка при бого­слу­же­нии, а также две извест­ные работы по литур­гике: «Вос­кре­се­ния день. Пасха – Хри­стос Изба­ви­тель в пес­но­пе­ниях пас­халь­ной утрени», СПб., 1912, и «Пяти­де­сят­ницу празд­нуем. Тайна Пре­свя­той Троицы и Уте́шитель – Дух Святый в пес­но­пе­ниях Недели Пяти­де­сят­ницы», СПб., 1913. Данная статья, заме­ча­тель­ная по устав­ному содер­жа­нию, вышла в 1916 году в Пет­ро­граде и отдель­ной бро­шю­рой (48 с.). В 1956 году она была напе­ча­тана с незна­чи­тель­ными сокра­ще­ни­ями без под­писи автора в «Жур­нале Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии» (№ 12, с. 16–25). – Ред.

2) Архи­епи­скоп Фаддей (Успен­ский) погиб в годы гоне­ний на Цер­ковь. Кано­ни­зо­ван Архи­ерей­ским Собо­ром Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви в 1997 году. – Ред.

3) Пере­пе­ча­тана в киев­ском жур­нале «Про­по­вед­ни­че­ский листок», 1915, ноябрь.

4) 18‑е вос­кре­се­нье (мясо­пуст­ное) при­над­ле­жит уже Матфею.

5) Бла­го­даря про­све­щен­ной помощи проф. Н. Н. Глу­бо­ков­ского, кото­рому при­но­сим здесь искрен­нюю бла­го­дар­ность.

6) Прео­свя­щен­ный Пахо­мий в выше­на­зван­ной статье своей посвя­щает таб­ли­цам Гли­зо­ния исклю­чи­тель­ное вни­ма­ние, дока­зы­вая полную прак­ти­че­скую их при­год­ность и согла­сие с дан­ными Уста́вного Ска­за­ния (I), печа­та­е­мого в напре­столь­ном Еван­ге­лии… Но по непо­нят­ному lapsus oculi aut calami (глаз­ная ошибка или описка. – Ред.), Прео­свя­щен­ный автор повсюду и мно­го­кратно назы­вает Гли­зо­ния (Γλυζώνιος) Гав­зо­нием!

7) Таб­лицы Гли­зо­ния, с неко­то­рыми изме­не­ни­ями и неис­прав­но­стями и без упо­ми­на­ния автора, печа­та­лись еще ранее 1904 года – в книге Ив. Косо­ла­пова «Меся­це­слов Пра­во­слав­ной Кафо­ли­че­ской Церкви», Изд. 2‑е. Сим­бирск, 1880.

8) Novum Testamentum graece… Т. 1, 1. С. 727 – при­ме­ча­ние 46.

9) Прео­свя­щен­ный Фаддей, как мы видели, счи­тает воз­мож­ным занять дни 15–18 сен­тября уже Луки­ными зача­лами. А про­то­и­е­рей Кон­стан­тин Николь­ский бла­го­по­лучно обхо­дит этот вопрос потому только, что слиш­ком неточно делает свои вычис­ле­ния в отно­ше­нии года с Пасхой 22 марта: по его мнению, в такой год (то есть, напри­мер, в теку­щий 1915–16) сем­на­дца­тая Неделя (вос­кре­се­нье) будет Неде­лей пред Воз­дви­же­нием (?). За 17‑й Неде­лей (вос­кре­се­ньем) оста­ется пять дней до Воз­дви­же­ния, для кото­рых не поло­жено рядо­вых Апо­стола и Еван­ге­лия («Посо­бие к изу­че­нию Устава», изд. 7, с. 401). Но известно, что в 1915 году 17‑я Неделя при­шлась на 6 сен­тября, а Неделя пред Воз­дви­же­нием была 13 сен­тября (нака­нуне Воз­дви­же­ния) и не могло быть пяти дней между этой Неде­лей и Воз­дви­же­нием.

10) «Посо­бие к изу­че­нию Устава», изд. 7, с. 400.

11) «Настоль­ная книга для свя­щенно-цер­ковно-слу­жи­те­лей», изд. 3, с. 693.

12) «Туль­ские епар­хи­аль­ные ведо­мо­сти», 1904, № 23.

13) Διὰ τὸ πολλάκις συμβαίνειν γίνεσθαι τὸ πάσχα ἔξω, как читаем в неко­то­рых гре­че­ских кодек­сах напре­столь­ною Еван­ге­лия.

14) Соот­вет­ственно с этим, оче­видно, тол­ко­ва­нием в «Пра­во­слав­ном кален­даре» на 1916 год на вос­кре­се­нье 25 сен­тября (неделю спустя после Недели по Воз­дви­же­нии) назна­ча­ется зна­ме­ни­тое зачало 62 от Матфея («О жене ханане́янке»). До́лжно, впро­чем, заме­тить, что и на пред­ше­ству­ю­щие этому вос­кре­се­нью будние дни назна­чены не Лукины зачала, а зачала 17‑й сед­мицы Мат­фе­е­вой. Таким обра­зом, Устав о начале Луки­ных зачал здесь все­цело игно­ри­ру­ется.

15) Неделя пра́отец также имеет посто­ян­ное зачало (Луки зач. 76 – о зван­ных на ве́черю), но оно взято из ряда Луки­ных Недель (28‑я = 11‑я).

16) Но при этом сле­дует иметь в виду, что само Рож­де­ство Хри­стово может слу­чится в Неделю и тогда устра­не­ние рядо­вого зачала неиз­бежно.

17) Несмотря на такую ясность при­ве­ден­ного ука­за­ния, Гли­зо­ний в своих таб­ли­цах всегда ставит зачало 17‑й Недели Мат­фе­е­вой после Недели о Закхее, непо­сред­ственно перед Три­о­дью!

18) Мы видим таким обра­зом, что не было ника­кого осно­ва­ния читать 17‑е Мат­фе­ево недель­ное зачало в теку­щем году 17 января: как потому, что в нем не было надоб­но­сти, так и потому, что 6 сен­тября в этом же цер­ков­ном году совер­ши­лась такая ред­кость, как чтение этого зачала на ряду.

19) В начале статьи было упо­мя­нуто, что, по мнению Прео­свя­щен­ного Пахо­мия, в теку­щем году 17 января сле­до­вало читать еван­гель­ское зачало Луки 85 – о десяти про­ка­жен­ных. Это зачало есть 12‑я Неделя Лукина и должно быть про­чи­тано еще до Рож­де­ства, именно перед Неде­лей пра́отец: в эту послед­нюю Неделю всегда чита­ется 11‑е Лукино вос­крес­ное зачало (зач. 76 – о званых на ве́черю), рядо­вое же зачало 12‑й Недели (зач. 85 – о десяти про­ка­жен­ных) ста­но­вится на место зачала Недели 11‑й. Таким обра­зом, зачало 12‑е (29‑е) не сни­ма­ется с оче­реди. Но Прео­свя­щен­ный Пахо­мий сле­дует таб­ли­цам Гли­зо­ния. Гли­зо­ний же делает в ряду Луки­ных Недель много пере­ста­но­вок. Так, 7‑я Неделя у него иногда чита­ется прежде 3‑й, а 6‑я всегда прежде 5‑й, после 9‑й всегда сле­дует 13‑я, кото­рая, появив­шись преж­де­вре­менно, устра­няет из ряда упо­мя­ну­тое зачало 12‑й Недели, и оно ока­зы­ва­ется непро­чи­тан­ным. Вот почему у Гли­зо­ния оно (зачало 12‑й Недели. – Ред.) и появ­ля­ется в про­ме­жу­точ­ные перед Три­о­дью Недели. Однако все-таки непо­нятно, почему оно, для нынеш­него года, всту­пило в оче­редь прежде 14‑й Недели, зачало кото­рой (93‑е) тоже не читано. Упо­мя­ну­тые пере­ста­новки Недель у Гли­зо­ния, к сожа­ле­нию, ничем не обос­но­ваны и потому пред­став­ля­ются про­из­воль­ными.

20) По-види­мому, она именно и преду­смот­рена 7‑м при­ме­ча­нием в «Святом Еван­ге­лии, в порядке цер­ков­ных чтений».

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки