Об отношении православия к иудаизму

прот. Алек­сандр Мень

Оглав­ле­ние


Виньетка

Каково отно­ше­ние Пра­во­слав­ной Церкви к иуда­изму?^

Иуда­из­мом мы назы­ваем рели­гию, кото­рая воз­никла после хри­сти­ан­ства, но очень скоро после него. Была един­ствен­ная основа для трех глав­ных моно­те­и­сти­че­ских рели­гий: эта основа назы­ва­ется Ветхий Завет, создан­ная в рамках и в лоне древ­не­из­ра­иль­ской куль­туры. На этой базе сна­чала воз­ни­кает позд­нее иудей­ство, в лоне кото­рого рож­да­ется Хри­стос и про­по­ве­дуют апо­столы. К концу I сто­ле­тия воз­ни­кает рели­гия, кото­рая назы­ва­ется иуда­изм. Что у нас, у хри­стиан, общего с этой рели­гией? И они, и мы при­знаем Ветхий Завет, только для нас это часть Библии, для них — вся Библия. У нас есть свои устав­ные книги, кото­рые опре­де­ляют цер­ков­ную и бого­слу­жеб­ную жизнь. Это типи­коны, ново­ка­ноны, цер­ков­ные уставы и так далее. Иуда­изм раз­ви­вал ана­ло­гич­ные, но уже свои каноны. В чем-то они сов­па­дают с нашими, в чем-то отде­ля­ются.

Есть два глав­ных отли­чия иуда­изма от хри­сти­ан­ства. Первое: хри­сти­ан­ство стоит на том, что Бог открылся через Иисуса Христа, что было и оста­ется един­ствен­ным и уни­каль­ным спа­си­тель­ным актом сопри­кос­но­ве­ния между Небом и землей. Для иуда­изма Иисус Хри­стос был в лучшем случае вели­ким учи­те­лем морали и веры, послед­ним из биб­лей­ских про­ро­ков. Второе отли­чие: иуда­изм, родив­шись из вет­хо­за­вет­ной рели­гии, почти уже уни­вер­саль­ной, пре­вра­тился в рели­гию наци­о­наль­ную, то есть был отбро­шен в одну из древ­них фаз рели­ги­оз­ного раз­ви­тия. В древ­но­сти, до времен Алек­сандра Маке­дон­ского, все рели­ги­оз­ные тра­ди­ции были тож­де­ственны наци­о­наль­ным. То есть если чело­век был греком, он испо­ве­до­вал гре­че­скую рели­гию, потому что он не мог почерп­нуть инфор­ма­цию нигде, кроме своей семьи, города, своей общины. Наци­о­наль­ные рели­гии явля­ются пере­жит­ком тех древ­них времен. Для иуда­изма это имело зна­че­ние чисто исто­ри­че­ское, потому что он сохра­нял иден­тич­ность изра­иль­ского народа, еврей­ского народа. Но свое миро­вое зна­че­ние он утра­тил.

Как пони­мают бого­из­бран­ность совре­мен­ные иудей­ские свя­щен­ники? Почему они не при­знают Спа­си­теля?^

С точки зрения Библии, бого­из­бран­ность — это при­зва­ние. Каждый народ имеет свое при­зва­ние в исто­рии, каждый народ несет на себе некую ответ­ствен­ность. Изра­иль­ский народ полу­чил от Бога рели­ги­оз­ное мес­си­ан­ское при­зва­ние, и, как гово­рит апо­стол, эти дары неот­ме­нимы, то есть это при­зва­ние оста­ется до конца исто­рии. Чело­век может его соблю­дать или не соблю­дать, быть ему верным, изме­нять ему, но Божие при­зва­ние оста­ется неиз­мен­ным. А почему не при­няли Спа­си­теля? Дело в том, что это не совсем точно. Если бы иудеи не при­няли Христа, то кто бы нам рас­ска­зал о Нем? Кто были те люди, кото­рые напи­сали Еван­ге­лия, посла­ния, кото­рые раз­несли по древ­нему миру весть о Христе? Это были тоже иудеи. Так что одни при­няли, другие не при­няли, так же, как в России или во Фран­ции. Скажем, святая Жанна Д“Арк при­няла, а Воль­тер Его не принял. И у нас тоже — есть Святая Русь, а есть Русь бого­бор­че­ская. Всюду есть два полюса.

Что делать, чтобы не было очень много евреев в духо­вен­стве, в част­но­сти, в Москве?^

Думаю, что это глу­бо­кая ошибка. Я, напри­мер, не знаю ни одного в Москве. У нас при­мерно поло­вина укра­ин­цев, довольно много бело­ру­сов, есть татары, есть много чува­шей. Евреев там нет. Но, по опре­де­ле­нию Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви, по уставу ее, при­ня­тому на соборе, она явля­ется мно­го­на­ци­о­наль­ной Цер­ко­вью. А изгна­ние еврей­ских эле­мен­тов из Церкви надо начи­нать с того, чтобы выне­сти все иконы Бого­ма­тери, кото­рая была доче­рью Изра­иля, выбро­сить иконы всех апо­сто­лов, сжечь Еван­ге­лие и Библию и, нако­нец, повер­нуться спиной к Гос­поду Иисусу Христу, кото­рый был евреем. Эту опе­ра­цию над Цер­ко­вью про­де­лать невоз­можно, но ее пыта­лись про­из­ве­сти несколько раз. Были гно­стики, кото­рые хотели отсечь Ветхий Завет от Нового, но они были при­знаны ере­ти­ками, и Отцы Церкви не допу­стили рас­про­стра­не­ния гно­сти­цизма. Был еретик Мар­кион во II веке, кото­рый пытался дока­зать, что Ветхий Завет — это про­из­ве­де­ние дья­вола. Но он был объ­яв­лен лже­учи­те­лем и изгнан из Церкви. Таким обра­зом, эта про­блема старая и ничего общего с Цер­ко­вью не име­ю­щая.

Хри­сти­ан­ство пришло в мир, неся брат­ство людей. В то время, когда народы уни­что­жали и нена­ви­дели друг друга, оно устами апо­стола Павла про­воз­гла­сило, что во Христе “нет ни эллина, ни иудея, ни вар­вара, ни скифа, ни раба, ни сво­бод­ного”. Это вовсе не озна­чает, что оно отри­цает нали­чие людей разных куль­тур, языков, исто­рий, народ­но­стей. Цер­ковь всегда раз­ви­вала и под­дер­жи­вала все наци­о­наль­ные формы хри­сти­ан­ства. Поэтому, когда мы празд­но­вали тыся­че­ле­тие хри­сти­ан­ства на Руси, мы все, веру­ю­щие и неве­ру­ю­щие, знали, какое огром­ное вли­я­ние Цер­ковь ока­зы­вала на рус­скую куль­туру. Но такое же вли­я­ние она ока­зы­вала и на гре­че­скую, и на рим­скую куль­туру. Вой­дите в храм и посмот­рите, какой огром­ный вклад внес каждый народ в Цер­ковь. О роли Изра­иля я уже сказал: Хри­стос, Дева Мария, Павел, апо­столы. Дальше идут сирийцы: бес­чис­лен­ные муче­ники. Греки: Отцы Церкви. Ита­лийцы: бес­чис­лен­ные муче­ники. Нет народа, кото­рый не внес бы своего вклада в огром­ное и гран­ди­оз­ное здание Церкви. Каждый святой имеет свое оте­че­ство, свою куль­туру. И для нас, живу­щих, по воле Божией, в мно­го­на­ци­о­наль­ном госу­дар­стве, хри­сти­ан­ское умение любить, ува­жать, чтить другие народы явля­ется не каким-то празд­ным допол­не­нием, а жиз­нен­ной необ­хо­ди­мо­стью. Ибо тот, кто не ува­жает чужого народа, не ува­жает себя. Народ, ува­жа­ю­щий себя, всегда будет ува­жи­тельно отно­ситься к другим наро­дам, подобно тому как чело­век, хорошо зна­ю­щий свой язык, ничего не теряет от того, что он знает и любит другие языки. Чело­век, кото­рый любит ико­но­пись и древ­не­рус­ское пение, может любить и Баха, и готи­че­скую архи­тек­туру. Пол­нота куль­туры рас­кры­ва­ется в сов­мест­ном твор­че­стве разных наро­дов.

Еврей-хри­сти­а­нин — самый боль­шой позор для еврея. Ведь Вы чужой и для хри­стиан, и для иудеев^

Это неверно. Хри­сти­ан­ство создано в лоне Изра­иля. Матерь Божия, Кото­рую почи­тают мил­ли­оны хри­стиан, была доче­рью Изра­иля, Кото­рая любила свой народ так же, как каждая пре­крас­ная жен­щина любит свой народ. Апо­стол Павел — вели­чай­ший учи­тель всего хри­сти­ан­ства, был евреем. Поэтому при­над­леж­ность хри­сти­а­нина, тем более пас­тыря, к этому древ­нему роду, име­ю­щему четыре тысячи лет, явля­ется не недо­стат­ком, а чудес­ным ощу­ще­нием, что ты тоже при­ча­стен к Свя­щен­ной исто­рии.

Я совер­шенно чужд наци­о­наль­ных пред­рас­суд­ков, я люблю все народы, но я нико­гда не отре­ка­юсь от своего наци­о­наль­ного про­ис­хож­де­ния, и то, что в моих жилах течет кровь Христа Спа­си­теля и апо­сто­лов, достав­ляет мне только радость. Это для меня просто честь.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки